|
Анализ родительской структуры
Состояние Родительского Я господина Труа, воспроизводившее поведение его отца, уже описано. Оно включало жесткое отношение к детям (Родитель в Родителе), неконтролируемые замечания о поведении женщин (Взрослый в Родителе, наследство отца) и предприимчивость в сексуальной сфере (Ребенок в Родителе, производная от поведения отца). В таком состоянии господин Труа, находясь в группе, воспроизводил три аспекта своего отца, как видно на рис. 18,а.
В период, когда он обратился к доктору К., пациент хорошо исполнял функции Взрослого, работая ночным портье в одном из клубов. Он любил свою работу, потому что она согласовывалась с тремя аспектами его личности, и здесь не было повода для конфликта. Его Взрослый занимался материальными проблемами, его Ребенок любил шумную атмосферу клуба, а его Родителю нечего было запрещать.
Некоторые завсегдатаи клуба вскоре установили, что господин Труа болезненно реагирует на шутки. В таких ситуациях он выпадал из состояния Взрослого и впадал в Родительское; волнуясь, он утрачивал чувство юмора. Он становился в позу и высказывался в таком стиле: «Я не хочу слушать эти тупые ребяческие штучки. Оставьте меня в покое!» Это в точности воспроизводило поведение его отца.
Случай господина Труа иллюстрирует одновременно структуру некоторых характерных типов защиты и некоторые формы психопатического поведения. Характерные реакции неодобрения были направлены против собственного Ребенка и исходили со стороны Родителя. Таково происхождение защитных реакций. Что же касается психопатии, то следует отметить, что интерес собственного Ребенка к сладкой жизни не только не пресекался, но даже поддерживался и поощрялся Ребенком его Родителя. Ведь он предавался играм с женщинами не по водительскому недосмотру, наоборот, отец давал ему практические уроки в этой области. Говоря языком структурного анализа, речь не идет о «дырке в его Родителе», аналогичной понятию «пробел в Сверх-Я» у Джонсона, но речь идет о невольной Родительской провокации.
Отец преподал ему и другие игры, например, «Финансовую безответственность», но Ребенок господина Труа их не воспринял под активным Родительским влиянием со стороны матери. Хотя мать господина Труа в другом аспекте травмировала Ребенка, она отказалась от своей Родительской роли в сфере отношений между мужчинами и женщинами. Его гетеросексуальная ориентация основывалась на трех структурных факторах: Ребенок, движимый идиосинкратическим интересом, одобренный отцом Родитель и пробел в Родителе со стороны матери. Это воспроизведено на рис. 18,б.
Передача культурных психопатий удивительным образом иллюстрирует принципы прогрессивного структурного анализа.
Воровство у цыган, охота за скальпами на Амазонке, пиратство близ океанских островов, убийства и преступления в мафии, коррупция в некоторых социальных слоях цивилизованных стран имеют, вероятно, ту же структуру, что и поведение господина Труа с женщинами, если верить его вульгаризированным рассказам. Здесь уместна поговорка: . «Чтобы воспитать даму, надо начинать воспитание с ее бабушки», то есть с Родителя родителя.
Каннибализм и жестокость жителей островов Фиджи хороший предмет для исследований, так как существуют многочисленные документы об истории этих островов. Жестокость вождей передавалась из поколения в поколение, потому что не только не было никаких запретов, но, наоборот, существовали поощрение и поддержка нецивилизованного Ребенка каждого вождя. Когда вожди были обращены в христианскую веру, на внутреннего Родителя стали воздействовать внешние родительские авторитеты. Еще некоторое время наблюдались случаи спонтанной жестокости, но теперь, несколько поколений спустя, жители Фиджи самые дружелюбные, вежливые и добрые люди на земле. В наши дни внутренний Родитель молодого фиджийца понимает и слушается Родителя второй и даже третьей степени, который запрещает жестокость. Если осознать во всей полноте такие исторические и культурные изменения, легко понять в структурном плане женщину, идущую по следам своей беспутной матери, или убийцу-профессионала и его мать, защищающую его в суде.
