Методические рекомендации
Эффективное изучение курса требует активной самостоятельной работы студентов, при этом аудиторные занятия являются методическим каркасом. Организуя самостоятельную работу, следует ориентироваться на предложенные кафедрой списки литературы и вопросы для обсуждения на семинарах. При изучении курса особое внимание следует уделить усвоению терминологической базы.
Виды самостоятельной работы:
• проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой;
• подготовка конспектов выступлений на семинаре;
• составление аналитических таблиц, схем;
• решение задач;
• подготовка презентаций;
• подготовка к тестированию, контрольной, проверочной работе;
• подготовка к коллоквиуму;
• написание рефератов, курсовых работ.
Самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью освоения курса «Общая и экспериментальная психология» в части экспериментальной психологии. Необходимость самостоятельной работы во многом определяется тем, что содержание дисциплины и формируемые ей компетенции предполагают не только информационную осведомленность о видах, формах и методах организации исследовательских процедур, но и формирование соответствующих навыков, понимания сути и логики организации эксперимента в различных сферах психологического знания.
В процессе освоения второй части программы (Экспериментальная психология) используются также следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
§ Конспект эмпирической психологической статьи (направлен на оценку сформированности навыков выделения основной и релевантной научной информации из отчетов об экспериментальном исследовании)
§ Письменный анализ эмпирической статьи (направлен на оценку сформированности умений, связанных с обнаружением ограничений экспериментальных исследований в части их внешней, внутренней и операциональной валидности)
§ Устный доклад с рецензией на экспериментально-психологическое исследование, представленное в эмпирической статье (направлен на оценку умений, связанных с пониманием основных существенных ограничений конкретного экспериментального исследования и планированием конструктивного преодоления этих ограничений на основе научно обоснованных методов и технологий, а также на оценку степени владения пройденным понятийным аппаратом и теоретическим материалом курса)
При этом перечисленные формы самостоятельной работы применяются к основным разделам курса и подразделяются по основным типам эмпирических исследований в психологии: конспект, анализ и доклад с рецензией на статью с результатами:
§ «Истинного» эксперимента
§ Квазиэкспериментального исследования
§ Корреляционного исследования
§ Психолого-педагогического (формирующего) эксперимента
§ Лонгитюдного эксперимента
Предложенные формы самостоятельной работы студентов работают на формирование заявленных центральных для данной дисциплины компетенций (ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ПКПП-2). Так, на компетенцию ОК-9 («способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания») направлены все предложенные формы самостоятельной работы, причем формирование этой компетенции происходит в данных формах последовательно: от конспекта статьи («схватывающего» основную сущность проведенного исследования и формирующего навыки отбора наиболее существенной научной информации и наиболее релевантных исследовательских результатов) – к написанию письменного анализа эмпирической статьи (предполагающего выход на уровень понимания способов достижения научного знания, а также препятствий и ограничений, которые могут возникнуть во время реализации этих способов) – к устному докладу с рецензией, моделирующему деятельность научного сообщества и выходящего на уровень конструктивного разрешения возникающих в процессе реализации научного исследования ограничений и противоречий. Компетенция ОПК-2 («готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях») формируется в своем базовом выражении: по мере прохождения программы курса у студентов формируется фундаментальное понимание принципов применения методов исследования, в дальнейшем же на основе этого понимания компетенция будет «достраиваться» в таких дисциплинах, как «Практикум по экспериментальной психологии». Компетенция ПКПП-2 («готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи») формируется в процессе осознания ограничений экспериментально-психологических исследований и тех следствий, которые эти ограничения имеют для социальной сферы и этики. Предполагается, что соответствующие аспекты анализа будут включены и в схему анализа эмпирической статьи, и в доклад-рецензию с обзором эмпирического психологического исследования.
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины
| Наименование раздела
дисциплины
| Формы самостоятельной работы
(ак. час. / зач. ед.)
|
| проработка конспекта лекции
| подготовка конспектов к семинарам
| составление аналитических таблиц, схем
| решение задач
| подготовка презентаций
| аннотирование книг, статей
| подготовка к тестированию, контрольной работе
| подготовка к коллоквиуму
| написание рефератов, курсовых работ
| Конспект эмпирической психологической статьи
| Письменный анализ эмпирической статьи
| Устный доклад с рецензией на экспериментально-психологическое исследование
| Общая трудоемкость
(ак. час. / зач. ед.)
|
| Введение в психологию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Психические процессы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Психические состояния
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общение и речь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сознание и бессознательное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Личность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Психофизиологические основы личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Структура личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теоретическое и эмпирическое знание в психологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Классификация исследовательских методов в психологии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теория психологического эксперимента
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Квазиэксперимент и корреляционные исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Психолого-педагогический и формирующий эксперимент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
|
|
| |
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.3. План-график самостоятельной работы студентов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|