Сделай Сам Свою Работу на 5

Соскальзывания в состояния Я





В данной системе соскальзывание из одного состояния Я в другое обусловлено тремя факторами: силами, которые действуют на каждое состояние, проницаемостью границ между разными состояниями и объемом полномочий каждого состояния Я. Клиническое положение пациента зависит от соотношения сил между тремя этими факторами; и они же определяют терапевтический курс. В случае госпожи Тетар терапия была запрограммирована таким образом, чтобы все факторы были задействованы последовательно.

Для начала врач попытался активизировать Взрослого, как в случае госпожи Прим, акцентируя опыт реальности. Он исходил из гипотезы, что неопсихика как система не повреждена, следовало только увеличить активные полномочия — развязанные и свободные. Перемещение и социальные соображения играют свою роль в этой мобилизации. Затем врач попытался прояснить и укрепить границу между Взрослым и Ребенком, чтобы захватить в плен полномочия Взрослого. Наконец, он постарался увеличить объем полномочий (как абсолютных, так и относительных) Ребенка, чтобы он не стремился проявлять себя болезненно в неподходящие моменты. Какая при этом использовалась техника, не предмет для обсуждения на этом этапе. Сейчас основная задача — подчеркнуть важность в исследовании факторов, которые приводят к соскальзыванию в то или другое состояние Я. Часто пациенты интуитивно понимают введенные в игру принципы какими-то уловками, о чем будет речь позднее. Следует уточнить два момента, которые часто вызывают затруднения.



Родитель может проявляться то в виде активного Я, то в форме воздействия, влияния. В случае господина Труа Родитель был одновременно и исполнительная власть, и Сам подлинный и действовал, как активный Я, вел себя, как его отец. У госпожи Прим активное состояние Я было Ребяческим, когда она постоянно одергивала юбку, а Родитель проявлял себя в виде голоса при галлюцинациях. Пациентка вела себя не как ее отец, а скорее — как ее отец желал бы, чтобы она себя вела.

Таким образом, каждый раз, когда говорят о Родителе, надо четко различать, идет ли речь об активном состоянии Я или Родительском влиянии. Именно Родительское влияние решает, кто будет в данный момент себя проявлять: Ребенок естественный или Ребенок прирученный. Ребенок прирученный — архаическое состояние — Я, подверженное Родительскому влиянию. Ребенок естественный — архаическое состояниеЯ, которое свободно от этого влияния или пытается от него освободиться. Это та же разница,/ которая существует, например, между воспитанным и послушным ребенком и ребенком в приступе каприза и гнева. Надо четко понимать, какого из двух автор имеет в виду, когда говорит о Ребенке.



Примечания

Описания «психической энергии» и «облечения полномочиями» у Фрейда очень трудны и неясны. Колби попытался решить некоторые из концептуальных проблем. Самым простым выходом для автора было с благодарностью принять концепцию «облечения полномочиями» и попытаться ее согласовать с собственными наблюдениями.

 

 

Глава IV ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Структурный анализ позволяет сформулировать систематическую общую патологию психических нарушений. Предметом патологии является изучение реакций живых организмов на болезнь. Исследование специфических нозологических сущностей и специальных механизмов защиты принадлежит к области специальной патологии. В рамках данной книги нас интересуют самые общие реакции, которые заставляют психическую организацию вмешиваться в их совокупность или являются общей характеристикой целой серии нарушений (заболеваний).

Структурная патология интересуется аномалиями в психической структуре, среди которых двумя самыми распространенными являются исключение (exclusion) и заражение (contamination).



Исключение

Исключение проявляется в очень стереотипном и предусмотрительном образе действий или поведении, за которое человек цепляется как можно дольше при появлении какой-то угрожающей ситуации. Непоколебимый Родитель, непоколебимый Взрослый или Ребенок проявляют себя прежде всего за счет исключения с целью защиты двух других дополнительных граней. Вторичные преимущества трансакционного анализа имеют тенденцию усиливать исключение.