Случай сестер Трисс иллюстрирует структурную ситуацию семей, в которых дети развиваются по-разному. Многие проблемы можно объяснить только с помощью факторов структурного анализа.
Дедушка Трисс очень разбогател в зрелом возрасте и быстро стал играть роль авторитарного патриарха, требовавшего полного подчинения со стороны своего клана, используя силу денег в качестве довода своей правоты. Все подчинялись, кроме одного зятя, который после нескольких лет безуспешной борьбы развелся с женой, оставив ей двух дочерей — Алису и Бетти, четырех и восьми лет; их мать, подчиняясь воле отца, отказалась от фамилии мужа и воспитывала дочерей под фамилией Трисс.
Госпожа Трисс своеобразным путем ушла от жестокой авторитарности своего отца. Уже с юности она была гомосексуальна; на это отклонение ее Ребенка отец Трисс смотрел снисходительно, так как дочь была послушна ему. После замужества она бросила эти игры, за исключением более поздних сексуальных игр со своей старшей дочерью.
Когда старшей дочери Алисе было девять лет, мать прекратила свои игры. Присутствие Алисы предохранило Бетти от подобного материнского внимания. Но Алиса стала гомосексуалисткой. Главной неприятностью последующих лет жизни было то, что отец догадался о ее отклонениях, и поэтому она никогда не навещала его, хотя он жил неподалеку. Ее поведение было двойственным: с людьми своего возраста она вела себя богемно, с людьми старше себя была вполне воспитанной.
Бетти, со своей стороны, была гетеросексуальна, но Открыто бунтовала против буржуазных ценностей матери и дедушки, они же рассматривали ее как неисправимо испорченную особу. Она испытывала чувство вины по отношению к матери, как Алиса по отношению к отцу.
С точки зрения структурного анализа эти две личности нетрудно понять. Положение Алисы и ее чувство вины относительно секса определялось Ребенком ее матери и Родителем ее отца, а в социальном плане она подчинялась Родителю матери. Социальное поведение Бетти и происходящее из него Чувство вины было внушено Ребенком ее отца и Родителем ее матери, а в сексуальном плане она подчинялась Родителю своего отца. Ситуация будет понятна, если взглянуть на диаграмму. Родительская структура представлена на рис. 19,а.
Из-за поведения дедушки Трисса госпожа Трисс не имела родительской защиты от гомосексуальных испульсов. Следовательно, ее Ребенок мог свободно предаваться этому, и он соблазнил Ребенка Алисы. Отцовский аспект Родителя Алисы заставлял ее чувствовать свою вину, но не так сильно, чтобы остановить. Это показано на рис. 19,б. Будучи дочерью своей матери, Алиса чувствовала ее сильное влияние в отношении сексуальных отклонений, в социальном же плане полностью подчинялась дедушке.
Рис. 19. Родительские элементы (продолжение)
Госпожа Трисс
Ее муж
б) Дочь своей матери Алиса (Гомосексуальность с чувством вины перед отцом)
Бетти была дочерью своего отца: ее Ребенок подчинялся влиянию отца. Но бунтующий Ребенок отца, который привел его к разрыву с кланом, вдохновил и Бетти на бунт против нравов, которые там царили. Однако из-за этого Бетти было трудно противостоять материнскому осуждению, перешедшему от деда Трисса через Родителя матери. Это представлено на рис. 19,в.
2. Анализ Детской структуры
С точки зрения операционной, как можно наблюдать в клиниках и в частной практике, Ребенок проявляет себя четырьмя различными способами.
1. Он может принять характерную форму поведения. Часто встречается наигранная простота и наивность: «Ох, профессор, сколько же вы всего знаете!» В этой ситуации пациент задает много вопросов и изображает восхищение всезнанием врача. Вариант самоуничижение: «Ну и ребенок же я!»
2. Возможны короткие эпизодические вторжения Ребенка в деятельность Взрослого, например, господин Эннат прерывал себя, ударяя кулаком по бедру.
3. Ребенок может проявлять активность одновременно со Взрослым неосознанными интонациями и жестами. Улыбка или наклон головы выдадут Ребенка.
