|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, 23 глава
Но в массовых формах эстетич. воспитания, предлагавшихся П., художники «от иск-ва музеев шли к иск-ву улиц, площадей,... к иск-ву массовых представлений». Улица становилась сценой празднеств и карнавало^, театральных представлений, средством воспитания людей. В массовых представлениях происходили взаимопроникновение, синтез разл. иск— в и участие самих масс в творчестве, к-рое породило встречное движение иск-ва и масс. В этом плане особенно выделялись полит, театральные представления. В них участвовали рабочие и красноармейцы, крестьяне, комсомольцы, а также мн. театральные режиссёры и художники. Представления возобновляли традицию нар. театра; музыка, хоровое пение, декламация самодеят. актёров придавали эмоционально-возвышенное звучание идеалам революции. Театральные зрелища стали основой практики эстетич. воспитания. В них не только творчески реализовывался принцип массовости, но налицо был просветит., идеологич. эффект. Зародился новый жанр зрелищного иск-ва — «творческий театр», задача к-рого — «дать исход творческому, художественному инстинкту народных масс». Возникнув как эмоционально-образное отражение революции, эта форма самодеят. иск-ва стала проф. театр, жанром, к-рый получил теоретич. и эксперимент, обоснование в работах К. А. Марджанишвили («Овечий источник» Лопе де Веги), Н. П. Охлопкова («Медея» Еврипида), Мейерхольда (пьесы В. В. Маяковского). «Творческий театр» сыграл важную роль в приобщении трудящихся к иск-ву, стал одним из средств «поиска и обоснования новых путей в театре» (Н. Л. Лейзеров).
По заказам П. деятелями рос. культуры был создан ряд произведений, оставивших заметный след в истории отеч. и мирового иск-ва: фильм «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна и Э. К. Тиссэ (1927), театральный спектакль «Мандат» (поставлен Мейерхольдом по пьесе Н. Р. Эрдмана, 1925), живописное полотно «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки (1928) и др. Опираясь на официально проводимый «план монументальной пропаганды», мн. художники П. способствовали появлению своеобразных эстетически оформленных праздников, эмоциональной действенности к-рых способствовало органич. объединение нар. шествий и театрализов. представлений, разворачивавшихся в архитектурных ансамблях.
Методы воспитания «нового человека» в клубах и домах культуры П. отличались действенностью и конкретностью: формировался не чемпион, не собственно актёр, певец или художник, а, прежде всего, гражданин, владеющий речью и «психикой», способный воспринимать иск-во как «сознательный революционный марксист», умеющий не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, говорить правильно, доходчиво, эмоционально.
Создавались лит. кружки, поэтич. студии, где изучение худож. слова органично сочеталось с собственным творчеством, декламацией, обсуждением произведений. Большинство студий и кружков опиралось в своей работе на «социоло-
гич. метод» в литературоведении. В стремлении сделать доступными для массового понимания не только явления творчества, но и их интерпретации в трудах В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева и др., пропагандисты П. шли по пути при-митивизации: создание лит. произведения сводилось к худож. оформлению писателем абсолютизированных марксист, тезисов, а анализ его содержания — к классовой оценке худож. конфликта. Образно-поэтич. сущность лит-ры игнорировалась. Она практически выполняла вспомогат. роль — украшала рев. праздники, поэтически оформляла лозунги, помогала распознавать «классового врага» в иск-ве. Такое утилитаристское понимание сущности лит. творчества сказалось и в практике шк. образования; лит-ра превратилась в своеобразный «учебник жизни», к-рый излагал массам психологию класса, трансформируя худож. образы в классовое сознание индивидуума.
В рамках комплексной системы обучения иск-во стало рассматриваться как эмоциональное оформление и средство воспитания классового мировоззрения. Подобная трактовка роли дисциплин гуманитарного и эстетич. циклов в обучении значительно сковывала творческое изучение лит. произведений, сужала сферу их воздействия на учащихся. Однако в рамках комплексного обучения были найдены ценные формы и методы худож. воспитания. Именно пед. практика этих лет выдвинула положение о преподавании лит-ры как иск-ва, к-рое не мыслилось без дет. творчества.
