|
Последующие успехи (прогресс)
Из приведенного отчета можно сделать вывод, что, благодаря групповой терапии, женщины научились тому, что им следует делать в многочисленных жизненных ситуациях; в некоторых случаях можно отметить все признаки социального контроля в семейной и повседневной динамике. С клинической точки зрения налицо уменьшение фобических отвращений, более активное участие в жизни, ослабление проявления симптомов, благодаря социальному контролю, осуществляемому при социальных связях. Образцы поведения стали более произвольными и свободными. Если раньше поступки были непримиримыми, ведущими к стереотипной бесплодной развязке с нагромождением клинических симптомов, связанных с acting-out пациента и его близких (игры), то теперь они могли прервать игру сразу в любой критический момент, как предлагала госпожа Амбер своей дочери; это было сознательное действие, и результат его она предвидела. Взрослый стал рассматриваться как мускул, укрепляющийся от тренировки. Этот вывод подтверждают последующие успехи пациентов. По мере продвижения лечения Взрослый становится все более способным контролировать Ребенка и вмешиваться не только во внешние, но и во внутренние конфликты, особенно на уровне Ребенок — Родитель. Обогащается и социальный опыт Взрослого. Можно наблюдать социальные и симптоматические улучшения и у близких пациента, включая детей.
Даже не поражая воображения, перечисленные достижения представляют огромный интерес для самого врача, потому что свидетельствуют о том, что, использовав рассчитанный, точный, понятный и контролируемый метод, он достиг намеченных целей; и не только врач, но и пациенты на каждом этапе лечения имели точное и ясное представление о ситуации и могли ее контролировать.
На девяносто первом сеансе пациентки без подсказки врача начали проявлять интерес к изучению выгод (бенефисов) внутренних и внешних (первичных, вторичных, социальных и биологических).
Гарнет. Однажды я заметила, что чувствую себя счастливой, я мыла ванну и пела. Вдруг мне в голову пришла мысль: «А если мой сын убит?» Я остановилась и спросила себя, почему я об этом подумала. И поняла, что не могла просто так чувствовать себя счастливой, что мне как будто необходимо было все испортить. Заглянув в свое прошлое, я осознала, что не раз со мной случалось нечто похожее, что в этом и есть моя проблема, но раньше я просто этого не понимала.
Лазули. Со мнойтакое тоже бывало.
Другие пациентки тоже стали вспоминать случаи из прошлого. Те игры и сценарии, которые рассказали Лазули и Амбер, теперь стали изучать с другой точки зрения: не как операции, обеспечивающие максимум внешних выгод и преимуществ, а как попытки разрешить внутренние конфликты, извлечь внутренние выгоды, где удобства, завуалированные сексуальные награды, защищенность выступали на первый план. (Механизмы, которые принято называть защищенностью или мерами безопасности, очень существенны, чтобы не сказать более. Их функцией является обеспечение и провокация импульсов удовлетворения. Без этого люди лишь изредка обменивались бы словами, считая молчание лучшей мерой защиты.)
Знания и опыт, приобретенные пациентками в группе, не только позволили им достигнуть личных терапевтических целей, но и подготовили их к новой ступени лечения. И опыт врача подсказал ему, что дальнейшая терапия должна состоять в развернутом трансакционном анализе, основанном на следующих моментах.
1. Возникновение возрастающего количества игр, которые внешне отличаются друг от друга, но в дальнейшем обнаруживают сходную арматуру, характерную для каждого пациента.
2. Игра, в которую играет пациент, по его мнению, лишь изредка оказывается ежедневной с тем же кругом людей.
3. Игра входит в один очень длинный сценарий, воспринимаемый в трех аспектах: протокол, собственно сценарий и адаптация.
4. Структурный анализ второй степени (см. главу XVI).
