Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежные педагогические энциклопедии и словари





Общие педагогические

энциклопедии и словари

Австрия

1. Lindner G. A., Encyklopädisches Handbuch der Erziehungskunde mit bezon-derer Berücksichtigung des Volks Schulwesens, W.-Lpz., 18843; 1891" (Л и и ден e p Г. А., Энциклопедич. справочник по педагогике, преимущественно по нар. школам).

2. Enzyklopädisches Handbuch der Erziehungskunde, hrsg von J. Loos, Bd l—2, W.-Lpz., 1906—08 (Энциклопедич. справочник по педагогике).

3. J a l k o t z у A., Kleines А-В-С der Erziehung, W., 1952 (Я л к о ц и А., Краткая азбука воспитания); см. также раздел Германия.

Аргентина

4. Enciclopedia de la educaciön moderna, ed. H. Rivlin у H. Schueler, v. 1—2, B. Aires, 1956 (Энциклопедия современного воспитания, пер. амер. изд.).

5. Luzuriaga L., Diccionario de pedagogia, B. Aires, 1960 (Л у с y-p и а г. а Л., Словарь по педагогике). Болгария

6. P у с с в Л., Педагогически речник,

София, 1936 (Русев Л., Пед. словарь).

Великобритания

7. F 1 с t с h с r A. E., Sonnenschein's cyclopaedia of education, L., 1888; N. Y., 19063 (Ф л с т ч с p A. E., Пед. энциклопедия Зонненшейна). 8. The teacher's encyclopaedia of the theo-ry, method, practice, history and develop-ment of education at home and abroad, ed. by A. P. Laurie, v. 1—7, L., 1911—12; v. l—4, 19222 (Энциклопедия учителя по теории, методике, практике, истории и развитию педагогики отечественной и зарубежной).

9. Watson F., Encyclopaedia and dictionary of education, v. l—4, L.- N. Y.-Toronto, 1921—22 (У о т с о и Ф., Энциклопедия и словарь по педагогике).



10. Macmillan's teaching in practice school, ed. by E. J. S. Lay, v. 1—7, L., 1931—39 (Практика преподавания в школе, [в изд.] Макмиллана).

11. Macmillan's teaching in practice for junior schools. An encyclopaedia of teaching, ed. by E. J. S. Lay, v. 1—8, L., 1938 (Практика преподавания в школах младшей ступени, [в изд.] Макмиллана).

12. Macmillan's teaching in practice for seniors. An encyclopaedia of modern me-

thods of teaching, ed. by E. J. S. Lay, v. l- 8, L., 1938 (Практика преподавания в школах ст. ступени, [в изд.] Макмиллана).

13. Barnard H. С. and Lauwe-г у s J. A., A handbook of British educa-tional terms, L., 1963 (Барнард X. K. и Лоуэрис Дж. А., Справочник британских пед. терминов).

14. Blond's encyclopaedia of education, ed. by E. Blishen, L., 1969 (Пед. энциклопедия).

15. R o w n t r с е D., A dictionary of education, L., 1981 (P а у и т р и Д., Пед. словарь).

16. A dictionary of education, ed. by P. J. Hills, L., 1982 (Пед. словарь).

17. Barrow R., Milburn G., A ctitical dictionary of educational concepts: an appraisal of sei. ideas. a. iss. in educational theory a. practice, Brighton (Sussex), 1986 (Барроу Р., Ми лбу рн Г., Критич. словарь пед. концепций: оценка теорий и проблем в пед. теории и практи-ке).

Венгрия

18. Ко r ö sie s H., S z ab б L., Az elemi nepoktatäs enciklopediäja, köt. l—3, Bdpst, 1911—15 (К ё p ё III и X., С а б о Л., Энциклопедия нач. обучения, т. 1- 3).



19. Magyar pedagögial lexikon, szerk. F. Kemeny, köt. 1—2, Bdpst, 1932—34 (Венгерский пед. словарь).

20. Pedagögial Lexikon, köt. l—4, Bdpst, 1976—78 (Пед. словарь). 21. Zsämbeki L., Magyar müvelöde-störteneti kislexikon, Bdpst, 1986 (Ш а м-б с к и Л., История нар. образования в Венгрии. Малая энциклопедия).

Германия

22. Reuter D., Pädagogisches Realle-xicon, oder Repertorium für Erziehungsund Unterrichtskunde und ihre Literatur, Nürnberg, 1811 (Рейтер Д., Пед. Энциклопедич. словарь, или Справочник по воспитанию и обучению).

23. Encyclopädisch-pädagogisches Lexi-con, oder Vollständiges alphabetisch geordnetes Hand- und Hilfsbuch der Pädagogik und Didaktik, bearb. und hrsg. von J. G. E. Wörle, Heilbronn, 1835 (Энциклопедич. пед. словарь, или Полный справочник и пособие по педагогике и дидактике).

24. Universal-Lexicon der Erziehungs- und Unterrichtslehre, hrsg. von M. C. Münch, Bd 1—3, Augsburg, 1841—42; 18442; 1859—603 (Универсальный энциклопе-дич. словарь по воспитанию и обучению).

25. Pädagogische Real-Encyclopädie, oder Encyclopädisches Wörterbuch des Erziehungs- und Unterrichtswesens und seiner Geschichte..., red. K. G. Hergang, Bd l- 2, Grimma, 1840—47; 1851—522 (Пед. Энциклопедич. словарь, или Энциклопедич. словарь по воспитанию и обучению и их истории).

26. Encyclopädie des gesamten Erziehungsund Unterrichtswesens, Bd l—10, Gotha- Lpz., 1859—75; 1876—872 (Энциклопедия по всем вопросам воспитания и обучения).

27. Encyclopädie der Pädagogik vom gegenwärtigen Standpunkte der Wissenschaft, Bd l—2, Lpz., 1860 (Энциклопедия по педагогике с точки зрения совр. науки).