Важное место в системе комплексного обучения занимал шк. театр — «худож. агитпроп пионерской орг-ции»: пропаганда театральных форм обучения велась в журн. «Иск-во и дети» и в созданном в 1928 Ин-те эстетич. воспитания. Новой формой массового эстетич. воспитания стала организация дет. театров в самых отдалённых деревнях, где театрально-игровая самодеятельность стала осн. формой приобщения школьников к иск-ву. Принципы организации сел. театра изложил И. Качалов в ст. «Первый пионерский колхозный театр» (журн. «Иск-во и дети», 1931, № И—12). Он считал дет. театр неотъемлемым звеном общей системы воспитания, центром всей дет. худож. самодеятельности, мобилизующим детвору на практическое, повседневное участие в социалистич. строительстве. Осн. направления муз. воспитания в 20-х — нач. 30-х гг. изложены М. А. Румер в ст. «Обсуждаем новые программы по музыке» (журн. «Иск-во в школе», 1931, № 11—12): ориентация муз. воспитания на политехн. школу, на связь школы с произ-вом; значит, внимание классовой борьбе на муз. фронте (воспитание активных проводников пролетарской музыки, борцов против «цыганщины», «лёгкой музыки»), связь муз. работы с общешкольным проектом и курсом истории классовой борьбы. Несмотря на социологизацию муз.
образования, в программе ставилась задача изучения классич. музыки, борьбы с пошлостью, идея массового муз. воспитания.
Педагоги — сторонники комплексного обучения нередко отдавали предпочтение изобразит, иск-ву. Уроки рисования рассматривались как проводники идеи политехнизма в школе. В этом авторы программ видели классовую направленность худож. воспитания. Такая установка вела к утилитарности; изобразит, иск-во сводилось к техн. рисованию, при этом дети не могли выявить своих представлений о мире с его разнообразием форм реальной действительности.
Теоретик эстетич. воспитания В. И. Бейер сделал попытку сформулировать науч. принципы построения программ по изобразит, иск-ву в рамках концепций П.: на первое место ставятся содержание и тематика изобразит, деятельности, а не только знания и навыки; изобразит, иск-во уже в школе должно принять характер производств, процесса (необходима связь изоработы с произ-вом); в школе должен существовать общий комплекс изоработы, для чего необходимо уничтожить существующую в школе грань между рисунком и черчением; рисование должно стать средством оформления нового, пролетарского быта.
Большое значение деятели П. придавали выработке творческих форм и методов эстетич. воспитания рабочего, от проф. и эстетич. культуры к-рого зависело обновление произ-ва: пролетарское йск-во стало необоснованно рассматриваться как регулятор техн. прогресса: «оно станет им тогда, когда коллективистская творчески мощная, организованная и механизированная пролетарская культура, культура будущего, поглотит, наконец, старый мир и старые цивилизации». Вместе с тем практики эстетич. воспитания содержала ряд позитивных требований к культуре рабочего: знание законов худож. творчества; умение отличать эстетически оформленное изделие; видеть и понимать эстетич. достоинства продукта, различать формы и понимать новейшие направления иск-ва, связь иск-ва с произ-вом.
Однако теоретики П. не избавились от нигилистич. отношения к старой культуре и пед. наследию прошлого. Мн. принципы, методы и формы деятельности П. были позднее использованы в процессе создания творческих союзов. Это способствовало тоталитарной идеологи-зации духовной жизни общества, в т. ч. и процесса образования.
Лит.: Богданов А. А., Воспитание нового человека, в кн.: Новый мир, М., 1918; Гастев А. К., Поэзия рабочего удара, М., 1918; Арватов Б., Иск-во и классы, М. — П., 1923; Керженцев П. М., Творческий театр, М.-П., 19235; Рисование. Сб. статей, Л., 1927; Изобразит, грамота. Сб. статей, М., 1929; Лейзеров H Л., В поисках и борьбе, М., 1971; Из истории сов. эстетич. мысли, М., 1967; Из истории сов. эстетич. мысли 1917—1932, М., 1980; К у л а с в К. В., Пед. эстетика «Пролеткульта», П., 1994, № 2. К. В. Кулаев.