Понадобилось время, чтобы распознать в группе, например, тонкую игру госпожи Амбер, но, когда она была разгадана, стало ясно, что госпожа Амбер вела свою игру непрерывно весь сеанс, и другие матери быстро поняли, какой эффект такая игра могла производить на двенадцатилетнюю дочь госпожи Амбер. Эту игру можно назвать «Поставить в неловкое положение, или Загнать в угол». Она комментируется так: «Хорошо, сейчас я тебе так отвечу, что тебе нечего будет сказать». Она играла в различные варианты этой игры, поэтому ее долго не замечали. Но игра восходила к эдиповскому протоколу: она и ее отец противостояли матери, или она противостояла родителям, чтобы взять верх над своей сестрой. Вскоре стало возможно обнаружить и «учителя»: смесь Взрослого с хитрым Ребенком. Но в данном случае «учитель» был иезуитом и талмудистом, доктором софизмов и казуистики.
Уход из группы
Уход пациента из группы зависит от того, насколько успешно проходят в группе его игры. Семь участниц покинули группу матерей, потому что по разным причинам их игры не проходили удовлетворительно для них и они не могли побороть возникающую на этой почве неприязнь. Это можно показать на двух простых примерах.
Госпожа Гэй, как старожил клиники, хотела играть с психиатром в «Психиатрию», принимая других пациентов за зрителей. Врач, не имевший еще достаточного опыта, отказался; в ответ пациентка сказала, что не намерена играть роль приходящей няни, и объявила о своем уходе. Больше о ней никто не слышал.
Госпожа Вав была просто невыносима, она хотела играть только в «Это ужасно». С психологической точки зрения это был Родитель — палач детей. Она удалилась с обиженно-укоризненным видом, когда группа отказалась играть с ней.
Примечания
Я уже выражал благодарность медицинскому персоналу психиатрической больницы в Атаскадеро, куда меня пригласили вести психотерапевтическую программу. В течение девяноста сеансов наблюдателем в группе матерей была Эльза Зисович, затем ее заменила Барбара Розенфельд.
Материальные вопросы работы терапевтических групп близко касаются рассматриваемых здесь тем, и можно коротко на них остановиться. Сеансы проходили в комнате, где последние два года не было стола, пациентки сидели кружком, и обмен мнениями был еще непосредственнее, чем ранее. Количество пациентов в группе вырабатывалось эмпирическим путем, начиная с десяти в 1928 году у Григана Бюррова, который первым применил групповую динамическую терапию. Теперь большинство врачей считают, что лучшее количество пациентов восемь, некоторые уменьшают его до шести. Для восьмерых часовой сеанс мал, а двухчасовой длинен. Шесть человек и часовой сеанс — это оптимально.
Семнадцать женщин посещали группу матерей, которая работала четыре года, семь из них покинули группу, не встретив понимания, что немного превышает ожидаемый процент отсева. Г. Баш, один из тех, кто много сделал для групповой терапии, вывел из своего опыта некоторые принципы, касающиеся игр. То, что он называет операциями контакта, находится в прямой связи с тем, что называют ангажементом.
Часть четвертаяГРАНИЦЫ ТРАНСАКЦИОННОГО АНАЛИЗА
Прежде чем приступить к чтению этой части, читателю рекомендуется усвоить то, что было сказано ранее.
Глава XVI ПОДРОБНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Можно допустить, что определение структуры личности, приведенное в предыдущих главах, будет удовлетворять врача на протяжении всей его карьеры, как оно оказалось достаточным для автора этих строк в течение первой фазы клинического формирования этих идей.
Однако, проявив больше любознательности и хорошо овладев структурным анализом, наблюдатель вскоре почувствует необходимость дальнейшего усовершенствования, чтобы разрешать сложные проблемы, которые могут встретиться в практике.
Господин Детер, пациент двадцати трех лет, рассказал врачу сон: «Мне снилось, что я маленький мальчик и сосу палец, хотя знаю, что я большой, и боюсь, что скажет мама, когда увидит. Вы знаете, я всегда чувствую вину при одной мысли ее огорчить».
Ясно, что сон рассказывает Взрослый, главным действующим лицом является Ребенок, а обвинителем — Родитель, который внушает пациенту чувство вины при мысли, что он огорчает мать. Сон ставит структурную проблему, которая может быть решена, если понаблюдать за ребенком в обычной жизни.