28. Real-encyclopädie des Erziehungs- und Unterrichtswesens nach katholischen Princi-pien, bearb. und hrsg. von H. Rolfus und A. Pfister, Bd 1—4, Mainz, 1863—66; Bd 1—4 und Erg. Bd, 1871—74; 18842 (Энциклопедии, словарь по воспитанию и обучению на основе католич. принципов).

29. W i 11 s t о с k A., Encyklopädie der Pädagogik im Grundriß, Hdlb., 1865 (Витшток А., Энциклопедия по педагогике в кратком изложении).



30. V o g e l A., Systematische Encyklopädie der Pädagogik, Eisenach, 1881 (Ф o-г с л А., Систематич. энциклопедия по педагогике).

31. Sander F., Lexikon der Pädagogik. Handbuch für Lehrer und Erzieher, Lpz., 1883; Breslau, 18892 (3 а и д с р Ф., Энциклопедич. словарь по педагогике).

32. Encyklopädisches Handbuch der Pädagogik, hrsg. von W. Rein, Bd l—7, Langen-salza, 1895—99; Bd 1—10, 1903-И2 (Энциклопедический словарь по педагоги-ке).

33. Lexikon der Pädagogik, hrsg. von E. M. Roloff, Bd l—5, Freiburg im Breisgau, 1913—17; 192l2 (Энциклопедич. словарь по педагогике).

34. Handwörterbuch des Volksschulwesens, hrsg. von E. Clausnitzer, L. Grimm, A. Sachse, R. Schubert, Lpz.-B., 1920 (Настольный словарь по нар. образованию).

35. Pädagogische Lexikon in Verbindung mit der Gesellschaft für evangelische Pädagogik und unter Mitwirkung Zahlreicher, Fachmänner, hrsg. von H. Schwartz, Bd l- 4, Bielefeld-Lpz., 1928—31 (Пед. энци-клопедич. словарь).

36. Handbuch der Pädagogik, hrsg. von H. Nohl und L. Pallat, Bd l—5, Namenverzeichnis und Sachverzeichnis zu Bd l—5, B.-Lpz.-Langensalza, 1928—33 (Справочник по педагогике).

37. Lexikon der Pädagogik der Gegenwart, hrsg. J. Spieler, Bd l—2, Freiburg im Breisgau, 1930—32 (Энциклопедич. словарь по совр. педагогике).

38. Handwörterbuch des deutschen Volksbildungswesens, hrsg. von H. Becker, G. A. Narciss, R. Mirbt, Lfg. l—2, Breslau, 1932 (Настольный словарь по нем. нар. образованию).

39. Hehlmann W., Pädagogisches Wörterbuch, Lpz., 1931 (X с л м а и В., Пед. словарь).

40. Kleine pädagogische Encyklopädie, hrsg. von H. Frankiewicz, B., 1960 (Малая пед. энциклопедия).

41. Pädagogische Enzyklopädie, hrsg. H. Frankiewicz [u. a.], Bd 1—2, B., 1963 (Пед. энциклопедия).

42. Pädagogisches Wörterbuch, hrsg. von H.-J. Laabs [u. а.], В., 1987 (Пед. словарь).

43. W e i g l F., H e r m a n n E., Pädagogisches Fachwörterbuch, Donauwörth, 1952 (Вейгль Ф., Герман Э., Пед. словарь).

44. Lexikon der Pädagogik, Bd l—4, Freiburg, 1952—55, Erg.-Bd, 1964 (Энциклопедич. словарь по педагогике).

45. Pädagogisches Lexikon, hrsg. von H.-H. Groothoff, M. Stallman, Stuttgart, 1961 (Пед. Энциклопедич. словарь).

46. Das Große Lexikon für Eltern und Erzieher, hrsg. von V. Neubauer, A. Neubauer, Fr. / M.-Innsbruck, 1962 (Большой Энциклопедич. словарь для родителей и воспитателей).

47. H e h l m a n n W., Wörterbuch der Pädagogik, Stuttgart, 19575, 19647 (X e л —м а и В., Пед. словарь).

48. Pädagogik (A-Z), hrsg. von H.-H. Groothoff unter Mitw. von E. Reimers, Fr. / M.-Hamb., [1964], 1969, 1971 (Словарь-справочник по педагогике).

49. Handbuch pädagogischer Grundbegriffe, hrsg. von J. Speck, G. Wehle, Bd 1—2, Münch., 1970 (Справочник основных пед. понятий).

50. Pädagogisches Lexikon, hrsg. von V. Horney [u. a.], Bd 1—2, Gütersloh, 1970 (Энциклопедич. словарь по педагогике).

51. Neues pädagogisches Lexikon, hrsg. von H.-H. Groothoff, M. Stallman, Stuttgart-B., 1971 (Новый Энциклопедич. словарь по педагогике).

52. Pädagogik aktuelle. Lexikon pädagogischer Schlagworte und Begriffe, hrsg. von G. Wehle, Bd 1—3, Münch., 1973 (Актуальная педагогика: Энциклопедич. пед. словарь ключевых слов и понятий).

53. Grundbegriffe der pädagogischen Fachsprache. Begriffe zweisprachig deutsch-englisch, hrsg. H.-J. Ipfling unter Mitarb. P. Jung [u. a.], Münch., 1974 (Основные понятия пед. языка. Понятия на нем. и англ. яз.).

54. Handlexikon zur Erziehungswissenschaft, hrsg. von L. Roth, Münch., 1976 (Настольный Энциклопедич. словарь по теории воспитания).

55. Herder Lexikon: Pädagogik, Freiburg - [u. а.], 19762 (Педагогика. Энциклопедич. словарь).

56. Handwörterbuch der Erwachsenenbildung, I. Wirth, hrsg. unter Mitarb. H.-H. Groothoff, Paderborn, 1978 (Настольный словарь по образованию взрослых).

57. К о с k Р., О 11 H., Wörterbuch für Erziehung und Unterricht. 2300 Begriffe aus den Bereichen Pädagogik, Didaktik, Psychologie... für Eltern u. Erzieher, Lehrer aller Schulalten..., Donauwörth, 19792 (Кок П., Отт Г., Словарь по обучению и воспитанию. 2300 понятий из области педагогики, психологии...).