ПРОПИСИ,учебное пособие для обучающихся письму; включает образцы принятого в общеобразоват. школе написания букв, буквосочетаний, слов, предложений. На разных этапах развития рус. школы менялось значение П. в обучении. Старинные П. («надписи») при обучении письму были главным, почти единств, руководством. Образцы письменных знаков в них представляли для детей непреодолимую трудность. При составлении таких П. не соблюдался один из осн. принципов обучения — последовательный переход от лёгкого к более трудному: на первое место ставились наиб, трудные по написанию заглавные буквы, украшенные росчерками, петлями и пр. Строчные буквы писались после того, как ученик достаточно овладевал умением изображать формы самого сложного начертания. В целях закрепления умения писать и выработки навыков скорописи детям предлагалось списывание из П. разл. изречений, чаще всего нраво-учит. содержания. Во 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. в рус. школе получили распространение П., построенные на рациональной основе, с учётом генетич. последовательности изучения начертания букв (буквы распределялись в группы по сходным элементам и изучались в порядке нарастающей сложности начертаний). Но поскольку генетич. порядок букв не совпадал с порядком букв при обучении чтению, работа по П. начиналась только после изучения всего алфавита. Применение П. осложнялось и тем, что в них давались готовые формы букв; дети не видели последовательности начертаний их, не всегда могли разобраться и в способах соединений букв. Работа по П. состояла в механич. копировании образцов. Этим объясняется постепенный отказ от П. во 2-й пол. 19 в. К кон. 19 в. П. вновь обрели значение важного уч. пособия. Они были упрощены, освобождены от ненужных украшений. Наиб, распространение имели прописи Ф. В. Грекова, В. С. Гербача, M. H. Савёлова, И. Е. Евсеева.
В сов. школе как спец. пособие по чистописанию для учителей и учащихся П. применялись с сер. 30-х гг. (авторы А. И. Воскресенская и Н. И. Ткаченко). Совр. П. построены в соответствии с требованиями генетич. метода, но отличаются более чёткими и простыми формами букв, а также новым содержанием слов и предложений. В связи с широким применением в школах авторучек и новыми требованиями к скорости письма с 1968 введены новые П., построенные на основе безнажимного и безотрывного начертания письменных букв. Авторы рус. П. — В. Г. Горецкий, В. А. Кирюш-кин, А. Ф. Шанько.
ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯв детских учреждениях, направлены на локализацию и ликвидацию очагов инфекц. заболеваний. Включают: мед. обезвреживание источников инфекции (ими выступают больные, бактерионосители), пресече-
ние путей передачи инфекции; повышение специфич. невосприимчивости окружающих людей к инфекции.
Меры в отношении источника инфекции предусматривают наиб, раннее и полное выявление больных и бактерионоси-телей, их изоляцию и лечение. В этих целях проводятся: бактериологич. обследование всех лиц, поступающих на работу в дет. учреждения и учреждения обществ, питания, а также детей, не находившихся под мед. наблюдением, перед их поступлением (или после длительного отсутствия) в дет. учреждения; ежедневный утренний мед. осмотр детей в дет. учреждениях; наблюдение на дому или в дет. учреждении (карантинной группе) за лицами, общавшимися с инфекц. больным в течение срока возможного инкубац. периода (т.е. от момента заражения до заболевания). Это наблюдение включает осмотр кожи и слизистых оболочек, термометрию, выяснение характера стула (при необходимости проводится бактериологич. и др. обследования). При появлении у ребёнка первых признаков заболевания (см. Детские инфекции) воспитатель дет. учреждения должен показать его врачу или медсестре. Заболевшего направляют домой и сообщают в поликлинику или госпитализируют. До прихода родителей или сан. машины его изолируют в боксе или изоляторе. После госпитализации больного в помещении проводят дезинфекцию. Обязательной госпитализации подлежат дети, заболевшие дифтерией, полиомиелитом, тифами, вирусным гепатитом и нек-рыми др. заболеваниями. Если в семье имеется возможность соблюдать строгий противоэпидемич. режим (изоляция больного в отд. комнате, проведение дезинфекции и др.) и при отсутствии клинич. показаний для госпитализации, в отд. случаях лечение больных скарлатиной и дезинтерией проводится на дому. Больных коклюшем, корью, ветряной оспой, свинкой (паротитом), краснухой изолируют и лечат на дому (за исключением тяжёлого и осложнённого течения болезни).