Исключительный Родитель встречается очень часто среди шизофреников; в этих типичных случаях исключение составляет основную защиту от археопсихической спонтанной деятельности. Такие люди труднее всего допускают существование Ребенка, так как цель исключения — контролировать и отрицать этот аспект личности.

Господин Труа, который в течение шести лет проходил групповую терапию, дал доказательство жесткости такого исключения. Выше описана структура его Родителя, очень властного; его Взрослый и его Ребенок проявлялись лишь в самых благоприятных обстоятельствах. Когда разговор касался общих тем, Родитель в господине Труа как бы приопускал забрало, чтобы чуть-чуть высунулся Взрослый. Тогда он оказывался способным терпимо обсуждать погоду, события, проблемы эпохи и даже личные невзгоды. Он становился вежливым и любезным. Погода на его вкус была немного жаркая, черные — хорошие, но требующие контроля люди, никого ничему не научила последняя война, и каждый раз, когда вымоют его машину, идет дождь. Иногда такое состояние позволяло ему только повторять за кем-нибудь последнее выражение: «надо их контролировать», «последняя война», «дождь». Но как только дискуссия заканчивалась, Взрослый отступал перед яростным догматизмом Родителя, вступавшего в свои права.

С другой стороны, когда говорил врач, пациент проявлял молчаливое подчинение и даже благожелательность. Это был Ребенок, которому разрешалось выйти на волю под бдительным взором Родителя. Но если врач угрожал Родительской гегемонии, снисходительно относясь к детским выходкам, Ребенок тотчас изгонялся и Родитель брал верх с девизом: «Покончим с этими глупостями» или: «Смерть маленьким негодяям!».

а) Родитель; б) Взрослый; в) Ребенок

Рис. 2. Исключение

Все это показывало слабые полномочия (развязанные) Взрослого и Ребенка и давящую силу Родителя. Именно этот тип личности схематично показан на рис. 2,а. Рисунок был сделан на черной доске по настоянию господина Труа в благоприятный период его лечения.

Личность доктора Кинта иллюстрирует другой тип структуры. Будучи специалистом в социальных науках, он особенно хорошо разбирался в экспериментальных проектах и вычислительной технике. Доктор Кинт был лишен обаяния непосредственности, свойственной нормальному Ребенку, но был и не способен защитить свое мнение с достоинством и убежденностью, свойственной нормальному Родителю. Его любимым способом рассуждения было взвешивание «за» и «против», в компаниях он не разделял общего веселья, при необходимости не мог ни в чем убедить жену и не демонстрировал Родительского поведения по отношению к своим студентам. Он мог только планировать, собирать информацию и обрабатывать данные и поэтому имел заслуженную репутацию хорошего специалиста в своей области. Его Взрослый был его Сам подлинный, и он отдавал всю душу и сердце своим цифрам. Как следствие, он держал своего Ребенка и своего Родителя под железной пятой интеллекта. К несчастью, это сказывалось на сексуальной активности. Отстраненные аспекты получали такой заряд развязанных полномочий, что Взрослый просто терял контроль и чувствовал себя бессильным в битве между Ребенком и Родителем, вновь становившимися активными. Тогда начинала проясняться оборонительная функция исключения. Но малейшая уступка Ребенку вела. к импульсивному поведению, а всякая терпимость к поведению Родителя вызывала депрессию. Структура личности доктора Кинта показана на рис. 2,б.

Исключительный Ребенок представленна рис. 2,в. Он наблюдается в жизни чаще всего среди импульсивных нарциссов, какими являются, например, проститутки высокого класса; в клиническом плане у этого типа людей наличествуют некоторые формы шизофрении или же отстранены рациональные состояния Я (Взрослого) и догматические Родительские. В некоторых случаях Взрослый и Родитель могут слабо проявляться, но угроза легко изгоняет их, и Ребенок-соблазнитель вновь занимает свое место. Тогда речь идет о проститутках и шизофрениках «интеллигентных» и «услужливых». Встречаются случаи как бы врожденной утонченности, но это не имеет ничего общего с поведением настоящих детей, как показали исследования Пьяже.