58. Enzyklopädie Erziehungswissenschaft: Handbuch und Lexikon der Erziehung in 11 Bd und einem Reg., hrsg. von D. Lenzen unter Mitarbeit von A. Schründer, Stuttgart, 1983 (Энциклопедия. Наука о воспитании).

№ 40—42 - издания, вышедшие в ГДР; № 43—58 - издания, вышедшие в ФРГ. Дания

59. Leksikon for opdragere Paedagogisk-psykologisk-social handbos, Bd l—2, Kbh., 1953 (Энциклопедич. словарь для воспитателя).

Израиль

60. Энциклопедия хинухит. Оцер и иедиот ал хахинук б'ам Израэл увумот бахамиша эрахим..., M. M. Buber, т. 2, Иерусалим, 1959 (Пед. энциклопедия. Сб. сведений по вопросам педагогики у евреев и др. народов).

61. Educational encyclopedia. Thesaurus of Jewish and general education, ed. M. M. Buber, H. Y. Ormian [a. o.], v. l—4, Jerusalem, 1959—64 (Пед. энциклопедия. Тезаурус по образованию евреев и др. народов).

Испания

62. Enciclopedia manual de pedagogia у ciencias auxiliares, Barcelona, 1924 (Энциклопедич. справочник по педагогике и вспомогательным дисциплинам).

63. Diccionario de pedagogia, v. l—2, Barcelona, 1970 (Пед. словарь).

64. Enciclopedia de didäctica aplicada, Dir. por A. Maillo, v. l—3, Barcelona, 1973 (Энциклопедия прикладной дидактики).

65. Diccionario de pedagogia Labor, v. l- 2, Barcelona, 19702 (Словарь по педагоги-ке).

66. F e r n ä n d e z R., Diccionariopeda-gögico, Caracas, 19744 (Фернандес Р., Пед. словарь).

67. Diccionario de las ciencias de la educa-ciön, v. l—2, Madrid, 1984 (Словарь по пед. наукам).

Италия

68. Martinazzoli A., Creda-r o L., Dizionario illustrato di pedagogia, v. 1—3, Mil., 1884—99; v. 1—3, 19052 (Мартинаццоли А., К p e-даро Л., Иллюстриров. словарь по педагогике).

69. Ferrero M., Piccolo dizionario di pedagogia didattica e storia della pedagogia, Mil., 19152; 19233 (Ф e p p e p o M., Краткий словарь по педагогике, дидактике и истории педагогики).

70. Dizionario delle scienze pedagogiche, v. l—2, Mil., 1929 (Словарь пед. науки).

71. Pedagogia. [Enciclopedia delle enciclo-pedie], Roma, 1931 (Педагогика. Энциклопедия энциклопедий).

72. Brenna E., Enciclopedia dei mae-stri, Mil., 19352, v. 1—7, 19393; v. 1—6, Suppl., 1946" (Б p e и н а Е., Учительская энциклопедия).

73. С o p p o L., Piccolo dizionario di pedagogia, Mil., 1954 (K o n n o JL, Краткий словарь по педагогике).

74. P r e v i a t o P. L., Piccolo dizionario di scienze pedagogiche, Rovigo, 1954 (П p e в и а т о П. Л., Краткий словарь по пед. наукам).

75. L a m a n n a E. Р., G o r e 11 i M., Dizionario di pedagogia, psicologia, storia dell' educazione, Firenze, 1959 (Л a-манна Э. П., Горетти М., Словарь по педагогике, психологии и истории образования).

76. G a 11 u с с i o A., Dizionario dei ter-mini filosofici e pedagogici, Napoli, 1964 (Галлуччо А., Словарь филос. и пед. терминов).

77. Z a n o b i n i L., V e t r i n i T., Dizionarico della publica istruzione. Legi-

slazione e pratica amministrativa sulla istru-zione secondaria, Mil., 19702 (С а и o-бини Л.,Ветрини Т., Словарь по гос. образованию. Законодательство и практика руководства средним образованием).

78. S t r a n i e r o G., Enciclopedia sto-rica della pedagogia, Mil., 1980 (Страньеро Г., Энциклопедия по истории педагогики).

Китай

79. Джунго цзяоюй цидянь, Шанхай, 1928, 1940 (Китайский пед. словарь).

80. Цзяоюй дацишу, Шанхай, 1931, 19342 (Большая энциклопедия по образованию).

81. Тан Ен-мэй и Чжень Си-Чу. Т'an Jen-mei and Chen Hsi-chu. Dictionary of educa-tional and psychological terms, Saowu, 1945 (Словарь пед. и психол. терминов).

82. Чжунго да байкэ цюаньшу, т. 1—7, Пекин, 1985 (Большая кит. энциклопедия, т. 7 - Педагогика). Польша

83. Encyklopedja wychowawcza, pod red. J. T. Lubomirskiego, E. Stawiskiego, S. Przystanskiego, J. K. Plebanskiego, t. l—9, Warsz., 1881—1922 (Энциклопедия воспитания).

84. K i e r s k i F., Podr?czna encyklope-dja pedagogiczna, t. l—2, Lwöw, 1923—25 (K e p с к и и Ф., Настольная пед. энциклопедия).

85. Encyklopedja wychowania, red. L. Lempicki, t. 1—3, Warsz., 1933—39 (Энциклопедия воспитания).

86. K r 6 l i n s k i K., Podre. czny lekzy-kon pedagogiczny, Poznan, 1933—35 (Крулиньский К., Настольная пед. энциклопедия).

87. O k о и W., Slownik pedagogiczny, Warsz., 1975, 1981, 1987 (О к о и В., Пед. словарь).

88. Maly slownik pedagogiki pracy, pod red. T. Nowackiego, Z. Wiatrowskiego, cz. l—4, Warsz., 1977 (Краткий словарь проф. педагогики).

