|
Образование (овладение профессией)
Овладение профессией специалиста по структурному анализу не так трудно, как по психоанализу, но тоже достаточно сложно. Оно требует критической оценки ранее полученного образования, включая и психоанализ; требуется также не менее года еженедельных семинаров и ежедневной практики, чтобы выковать клиническое мастерство и врачебное чутье. Автора этой книги попросили однажды сделать двадцатиминутный доклад о трансакционном анализе перед аудиторией, не имевшей сведений об этом методе. Это было похоже на доклад о теории и практике проектирования микросхем для специалистов по радиолампам. Как однажды сказал Фрейд, одно дело пофлиртовать с идеей, а другое дело жениться на ней. Узнаешь женщину, лишь пожив с ней, и небольшая прогулка с трансакционным анализом далека от выявления всех его возможностей. И если овладение этим анализом не требует длительных сроков, то это не значит, что он проще или менее значим, чем другие терапевтические системы, просто его материал проявляется более спонтанно и подает себя с большей свободой.
Терапевтические рекомендации
1. Рекомендуется сосредоточить первые усилия на различении Взрослого и Ребенка. Начинающий врач может оставить Родителя в стороне, пока сам материал не заставит его учитывать и Родителя. Так следует обращаться с новым пациентом.
2. Только владея достаточным клиническим материалом, можно вводить систему в работу. Разумно иметь в резерве три диагностические иллюстрации, соотнесенные с пациентом. Если пациент не поймет первый пример, можно предложить ему второй. Если и этот не принят, то причину надо искать или в сопротивлении, или в неправильно выбранном моменте; подождать приводить третий пример до лучшего времени и потом возобновить попытку.
3. Диагностика Родителя и Ребенка должна увязываться с историческим материалом. Один из родителей или сам пациент в детстве должны себя вести так, как подсказывает исторический материал. Если такого подтверждения не наблюдается, следует приостановить диагностирование.
4. Деление натрое (трихотомия) должно быть буквальным, то есть как будто каждый пациент сформирован из трех разных личностей. Врач не сможет использовать систему эффективно, если не будет рассматривать ситуацию именно таким образом. Например, пациент обратился к врачу по трем разным причинам. Первая: потому что его привел сюда отец (или мать); вторая: разумное рассуждение и решение самого пациента обратиться к врачу; третья: в надежде на интересное или вкусное (если это дошкольник). Или один не хотел идти, а двое других его заставили. Когда врач дает себе труд выяснить как можно больше обстоятельств уже в первой беседе, он должен представить, что в комнате находятся одновременно как бы шесть человек: сам врач, его отец и врач — маленький мальчик, а со стороны пациентки — маленькая девочка, ее гувернантка или педиатр, а также мать.
5. И опять слова «зрелый», «незрелый» не имеют здесь места. Следует исходить из того, что каждый пациент в структурном плане имеет в своей личности Взрослого. Проблема заключается в умении снабдить его полномочиями. Всегда есть радио, надо уметь его включить.
6. Термин «ребяческий» в уничижительном смысле должен быть исключен. Ребенок может быть смущен или наделен нетворческими чувствами, но Детские качества в нем есть, они-то и являются самыми ценными в личности.
7. Приводимые примеры касаются по большей части Ребенка, каким он проявляется в плане поведения и в плане социальном; именно эти аспекты можно наблюдать объективно. Их исследование осуществляется интеллектуальным образом, а для получения лучших результатов надо, чтобы пациент сам сделал эксперимент с состоянием Я феноменологического Ребенка: как будто он опять маленький мальчик с царапинами и шишками или маленькая девочка в разорванном платье, а вокруг — близкие люди из детства.
8. Следует вспомнить, что понятие «игра» является научным. Игра не просто привычка, поведение или реакция, но специфическая последовательность операций, на каждую из которых ожидается специфический ответ: первый ход (или удар) — ответ; второй ход — ответ; третий ход — ответ; шах и мат!
9. Потребуется некоторое время, чтобы понять и принять во внимание, что игры и пастаймы не являются случайными эпизодами, но занимают большую часть времени и усилий, расточаемых в обществе.