Клиническая проблема, представленная такими патологическими исключениями, выявляет одновременно и функцию, и природу доминирующего состояния Я. Всякая попытка войти в соприкосновение с отстраненными аспектами терпит неудачу из-за идиосинкразии Взрослого, Родителя или Ребенка относительно оборонительного положения, которое в их реакциях прибегает, например, к религиозности, интеллектуализации или льстивому послушанию.

С операционной точки зрения эти личности характеризуются тем, что при нормальных условиях все их симптоматические реакции происходят из одной единственной системы. Две другие системы смещены («отрешены от должности»). Очень долгое время было почти невозможно добраться до Взрослого или Ребенка в личности господина Труа, до Родителя или Ребенка в докторе Кинте. Отчаяние врачей, пытавшихся взывать к морали или разуму импульсивных женщин и нарциссов, — поучительный и яркий пример тех трудностей, с которыми встречаешься, имея дело с феноменами исключительности. Следует подчеркнуть, что исключительные состояния Я не являются ролями. Вопрос о ролях будет изучен позднее.

Заражение (контаминация)

Лучшие примеры заражения нам могут предоставить некоторые типы предубеждений (предрассудков) или бредовых состояний (делириев). Диаграмма на рис. 3,а представляет структуру предрассудка: часть Родителя совмещается со Взрослым и находится внутри границ Я Взрослого.

Сын одного миссионера хотел доказать, что танец — это грех, и при этом ссылался на факты, имевшие место на одном из островов Тихого океана, где его отец жил в 1890 году. Он в конце концов осознал, что этот вывод сделан его Взрослым Я, что он защищал его как разумный аргумент, но на самом деле это был Родительский предрассудок. В результате лечения этот предрассудок был заточен в Родителя, благодаря расчистке границ Взрослого Я, как показано на рис. 3,б. Это означает, что на практике в нормальных обстоятельствах пациент был способен говорить разумно о танце и подобных развлечениях со своей пятнадцатилетней дочерью и женой, но при некоторых стрессовых состояниях Взрослый в нем замещался Родителем, демонстрирующим свою непримиримость. Когда Взрослый брал верх, он был способен рассуждать объективно. И по мере того как Взрослый становился все сильнее, возвраты Родителя становились все реже. Но этого было бы трудно добиться без терапевтического обеззараживания Взрослого. Переход к окончательному положению показан на рис. 3,а и 3,б.

Рис. 3. Заражение


а) Структура предрассудка; б) Обеззаражена; в) Структура бреда;

 

г) Обеззараженный Ребенком Взрослый и Родителем Взрослый;


 

д) Двойное заражение;

 

е) Обеззараживание

Одна женщина была убеждена, что за ней подглядывают, когда она моется в ванне. Ее клиническое состояние показало, что речь идет о бреде, и это можно было убедительно доказать; к тому же эпизоды из ее детства позволили понять генетическую подоплеку этого бреда. Однако она упорно приводила логические доводы, доказывая существование шпионского гнезда в своем доме.

Структура этого бреда представлена на рис. 3,в. Речь шла о заражении Взрослого Ребенком. Во время лечения пациентка поняла, что в других областях ее личность представляла архаический аспект, который не совпадал с ее Я Взрослого. Это позволило открыть существование Ребенка. Позднее больная сама смогла увидеть архаический характер доказательств существования шпионов, которые она приводила. Ее Взрослый был обеззаражен, и система, дававшая бред, загнана в Ребенка. Когда границы Я были очищены, как показано на рис. 3,г. бредовые идеи перестали быть присущими Я Взрослого. Теперь понадобилось бы сместить Взрослого, чтобы бред возобновился. Благодаря процессу прояснения и усиления, границы Я Взрослого становилось все труднее пробить. Пациентка становилась способной противостоять самым острым стрессовым ситуациям, и интервалы ясного сознания становились все длиннее и длиннее.