Румыния

89. Dictionar de pedagogia contemporana, Buc., 1909 (Словарь совр. педагогики).

90. Dictionar de pedagogie, Buc., 1979 (Пед. словарь).

США

91. The cyclopedia of education. A dictio-nary of information for the use of teachers, school officers, parents and others, ed. by H. Kiddle and A. J. Sehern. N. Y.-L., 1877 (Энциклопедия по педагогике). 92. Cyclopedia of education, ed. by P. Monroe, v. 1—5, N. Y., 1911—13, 1925, 1926—28 (Энциклопедия по педагогике).

93. Encyclopedia of education research, ed. by W. S. Monroe, N. Y., 1941,19502,19562, by Ch. W. Harris..., I9603 (Энциклопедия пед. исследований).

94. Encyclopedia of child guidance, ed. by R. B. Winn, N. Y., 1943 (Энциклопедия по руководству дет. воспитанием).

95. Encyclopedia of modern education, ed. H. N. Rivlin, assoc. ed. H. Schueler, N. Y., 1943, 19482 (Энциклопедия совр. педагогики).

96. D e w e у J., Dictionary of education, ed. by R. B. Winn, N. Y., 1959 (Дьюи Д ж., Пед. словарь).

97. Dictionary of education, prep.-under the auspices of Phi Delta Kappa, C. V. Good, N. Y., 1945, N. Y.-Toronto-L., 19592; N. Y., 1973 (Пед. словарь).

98. Smith E. W. a. o., The educator's encyclopedia, Englewood Cliffs (№. J.) - Prentice-Hall, 1961, 1966, 1967 (Смит E. У. и др., Энциклопедия педагога).

99. Encyclopedia of education, ed. by E. Blishen, N. Y., 1970 (Пед. энциклопедия).

100. The encyclopedia of education, red. Lee C. Deighton, ed. - in chief, v. l—10, N. Y., 1971 (Пед. энциклопедия). Франция

101. Morard T. V., Dictionnaire general usuel et classique d'education, d'in-struction et d'enseignement, ou PArt de s'instruire soi-meme et d'enseigner les autres, P., 1836 (M o p a p T. В., Общеупотребительный и уч.словарь по воспитанию и обучению, или Иск-во самообразования и обучения других).

102. Raymond D., Dictionnaire de l'education publique et privee, Petit - Montrouge, 1853 (P а и м о и Д., Словарь по гос. и частному образованию).

103. Dictionnaire universel d'education et d'enseignement, red. par E. M. Campag-ne, Bordeaux, 1869; 1873 (Универсальный словарь по воспитанию и обучению).

104. Dictionnaire de pedagogie et d'instru-ction primaire, publ. sous la dir. de F. Buis-son, pt. l (t. 1—2), pt. 2 (t. 1—2), t. 2 suppl, P., 1878—87; 2 tir., 1887—88 (Словарь по педагогике и нач. образованию).

105. Nouveau dictionnaire de pedagogie et rinstruction primaire, Sous la dir. de F. Buisson, P., 1911 (Новый словарь по педагогике и нач. образованию).

106. В о u g i e r С., Education et instru-ction, в кн.: Encyclopedie franc. aise, v. 15, P., 1939 (Б у ж e К., Воспитание и обучение, в кн.: Франц. энциклопедия, т. 15).

107. Encyclopedie generale de l'education francaise, t. l—4, P., 1952—54 (Общая энциклопедия франц. воспитания).

108. Encyclopedie pratique de l'education en France, P., 1960 (Практич. энциклопедия по воспитанию во Франции).

109. F o u l q u i e Р., Dictionnaire de la langue pedagogique, P., 1971 (Ф у л к с П., Словарь пед. языка).

110. Hotyat F., Delepine-Messe D., Dictionnaire encyclopedique de pedagogie moderne. A l'usage des ense-ignants, des educateurs et des parents, P., Bruxelles, 1973 (Энциклопедич. словарь совр. педагогики).

111. Laeng M., Vocabulaire de pedagogie moderne, P., 1974 (Л а и г. М., Словарь совр. педагогики).

112. M i а 1 a r e t C., Vocabulaire de l'education: Education et sciences de l'education, P., 1979 (Миаларе Г., Пед. словарь: Педагогика и пед. науки). Чехословакия

113. Pech O., Pfiruöni slovnik pedagogi-cny: Pro äkolskou a uöitelskou praxi, Praha,

1937 (П e X О., Настольный пед. словарь).

114. Tvoriva äkola: Slovnik nekteruch vyrasy Casto uzivanych v dneäni pedago-gicke literature, Brno, 1938 (Словарь нек-рых терминов, часто употребляемых в совр. пед. лит-ре).

115. Slovnik moderni pedagogiky, Uspo-räd. S. Vräna za spolupräce V. Pffhody a C. Kohoutka, Brno, 1948 (Словарь совр. педагогики).

116. Pedagogicka encyclopedie, red. O.

Chlup, J. Kubälek, J. Über, dl 1—3, Praha,

1938—40 (Пед. энциклопедия).

117. С e с e t k a J., Pfiruöny pedagogicky

lexikon, dl l—2, Turöiansky sväty Martin,

1943 (Чечетка Ю., Настольный пед.

энциклопедич. словарь).

118. Pedagogicky slovnik, dl l—2, Praha,

1965—67 (Пед. словарь).

119. Pedagogicka encyclopedia Slovenska, zv. l—2, Bratislava, 1984 (Словацкая пед. энциклопедия).

Швейцария

120. L a r g i a d e r A. P h., Handbuch der Pädagogik, Tl. 1—4, Z., 1883—85 (Л a p ж и а д с p A. Ф., Справочник по педагогике).

121. Lexikon der Pädagogik, Bd 1—3, Bern, 1950—52 (Энциклопедич. словарь по педагогике).

122. Hanselmann H., Eltern-Lexikon. Erste Hilfe in Erziehungssorgen und Schulnöten, Z., 1956 (Ханзельман Г., Энциклопедич. словарь для родителей).