10. Если врач замечает, что пациент предпочитает определенную игру, то последующие исследования и наблюдения покажут ему, как и самому пациенту, что речь идет не об отдельном эпизоде, но об активности, которая протекает час за часом, день за днем с разной степенью интенсивности.
11. Вмешательство (или вступление в разговор) врача будет идеальным тогда, когда оно попадает в цель, в яблочко, то есть имеет смысл для всех трех аспектов личности пациента, и все три могут это вмешательство воспринять и даже принять.
В какой-то момент, когда атмосфера в группе была напряженной, господин Эшт вынул плитку шоколада и дал половинку своей жене. Потом они удобно устроились в креслах и начали жевать шоколад, как два школьника. Доктор К. сказал: «Теперь я понимаю, почему вы поженились. Вы как два ребенка, которые ушли далеко в лес и заблудились, но и спаслись от своих строгих родителей, о которых вы нам рассказывали». Господин Эшт добавил: «И мы вместе вкушаем сладости», а доктор К. подхватил: «Да, вы доставляете сладость один другому». Все разразились смехом, а госпожа Эшт вставила: «Стыдно пусть будет тому, кто плохо подумал!» Шутка доктора К. попала в самое яблочко. Она понравилась Родителю-сладкоежке из-за слова «сладость». Она понравилась Взрослому из-за своей вольности и забавности, понравилась она и Ребенку госпожи Эшт, уловившей в ней намек на природу сценария их брачного контракта.
12. В самом начале врач проходит через период большого энтузиазма. За ним, однако, может последовать период некоторого спада и преодоления трудностей, особенно с употреблением терминологии. Это не должно вызывать особой тревоги, так как является частью процесса обучения. Даже более того, при отсутствии такой реакции можно задаться вопросом, станет ли эта система предметом вашего убеждения. И тогда, когда новая профессиональная дисциплина интегрируется с вашей личностью, препятствия могут появляться время от времени. Это нормальное состояние и процесс любого профессионального обучения и, вероятно, естественный структурный феномен.
Результаты
Теперь читатель познакомился ближе с тем, что можно сделать, благодаря трансакционному анализу. Из пациентов автора в последние четыре года сто могут быть рассмотрены для подведения некоторых итогов и выводов. Некоторые проходили курс семь недель, другие до двух-трех лет. Среди них двадцать были больные в препсихопатическом, психопатическом и постпсихопатическом состоянии. В большинстве случаев к концу лечения пациенты, их семьи и сам врач чувствовали себя гораздо лучше. Опыт других врачей, прибегавших для лечения к этому методу, дал аналогичные положительные результаты. Особенно плодотворно работа проходит с пациентами, которые до того проходили курс лечения у психиатров, применявших ортодоксальный психоанализ, психоаналитическую терапию или другие методы, и, таким образом,имели хорошую подготовку. Такие больные после лечения имели жизнерадостное состояние и хорошее отношение к трансакционному анализу.
У тех пациентов, которые не преуспели в плодотворном использовании трансакционного анализа, улучшения были минимальные. Было также три случая полной неудачи, когда пациенты были госпитализированы, правда, все трое уже ранее проходили лечение в психиатрических клиниках.
Среди этих трех случаев наиболее поучительным и печальным является случай госпожи Б., первой алкоголички, на которой был испробован анализ игр. По внешним данным после двух индивидуальных сеансов и десяти в группе она казалась вполне овладевшей некоторым insight, и вот однажды она попросила слова, чтобы спросить у других членов группы, что они о ней думают. Все немного удивились, потому что обычно она была довольно молчалива и вдруг проявила активность. Врач подумал, что она достаточно подготовлена, чтобы начать играть свою игру. Участники группы ей объективно ответили в довольно комплиментарном тоне. Госпожа Б. запротестовала, говоря, что хочет знать «всю правду», видимо, имея в виду неприятные комментарии в свой адрес. Группа не была к этому готова. Говоря языком игр, они отказались играть роль преследователей в ее игре «Алкоголик». Когда она пришла домой, то объявила мужу, что, если выпьет хоть один стакан, пусть он ее бросит или отправит в лечебницу. Муж обещал. Когда она вновь запила, он поместил ее в лечебницу, а когда она оттуда вышла, они развелись.
