Тема 16. Умения, навыки и привычки. Стиль деятельности
Цель занятия: дать характеристику основных этапов освоения деятельности, систематизировать представления о стиле деятельности.
Понятия: знания, умения, навыки, привычки, упражнения, контроль, перенос, интерференция, стиль, стиль деятельности, структура стиля деятельности, полисистемная характеристика стиля, функции стиля, развитие стиля.
Вопросы для обсуждения:
1. Умение, навыки и привычки. Виды навыков и привычек.
2. Понятие стиля деятельности.
3. Процессуальная и результативная стороны стиля.
4. Внутренние условия стиля и отражение субъектом внешних условий и требований деятельности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 5.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
· Ломов Б.Ф. Проблема деятельности в психологии. С. 149-150.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. 1986. с. 153-181.
Щукин М.Р. Полисистемная характеристика структуры и развития стиля деятельности. // Полисистемное исследование индивидуальности человека. М. 2005. С. 17-49.
Список источников литературы:
Платонов К.К. О системе психологии. М. 1972. с. 153-158.
Волков A.M.. Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция: психологический анализ. М., МГУ, 1987.
Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. С. 36-115.
Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. Под.ред.Б.А.Вяткина - М.: Изд-во ИП РАН, 1999. стр.108-184
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от психологических свойств нервной системы. Казань. 1969.С. 248-253.
Вяткин Б. А., Щукин М.Р. Человек –стиль-социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь, 2007.
Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения. Пермь, 2003.
Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения //Вопр.психол. 1990 №2.С62-69.
Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
Тема 17. Общая характеристика общения
Цель занятия: проанализировать сущность, проблему соотношения категорий «деятельность» и «общение», рассмотреть психологические предпосылки общения.
Понятия: общение, связь общения и деятельности, связь общения и психических процессов, вербальная и невербальная коммуникация.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об общении. Вербальная и невербальная коммуникация.
2. Психологические предпосылки общения.
3. Соотношение категорий общения и деятельности.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11.
Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1996. Глава 4
Список источников литературы:
Бодалев А.А. Личность и общение. М.1995. с. 88-97.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984. Глава 5, с. 242-258.
Леонтьев А.А. Психология общения. М. 1997. с. 234-257.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -М.: Смысл, 1999.
Тема 18. Речь и ее функции
Цель занятия: проанализировать сущность, основные характеристики, функции и физиологические основы речи.
Понятия: речь, язык, слово и синтагма, функции речи, физиологические основы речи.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о речи. Язык и речь.
2. Слово и его основные функции. Основные виды грамматических средств выражения связей и отношений между предметами.
3. Функции речи.
4. Физиологические основы речи.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.
Список источников литературы:
Веккер Л. М. Психика - речь - сознание // Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981.Т. 3. Гл. V. § 5. С. 285—300.
Выготский Л. С. Развитие речи и мышления//Там же. Гл. 2. С. 237—254.
Лурия А. Р. Проблема языка и сознания //Лурия А. Р. Язык и сознание. М, 1979. Лекция I.C. 11—30.
Лурия А. Р. Роль речи впротекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие//Там же. Лекция 6. С. 115—134.
Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А., Речь как объект психологического исследования //Ушакова Т. П., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. М, 1989. Гл. 1.С. 10—60.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. Лурия А. Р. Язык и мозг//Вопросы психологии. 1974. № 1. С. 49—60.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Тема 19. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания
Цель занятия: охарактеризовать процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.
Понятия: структура кодирования речевого высказывания, структура декодирования речевого высказывания, связь речи с неречевыми компонентами, стиль устного выступления.
Вопросы для обсуждения:
1. Процесс кодирования речевого высказывания и его этапы.
2. Процесс декодирования речевого высказывания. Декодирование значений слов, фраз, смысла сообщений, мотивов и отношений.
3. Стиль устного выступления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Петровский А.В. Введение в психологию. М. 1995. Глава 11, С. 286-288.
Немов Р.С. Психология. Книга I.M. 1994. Глава 12, с. 263-282.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с.187-200, 217-250.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.
Логический анализ языка: Ментальные действия.М.,1993.
Потебня А.А.Мысль и язык. Киев, 1993.
Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи.М.,1991.
Ерастов Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М. 1978.
Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. М. 1979.
Тема 20. Виды речи и мышление
Цель занятия: рассмотреть виды речи, связь внутренней и внешней речи, а также речи и мышления.
Понятия: аффективная, диалогическая, устная монологическая речь, письменная, внутренняя, эгоцентрическая речь, речь и мышление.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика аффективной, диалогической и монологической речи.
2. Характеристика письменной речи.
3. Внутренняя речь. Связь внутренней речи с внешней.
4. Соотношение речи и мышления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Язык и Сознание. М. 1979. с. 11-50, 165-181,265-306.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М. 1968. с.39-45, 55-58, 216-228.
Лурия А. Р. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь//Там же. Лекция П. С. 203—216).
Выготский Л. С. Предыстория развития письменной речи//Там же. Т. 3. Гл. 7. С. 77—200.
Выготский Л. С. Развитие устной речи//Выготский Л. С. Собр. соч.: М, 1983. Т. 3. Гл. 6. С. 164—177.,
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий.М, 1993
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М.,1982.
Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.М.,1969.
Рушкевич Е.А. Высшая нервная деятельность при некоторых логических операциях. Киев, 1981.:
Тема 21. Сознание
Цель занятия: проанализировать сущность, основные признаки и функции сознания, связь сознания и деятельности, соотношение уровней и компонентов сознания.
Понятия: сознание, свойства сознания, бытие сознания, рефлексия, деятельностный, когнитивный, регулятивный, коммуникативный, личностный аспекты сознания, функции сознания.
Вопросы для обсуждения:
1. Признаки сознания. Функции сознания.
2. Сознание и деятельность.
3. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания.
4. Структура сознания. Соотношение уровней и компонентов сознания.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 13, С. 88-98.
Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Гл.5, с. 112-115.
Слободчиков В.И., Исаев Е.Н. Психология человека. М., 1995. Гл.6, с. 177-205.
Список источников литературы:
Психология сознания. Хрестоматия/ под ред. Л.В.Куликова. СПб., 2001.
· Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. С.72-92.
· Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение. С.110-137.
· Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. С.149-162.
· Ананьев Б.Г. Взаимосвязи труда, познания и общения в индивидуальном развитии человека. С. 316-327.
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. 1968, с. 353-375.
Годфруа М. Что такое психология М. 1992 г. с. 137-153
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 1981, с.292-317.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 1975, с. 94-101, 124-158, 265-279.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. 1966, с.135-53, 180-183.
Фрейд 3. Забывание иностранных слов. В кн.: Хрестоматия по памяти. 1978, с. 104-119.
Лысюк Л.Е. Особенности первых этапов онтогенеза сознания //Вопросы психологии, 1993 № 2, с.26
Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов - в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997 № 5 с 44.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|