Швеция

123. Psykologisk-pedagogisk uppslagsbok, bd 1—3, Stockh., 1943—46, bd 1—3, suppl.-och reg.-bd, 19562 (Психолого-пед. справочник).

Югославия

124. Enciklopedijski rjecnik pedagogije, Urec. D. Frankovico. a., Zagreb, 1963 (Энциклопедич. словарь по педагогике, ред. Д. Франкович и др.).

125. Педагогики речник, гл. ред. Р. Тео-досип, кн. 1—2, Београд, 1967 (Пед. словарь).

Япония

126. Синохара С., Пед. словарь, Токио, 1935; то же, Токио, 19532.

127. Справочник (систематич. энциклопедия) по изучению нар. образования, Токио, 1954.

128. Энциклопедия педагогики, сост. Тоёсава Нобору и др., Токио, 1954.

129. Словарь по вопросам образования, под ред. Окабэ Ятаро (Кё ику хэкка дзи-тэн), Токио, 1955.

130. Кобояси Сумиэ, Словарь по вопросам образования (Кё ику хякка дзи-гэн), Токио, 1957.

131. Пед. словарь, Киото, 1960.

132. Словарь-справочник по педагогике (Кёикугаку сёдуитэн), Токио, 1974. № 126—132 - изд. на япон. яз.

Специальные педагогические энциклопедии и словари

133. Enzyklopädisches Handbuch der Schulhygiene unter Mitarb. von F. W.

Büsing [u. a.], Hrsg. von R. Wehmer, Abt. l—2, Lpz.-Wena, 1903—04 (Энциклопе-дич. словарь по школьной гигиене).

134. Seeling O., Franzmeyer H., Heilpädagogisches Taschenwörterbuch, Halle/S., 1926 (3 e л и и г. О., Франц-мейер Г., Карманный врачебно-пед. словарь).

135. Enzyklopädisches Handbuch des Kinderschutzes und der Jugendfürsorge, Hrsg. von L. Clostermann, Th. Heller, R. Stepha-ni, Lpz., 19302 (Энциклопедия, словарь по охране детей и попечению юношества).

136. Schloen H., Wolff M., Wörterbuch der Arbeitserziehung, Langensalza, 1930, B.-Lpz., 1931 (Шлён Г., Вольф М., Словарь по трудовому воспитанию).

137. Dictionary of psychology, ed. by H. C. Warren, Boston-N. Y.-[a. o.], 1934 (Словарь по психологии).

138. Encyclopedia of vocational guidance, ed. by O. J. Kaplan, v. 1—2, N. Y., 1948 (Энциклопедия по проф. ориентации).

139. Wefelmeyer R., Wefelme-y e r H., Lexikon der Berufsausbildung und Berufserziehung, Wiesbaden, 1959 (Вефельмейер Р., Вефель-мейер Г., Энциклопедия, словарь по проф. образованию и воспитанию).

140. H u i s m a n D., Encyclopedie de la Psychologie, t. l—2, P., 1962 (X и с м а и Д., Энциклопедия по психологии).

141. Drever J.,A dictionary of psychology, Baltimore, 1963 (Д p e в e p Д ж., Словарь по психологии).

142. Di Martini L, Enciclopedia della gestione della scuola, Mil., 1977 ( Д и Мартини И., Энциклопедия по школьному управлению).

143. Hyhlik F., Nakonecny M., Malä encyklopedie soucasne psychologie, Praha, 19772 ( X и л и к Ф., Наконечный М., Малая энциклопедия совр. психологии).

144. L'encyclopedie des parents modernes, Р., 1965 (Энциклопедия совр. родителей).

145. Kelly L. J., Vergason G. A., Dictionary of special education and rehabilitation, Denver (Colo), 1978 (K e л л и Л. Дж., В e p г. а с о и Г. А., Словарь спец. педагогики и реабилитации).

146. Encyclopedia oswiaty i kultury doro-slych, pod red. K. Wojciechowskiego, Wroclaw, 1986 (Энциклопедия образования и культуры взрослых).

147. Encyclopedie guide for Professionals in elementary education, ed. by R. E. Phillips, Lanham-[e. a.], 1986 (Энциклопедия, руководство по профессиям в нач. школе).

148. The encyclopedia of educational media Communications and technology, ed. by D. Unwin, R. McAleese, L., 1978 (Энциклопедия пед. технологии и средств коммуникации).

149. Enzyklopädie der Psychologie: Themenbereich В, С, D, Hrsg. C. F. Graumann [u. a.], Göttingen-[e. a.], 1983 (Психол. энциклопедия).

150. Dictionary of instructional technology, Compl. by H. Ellington, D. Harris [a. u.],

L.-N. Y., 1986 (Словарь уч. технологии).

151. Handwörterbuch der Schulpädagogik, hrsg. von W. S. Nicklis [u. a.], Bad Heilbrunn, 1975 (Словарь школьной педагогики).

152. Fröhlich W. D., D r e v e r J., DTV-Wörterbuch zur Psychologie, Münch., 1978" (Ф p о л и х В. Д., Д p e-вер Дж., Словарь по психологии).

153. Wörterbuch der. Weiterbildung, hrsg. von G. Dahm [u. a.], Münch., 1980 (Словарь по образованию взрослых и повышению квалификации).

154. Defektologicky stovnik, Praha, 1984 (Дефектология, словарь).

155. Stownik pedagogiki pracy, Wroctew, 1986 (Словарь проф. педагогики).

Языковые педагогические словари

156. S a i n t-J e a n A., Glossary of terms in school administration (English-French), Toronto, 1957 [Сейнт-Джин А., Словарь терминов школьного руководства (англо-французский)].

157. Sekaninovä E., Rusko-sloven-sky pedagogicky' slovnik pre L'KR, Brat., 1958 (Секанинова Э., Рус.-словац. пед. словарь для нар. курсов рус. яз.).