Психический аппарат
Совсем недавно был выявлен случай, когда при незараженном состоянии Я имелось расщепление этого состояния, то есть такая ситуация, которая не могла быть объяснена на основе той теории, которая была сформулирована до сих пор. При попытке объяснить эту аномалию поняли, что необходимо введение некоторых новых элементов, полезность которых сразу же была проверена и доказана при разъяснении некоторых неясных случаев.
Клиническим примером случая, потребовавшего введения новых элементов, явился случай господина Декатура, коммерсанта тридцати лет, торговые дела которого шли очень хорошо. Он вернулся однажды домой из длительной деловой поездки в довольно напряженном сексуальном состоянии. Ночью он имел вполне удовлетворивший его половой акт со своей женой, а утром поехал на работу, с нетерпением ожидая вечера, чтобы встретиться с женой. Следовательно, он не был очень удивлен, что днем, разговаривая с клиентами, предавался сексуальным фантасмам. Он заметил, что его Взрослый как бы разделился надвое: на сексуальную часть и на рабочую. Автор тоже склонен поставить ему такой диагноз. В сексуальных фантасмах господина Декатура не было элементов половой патологии. Все реакции соответствовали состоянию Взрослого, свободного от влияния экстеропсихики, археопсихики и контролируемого опытом реальной действительности.
Параллельно с фантасмами он продолжал говорить и слушать в обычной манере преуспевающего коммерсанта, и это была обычная деятельность Взрослого. Значит, с клинической точки зрения следовало признать, что его Взрослый был расщеплен на два разных состояния, которые функционировали одновременно. Но сам он заметил, что, хотя его фантасмы были интересны, а коммерческая деятельность вполне успешна, и в том и в другом случае не было достаточной интенсивности. По его замечаниям можно заключить, что разделение полномочий лишило их прежней энергии. Он утверждал также, что сосредоточиться на работе ему помогало чувство долга, или моральное обязательство, не позволявшее ему утонуть в фантасмах, слушая длинные речи какого-нибудь клиента.
Ниже приводится небольшой доклад, адресованный особенно тем, кто имеет прочную клиническую базу в трансакционном анализе. Иначе выбранные постулаты, необходимые для практики, рискуют быть принятыми за новые понятия, вполне бесплодные, как часто встречается в академической психологии.
Мы будем говорить о трех порядках (или уровнях): детерминантах, организаторах и феноменах. Феномены нам известны в виде состояний Я: Ребенок, Взрослый и Родитель.
Организаторы тоже нам знакомы в виде психических органов: археопсихика, неопсихика и экстеропсихика. Детерминанты — это те факторы, которые определяют природу организации и феноменов, то есть как бы включают в программирование. Программирование внутреннее рождается из биологических сил, присущих индивиду; последние влияют на тот или другой организатор и, следовательно, на феномены, которые оттуда происходят. Программирование вероятности рождается из автономной выработки данных, основанной на прошлом опыте. Программирование внешнее выполняется из внешних норм.
В вышеприведенном примере с коммерсантом феноменом было состояние Я Взрослое, проявление неопсихики. Имелась и сильная внутренняя биологическая детерминанта, но, с другой стороны, и сильная детерминанта внешняя (мораль). Это и привело к Взрослому состоянию Я расщепленному: одна его часть действовала импульсивно, а другая находилась под влиянием чувства долга. Исполнительная власть находилась в руках неопсихики, поэтому поведение оставалось корректным, с осознанием реального опыта.
Следующий этап состоит в предположении, что каждый организатор имеет две функции, при этом обе они независимы. Одна функция — организовать детерминанты, чтобы они делали влияния эффективными, а другая — организовать феномены. (Можно легко понять независимость двух этих функций на основе равновесия полномочий. Организатор, на который попадают самые сильные активные полномочия, берет исполнительную власть; организатор же, на который выпадают активные, но наименее сильные полномочия, предстает просто как влияние.)
Теперь мы можем перейти к рассмотрению некоторых трудностей, с которыми сталкивается структурный анализ. Состояние Я является проявлением (в плане феноменологическом и поведенческом) активности определенного психического органа или организатора. Эти же органы имеют четкую задачу организовать эффективным образом ансамбль самых активных детерминант в определенный момент. Это допускает наличие двух параллельных последовательностей с девятью простыми случаями: Ребенок с программированием внутренним, вероятностным или внешним; Взрослый с теми же возможностями и Родитель с теми же возможностями. Все эти случаи не будут рассматриваться, но можно с пользой рассмотреть некоторые.