Мальчик начал сосать палец в четыре года, после появления в семье второго ребенка. Мать Арона рассказала, что он сосал палец до двух лет, потом прекратил и вновь начал, когда у него появилась сестра; он чувствует свою вину, но всякий раз, когда дела у него идут плохо, он это делает. Его сестре было три года, и, когда все шло спокойно, они дружно играли. Арон учил ее складывать кубики. Если она бегала или пачкалась, он говорил ей: «Нельзя этого делать, надо убирать игрушки на место» и так далее. Мать рассказывала это гостям, и, приходя в детскую, они видели Арона в одном из трех состояний: либо сердитым, либо играющим с сестрой, либо in loco parentis.
Не составляет труда диагностировать эти три состояния Арона: Ребенок, Взрослый и Родитель. Наблюдая за детьми, можно заметить в самом раннем возрасте разницу между функционированием неопсихики и археопсихики, когда ребенок начинает воспринимать предметы отдельно, самостоятельно существующими. Позднее парантализм (parent — родитель) начинает проявляться в форме подражания реальным родителям.
Арон проявлял детские черты характера, свойственные его возрасту: покровительственное отношение к сестре, бережное отношение к вещам и людям; в зависимости от положительных или отрицательных эмоций был заботливым или сердитым, и в последнем случае проявлялась регрессивная привычка: он сосал палец. Эти разновидности поведения позволяют построить диаграмму структуры личности этого ребенка (рис. 17,а): Родительское состояние Я, в котором он подменял для сестры родителей; Взрослое состояние Я, в котором он играл в кубики, разговаривал с людьми и проявлял характерные для своего возраста реакции; и наконец, Детское состояние Я, в котором он возвращался к манере поведения очень раннего возраста.
Рис. 17. Детализированная структура личности
а) Маленький мальчик;
б) Структура Ребенка;
в) Структура Ребенка второй степени; Структура Ребенка третьей степени;
г) Структура Взрослого второй степени;
д) Структура Родителя второй степени (вертикальная и горизонтальная);
е) Структура Родителя третьей степени;
ж) Полный структурный анализ второй степени
Именно Родитель заставлял его стыдиться, когда он сосал палец, а Взрослый, который изучал это поведение, понимал, что, тем или иным образом, сам он смещен. Короче, Арон походил на образ, который господину Детеру рисовался в снах.
И вот что случилось с господином Детером. Когда он был в таком состоянии, как будто ему шесть лет, в комнату вбежала его взрослая сестра и объявила, что их мать попала в аварию, она ранена. Психологическая структура целиком была зафиксирована травматическим способом. И когда позднее проявлялся Ребенок господина Детера, обычно в ситуациях, когда он жульничал, эта психологическая структура оживала, восстанавливалась целиком.
Чтобы представить это в структурной диаграмме, надо включить внутрь Ребенка не только, привычку сосать палец, но и чувство вины и объективную оценку. Это тот Ребенок, который появлялся во сне. Состояние, в котором пациент рассказывал сон, — это Взрослый, а Родитель представлен сознанием вины за те огорчения, которые он доставлял матери.
Следовательно, на рис. 17,б Ребенок показан, как на рис. 17,а, то есть дана полная структура регрессивной личности, сосущей палец, в то время как Взрослый и Родитель господина Детера могут быть представлены обычным образом.
Основное и главное значение сказанного заключается в следующем: при подробном анализе выясняется, что Ребенок состоит из архаического Родителя, архаического Взрослого и еще более архаического Ребенка. В момент, когда Ребенок был травматически зафиксирован, он представлял собой уже завершенную личность, содержащую все эти три элемента. С клинической точки зрения в большинстве случаев лучше рассматривать Ребенка как неделимое единство, но в редких особых случаях — уместно анализировать этот аспект личности более подробно. Именно эта внутренняя структура решительным образом отличает феноменологического Ребенка от концептуального психоаналитического Это. Можно сказать, что рис. 17,б представляет структурный анализ второй степени.
В очень редких случаях можно выполнить структурный анализ третьей степени. Ребенок, который в два-три года сосет палец, может иметь примитивного Родителя (эмбрион Родительского состояния Я) и Взрослого и может иногда возвращаться в состояние Я, которое, предположим, воспроизводит травматизм ранее произошедшего отнятия от груди. Таким образом, мы будем иметь (рис. 17,в) Ребенка2 (травматизм отнятия от груди), который сам является архаическим аспектом Ребенка3 (ребенок шести лет). Ситуация, сходная с картинкой на пачке дрожжей: девушка держит пачку дрожжей, на которой изображена девушка, держащая пачку дрожжей, и так до бесконечности. Рис. 17,в воспроизводит анализ третьей степени такой серии развития.