158. Bö L. Praktiskoppslagsbokforpeda-gogikk og psykologi: Med engelsk-norsk ordliste, Oslo, 1975 (Б о И., Практия, англо-норв. словарь по педагогике и психологии).

159. Krysiak В., Podr?czny stownik pedagogiki pracy (№iemiecko-polski i pol-sko-niemiecki), Warsz., 1981 (K p ы с я к Б., Настольный словарь по проф. педагогике (немецко-польский и польско-немецкий).

160. Tizenegy nyelvi pedagögiai szotär, köt. 1—5, Bdpst, 1982 (Одиннадцатиязычный пед. словарь).

Международные педагоги-яеские энциклопедии, спра-вояники, словари, тезаурусы

161. World survey of education, v. l—5, P., 1955—71 (Всемирный обзор образования).

162. Page G. Т., Thomas J. В., International dictionary of education, L.- N. Y., 1977 (П e и д ж Г. Т., Томас Д ж. Б., Междунар. словарь по педагогике).

163. The international encyclopedia of higher education, v. l—10, ed. in chief A. S. Knowles, S. F. -[a. o.], 1977 (Междунар. энциклопедия по высш. образованию).

164. International handbook of educational Systems, v. l—3, ed. by J. Cameron, B. Holmes [a. o.], Chichester-N. Y.-Toronto, 1983 (Междунар. справочник систем образования).

165. The international encyclopedia of education: Research a. studies, ed. in-chief T. Husen, T. N. Postlethwaite, v. 1—10, Oxf.-[a. o.], 1985 (Междунар. энциклопедия образования: исследования).

166. The international encyclopedia of

teaching and teacher education, ed. by M. J. Dunkin, Sydney, 1987 (Междунар. энциклопедия уя, процесса и подготовки учителя).

167. The encyclopedia of comparative education and national Systems of education, ed. by T. Neville Postlethwaite, Oxf.-[a. o.], 1988 (Энциклопедия сравнительной педагогики и нац. систем образования).

168. World education encyclopedia, ed. by G. Th. Kurian, v. 1—3, N. Y.-Oxf., 1988 (Междунар. пед. энциклопедия).

169. The UNESCO: IBE. Education the-saurus, P. - Genewa, 1974, 1975, 1984 (ЮНЕСКО, МБП. Пед. тезаурус).

170. Terminology: UNESCO: IBE education thesaurus. A faceted list of terms for indexing and retrieving documents and data in the field of educ. with French and Spanich equivalents, P., 1978 (Терминология. ЮНЕСКО, МБП. Пед. тезаурус. Пере-яень терминов для индексации и обработки документов и данных в области педагогики с франц. и исп. эквивалентами).

171. International who's who in education, ed. by E. Kay, Camb., 1981 (Междунар. справочник «Кто есть кто в педагогике»).

172. Glossary of educational technology terms, prep. by the Div. of education. scien-ces, contents a. methods of educat. UNESCO for IBE, P., 1986 (Глоссарий терминов по технологии образования).

173. International directory of education associations, P., 1959 (Междунар. справочник по пед. ассоциациям).

П. К. Колмаков, Т. В. Тимонова. ЭПЁ (Ёрёе) Шарль Мишель де (12.11.1712, Версаль, - 23.12.1789, Париж), франц. сурдопедагог. Полуяил богословское и юрид. образование. За отказ подписать клятву католич. священника был отлучён от церкви и потерял право занимать должность священнослужителя. Долгое время занимался юриспруденцией. Началом пед. деятельности принято считать 1760.

Первоначально обучал двух глухих девочек. При этом опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, к-рая была выдвинута Д. Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принцип при-родосообразности в педагогике Я. А. Каменского. В практике обучения Э. применял жесты, к-рыми девочки пользовались при общении между собой. Успехи в обучении глухих воспитанниц побудили Э. открыть (1770) в собств. доме в Париже уяще (ин-т) - первое в мире спец. уя, заведение для глухих. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей; самых бедных учащихся Э. обеспенивал средствами к существованию. Своей целью Э. ставил дать глухим ученикам умственное и нравств. воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (т. н. мимич. метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимич. речи как средства познания и общения глухих. Э. считал, что единств, средство

вернуть глухих обществу - «научить их слышать глазами и говорить голосом». Нач. период обучения по мимич. методу (накопление словаря) проходил успешно, но изучение грамматич. строя франц. яз. и перевод с языка жестов на словесный и обратно вызывали ряд затруднений. Э. пытался разрешить их посредством механич. включения условных жестов, обозначающих грамматич. и синтаксич. категории.

Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Э. изложил в кн. «Обучение глухонемых посредством метод, знаков» (1776) и «Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом» (1784), а также в полемич. письмах к С. Гейнике.

В 1789 ин-т Э. был признан в качестве нац. учреждения. В нём получило сурдр-пед. подготовку значит, число учителей, к-рые впоследствии внедрили метод Э. в практику обучения глухих в разных странах. Система метод, знаков - мимич. метод - оказалась достаточно действенной, хотя со временем претерпела ряд преобразований.

Лит.: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых (Переписка между Де Л'Эпе и Гейнике), «Изв. АПН РСФСР», 1947, в. 9; Дьячков А. И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Басова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5; S a v i 6 L., Zivot i delo Sarla Misela de l'Epea, Beograd, 1962. С. С. Степанов.

ЭПШТЕЙНДавид Аркадьевич [28.3(9.4). 1898, г. Белосток, ныне в Польше, - 2.2.1985, Москва], педагог, химик-методист, акад. АПН СССР (1968; акад. АПН РСФСР с 1959), проф. (1933), дер техн. наук (1942). Окончил хим. ф-т МВТУ (1922). Пед. деятельность начал в 1920 преподавателем рабфака им. Покровского при 1-м МГУ; в 1925—27 работал в Главпрофобре Наркомпроса РСФСР; с 1930 преподавал в МВТУ, с 1932 - в Воен. академии хим. защиты; с 1951 в системе АПН РСФСР (с 1966 АПН СССР): чл. През. (с 1957), сотрудник Ин-та методов обучения (1951—59), НИИ производств, обучения (1965—66), НИИ СиМО (с 1967, с 1975 зав. лабораторией политехн. образования при изучении основ наук).