Основной характеристикой археопсихики является процесс первый, неопсихики — процесс второй, экстеропсихики — то, что напоминает идентификацию. Следовательно, Ребенок стремится развивать процесс первый, но вероятностное программирование имеет тенденцию туда вклиниваться. Взрослый осуществляет процесс второй, но внутреннее программирование (импульсивное) стремится противоречить этой функции. Что касается Родителя, он имеет тенденцию функционировать по параметрам заимствования или поражения, но это может быть нарушено внутренним программированием или программированием вероятности.
Эти ситуации сходны с теми, которые рассматривались выше в случае заражений, хотя заражения были описаны в понятиях пространственных, а здесь принимается функциональная точка зрения.
Родитель имеет две манеры поведения: одна питающая, другая запретительная. Теперь можно их рассмотреть с точки зрения функциональной, а раньше использовались только исторические данные. Функциональная интерпретация связана с инстинктом смерти, в зависимости от того, принимается он или нет. Если да, то обе манеры поведения рассматриваются как состояния Я экстеропсихические, внутренне программируемые: питающая манера будет определяться через либидо, а запретительная манера через мортидо. Если концепция инстинкта смерти не принимается, то питающий Родитель программируется внутренне (например, через эндокринный процесс), а запретительный Родитель может рассматриваться как программируемый извне.
Родитель описывался также и как влияние, и как активное состояние Я. Теперь ясно, что в первом случае это относится к программированию внешнему (как случай с коммерсантом, Взрослый которого продолжал работать, движимый чувством долга), а вторая формула относится к активному состоянию Я, которое можно программировать по одному из трех путей илиих комбинаций: «как мама, когда она нежит меня во время болезни» (внутренний); «как мама, когда она опротестовывает счета из бакалейной лавочки» (вероятность); «как мама, когда она дает мне по попе» (внешний или внутренний мортидо). Очевидно, что это соотносится также со структурой второй степени Родителя, если его описывают с функциональной точки зрения, а не феноменологически. Теперь легче установить разницу между Ребенком воспитанным (адаптированным) и Ребенком естественным. Ребенок адаптированный — это состояние Я археопсихическое с внешним программированием; а Ребенок естественный — это состояние Я археопсихическое с внутренним программированием.
Гипотеза или концепция программирования особенно необходима для разрешения трудностей, встреченных при состоянии Я Взрослом. Пример ее полезности можно увидеть при различении авторитета разумного и авторитета авторитарного. Разумным авторитетом может быть и диктатор, и монарх типа царя Соломона или даже полицейского-регулировщика. Ярким современным примером может служить британский колониальный администратор: его позиция по отношению к местному населению типична для специалиста по выработке статистических данных, но его поведение отеческое, и решения, которые он принимает, соотносятся с Детскими аспектами людей, которыми он управляет. Такой тип личности можно было бы назвать Взрослый, программируемый Родителем, как показано на рис. 20,а. Позиция авторитарного властителя или диктатора, большого или маленького, — навязать свою волю подданным, и к статистическим данным он обращается для того, чтобы все рассчитать и оправдать свою тиранию. А так как его Сам подлинный есть Родитель «в глубине самого себя», он и сам верит в то, что говорит. В этом случае речь идет о Родителе, программируемом Взрослым, как представлено на рис. 20,б. (Можно в дополнение поговорить о неограниченной власти римских императоров, программируемых Ребенком, которые осуществляли на практике свои архаические фантасмы.)
То, что здесь говорилось о детерминантах на основе обобщенного клинического материала, натолкнуло на мысль о другом круге понятий, созданных давно на основе аналогичного материала. Эта соотнесенность является источником большого удовлетворения, так как подтверждает жизненность обеих систем с помощью серии независимых наблюдений. Понятия Это, Я, Сверх-Я немного трансформировались в жаргон, благодаря ученикам Фрейда, поэтому лучше не употреблять их в строгом изложении с оригинальными формулировками.