На рис. 3,д показано двойноезаражение, а на рис. 3,е — его решение в результателечения. Глядяна эти диаграммы, можно подумать, чтоВзрослыйвыходит после лечения несколько «усеченным»,нонадо помнить, что реальная ситуация соответствует диаграмме, выполненной в трех измерениях. И зараженность не только отсекают, но и «отскабливают». Если прибегнуть к метафоре, это похоже на очистку от ракушек днища корабля, чтобы он беспрепятственно плавал.

Простое заражение включает четыре зоны в личности, а заражение двойное — пять, как показано стрелками на рис. 3,ж. Взрослое Я пациента видит, что то, что исходит из зон «Родитель» и «Ребенок», является делом (произведением) Родителя или Ребенка, а исходящее из зон «Родитель — Взрослый», «Взрослый» и «Взрослый — Ребенок» соответствует его Я Взрослого, и он его защищает как таковое. Именно сюда вторгается врач, чтобы скорректировать неправильную интерпретацию и помочь осуществить обеззараживание Взрослого и очищение его границ.

Техника, механизмы, терапевтические проблемы, а также предосторожности, которые необходимо принимать, чтобы продвинуть ситуацию от стадии на рис. 3,д до стадии на рис. 3,е, будут исследованы в свое время.

Функциональная патология

Некоторые пациенты обладают способностью проявлять упрямство и настойчивость и резко переходить к другому, иногда противоположному, состоянию Я. Это характеризовало поведение госпожи Саш. Так, в обществе она упорно отстаивала расовые и семейные предрассудки, но в своей семье плакала, жаловалась, обвиняла мужа и т. п. Иногда ее Ребенок демонстрировал себя в течение трех или четырех дней так интенсивно, что у нее начиналась ужасная мигрень.

Во время же терапевтических сеансов ситуация была совсем другой: одного слова врача было достаточно, чтобы ее разгневанное сектантство уступало место ноющему Ребенку; другое слово, наоборот, могло прекратить такое поведение и зафиксировать, хотя бы временно, разумного Взрослого, способного рассматривать свое предыдущее поведение с завидной объективностью. Но достаточно было одного неловкого шага со стороны врача, чтобы вновь вызвать появление враждебного Родителя или ноющего Ребенка. «Прилив-отлив» полномочий связанных и развязанных в каждом состоянии как будто имел какую-то вязкость, хотя и свободное состояние было очень неустойчивым. Во время сеансов Сама подлинная могла быстро переходить из одного состояния в другое, причем его интенсивность могла достигать крайней степени или исчезать совсем. Но и в повседневной жизни ее состояния Я в зависимости от обстоятельств могли сохранять исполнительную власть в течение долгого периода, что доказывало существование прочных границ между состояниями Я. Таким образом, можно говорить о неустойчивости полномочий и при отсутствии дефектов в границах Я. Из таких качеств может произойти (при правильном контроле) высокая эффективность функционирования и хорошая адаптация. Существует также дополнительный тип: он характеризуется прочными границами Я и «ленивыми полномочиями», это относится к людям с замедленной реакцией, с замедленным ритмом жизни.

Проницаемость границ Я также имеет два полюса. Mexанизм иcключeния встречается только у людей с жесткими границами Я. Так, некоторые шизофреники с трудом поддерживают компенсацию. Астеники, которые соскальзывают с одного состояния в другое почти незаметно, имеют очень вялые (слабо натянутые) границы Я. У них Ребенок и Родитель, хоть и слабые, просачиваются без больших трудностей внутрь границ Взрослого, и слабое натяжение делает возможным изменение Самого подлинного. Ребенок госпожи Саш был очень развязным, но структура ее личности не страдала отсутствием четкости. Личность в целом у людей с вялыми границами Я создает впечатление легкости.

 

Глава V ПАТОГЕНЕЗ

Можно рассматривать соматическую жизнь как непрерывность (или преемственность), при которой общее состояние тела непрерывно изменяется, следуя принципам биологической флюидности и гомеостаза. Но, с клинической точки зрения, лучше рассматривать влияние различных стимулов (возбудителей) на каждую систему отдельно и разделять или изолировать более или менее поровну периоды внутри непрерывности (или континуума).