В 30-х - нач. 50-х гг. разрабатывал теоретич. основы хим. технологии, химии и технологии связанного азота. Автор уч. пособий для студентов технол. вузов и ун-тов (в соавторстве): «Химия и технология связанного азота» (1934), «Общая хим. технология» (1952). Начиная с 50-х гг. исследовал проблемы политехн. образования, трудового обучения, дифференциации обучения в ср. обще-образоват. школе, совершенствования содержания и методики преподавания шк. курса химии. Автор стабильных учебников для ср. школы (совм. с Ю. В. Ходаковым и П. А. Глориозовым): «Не-органич. химия. Учебник для 7—8 кл.», 1983; то же для 9-х кл., 1984), а также книг для учителей, наглядных и метод, пособий, программ трудовых практикумов по химии и др. Чл. редакц.-издат. со-

ветов гл. редакций «Детской энциклопедии», «Химической энциклопедии» и др.

Соч.: Основы хим. технологии. Книга для учителей, М., 1957; Наглядные пособия по хим. произ-вам, M., 19652; Связь обучения с трудом в ср. школе с дифференциров. обучением, М., 1962 (соавт.); Пед. основы трудового обучения в общеобразоват. школе, М., 1968 (соавт.); Преподавание неорганич. химии в ср. школе, M., 19752 (соавт.); Химия в пром-сти. Уч. пособие, M., 19833; Справочник по химии. Пособие для учащихся, M., 19784 (соавт.).

Лит.: Неймарк А., Юбилейное чествование проф. Д. А. Эпштейна, XIII, 1968, № 4; Юбилей Д. А. Эпштейна, там же, 1978, № 2; Юбилей ученого, СП, 1978, № 3.

А. А. Каверина.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ,Д с з и д е-р и и (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисл. трудах стремился синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. В богословии избегал догматич. дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в ист. и нравств.-аллего-рич. смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517) с обширным комментарием и новым лат. переводом (1519), исправившим многочисл. ошибки принятого в католич. церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, к-рую Э. Р., однако, не принял. Он отвергал радикализм М. Лютера, с к-рым активно полемизировал (трактат «О свободе воли», 1524).

Известнейшее из произведений Э. Р. - шутливая декламация «Похвала Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; лучшее критич. изд. 1898; рус. пер. 1840, 1960). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной осле-плённости. Сущность учения Э. Р. - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Э. Р. получили признание многих наиб, просвещённых людей его эпохи, в частности Т. Мора, с к-рым был связан и личной дружбой.

С 1495 Э. Р. вёл пед. деятельность как

преподаватель латыни и риторики; мн. годы был проф. Кембриджского ун-та. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В соч. «О двойном изобилии слов и предметов» рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни; «Как писать письма» - всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру; «О правильном произношении лат. и греч. речи» - своеобразный опыт сравнит, филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся «Сравнения и уподобления», составленные из фрагментов произведений греч. и лат. античных авторов, а также «Цицеронианец» - диалог о проблеме лит. стиля как отражения изменяющейся культуры.

Э. Р. принадлежит также ряд пед. трудов - «План учения» (1512), «Воспитание христианина» (1514), «О достойном воспитании детей» (1529) и др. Трактат Э. Р. «О приличии детских нравов» (1530) - первое зап.-европ. сочинение о физич. и нравств. воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый рус. перевод произведений Э. Р.), известное под назв. «Гражданство обычаев детских», появилось в 60-х гг. 17 в. и положило начало особому жанру в рус. лит-ре.

В пед. трудах Э. Р. отвергал господствовавшие в школах и ун-тах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. «Людьми не рождаются, а воспитываются» - таково отличие человека от др. живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (к-рой, по Э. Р., обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Мн. пед. принципы Э. Р. были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего система-тич. упражнение в лит. «сочинительстве» и отработка собственного стиля путём изучения трудов разных авторов и критич. подхода к ним; предпочтение инди-видуализиров. обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся; использование принципа состязательности при выполнении заданий; отказ от наказания и унижения отстающих учеников. Гума-нистич. идеи Э. Р. оказали большое влияние на теорию и практику педагогики.

Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., сига et impensis Petri Vander, Logduni Batavorum. 1703—06, [reprint], v. l—10, [L. - Hildesheim, 1961—62]; Opus epistolarum, v. l- 12, Oxf., 1906—58; Opuscula. A Supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Literary and educational writings, ed. by Craig R. Thompson, Toronto, 1985; в рус. пер. - Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире,

M., 1963; Разговоры запросто, М., 1969; Филос. произв., M., 1986.

Лит.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, [Сб. ст.], М., 1969; Маркиш С., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Марголен Ж. К., Эразм Роттердамский, «Перспективы», 1994, № 1—2; Huizinga J., Erasmus, Haarlem, 19585; Smith Р., Erasmus. A studi of life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education, N. Y., 19642; Ecker t W. P., Erasmus von Rotterdam, Werk und Wirkung, Bd 1—2, Köln, 1967; Tracy J. D., Erasmus, the growth of a mind, Geneva, 1972; Augustijn C., Erasmus von Rooterdam; Leben, Werk, Wirkung, Münch., 1986; Actes du Colloque international Erasme, Tours, 1986; Geneva, 1990; M a r g o l i n J.-C., Erasme, precepteur de l'Europe, P., 1994; Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, v. 1—3, Gent, 1983. А. В Михайлов.

ЭРДНИЕВПюрвя Мучкаевич (р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1989), дер пед. наук (1973), проф. (1972). Засл. деятель науки РСФСР (1981). На пед. работе с 1939. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Барнаульский пед. ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 зав. кафедрой в Калм. пед. ин-те (ныне Калм. гос. ун-т) в Элисте.