Больного изолируют на период, когда он представляет опасность для окружающих. Срок изоляции зависит от заболевания и характера его течения. Так, при кори он заканчивается через 5 дней, а при наличии осложнений через 10 дней от начала высыпания; при ветряной оспе — через 5 дней с момента последнего высыпания; при паротите — через 9 дней от начала болезни; при коклюше — через 25 дней; при скарлатине — через 10 дней. Для ряда заболеваний существует доп. срок изоляции, касающийся посещения переболевшими дет. учреждений. Так, дети дошкольного возраста, учащиеся 1—2-х классов, а также дети из закрытых дет. учреждений (дом ребёнка, детдом, школа-интернат, санаторий), переболевшие скарлатиной, допускаются в дет. коллектив только после доп. 12-дневной изоляции. Взрослые, переболевшие скарлатиной, на 12 дней (с момента клинич. выздоровления) отстраняются от работы, связанной с обслуживанием детей приготовлением пищи. Переболевшие дифтерией и менингококковой инфекцией дети и работники дет. учреждений после выписки из больницы допускаются в дошкольные и закрытые дет. учреждения только после доп. бакте-риологич. обследования. Переболевшие дизентерией дети в течение 2 мес не допускаются к дежурству на пищеблоке. При тифах, дизентерии, гепатите за переболевшими в течение определённого срока устанавливается диспансерное наблюдение (при дизентерии — особенно тщательный контроль за характером стула).
В дет. коллективах при коклюше изолируют только первого заболевшего (остальных — по клинич. показаниям). При возникновении повторных случаев заболеваний коклюшем, свинкой, краснухой, ветряной оспой больные допускаются в данный коллектив после улучшения самочувствия независимо от срока, прошедшего после заболевания. Детям, контактировавшим с заболевшим дет. инфекцией, на определённое время (или до получения результатов лабораторного обследования) не разрешается посещение дет. учреждений; если ребёнок находится в одной квартире с больным, то этот срок увеличивается; при нек-рых заболеваниях (дифтерия, менингококко-вая инфекция, брюшной тиф) отстраняются от работы до получения результатов обследования и сотрудники дет."учреждений, находившиеся в контакте с больным. В группе, где выявлен больной, вводится карантин, т.е. запрещается приём новых детей и перевод детей из этой группы в другие. При возникновении повторных заболеваний в группе срок карантина соответственно удлиняется.
Сроки карантинно-ограни-чительных мероприятий (отстранение от посещения дет. учреждений лиц, общавшихся с больным, и введение карантина в группе дет. учреждения, в к-рой выявлено заболевание).
При дифтерии: дети и взрослые, контактировавшие с больным, допускаются к посещению дет. учреждений и учреждений обществ, питания после изоляции больного и получения отрицат. результата бактериологич. обследования. При коклюше: дети до 7 лет изолируются на 14 дней с момента изоляции больного, а в случае, если больной не госпитализирован, то на 25 дней; при повторных случаях коклюша в дет. учреждении рекомендуется создание 3 изолированных групп (больные; дети, контактировавшие с больными; все остальные). При кори: не болевшие корью непривитые дети не старше 2-го класса школы — на 17 дней со дня контакта, а получившие противокоревой гамма-глобулин — на 21 день. При менингококковой инфекции: дети и персонал дет. учреждений — до получения отрицат. результата бактериологич. обследования; срок карантина в группе дет. учреждения — 10 дней (при возникновении вспышки этой инфекции группа может быть распущена на срок от 10 до 30 дней с мед. наблюдением на дому); в дошкольных и закрытых дет. коллективах устанавливается активное наблюдение (осмотр носоглотки, термометрия 2 раза в день) в течение 10 дней после изоляции последнего больного. При ветряной оспе: отстраняются от посещения дет. учреждения неболевшие дети до 7 лет; при свинке — неболевшие дети до 10 лет на 21 день. При скарлатине: неболевшие дети дошкольных учреждений и 1—2-х классов школы не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней с момента изоляции больного, а в случае общения с больным в течение всего периода болезни — на 17 дней от начала контакта; за детьми, перенёсшими ранее скарлатину, а также за школьниками ст. классов и взрослыми, работающими в дошкольных дет. учреждениях и 1—2-х классах школы, молочных кухнях и дет. мед. учреждениях, устанавливается мед. наблюдение на 7 дней после изоляции больного (17 дней, если больной не изолирован), без отстранения от посещения учреждений и работы.