Можно рассматривать, в свою очередь, психическую жизнь как непрерывность, содержащую единственное состояние Я, которое все время изменяется под влиянием нарушения или адаптации. И в этом случае для врачей полезнее рассматривать отдельно каждый период и каждую систему. Существует естественный ритм психологических периодов, характеризующийся подъемами активности, которые вклиниваются в периоды относительного покоя. В обычное время психика подвергается в течение дня постоянным воздействиям, внутренним и внешним, которые не могут быть все ассимилированы сразу же. Ассимиляция осуществляется во сне. С полным правом можно рассматривать день как единицу измерения Я. В таком случае функцией снов является ассимиляция прожитого в течение дня. Новый день начинается с состояния Я сравнительно свежего, и весь процесс повторяется. Если же что-то не может быть ассимилировано, то сны имеют тенденцию становиться повторяющимися и в состоянии бодрствования у Я начинается стагнация. Как видим, речь идет о распространенной концепции.

Можно проиллюстрировать генезис патологической личности с помощью простой метафоры, сравнивая опыт каждого дня, то есть каждой единицыЯ, с монетой, которая выходит необработанной из-под матрицы и полируется в течение ночи.

Поверхности

 

Рис. 4. Развитие личности

а) Пример; б) Единственная; в) Периодические;

г) Варьирующийся травматизм, аналогичные травмы травматизма

В идеале жизнь, исключающая травматизмы, представляла бы собой стопку монет, каждая из которых имеет оттиск одной личности; все монеты обработаны таким образом, что стопка получается ровная, плотная и устойчивая (рис. 4,а). Травмированное состояние Я, как испорченная монета, искривит всю стопку, даже если все остальные монеты правильные (рис. 4,б).

Если травмы носят одинаковый характер и повторяются с какой-то последовательностью, вся стопка будет наклоняться в одну сторону, пока не обрушится (рис. 4,в). если травматизм носит разнообразный характер, стопка будет наклоняться то влево, то вправо и держаться вертикально очень неустойчиво (рис. 4,г). Так или иначе, при увеличении деформаций устойчивость стопки изменится.

Данная метафора, переведенная на клинический язык, может означать, что сильный травматизм заставит весь столбик потерять плотность и устойчивость, последующие травмы будут усиливать этот эффект, даже если сверху все будет прикрыто хорошими монетами. Важно вовремя поправить, изменить одну или две монеты, чтобы скорректировать ситуацию.

Очевидно, что общая устойчивость тем более подвержена риску, чем ниже находится дефектная монета. Теперь можно говорить еще и о разных монетах: сантимы детства, сто су переходного периода, франки юности и луи зрелости. Единственный искривленный сантим может вызвать падение сотен луи. Эта маленькая монета символ того, что до сих пор мы называли Ребенком. Ребенок есть состояние Я искривленное, которое зафиксировалось и искривляет направление всей последующей части континуума. Говоря точнее, речь идет либо об одной резко деформированной единице Я, либо о комплекте единиц, деформированных менее серьезно.

При травматическом неврозе Ребенок есть искривленное состояниеЯ, которое зафиксировалось в день Д месяца М года Г в детстве пациента. При психоневрозе Ребенок есть нездоровое состояниеЯ, которое повторялось изо дня в день в сходных условиях с месяца А по месяц В года С в детстве пациента. И в том и в другом случае количество архаических и патологических состоянийЯ, зафиксированных у человека, ограничено: одно или два, редко три. Пусть читатель разовьет сам метафору с монетами, которая приводилась выше.

В семье Гепт бабушка обучила развратным действиям своего внука трех лет на 39—42 месяце его жизни. Каждое утро, когда мать ребенка уходила на работу, он оставался в постели с бабушкой в состоянии ожидания и возбуждения, которые она научила его скрывать, если кто-то входил в комнату. Однажды осмелевший ребенок сделал развратную попытку по отношению к своей матери, вытиравшейся после ванны. Это подтвердило подозрения, которые приходили ей в голову, но казались столь дикими, что она не верила им, боясь психоза. Теперь ее ужас был столь велик, что ребенок замер на месте; это состояние Я зафиксировалось в его личности и разделило ее. В этом смысле в тот момент родился Ребенок. Травмой явилось не развратное поведение, а реакция матери. Много лет спустя, когда анализировали в этом человеке Родительские, Взрослые и Детские компоненты, открыли, что Ребенок, который проявлялся иногда на феноменологическом уровне и на уровне социальном, состоял из состояния Я, которое воспроизводило все моменты, наличествовавшие в комнате бабушки у ребенка трех лет.

