Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





Эффективное изучение курса требует активной самостоятельной работы студентов, при этом аудиторные занятия являются методическим каркасом. Организуя самостоятельную работу, следует ориентироваться на предложенные кафедрой списки литературы и вопросы для обсуждения на семинарах. При изучении курса особое внимание следует уделить усвоению терминологической базы.

Виды самостоятельной работы:

• проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой;

• подготовка конспектов выступлений на семинаре;

• составление аналитических таблиц, схем;

• решение задач;

• подготовка презентаций;

• подготовка к тестированию, контрольной, проверочной работе;

• подготовка к коллоквиуму;

• написание рефератов, курсовых работ.

 

 

Самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью освоения курса «Общая и экспериментальная психология» в части экспериментальной психологии. Необходимость самостоятельной работы во многом определяется тем, что содержание дисциплины и формируемые ей компетенции предполагают не только информационную осведомленность о видах, формах и методах организации исследовательских процедур, но и формирование соответствующих навыков, понимания сути и логики организации эксперимента в различных сферах психологического знания.



В процессе освоения второй части программы (Экспериментальная психология) используются также следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

§ Конспект эмпирической психологической статьи (направлен на оценку сформированности навыков выделения основной и релевантной научной информации из отчетов об экспериментальном исследовании)

§ Письменный анализ эмпирической статьи (направлен на оценку сформированности умений, связанных с обнаружением ограничений экспериментальных исследований в части их внешней, внутренней и операциональной валидности)

§ Устный доклад с рецензией на экспериментально-психологическое исследование, представленное в эмпирической статье (направлен на оценку умений, связанных с пониманием основных существенных ограничений конкретного экспериментального исследования и планированием конструктивного преодоления этих ограничений на основе научно обоснованных методов и технологий, а также на оценку степени владения пройденным понятийным аппаратом и теоретическим материалом курса)



 

При этом перечисленные формы самостоятельной работы применяются к основным разделам курса и подразделяются по основным типам эмпирических исследований в психологии: конспект, анализ и доклад с рецензией на статью с результатами:

§ «Истинного» эксперимента

§ Квазиэкспериментального исследования

§ Корреляционного исследования

§ Психолого-педагогического (формирующего) эксперимента

§ Лонгитюдного эксперимента

 

Предложенные формы самостоятельной работы студентов работают на формирование заявленных центральных для данной дисциплины компетенций (ОК-9, ОПК-1, ОПК-2, ПКПП-2). Так, на компетенцию ОК-9 («способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания») направлены все предложенные формы самостоятельной работы, причем формирование этой компетенции происходит в данных формах последовательно: от конспекта статьи («схватывающего» основную сущность проведенного исследования и формирующего навыки отбора наиболее существенной научной информации и наиболее релевантных исследовательских результатов) – к написанию письменного анализа эмпирической статьи (предполагающего выход на уровень понимания способов достижения научного знания, а также препятствий и ограничений, которые могут возникнуть во время реализации этих способов) – к устному докладу с рецензией, моделирующему деятельность научного сообщества и выходящего на уровень конструктивного разрешения возникающих в процессе реализации научного исследования ограничений и противоречий. Компетенция ОПК-2 («готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях») формируется в своем базовом выражении: по мере прохождения программы курса у студентов формируется фундаментальное понимание принципов применения методов исследования, в дальнейшем же на основе этого понимания компетенция будет «достраиваться» в таких дисциплинах, как «Практикум по экспериментальной психологии». Компетенция ПКПП-2 («готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи») формируется в процессе осознания ограничений экспериментально-психологических исследований и тех следствий, которые эти ограничения имеют для социальной сферы и этики. Предполагается, что соответствующие аспекты анализа будут включены и в схему анализа эмпирической статьи, и в доклад-рецензию с обзором эмпирического психологического исследования.



 

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины   Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.)  
проработка конспекта лекции подготовка конспектов к семинарам составление аналитических таблиц, схем решение задач подготовка презентаций аннотирование книг, статей подготовка к тестированию, контрольной работе подготовка к коллоквиуму написание рефератов, курсовых работ Конспект эмпирической психологической статьи Письменный анализ эмпирической статьи Устный доклад с рецензией на экспериментально-психологическое исследование Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Введение в психологию                
Психические процессы      
Психические состояния                    
Деятельность            
Общение и речь                
Сознание и бессознательное                  
Личность              
Психофизиологические основы личности                
Структура личности            
Теоретическое и эмпирическое знание в психологии                      
Классификация исследовательских методов в психологии                      
Теория психологического эксперимента                  
Квазиэксперимент и корреляционные исследования                  
Психолого-педагогический и формирующий эксперимент                  
Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования                    
                             
  ИТОГО

 

7.3. План-график самостоятельной работы студентов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.