При вирусном гепатите: дети допускаются в дет. учреждения, школы и летние оздоровит, учреждения с разрешения эпидемиолога при условии своевременного введения им гамма-глобулина и установления регулярного мед. наблюдения в течение 35 дней; в дошкольном учреждении запрещается перевод детей в др. учреждения и из карантинной группы в др. группы в течение 35 дней; новые дети принимаются с соотв. разрешения после введения гамма-глобулина; в течение 2 мес со дня изоляции последнего больного ребёнка в группе (классе) не проводятся плановые прививки, диагностич. реакции и стома-тологич. обследования. При дизентерии: контактировавшие с больным дети дошкольных учреждений находятся под наблюдением в течение 7 дней, а работники дет. учреждений и учреждений обществ, питания, кроме того, проходят бактериологич. обследование без отстранения от работы и посещения дет. коллектива; в случае повторных заболеваний в дет. учреждении проводятся бактериологич. обследования; в течение 7 дней перевод детей в др. дет. учреждения, а также из группы в группу, приём новых детей — только с разрешения эпидемиолога.
Меры воздействия на пути передачи инфекции включают соблюдение сан.-гигиенич. режима в дошкольных дет. учреждениях и школах, а также дезинфекцию, к-рая обеспечивает уничтожение во внеш. среде возбудителей инфекц. болезней (бактерии, вирусы и др.) и их переносчиков. Т. н. заключит, дезинфекцию проводят после госпитализации или излечения больного; текущую — в помещении, где находится больной. Для дезинфекции применяют как физич.
(напр., ультрафиолетовое облучение, кипячение), так и хим. (обработка дезин-фекц. растворами помещения, мебели, предметов обихода и др.; одежда и постельные принадлежности обрабатываются в спец. дезинфекц. камерах) методы. Выбор метода дезинфекции, концентрации дезинфекц. средства и продолжительность обеззараживания зависят от стойкости возбудителя той или иной инфекции.
При текущей дезинфекции проводится влажная уборка помещения горячей водой с мылом (моющим средством) или хлорамином. Посуду больного кипятят в 2%-ном растворе соды, а бельё — в 2%-ном растворе стирального порошка или соды или замачивают его в растворе хлорамина. Предметы обихода и ухода за больным, ручки дверей моют горячей водой с мылом (моющим средством) или обрабатывают раствором хлорамина или хлорной извести. Постельные принадлежности чистят пылесосом. Выделения больного при желудочно-кишечной инфекции засыпают хлорной известью, а судно промывают раствором хлорамина. В большинстве случаев заключительную дезинфекцию в дет. учреждениях проводит персонал санэпидстанции. Персонал дет. учреждения осуществляет заключит, дезинфекцию или т. н. генеральную уборку с мылом либо моющими растворами при таких заболеваниях, как скарлатина, энтеробиоз, в единичных случаях
- гастроэнтероколит (в дачных условиях
- и при др. инфекциях). Персонал школы проводит дезинфекцию и при единичных случаях вирусного гепатита. При кори, ветряной оспе, коклюше, свинке, краснухе вместо дезинфекции делается влажная уборка. Дезинфекция в дет. учреждениях проводится только в отсутствие детей. До их прихода все дезинфекц. растворы должны быть вылиты, а ёмкости из-под них вымыты. Дезинфекц. растворы должны храниться в местах, недоступных для детей.