В 50—70-х гг. на материале шк. математики разработал систему укрупнения дидактич. единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных уч. курсах попадающих в отдаленные разделы. Психол. обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслит, процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиц. схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать уч. процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия уч. предмета и мн. явлений действительности. Э. составил учебники по математике для 1—6-х кл. (1973—89); их апробирование в школах (1977—80) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов шк. курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на рус. и калм. яз.). В 1992 в Калмыкии учреждена Гос. премия им. П. Эрдниева.

Соч.; Очерки по методике преподавания математики в ср. школе, Элиста, 1968; Аналогия в математике, М., 1970; Азбука рассужде-

ния, Элиста, 1971 (соавт.); Укрупнение дидактич. единиц как технология обучения, ч. 1, М., 1992; УДЕ. Материалы пятой Всерос. научно-практич. конференции, Элиста, 1992 (есть список трудов и лит-ры; соавт.). ЭРИКСбН(Erikson) Эрик Хомбургер (15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. психолог. Психол. образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939—51), Питсбургском (1951—60), Гарвардском (1960—70; с 1970 почётный проф.).

Отказавшись от биологизма классич. психоанализа, Э. создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. игр, сравнение воспитания детей в разл. социокультур-ных условиях привели Э. к выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда принимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в к-ром он живёт. Детство человека от рождения до юности - длит, период формирования т. н. психосоциальной идентичности, в результате к-рого человек приобретает, с одной стороны, чувство принадлежности к своей социальной группе, с другой - понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Согласно Э., личность в своём развитии последовательно проходит 8 стадий, к-рые могут быть приурочены к отд. аспектам биол. созревания. Каждая стадия определена той проблемой, к-рая должна быть разрешена для дальнейшего благоприятного течения процесса развития. В младенчестве такая проблема - установление доверия к окружающему миру, в шк. возрасте - разрешение противоречия между трудолюбием и чувством собств. неполноценности и т. д. Каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, инициативы и др. Зрелая личность, по Э., - это синхронная организация всех стадий; их качеств, преобразование Э. не учитывает. Развитие понимается им как прибавление одного психол. новообразования к другому. Пед. аспект концепции Э. заключается в рассмотрении микросоциальной обстановки, необходимой для становления полноценной личности. Гл. задача воспитания, по Э., - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его «автономии».

Идеи Э. интенсивно разрабатываются в совр. амер. педагогике психоаналитич. направления (Л. Тайлер, М. Лоуренс и

др.).

Соч.: Childhood and society, N. Y., [1963J2; Insight and responsibility, N. Y., [1964]; Identity: youth and crisis, N. Y., 1968; Dimensions of a new identity, N. Y., [1974]; Life history and the histori-cal moment, N. Y., 1975; Toys and reasons: stages in the ritualization of experience, N. Y., 1977; Identity and the life cycle, N. Y., 1980; Vital invol-vement in old age, N. Y., 1986.

Лит.: Анциферова Л. И., Эпиге-нетич. концепция развития личности Эрика Г. Эриксона, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб, психологии, М., 1982; Пилиповский В. Я., Критика совр. бурж. теорий формирования личности, М., 1985; Evans R. L, Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; С o l e s R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston-Toronto, 1970.

B. M. Слуцкий.

 

ЭРИСМАНФёдор Фёдорович (наст, имя и фам. - Фридрих Гульдрейх) (24.11.1842, Гонтеншвиль, - 13.11.1915, Цюрих), врач, один из основоположников общей и шк. гигиены в России; основатель науч. школы гигиенистов. По происхождению швейцарец. В 1865 окончил мед. ф-т Цюрихского ун-та, специализировался по глазным болезням. С 1869 в Петербурге. В 1872—77 работал за границей, в т. ч. в Германии, где совершенствовал свои знания в области гигиены у М. Петтенкофера. В эти годы опубликовал первое в России «Руководство к гигиене» (т. 1—3). Во время рус.-тур. войны (1877—78) руководил дезинфекционной службой в рус. армии. В 1879—85 под руководством Э. впервые проведены обследования фабрик и заводов Моск. губернии; вместе с др. исследованиями они положили начало фабрично-заводской гигиене в России. В 1882—96 проф. кафедры гигиены Моск. ун-та, на базе к-рой в 1890 создан Гиги-енич. ин-т (с 1927 Моск. НИИ гигиены им. Э.). В 1896 в связи с ходатайством о смягчении участи студентов мед. ф-та, арестованных за участие в беспорядках, был уволен из ун-та и переехал в Цюрих. С 1901 зав. сан. частью гор. управления. Важное место в науч. трудах Э. по гигиене занимают проблемы шк. гигиены. Систематизировав имеющиеся данные, Э. в 1870 написал первое отеч. руководство «Училищная гигиена». Разрабатывал гигиенич. требования к уч. занятиям, их продолжительности, чередованию труда и отдыха в процессе занятий. В борьбе с переутомлением учащихся большое значение придавал физич. воспитанию, причём не только урокам гимнастики, но и подвижным играм на свежем воздухе. В тр. «Проф. гигиена или гигиена умственного и физич. труда» (1877) уделил большое внимание гигиене детей и подростков. Показал, что состояние здоровья и физич. развитие детей зависят от условий труда и быта. Причиной близорукости считал неблагоприятные условия занятий в школе. Разрабатывал гигиенич. требования к планировке уч. помещений, их освещению, уч. мебели. Ана-

лизируя данные массовых антропометрии, обследований детей, Э. выявил закономерную зависимость роста детей от пола и бытовых условий, ввёл оценочный показатель физич. развития - т. н. индекс Э. Изучая (1878—86) физич. развитие детей и подростков глуховской мануфактуры, Э. получил уникальные результаты, к-рые являются отправными во всех аналогичных исследованиях учащихся 7—17 лет в этом населённом пункте, ведущихся в течение 100 лет. Э. - один из учредителей Пироговского об-ва, участник пироговских и моек, съездов земских врачей.

Лит.: M о л к о в А. В., Ф. Ф. Эрисман - основоположник шк

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.