Если теперь перейти к анализу Взрослого, окажется, что во многих случаях некоторые Детские черты интегрированы в состояние Я Взрослое не в форме процесса заражения. Механизм этой интеграции еще до конца не прояснен, но можно заметить, что некоторым из этих качеств свойственны обаяние и открытость, характерные для детей. И рядом наблюдается такое чувство 'ответственности за все человечество, которое называется классическим словом «пафос». С другой стороны, наличествуют такие моральные качества, которые присущи людям, объединяющим в себе и взрослую ответственность, и мужество, и искренность, и честность, и справедливость (кроме местных предрассудков). В этом смысле можно говорить, что Взрослый содержит Детские и этнические качества, но это остается самой туманной областью структурного анализа; не было возможности прояснить эти вопросы и в клиническом плане. Тем не менее в академических целях, а также для объяснения некоторых клинических явлений было благоразумно разделить Взрослого на три зоны (аспекта). С трансакционной точки зрения это значит, что каждая личность, функционирующая как Взрослый, в идеале должна проявлять три типа тенденций: персональную живость и привлекательность, объективную выработку данных и этическую ответственность, что должно выражаться в элементах археопсихики, неопсихики и экстеропсихики, интегрированных в неопсихическое состояниеЯ, может быть, в форме таких влияний, которые описаны в главе XX.
Эта предположительная формулировка представлена на рис. 17,г. В своем Взрослом состоянии интегрированная личность очаровательна и так далее, мужественна и так далее, каковы бы ни были качества, которыми она обладала или нет в своем Детском и Родительском состояниях Я. Личность неинтегрированная может вновь стать очаровательной и может чувствовать, что должна быть мужественной.
Случай господина Труа иллюстрировал подробную структуру Родителя. Отец пациента, как прочие человеческие существа, имел три типа поведения: экстеропсихический, неопсихический, археопсихический, и господин Труа в обычном Родительском состоянии Я их воспроизводил. Как и у его отца, у него были стойкие иррациональные предрассудки, особенно в отношении детей; в то же время он демонстрировал повышенную проницательность относительно женщин, также воспроизводившую поведение его отца; а по отношению к некоторым типам женщин он впадал в своего рода садистскую игривость, похожую на ту, которая заставила его мать развестись с отцом.
Эти детали схематично представлены на рис. 17,д, где фигурируют одновременно горизонтальное разделение Родителя на Ребенка, Взрослого и Родителя2 » вертикальное разделение материнского и отцовского влияния. Родитель2 означает, естественно, влияние бабушек и дедушек, хранителей семейных традиций, которые могут простираться от преступлений до высокоморальных поступков. Анализ третьей степени на рис. 17,е подразделяет Родителя2 на Ребенка, Взрослого и Родителя3, то есть прародителей.
При наличии хороших генеалогических данных такой анализ можно довести до первого предка человека. Полный структурный анализ второй степени можно представить в виде диаграммы на рис. 17,ж. Если такую диаграмму построить шаг за шагом на базе клинического материала продолжительной терапии, то теоретически пациент будет иметь в руках все необходимое, чтобы понять персональное значение каждого участка.
Такой развернутый и подробный анализ желателен, когда дело касается очень специфических проблем. Особенно интересны Детский аспект Родителя и Взрослая часть Ребенка.
Второй пример покажет, каким образом структура второй степени может заявить о себе в клинической ситуации. Молодая женщина двадцати пяти лет госпожа Зуанон рассказала об одном тяжелом периоде в своей жизни, когда ей было около десяти лет. Она воспитывалась в очень религиозной семье и в этом возрасте с какой-то навязчивой настойчивостью стала задавать себе вопрос, был ли у Иисуса половой орган. Она говорила себе, что так думать грешно, старалась отвлечься, заниматься куклами. Пациентка рассказала эту историю перед всей группой с должной объективностью и добавила: «Я должна сказать, что не горжусь такими мыслями, но тогда они возникали помимо моей воли, не поддаваясь никакому контролю».