4. Ребенок может внимательно следить за игрой и открыто себя никак не проявлять, пока что-то не покажется ему «поперек». Если это произошло, его реакция может принять форму всепонимающего наблюдения. Пример будет приведен ниже.
В трех первых случаях Ребенок проявляется в форме интегрального единства и его подробную структуру непросто выяснить. Четвертый случай — проявление второй ступени, которое соответствует проявлению одного аспекта состоянияЯ, зафиксированного очень рано и известного под названием «Профессор»: Взрослый в Ребенке.
Госпожа Катри была очень опытной пациенткой. Она обращалась уже к трем врачам, и каждый раз ей удавалось управлять врачом, прежде чем она прекращала лечение.
С доктором К. она сотрудничала, но все время повторяла: «Я тупая. Я ничего не понимаю». У доктора появилось подозрение, что она одурачивает своего Взрослого путем заражения, но ее Ребенок не так туп, как она хотела показать, и что она играла в игру, корни и мотивы которой еще не были ясны.
После нескольких сеансов она однаждырассказала сон и по привычке с нетерпениемстала ждатькомментариев врача. Врач спокойнымтоном сказал: «Это интересно». Тогда госпожа Катри, уязвленная, сказала: «Этого недостаточно. Вы должны мне сказать, что он имеет сексуальное значение».
В другой раз она рассказала о семейной ссоре, чтобы получить от врача одобрение своего поведения и осуждение в адрес мужа. Врач спросил, что ей даст, если он это скажет. «О, я буду себя чувствовать гораздо лучше». — «А если я скажу, что ваш муж прав, а вы нет?» — «Я это знала с самого начала».
Было очевидно, что одна часть госпожи Катри с большим вниманием наблюдала, как проходили ее игры. Упрекая врача, что он не извлек из ее сна то, что ей необходимо, она играла роль профессора психиатрии, положение очень странное для самого тупого члена группы. Ее рассказ о семейной ссоре — еще одно доказательство ее необычного поведения. Ранее ей удавалось привлечь на свою сторону в домашних ссорах довольно опытных врачей, и теперь она старалась втянуть доктора К. в ту же игру с тремя ролями. Но, как она сама откровенно сказала, другая часть ее личности заранее знала результат.
Такого рода поведение характерно для растущей детской личности и составляет часть функционирования неопсихики, так как требует тонкости и объективности в выработке данных, основанных на опыте. Поэтому, диагностируя это поведение, можно говорить о части Взрослого в Ребенке. Если этот подаспект личности проявляется три-четыре раза, как у госпожи Катри, прозвище «Профессор» подходит наилучшим образом.
Такие авторы, как Эриксон и Ференчи, писали о том, что ребенок-аналитик не обязательно занимается психоанализом, он просто очень проницательно наблюдает за нашими терапевтическими усилиями; к сожалению, этот дар теряется с возрастом.
У госпитализированных пациентов со смещенными Родителями и Взрослыми, то есть у явных психопатов, подобная структура Ребенка просматривается легко. Такие пациенты находятся как бы во власти тревог своего раннего детства: что родители все видят, что сейчас последует наказание и тому подобное. Ребенок становится тем, что взрослые называют депрессивным или маньяком. Внимательный наблюдатель может видеть этих родителей так же ясно, как пациент, и, таким образом, у многих психопатов архаический Родитель второй степени, Родитель в Ребенке, становится видимым, хотя и трудноописываемым.
Психологическая интуиция, которой, как известно, наделены многие шизофреники, проявляется под названием «Профессор», то есть Взрослый в Ребенке.
Он может проявиться и в другой форме; опытный врач вдруг услышит от шизофреника, что допустил ошибку в лечении, что надо пойти другим путем. Будет ли это высказано намеком или еще каким-то образом, врач должен обратить на это самое пристальное внимание и чаще всего поймет, что сделал открытие.
Например, фундаментальный принцип, приведший к большим открытиям в психоанализе, был изложен Фрейду пациенткой Эмилией фон Н., которая, вытянув палец в его сторону, закричала: «Не двигайтесь, ничего не говорите, не прикасайтесь ко мне!» Какое впечатление это произвело на Фрейда, можно судить по тому, сколько раз он об этом вспоминал. Позднее пациентка объясняла это тем, что не хотела прервать свою мысль, что это усложнило бы дальнейшее объяснение. В этом случае Взрослый в Ребенке Эмилии фон Н. был лучшим врачом, чем Фрейд, а такая пациентка заслуживает титула «Профессор».