 

Рис. 5. Структурные диаграммы

а) Человек, смущенный в сексуальном плане; б) Травматический невроз;



в) Извращенность, сопровождаемая угрызениями совести; г) Психопатическая извращенность

 

 

Ребенок исчез во Вселенной, но его Я оставалось неизменным, готовое возродиться во всей яркости. Его Родитель противостоял инфантильному поведению из-за того ужаса, который испытала его мать (рис. 5,а). Нет способа установить, был ли Ребенок исключен из Взрослого, как из Родителя, — а это позволило бы диагностировать травматический невроз (рис. 5,б), — или же некоторые элементы Ребенка были через заражение свойственны Взрослому, что могло бы дать в этом случае извращенность, отягощенную угрызениями совести (рис. 5,в). Если бы сама мать соблазнила его, то некоторые элементы Ребенка могли быть свойственны не только Я Взрослого, но и Родителя, ведя за собой психопатическую извращенность (рис. 5,г). С другой стороны, не случись эпизода с участием матери, имелось бы простое сложение легких ежедневных травм, сопровождаемых психоневрозом.

Госпожа Огден была соблазнена своим дедушкой в шестилетнем возрасте, когда ее Родитель уже установился. Она сохраняла все в тайне от матери, понимая, что не встретит поощрения. Сексуальный момент был исключен с этого дня (у Взрослого), а вот тайный момент остался свойственным Я Взрослого, как это было в тот период. Когда интегральное состояние Я проявлялось в снах, оно воспроизводило без больших изменений состояние Я реальной маленькой девочки 12 октября 1924 года в 15 часов, в момент соблазнения. В повседневной жизни пациентка была абсолютно асексуальна, не пользовалась гримом и одевалась очень строго. Однако чрезвычайная скрытность была свойственна ее Взрослому, и она еще усиливала это патологическое поведение. Так как ее мать также была скрытной, было согласие и относительно Я Родительского. Такое поведение было не только патологическим, но также психопатическим. Однажды она рассказала длинную историю о своей школьной подруге, которая находилась где-то за 5000 км, называя ее «эта персона» и отказываясь назвать ее имя и фамилию, потому что врач мог рано или поздно познакомиться с ней и узнать, кто такая госпожа Огден. Она добавила: «Моя мама учила меня никогда не называть имен, и я с ней согласна».

Структура невроза аналогична структуре психопатии, и до настоящего времени все доказывает, что разница заключается только в социальной среде. Сто лет назад на островах Фиджи один вождь ел человеческое мясо, убивал своих жен, заставлял неугодных слуг глотать битое стекло, а окружающие видели в нем только злой характер, а не криминального психопата. А в наши дни колониальные власти вызывают врача-психиатра, когда видят варварское поведение.

Структурный анализ приводит к удивительным выводам относительно нормальных людей, которые согласуются с самыми серьезными клиническими суждениями. По терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.

Молодой врач, имевший супружеские проблемы, был очень счастлив в работе. Отец пациента был медиком, так что его Родитель одобрял его карьеру. Взрослый пациента был удовлетворен, потому что профессия его очень интересовала, он был компетентен и любил добросовестно трудиться. Рабочие опыты позволяли сублимировать сексуальное любопытство его Ребенка. Таким образом. Родитель, Взрослый и Ребенок уважали друг друга, но так как отцы и дети не могут быть в постоянном согласии, он иногда скучал по своему рабочему кабинету. Мораль этой истории такова: можно определить, что такое счастье, но нельзя быть счастливым все время.

