Тема 30. Межполушарная асимметрия
Цель занятия:охарактеризовать основные функции полушарий головного мозга, а также личностные особенности людей с доминированием одного из полушарий, раскрыть специфику понятий билатеральная индивидуальность и индивидуальный латеральный профиль личности.
Понятия: функции полушарий головного мозга, личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий головного мозга,межполушарная, двигательные и сенсорные виды асимметрий, билатеральная индивидуальность, индивидуальный латеральный профиль личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга у человека: преимущества и способы идентификации.
2. Личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий мозга. Билатеральная индивидуальность.
3. Двигательные и сенсорные виды асимметрий.
4. Индивидуальный латеральный профиль, его влияние на особенности личности человека.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С. 124-132.
Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 1998. С. 183-189.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. С.263-324.
Мотова М.А., Суворова В.В., Туровская З.А. Функциональная асимметрия мозга. – М.: Медицина, 1987.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Сфера, 2003. С.153-220.
Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1983.
Тема 31. Мотивационно-потребностная сфера личности
Цель занятия:проанализировать особенности изучения мотивационной сферы личности в отечественной и зарубежной психологии, раскрыть специфику понимания терминов «нужда», «потребность», «мотив», рассмотреть подходы к классификации потребностей и мотивов личности.
Понятия: мотивационная сфера личности, источник активности, потребность и нужда, виды потребностей, мотив, структура и виды мотивов.
Вопросы для обсуждения:
1. Исследование мотивов и мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
2. Мотивационная сфера личности, ее основные характеристики.
3. Потребность: сущность, виды.
4. Мотив: сущность, структура, виды.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ильин Е.Н. Мотивы и мотивация. – СПб.: Питер, 2000.
Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Учебное пособие для спецкурса. – Пермь, 1971. С. 8-14, 48-58, 69-75.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. С.189-206.
Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. – М.: МГУ,1982. С. 71-80.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.
Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М.: Наука, 1989.
Тема 32. Направленность и мотивированное поведение личности
Цель занятия:сформировать представление об установках и направленности личности, их разновидностях, проанализировать специфику видов мотивации, ее связи с деятельностью, обозначить основные варианты мотивированного поведения личности.
Понятия: установка, виды установок, направленность личности, вилы направленности, мотивация и ее виды, мотивация и деятельность, мотивы агрессии, альтруизма, власти, достижения и избегания неудач.
Вопросы для обсуждения:
1. Установки и направленность личности.
2. Понятие мотивации. Мотивация и деятельность.
3. Мотивированное поведение личности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1980.
Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. – М.: Наука, 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Под ред Б.М.Величковского. – М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 56-77.
Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.
Тема 33. Характер
Цель занятия:рассмотреть специфику понятий «характер» и «темперамент», отметить их специфические особенности и формы взаимодействия, обозначить основные идеи отечественных психологов относительно структуры и свойств структуры характера.
Понятия:характер, характер и темперамент, фенотип, структура характера, черты характера, свойства структуры характера.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие характера, его специфические особенности.
2. Физиологические основы характера. Темперамент и характер.
3. Структура характера и ее свойства.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С 172-179.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 167-172.
Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М.: Наука, 1995.
Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. С. 277-331.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990.С.3-23.
Общая психология / Под ред. А.В.Петровского, 2-е. изд. – М.: Просвещение, 1976. Гл. 17 (глава написана В.С.Мерлиным).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Тема 34. Типологии и акцентуации характеров
Цель занятия:проанализировать различные подходы отечественных и зарубежных психологов к типологии характеров, охарактеризовать сущность, причины, условия возникновения и типологии акцентуаций характера,
Понятия: типы характеров, акцентуации характера, типы акцентуаций характера.
Вопросы для обсуждения:
1. Типологии характеров.
2. Понятие и типологии акцентуаций характера.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 270-288.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 288-315.
Психология и психоанализ характера // Хрестоматия по психологии и типологии характеров /Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М.: Прогресс-Универс, 1993.
Тема 35. Способности
Цель занятия:раскрыть сущность понимания и взгляд на природу способностей в отечественной и зарубежной психологии, рассмотреть различные классификации видов способностей.
Понятия: способности, задатки как природные предпосылки способностей, условия развития способностей, виды способностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Подходы к пониманию способностей в зарубежной и отечественной психологии.
2. Физиологическая основа способностей. Задатки и способности.
3. Виды способностей.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список источников литературы:
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002.
Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5. С.18-30.
Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологический аспект // Философские науки. 1988. №2. С.23-35.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. С.27-58.
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. №5. С.3-11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. С. 15-56.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|