Ребенок в Ребенке, когда он обнажается через психоз, проявляется в архаической и интенсивности реакций на собственные выдумки. Такие знатоки этого предмета, как Бреер и Фрейд, называют образы-выдумки пластичными.
Примечания
Джонсон и Зурек говорят о невольном возбуждении с помощью родителей, что приводит к пробелу в Сверх-Я у ребенка. Структурный анализ делает разницу в трансакционных терминах между невольным возбуждением, как у господина Труа, пассивным согласием, как у Бетти Трисс, и активным возбуждением, как у Алисы Трисс. Структурный анализ второй степени, выполненный для Родителя, делает возможным точное этиологическое суждение. Он устанавливает разницу между отцовским и материнским влиянием и выстраивает систематические рамки, позволяющие дойти до дедушек-бабушек и деятельности родителей в детстве.
Зурек расширяет эту концепцию Джонсона с помощью богатого клинического материала, который дает ему возможность делать выводы. То, что приведено здесь, представляет общее теоретическое положение, позволяющее расширить применениетакихоткрытий с возросшей ясностью и эффективностью. Структурный анализ позволяет обобщить результаты Фишера и Манделла, а также других авторов.
В действительности ситуация госпожи Катри была разрешена так: она вместе с мужем была приглашена в группу супружеских пар. Она и там старалась показать неправоту мужа: эта самая распространенная игра называется «Трибунал». Ее заставили все-таки проанализировать ситуацию, что она успешно сделала; через короткое время она прекратила играть в эту игру. Отказ других участников играть с ней позволил перенести ее внимание с домашних сцен на детскую депрессию.
Сама структурная ситуация была впервые отмечена Бреером и Фрейдом еще в 1895 году. В «Наблюдении I» (Анна О.) Бреер писал: «Отмечены два четких состояния пациентки, которые сменяют друг друга и все больше отличаются друг от друга. В одном состоянии она была печальна, хорошо узнавала все, что ее окружало, была тревожна, но сравнительно нормальна; в другом, во власти галлюцинаций, становилась злой». И вот в этом втором состоянии ей напомнили детские стихи. Бреер отметил присутствие у пациентки Взрослого даже в состоянии психоза.
Таким образом, оба условия, состояния были не что иное, как состояние Я нормальное и состояние Я Детское. В «Наблюдении II» (Эмилия фон Н.) пациентка в смущенном состоянии давала Фрейду указания по психотерапии, что восходило к Взрослому в Ребенке. По причине тогдашнего состояния науки Фрейд отошел от структурных аспектов и перенес свое внимание в область психодинамики.
В наши дни на островах Фиджи внимание с религиозных факторов перенесено на расовые и экономические, как показывают недавние волнения (декабрь 1959 г.).
Глава XVIII ТЕРАПИЯ БРАКА
Показания
Общепринятым считается положение о невозможности одновременного лечения у одного врача обоих членов супружеской пары. В таких условиях врачу трудно избежать непредвиденных трудностей. Ему трудно не вступить в игру втроем; если супружескую пару ведут два врача, им легче сопротивляться игре вчетвером.
По имеющимся данным, семейные консультации, не занимающиеся терапией, организуют свою работу как игру втроем, причем служащий консультации играет роль третьего игрока. На психологическом уровне он стремится стать третьим участником семьи с Родительской функцией.
Врачи консервативной ориентации стараются избегать как семейной терапии, так и консультаций, помня, что слабые успехи на этом поприще приводили в отчаяние многих квалифицированных врачей. Чаще всего семейной паре говорят, что целью терапии является здоровье индивида, а не оздоровление отношений.