И как ни странно, можно говорить о счастливых преступниках концентрационных лагерей. Напрасно было бы думать, что в глубине души они страдают. Следующий случай — подтверждение этого.

Один молодой человек, вернувшись как-то домой, объявил своей матери: «Как я рад! Я получил повышение по службе!» Мать поздравила его, выставила на стол прибереженную к торжественному случаю бутылку вина и спросила, каковы будут теперь его обязанности. Он ответил: «Сегодня утром я был только охранником в концлагере, а вечером буду комендантом!» — «Прекрасно, дитя мое, — сказала мать. — Вот видишь, как я тебя хорошо воспитала».

В этом случае, как и в случае с молодым врачом, Родитель, Взрослый и Ребенок считали свою карьеру интересной и получали удовлетворение: человек имел все, чтобы быть счастливым. Его рациональный патриотизм соответствовал тем амбициям, которые воспитала в нем мать, и в то же время получал вознаграждение его архаический садизм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такие люди любили музыку и литературу. Эта малоприятная параллель поднимает серьезные проблемы добра и зла и полезности человека. Следует задуматься и о тех, кто воспитывает детей «как полагается», но не способен определить, чего ждет от них; может быть, формулы «чтобы они были счастливы» недостаточно.

Есть еще один тип нормальной личности: это люди, хорошо организованные. Их описывают как людей с хорошими границами Я, но границы эти непроницаемы. У них могут быть серьезные внутренние конфликты, но они способны изолировать Родителя, Взрослого и Ребенка так, чтобы позволить каждому из них стабильно выполнять свои функции. (Изоляция есть форма исключения, но менее категоричная и более здоровая.)

Один шотландский учитель, отлично характеризовавшийся в профессиональном плане, выпивал почти каждый вечер бутылку виски, но утром вовремя приходил на работу и хорошо выполнял ее. В рабочее время он полностью изолировал своего Взрослого, и его невоздержанность оставалась неизвестной целым поколениям учеников, которые его любили. Когда он пил, его Взрослый был смещен Ребенком. Целый период его жизни Родитель был слабо наделен полномочиями, но когда этот период закончился, Родитель восторжествовал, и учитель не притрагивался к спиртному. Но он теперь терроризировал своих учеников: теперь они имели дело с его Родителем, а не с его Взрослым. В те годы, когда он пил, он не был счастлив, потому что Родитель осуждал его поведение, но он был хорошо организован.

Понятие «зрелость» имеет особый смысл в структурном анализе. На основании солидных клинических данных можно принять без доказательств, что в каждом человеке существует хорошо развитый Взрослый и что, согласно структурному анализу, не существует личностей незрелых. Существуют люди, у которых Ребенок владеет исполнительной властью и которые ведут себя так, как будто они достигли зрелости, но если терапевтическое вмешательство преуспеет снабдить Взрослого полномочиями, их поведение становится зрелым, как это было в случае госпожи Прим. Таким образом, поведение может быть незрелым, но сам индивид таковым быть не может (за исключением, может быть, органических нарушений). Радио, которое не включено, не работает, хотя оно способно работать, когда его включают. Пациент ошибается, когда думает, что у врача нет радио или оно сломано, если во время беседы не играет музыка.

Большой опыт автора позволяет утверждать, что у всех страдающих неврозами, шизофренией, умственной отсталостью, психопатией Взрослый вполне сформирован. Проблема не в том, что этим людям недостает зрелости, а в том, что очень трудно «включить» их Взрослого. И так как слова «зрелый» и «незрелый» имеют такое несчастливое значение и судьбу, лучше совсем вычеркнуть их из клинического словаря. Биологи единственные, кто использует это слово, остальные успешно пользуются словом Родитель.

Глава VI СИМПТОМАТОЛОГИЯ

Чтобы понять частные проблемы, характерные для данной области, лучше начать с создания общей картины. Структурные диаграммы, выполненные в двух измерениях, были бы нагляднее в трех или, будь это возможно, четырех измерениях. Но и в данном виде они призваны стимулировать размышление.