К числу наиб, применяемых дезинфекц. средств относятся хлорамин, хлорная известь, гипохлорид кальция, формалин. Кроме того, для дезинфекции могут использоваться нек-рые антисептич. средства: перекись водорода, борная к-та, марганцовокислый калий. Дезинфекц. средства входят также в состав нек-рых видов мыла (напр., «Гигиена»), а также препаратов для стирки и чистки. Хлорамин быстро теряет свою активность от света и влаги, поэтому его обычно хранят в хорошо закупоренной бутыли из тёмного стекла. Для дезинфекции его применяют в виде 0,2—1%-ного раствора (при вирусном гепатите в виде 3%-ного раствора); время обработки 30—60 мин. При туберкулёзе и грибковых заболеваниях дезинфекцию проводят 5%ным раствором хлорамина в течение 3—4 ч (в виде раствора он может храниться не более 15 дней). Хлорная известь может использоваться в сухом виде для обеззараживания выделений (моча, кал больных при кишечных
инфекциях, мокрота туберкулёзных больных); в виде 10—20%-ной хлорно-известковой взвеси — для грубой дезинфекции (дворовых уборных, помойных ям, мусорных ящиков, побелки стен). Для дезинфекции помещения, предметов обихода, посуды, уборочного инвентаря обычно используют 0,5—1%ные осветлённые растворы хлорной извести, время обработки 30—60 мин (при грибковых заболеваниях — 5%ный раствор в течение 2 ч). Хлорная известь также нестойка, для её хранения следует соблюдать те же рекомендации, что и для хлорамина. Растворы хлорной извести готовятся перед употреблением. Основной 10%ный осветлённый раствор в закрытой тёмной посуде может храниться неск. дней. Из-за высокой хим. активности хлорная известь для обеззараживания тканей и изделий из металла не применяется.
Гипохлорид кальция (ДТСГК) используется обычно в виде 0,1—1%-ного раствора. Срок обработки 30—60 мин. Формалин (40%ный раствор формальдегида) используют, в частности, при грибковых заболеваниях для обеззараживания обуви. Внутр. поверхность обуви протирают ватным тампоном, смоченным в 25%-ном растворе формалина, до полного увлажнения, а затем закладывают в полиэтиленовый мешок на 3 ч. После дезинфекции вещи проветривают до исчезновения запаха.
Одно из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения инфекц. заболеваний — повышение невосприимчивости (иммунитета) организма. С этой целью проводятся профилактич. прививки. Перед прививками все дети осматриваются врачом. При решении вопроса о возможности прививки учитываются предшествующие заболевания и реакции на ранее проведённые прививки. Особое внимание обращается на детей, страдающих хронич. заболеваниями и аллер-гич. реакциями. Прививки не проводят в дет. коллективе в период карантина, а также детям, имевшим контакт с инфекц. больным до истечения срока наблюдения.
В период после вакцинации необходимо обеспечить ребёнку охранительный гигиенич. режим: не допускать переутомления, переохлаждения, перегревания, перекармливания, чрезмерных физич. и умственных нагрузок, обеспечить полноценное питание и сон. В школе рекомендуется проводить прививки накануне выходного дня. В. Л. Василевский. ПРОТЧЕНКОИван Фёдорович (р. 22.6.1918, дер. Голяковка Брянской обл.), языковед, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1978), дер филол. наук, проф. (1974). Окончил Сталинградский пед. ин-т (1941). Пед. деятельность начал в 1941 учителем ср. школы. В 1950—62 на парт, работе, в 1962—74 зам. директора Ин-та рус. языка АН СССР. В 1972—91 гл. учёный секр. През. АПН СССР. С 1993 гл. науч. сотрудник Центра преподавания рус. языка Ин-та общеобразоват.
школы. Осн. труды по проблемам изучения и преподавания рус. языка.
С о ч.: Совр. рус. язык. Пунктуация. Уч. пособие для пед. ин-тов, М., 1966 (соавт.); Развитие языков народов СССР в сов. эпоху, Ni., 1968 (соавт.); Рус. яз.: проблемы изучения и развития, М., 1984; История рус. лит. языка. Уч. пособие, М., 1984 (ред.); Лексика и словообразование рус. яз. сов. эпохи. Социолингви-стич. аспект, M., 19852.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|