Прежде чем перейти к описанию собственно терапии, следует сказать несколько вводных слов. Групповая терапия сохраняет свои цели и задачи в применении к группе супружеских пар. Но, чтобы получить опыт, была предпринята организация группы из одной супружеской пары. Успехи были столь обнадеживающими как в терапевтическом, так и в научном плане, что было решено создать группу с большим составом. Оптимальной представляется группа из четырех пар: две мало, так как требуется заинтересованная публика, пять много, потому что времени на всех не хватит.
Группа из четырех пар была самой показательной во всей карьере автора. Частично успех объясняется тем, что игры семейных пар известны давно. Положительным моментом является существующая между супругами подлинная интимность, и это создает в группе очень доверительную атмосферу. Человек, потерявший веру в человеческую доброту, должен посещать такую группу. А иногда и больные люди показывают пример прекрасной, большой души. Два человека, посещавших такую группу и разделявших взгляды автора на полезность семейной терапии, сказали, что это самое большое изобретение после изобретения колеса.
В идеале критерия отбора в группу не существует. Однако опыт показывает, что группы могут подразделяться на четыре больших класса.
1. Люди, которые не могут понять друг друга, но не хотят и разводиться. Их игры происходят неудовлетворительно, иногда из-за возраста, иногда дают трещину.
2. Люди, страдающие от толчка в сценарии. Брак может счастливо длиться многие годы, пока у одного из супругов не случится внебрачная импульсивная связь. И важны не домашние сцены, потому что они не обязательно будут носить психиатрический характер, а появление психопатологического элемента в форме навязчивой ревности, иногда с гомосексуальной окраской, что является шоком для партнёров. По мере развития драмы «Брак втроем» становится ясно, что с самого начала у супругов был сценарии в латентной форме.
3. Люди, которые разводятся, но готовы рассмотреть возможность примирения. В этом случае группа выполняет роль государственных учреждений, дающих время на окончательное решение о разводе.
Прогнозы в этих трех категориях не так сложны, как в четвертой.
4. Пары, в которых один супруг или оба приходят в группу, потому что это входит в игру «Видите, как я несчастен», и пытаются эксплуатировать врача, чтобы потом просить развода «с чистой совестью».
Эта форма терапии делает первые шаги, особенно в аспектах, касающихся трансакционного анализа. Из восьми пар, прошедших терапию, одна развелась; других разводов не было.
Структура брака
Когда группа организовывалась, то хотя бы один из супругов в каждой паре имел сведения о структурном и трансакционном анализе. Все участники понимали, что организация группы носит экспериментальный характер, поэтому процедура и конечная цель не определялись заранее. Однако все пошло так успешно, что уже с третьего сеанса были сформулированы в общих терминах трансакционного анализа супружеские проблемы и зафиксированы задачи и цели. Природа брачного контракта была сформулирована таким образом, что получала подтверждение всякий раз, когда в группу входила новая пара.
Структура брака, американского или канадского, брака по склонности, может быть описана в трех различных аспектах.
1. Формальный контракт оформляется между двумя Взрослыми и заканчивается брачной церемонией, на которой каждый партнер обещает любовь и верность в любой ситуации. Статистика показывает, что такой контракт не всегда воспринимается всерьез. Добровольное обязательство Взрослого аннулируется всякий раз при внебрачной связи или разводе.
2. Контракт отношений — это психологический контракт, который не объявляется в открытой форме. В период ухаживания один из партнеров имеет тенденцию играть роль Родителя, а другой Ребенка. Это может принимать форму либо скрытого паразитического соглашения, либо рационального устройства, которое предусматривает изменение роли по ходу изменения ситуации. В первом случае контракт может быть нарушен уже в конце медового месяца, когда один из партнеров захочет изменить роль, на что второй начинает кричать: «Обманщик» Если женщина лелеяла мужчину в период ухаживания, то подразумевается, что так будет и дальше, и частично в этом тайна их контракта. Если вдруг она потребует, чтобы теперь он заботился о ней, последствия этого шага без посторонней помощи не уладить.
3. Существенной основой брака является секретный контракт между Детьми, контракт сценария. Именно на нем основывается выбор партнера среди всех возможных кандидатов. Предполагаемый супруг является как бы режиссером: он ищет женщину на первую роль, а женщина ищет премьера на мужскую роль, который передал бы характер, близкий к ее протоколу. В подготовительный период кандидаты делятся на две большие категории: ту, в которой кандидаты дают подходящие трансакционные ответы, и ту, в которой не дают. Из первой категории идет дальнейший отбор в нужных играх; и выбор падает на того, кто, кажется, лучше всех соответствует сценарию в целом.