Инстинктивно Родитель помещен наверху, а Ребенок внизу. Такая интуиция имеет солидные моральные основания. Родитель есть направляющая сила в этических чаяниях и жажде превосходства; Взрослый занимается земными реальностями объективной жизни, а Ребенок — это чистилище и иногда ад, для архаических —устарелых тенденций. Это образ мыслей, который казался естественным для всех народов во все времена.

Фрейд в своей книге, посвященной интерпретации снов, приводит цитату из Вергилия: «Если я не могу склонить богов, то приведу в действие силы ада».

Эта моральная иерархия подкрепляется клиническим опытом: Родитель есть самый слабый член, Взрослый менее легко лишается полномочий, а Ребенок кажется почти неутомимым. Под влиянием алкоголя, например. Родитель опьяняется первым; по сравнению с ним Ребенок держится лучше, и это делает его в социальном плане более приятным; затем следует очередь Взрослого, и вот здесь объективные оценки физической реальности начинают ослабевать. Если дозы будут увеличены, то Ребенок, освобожденный от своих пут, поколебленный своей свободой, начинает падать в обморок. Распространенное мнение, что люди обретают свое подлинное лицо под влиянием алкоголя, означает, что Ребенок, подчиняющийся приказаниям Родителя и Взрослого, уступает место Ребенку естественному по мере того, как верхние уровни функционирования стираются. Когда влияние опьянения исчезает, этот приказ может быть опрокинут в соответствии с принципом ортриогенеза, сформулированным Федерном.

С учетом некоторых сложных явлений и некоторых идиосинкразии ситуация такая же, как во время сна. Моральное существо в состоянии бдительности под гипнозом уступает место аморальному, но с практическим умом и разбуженному. Вместо того чтобы думать о поведении, которое диктовали бы мораль, практика или удовольствие, в полусне оно начинает спрашивать себя, что предпочло бы делать, не заботясь о моральных проблемах, но не упуская из виду возможных реальностей. Когда вдруг наступает сон, этика и запреты меркнут в забвении, как и объективный мир реальности со своими физическими и социальными ограничениями, так что Ребенок относительно свободен продолжать свой магический бег в мечтах. Правда, некоторые следы функционирования Взрослого и Родителя иногда видны, но это не противоречит иерархическому принципу; они обусловлены наличием в Ребенке архаических Родительских влияний и чувства реальности. Именно это отличает самым решительным образом явление Детского состояния Я от концепции Это. Термин «Ребенок» обозначает состояние, которое существует или существовало ранее, в то время как Фрейд описывает Это как «хаос, котелок, полный бурлящих эмоций… никакой организации, никакой воли».

Симптомы суть все проявления состояния Я единственного и четко определенного, активного или исключительного, будь они результатом конфликтов, согласий или заражений между двумя различными состояниями Я. Следовательно, в структурном анализе первая задача симптоматологии — установить, каково состояние Я, которое сейчас проявляется в симптомах. Эта операция в некоторых случаях легка, а в других требует большой тонкости в диагностировании и большого опыта.

Недовольство господина Труа шумом воспроизводило отношение его отца и было явно Родительским. Педантизм доктора Кинта и скрытность госпожи Огден требовали очень скрупулезного изучения. Когда Родитель у господина Труа был отстранен, это приводило к тому, что он много пил и вел себя импульсивно; как в том, так и в другом случае проявлялся Ребенок, как и при плохом настроении у Кинта и приступах тревоги у Огден. Это означает, что в каждом случае некоторые черты характера были выражением одного состояния Я, в то время как некоторые симптоматические проявления — выражением другого.

На основании этих двух принципов можно анализировать психиатрические симптомы в структурной терминологии, включая те, при которых развертывается одновременная активность двух различных состояний Я.

Галлюцинации являются обычно проявлениями Родителя, примером могут служить голоса, слышимые госпожой Прим. Два наиболее часто встречающихся типа галлюцинаций — непристойные эпитеты и призывы к убийству. Можно с уверенностью сказать, что обвинение: «Ты гомосексуалист» и приказ: «Ты должен его убить!» являются пережитками Родительских воспоминаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.