Рис. 20. Программирование
а) Рациональный Взрослый, программируемый Родителем
б) Родитель, программируемый Взрослым
Это. «Содержание этого понятия включает все то, что существо приносит, рождаясь на свет, и что было законно определено, то есть прежде всего толчки (ритмы), происходящие из соматической организации и находящие в Это (в формах, которые нам неизвестны) первый способ физического выражения… Эта самая древняя часть физического аппарата остается на протяжении всей жизни самой важной». Такое описание очень квалифицированно определяет не только современное понятие активности Это, но также гениальные факторы и питающее материнское поведение, и в этом смысле активность Это похожа на внутреннее программирование.
Я. «Она обеспечивает самосохранение… Что касается внешних воздействий, Я учит различать возбуждения, аккумулируя (в памяти) опыт, который они дают, удаляя возбуждения очень сильные, приспосабливаясь к возбуждениям умеренным (путем адаптации), добиваясь модификации, подходящим путем и к своей выгоде, внешнего мира (деятельность). Что касается внутренних аспектов, Я ведет борьбу против Это с целью подчинения себе его требований, чтобы решать, могут ли они быть удовлетворены, или следуетим сопротивляться до наступления более благоприятного момента, или их следует погасить совсем». Эта инстанция сходна с калькулятором для вероятностных расчетов, который самопрограммируется, имея специальные характеристики, и является моделью для неопсихического программирования.
Сверх-Я. «В течение длительного периода детства индивид зависит от своих родителей, и, развиваясь далее, он замечает, как внутри него формируется особая субстанция, через которую продолжает действовать родительское влияние… И не только личностное влияние родителей действует на ребенка, но, переданные через родителей, и семейные традиции, и расовые, и национальные… Сверх-Я отдельного человека в течение его эволюции моделируется и на его предках». Приходится признать, что Сверх-Я — это емкость для экстеропсихических влияний.
И в качестве резюме: «…Это и Сверх-Я имеют ту общую характеристику, что оба представляют роль прошлого; Это — роль наследственности, а Сверх-Я — роль других, в то время как Я определяется тем, что живет сейчас».
Фрейд не стремится установить систематическую феноменологию, и вот как раз здесь структурный анализ может восполнить пробел в психологической теории, в точности так, как трансакционный анализ восполняет пробел в социальной теории, давая определения элементарным (трансакции) и более крупным единицам (игры, сценарии) социального действия.
Примечания
Автор начал прибегать к структурному анализу с осени 1954 года. С 1956 года возникла необходимость сформулировать основные принципы трансакционного анализа игр, и это позволило наметить систематическую терапевтическую программу. Результаты двух начальных лет были изложены в отдельной работе и здесь даются в виде таблицы. Многие мои коллеги и пациенты были против цифровых показателей, так как не все можно отобразить в цифрах. Буквой Е обозначены неудачи (добровольная госпитализация), буквой О обозначены не очень большие улучшения в состоянии или поведении, буквой А обозначено количество безусловных удач.
Линия Р обозначает количество психопатических личностей, а линия Н — все другие пациенты.
Неудачи легче зафиксировать в цифрах, чем удачи, особенно в частной практике и в индивидуальном лечении.
По опыту, продолжительность лечения устанавливалась от семи недель и выше. Семь недель соответствуют естественному биологическому циклу. Обычно требуется 39—45 дней, чтобы границы Я подверглись изменениям и зафиксировались в новом положении. Это и период акклиматизации в новом доме. И семь недель считается в том случае, если лечебные сеансы проходят регулярно, а если нет, то это уже другой счет.
Количество психоаналитиков, которые сообщали о таких структурных проблемах, как соскальзывание в другое состояние Я, или говорили о состояниях Взрослого и Ребенка, просто удивительно, хотя большинство, за исключением Федерна и его учеников, никогда серьезно не интересовалось этими вопросами. X. Вейзенфельд привлек мое внимание к статье Экштейна и Валерштейна, в которой они подчеркивают те же факты, но потом отступают от натуралистического подхода и углубляются в техническую дискуссию о механизмах защиты. И как бы ни были интересныих выводы, они кажутся банальными по сравнению с начальными, такими обещающими наблюдениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|