Рейк, цитируя Фрейда, говорит: «В момент принятия решения второстепенной важности я всегда взвешиваю все «за» и «против». В вопросах же наисущественнейших, как выбор партнера или профессии, решение должно приходить из подсознания. Для жизненно важных решений в нашей личной жизни мы должны бы руководствоваться глубокими внутренними нуждами нашей натуры».
Опыт супружеских групп показывает, что выражение «мы должны бы» следует заменить выражением «мы руководствуемся».
В свободном браке выбора неизбежно диктуется нуждами Ребенка. Примеры, которые приводятся ниже, покажут клиническое и операционное проявление контракта сценария. Описать все разнообразие этих сценариев нет возможности. В примерах будут приводиться базовые концепции, чтобы была ясна терминология. Читатель сможет призвать на помощь собственные наблюдения, которые будут самыми убедительными доказательствами на эту тему.
Терапевтические цели
Цели терапии брака определяются начальной структурой брачного контракта. Следует по возможности сохранить формальный контракт и обеспечить каждому партнеру наибольшее количество выгод, благодаря компромиссам между контрактом отношений и контрактом сценария.
Эта цель доводилась до пациентов путем клинического разъяснения: «Игры у отношения в рамках брака должны быть предметом выбора, а не принуждения, а все разрушительные и неплодотворные элементы должны быть исключены. Когда это положение будет достигнуто, супруги будут или не будут иметь интерес друг к другу. Должен быть предусмотрен какой-то период времени для того, чтобы могли появиться другие отношения и другие конструктивные игры. Тогда каждый партнер должен решить, основываясь на доводах разума, желает ли он сохранять брак. Это равносильно психологическому разводу в рамках формального контракта. И так как каждый из супругов предстанет с новым лицом, появится шанс повторного психологического брака, если оба того пожелают. Если нет, терапия может привести к окончательному упразднению формального контракта».
На практике мы видим, что брак испытывает прогрессивное улучшение, по мере того как элементы игры и сценария отслаиваются слой за слоем, пока не обнажится какая-нибудь трудность из исходного протокола. В этот момент возникает вопрос: «Ачтонам делать дальше?» И тогда есть искушение вернуться к старой схеме.
Если один из партнеров держится непоколебимо за новую позицию, не делая возвратных шагов, другой партнep имеет тенденцию искать внебрачного партнера, который будет играть в старые игры и поможет довести сценарий до конца. Если эти попытки отвергнуты и конечный результат хороший, формируются новые отношения внутри брака, как бы над старыми сексуальными конфликтами, которые не то чтобы окончательно решены, но к ним уже иначе относятся.
Можно предположить, что если бы каждый из партнеров начал заниматься психоанализом в критический момент, когда обнажились конфликты, то их решение привело бы к повторению брака на более прочной основе либо с тем же партнером, либо с другим, чей сценарий удовлетворял бы новые, менее архаические нужды. При использовании только трансакционного анализа есть три возможных выхода: хороший — брак с большими, но хорошо контролируемыми трудностями; или компромисс и отказ от всех потребностей; или, в лучшем случае, радость взаимного открытия лучших качеств и возможностей, скрытых до сих пор. Если в браке имеются дети, эти решения благоприятны для них.
Любовь
Нельзя включить в строку отчета любого анализа чувство, которое называют любовью. И если такое чувство связывает двоих людей, то это такое прёимущество, которое не подлежит психическому исследованию.
Однако любовь не является необходимейшим условием идеального брака, такого, каким он видится в формулировках структурного и трансакционного анализа. Брак — это свободно выбранный (и Родителями одобренный) союз двух счастливых личностей, и их отношения и сценарии являются дополнительными и в любом анализе конструктивными. На этом основании две личности, преданные друг другу и признающие одни и те же ценности, могут быть поставлены выше, чем Элоиза и Абеляр.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|