Структурный анализ этой ситуации может быть представлен на рис. 17,б. Женщина двадцати пяти лет, объективно рассказавшая эту историю как Взрослая, представлена окружностью в центре. Слова извинения за такие мысли принадлежат Родителю первой степени, не очень суровому, он представлен верхней окружностью. То, что описывала госпожа Зуанон, было состоянием Я ее детства, это представлено нижней окружностью. Это структурный анализ первой степени.
Состояние ума пациентки в возрасте десяти лет имело три составные части. Архаическая составляющая, которая прокладывала путь к сознанию, — это Ребенок второй степени, который сталкивается с Родителем второй степени (круг внизу): «Ты не должна думать о таких вещах»; и это исторически голос матери пациентки. Конфликт был разрешен Взрослым второй степени (в нижнем кругу), который занялся внешней деятельностью. Это структурный анализ второй степени.
Пациентка могла вспомнить и рассказать эти события, потому что ее Взрослый первой степени был сильно инвестирован, а ее Родитель первой степени относительно снисходителен.
Другие члены группы не могли ни вспомнить такие отдаленные конфликты, ни описать их из-за суровости Родителя первой степени и слабых полномочий Взрослого первой степени.
В случае госпожи Зуанон осталось решить загадку Ребенка второй степени. Данные для решения были следующие. На пятом году жизни ей рассказали, что Иисус был человеком, который жил очень давно. Эта информация имела религиозную и историческую цель, но Взрослый (третьей степени) девочки понял все в анатомическом смысле, невинно. Когда она пыталась так же невинно об этом говорить, ее обрывали и травмировали. Таким образом, состояние ребенка четырех лет зафиксировалось и воспроизвелось в странной богохульной форме у девочки десяти лет. Состояние Я полностью функционировало как Ребенок взрослой женщины.
Примечания
Данная глава была лишь иллюстрацией явлений, клиническая демонстрация которых потребовала бы отдельного тома.
Клинический материал о господине Детере был изменен с целью упрощения. Доктор Роберт Вальд высказал несколько интересных и оригинальных идей по поводу этого сна.
Это было описано Фрейдом, как «хаос, котелок, полный бурлящих эмоций… В нем нет никакой организации, никакой общей воли… Процессы, которые протекают в Это не подчиняются логическим законам мысли; для них принцип противоречия есть ноль». А так как инфантильное состояние Я воспроизводит состояние Я реального ребенка, то разница бросается в глаза. Ребенок имеет организацию, волю, логику и, конечно, принцип противоречия. Кроме того, он знает, что такое добро и что такое зло. Значительное недоразумение было вызвано тем, что термин Это употреблялсяочень фамильярно самими психоаналитиками.
Характеристики Родителя, Взрослого и Ребенка в детях исследованы в работах Пьяже. Эмбрион Взрослого в Ребенке исследован Спицем в одной из самых интересных его книг. Исследования Мелани Кляйн и ее школы на тему: «Ранние стадии Сверх-Я» находятся в тесной связи с тем, что здесь называется эмбрионом Родителя.
Структура второй степени, выполненная для Взрослого, поднимает проблемы Я Самостоятельного, которые еще не решены. Современные положения базируются на антропологических и клинических данных, а именно на том положении, что во всем мире люди одинаковы. Было бы актуально обсудить проблему автономного удовлетворения в свете современных знаний.
Можно показать, что такое описание неопсихики, которое сделано выше (в форме калькулятора для вероятностных расчетов с частичным самопрограммированием), может привести к системе выработки данных по темам «Честность» и «Искренность» со специальными механизмами включения. Такая основная программа колебалась бы между внутренними источниками (архаическими) и внешними параметрическими факторами, представляющими соответственно археопсихические и экстеропсихические влияния.
Глава XVII ПРОГРЕССИВНЫЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Прогрессивный структурный анализ особенно полезен в случаях психопатий и характерных нарушений. Из-за сложности этого анализа будет приведен пример его использования, а также несколько специфических характеристик, раскрывающих его возможности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|