Тема 42. Понятие психологического эксперимента
Цель занятия:рассмотреть сущностную специфику эксперимента как метода исследования в психологии
Понятия:причинно-следственная связь, манипуляция и контроль
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественно-научных и поведенческих).
2. Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).
3. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина «планирование». Планирование содержательное и формальное.
4. Понятия «манипуляция» и «контроль» в эксперименте.
5. Виды реальных экспериментов; подходы к их классификациям.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.
Список источников литературы:
Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.
Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)
Тема 43. Классификация экспериментальных планов и доэкспериментальные схемы исследования. План истинного эксперимента
Цель занятия:рассмотреть различные варианты построения экспериментального исследования и обсудить особенности применения каждого из этих планов
Понятия:экспериментальный план, квазиэкспериментальный план
Вопросы для обсуждения:
1. Доэкспериментальные планы их содержание и возможности применения.
2. Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.
3. Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.
Список источников литературы:
Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.
Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)
Тема 44. Факторный план эксперимента
Цель занятия:проанализировать специфику факторных экспериментальных планов
Понятия:факторный эксперимент, основной эффект, взаимодействие, нестинг
Вопросы для обсуждения:
1. Общее представление о факторных планах.
2. Независимые и зависимые переменные в факторном эксперименте. Схема факторного эксперимента.
3. Виды факторных планов и их особенности.
4. Понятия: основной эффект, взаимодействие и нестинг.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.
Список источников литературы:
Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.
Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)
Тема 45. Специфика и виды корреляционных исследований
Цель занятия:рассмотреть корреляционные исследования и особенности их применения и организации по сравнению с экспериментальными исследованиями
Понятия:корреляционная связь, сравнение групп, Ex post facto исследование (дизайн).
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика корреляционного исследования.
2. Интерпретация корреляционной связи.
3. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; многомерное корреляционное исследование и т.д.
4. Ex post facto исследование (дизайн).
& Список литературы:
Базовый учебник:
Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.
Список источников литературы:
Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)
Занятие 1. Исследование особенностей ощущений и восприятия
Опыт 1.
Цель: Исследование мышечно-суставных ощущений.
Результат:определение величины нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.
Оборудование:разновесы с грузами в граммах, повязка для глаз, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 2.
Цель: Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).
Результат:изучение разностного порога чувствительности
Оборудование: листы с нарисованными на них линиями, по аналогии с линейкой Леманна, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 3.
Цель: Выявление специфика восприятия в деятельности
Результат:исследование роли восприятия в познавательной деятельности.
Оборудование:набор мелких предметов (мел, резинка, ручка, кольцо, монета и.т.п.), протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 4.
Цель: Изучение значения контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта).
Результат:исследование роли объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.
Оборудование:Трафареты сложных геометрических фигур из плотного материала, листы для работы и протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 5.
Цель: Исследование иллюзии установки.
Результат:демонстрация иллюзии веса (иллюзия Мюллера)
Оборудование: шары одинакового размера и разные по весу, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 2. Исследование характеристик разных видов памяти
Опыт 1
Цель: Изучение объема кратковременной памяти.
Результат:исследование объема памяти различными методами (метод Джекобса, вычисление индекса кратковременной памяти).
Оборудование: числовые ряды, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 2.1
Цель: Изучение связи установки и запоминания.
Результат:Определение влияния установки на запоминание информации
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 2.2
Цель: Изучение влияния установки на срок запоминания информации
Результат:Определение влияния установки на срок запоминание информации
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 3
Цель: Сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания
Результат:Исследование продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания.
Оборудование: ряды слов для запоминания по методу «удержанных членов ряда» и по «методу удачных ответов», протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 4
Цель: Сравнение процессов узнавания и воспроизведения.
Результат:Исследование продуктивность процессов узнавания и воспроизведения одного и того же материала.
Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 5
Цель: Исследование факторов влияющих на сохранение материала в памяти.
Результат:Выявление эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов..
Оборудование: слов для запоминания, слова с различной частотой употребления, числовые стимулы, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 3. Диагностика характеристик и видов мышления
Опыт 1
Цель: Исследование влияния прошлого опыта на решение задач.
Результат:Определение ригидности мыслительных процессов.
Оборудование: бланки методики А.С.Лачинса, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 2
Цель: Изучение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «словесный лабиринт».
Результат:Определение подвижности, лабильности мыслительных процессов.
Оборудование: карточки со «словесным лабиринтом», протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 3
Цель: Исследование активности вербального и наглядно-образного мышления.
Результат:Определение вербальной и образной беглости, гибкости.
Оборудование: лист бумаги-протокола.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 4
Цель: Изучение наглядно-образного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.
Результат:оценка наглядно-образного мышления
Оборудование: спички, протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 5
Цель: изучение факторов создающих шаблонность мышления
Результат: Определить факторы шаблонности мышления при решении мыслительной задачи и возможности их преодоления.
Оборудование: задачи требующие при решении отказа от шаблона.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Занятие 4. Определение особенностей воображения и внимания
Опыт 1
Цель: Особенности творческого воображения.
выяснить особенности творческого воображения выраженного в словесной Результат:форме, выбор критериев для оценки творческих работ.
Оборудование: неоконченные тексты, отдельные слова
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 2
Цель: Исследование индивидуальных особенности воображения.
определить степень оригинальности или стереотипности воображения, Результат:уровень сложности воображения, гибкость-ригидность воображения.
Оборудование:тест Дж.Гилфорда "Необычное использование", протокол.
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 3
Цель: Измерение устойчивости и концентрации внимания.
Результат:исследование индивидуальной динамики устойчивости внимания
Оборудование:корректурная проба Бурдона-Анфимова, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Опыт 4
Цель: Переключаемость внимания.
Результат: исследование переключаемости внимания
Оборудование: таблицы Шульте, протокол
Список литературы:
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|