|
Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания.
Прежде чем указать, откуда эта Божественная молитва имеет самое первое начало, нужно предложить к сведению следующее: пусть будет известно, что по писанию святых и Богоносных отцов наших, есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та— начало, а эта — конец, потому что деяние есть восхождение видения. Должно же знать, что по святому Григорию Синаиту, первых видений — восемь, которые пересчитывая, он говорит так: «Говорим, что имеются восемь первых видений. Первое — видение Бога безвидного, безначального и несозданного, причину всего, единой Троицы и пресущественного Божества. Второе — чина и устроения умных сил. Третье — устроения чувственных тварей. Четвертое — смотрительного снисхождения Слова. Пятое — всеобщего воскресения. Шестое — второго и и страшного пришествия Христова. Седьмое —вечного мучения. Осьмое — Царствия Небесного не имеющего конца». Предложив это, извещаю по мере худости моего немощного разума, в какой силе должно разуметь деяние и видение. Пусть будет известно (говорю к подобным мне препростым), что весь монашеский подвиг, которым, при помощи Божией, понуждался бы кто-нибудь на любовь к ближнему и Богу, на кротость, смирение и терпение, и на все прочие Божии и святоотеческие заповеди, на совершенное душою и телом по Богу повиновение, на пост, бдение, слезы, поклоны и прочие
274 Беседа четвертая
утомления тела, на всеусердное совершение церковного и келейного правила, на умное тайное упражнение молитвы, на плачь и размышление о смерти: весь такой подвиг, пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, с достоверностью называется деянием; но никак не видением. Если же таковой умный подвиг молитвы и назывался бы где в писании святых отцов зрением: то это по обыкновенному наречию, потому что ум, как душевное око, называется зрением.
Когда же кто Божиею помощью и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением, очистить душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных: тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням, в вышесказанные духовные видения, открывая ему, по мере его очищения неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это воистину называется истинным духовным видением, которое и ест зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой — ужас и видение. Но войти в эти видения не может никто самовластно своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатью Своею введет в них. Если же кто без света благодати дерзнет восходить на такие видения: тот, по святому Григорию Синаиту, пусть знает, что он воображает мечтания, а не видения, мечтая и метаясь мечтательным духом (Григ. Син. гл. 130). Таково рассуждение о деятельной и зрительной молитве. Но уже время показать, откуда Божественная умная молитва имеет свое начало.
Пусть будет известно, что, по неложному свидетельству Богомудрого, преподобного и Богоносного Отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю, Самим Богом дана первозданному человеку данная Божественная молитва, приличествующая совершенным. Святый Нил, научая молившихся усердно — мужественно хранить молитвенный плод, чтобы труд их не был напрасен, говорит так: «Помолившись как до-
Беседа четвертая 275
лжно, ожидай того, чего не должно, и стань мужественно, храня плод свой. Ведь на это определен ты сначала: делать и хранить. Потому, сделав, не оставь труд нестрегомым: в противным случае ты не получил никакой пользы от молитвы» (гл. 49).
Объясняя эти слова, Российское светило, преподобный Нил, пустынник Сорский, как солнце просиявший в Великой России умным деланием молитвы, как это явствует из его Богомудрой книги, говорит так: «Этот святый привел это из древности: чтобы делать и хранить, потому что Писание говорит, что Бог, сотворив Ддама, поместил его в раю, делать и хранить рай. И здесь святый Нил Синайский делом райским назвал молитву, а хранением — соблюдение от злых помыслов по молитве». Также и преподобный Дорофей говорит, что первозданный человек, помещенный Богом в раю, пребывал в молитве, как он пишет в первом своем поучении. Из этих свидетельств явствует, что Бог, создав человека по образу Своему и по подобию, ввел его в рай сладости, делать сады бессмертные, то есть, мысли Божественные, чистейшие, высочайшие и совершенные, по святому Григорию Богослову. И это есть ничто иное, как только то, чтобы он, как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой, благодатной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и мужественно, как зеницу ока, хранил ее, как дело райское, чтобы она никогда в душе и сердце не умалялась. Велика поэтому слава священной и Божественной умной молитвы, которой край и верх, то есть, начало и совершенство, даны Богом человеку в раю: оттуда она имеет свое и начало.
Но несравненно большую стяжала она славу, когда более всех святых святейшая, честнейшая Херувимов, и славнейшая без сравнения Серафимов, Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения, и сподобилась быть пространным селением невместимого всею тварью, ипостасно в
276 Беседа четвертая
Нее вместившегося Божия Слова, и от Нее, человеческого ради спасения, бессеменно родившегося, как это свидетельствует непреоборимый столп Православия, иже во святых отец наш Григорий Палама, Архиепископ Фессалонитский, в слове на Введение во храм Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Он говорит, что пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, и разумев совершенно из Священного Писания, читаемого каждую субботу, о погибели чрез преслушание человеческого рода, и исполнившись о нем крайнего сожаления, приняла умную к Богу молитву о скорейшем помиловании и спасении рода человеческого. Предлагаю здесь и самые слова этого Святого Григория, достойные ангельского разума, немногие из многих: «Это Богоотроковица Дева слыша и видя, приняла сожаление общего рода, и рассматривала, как бы найти исцеление и врачевание, равносильное такому страданию. Вскоре Она нашлась — обратиться всем умом к Богу, и восприняла о нас эту молитву, чтобы понудить Непонужденного, и скорее привлечь Его к нам, чтобы Сам Он истребил из среды клятву, остановил огонь, растлевающий пажить души, и привязал к Себе создание, исцелив немощное. Таким образом, Благодатная Дева, усмотрев Себе приличнейшее и свойственней-шее во всяком естестве, полагала умную молитву, как чудную и преславную и лучшую всякого слова. Изыскивая же, как бы художественно и свойственнее побеседовать к Богу, она приходила к Нему, Саморукоположная, или лучше — Богоизбранная молитвенница». И ниже: «Не видя же ничего из существующего лучше ее для человеке — простирается со тщанием крепко к молению, новотворит большее и совершеннейшее, и изобретает, и действует, и последующему за этим преподает деяние, как высочайшее восхождение к видению; видение же столько большее пред вышесказанным, сколько истина выше мечтания. Но, собравшись все в себя и очистив ум, услышьте уже величие таинства: я хочу сказать слово, пользующее хотя все Христоименитое собрание, но
Беседа четвертая 277
наиболее относящееся к отрекшимся мира. Вкусивший уже ради отречения что-нибудь из тех будущих благ, который и становится с Ангелами, и стяжавает жительство на небесах: этот да возжелает подражать по силе своей первой и Единой от младенчества отрекшейся для мира мира, Приснодев-ственной Невесте.» И ниже: «Ища же, что нужнее всего молитвенникам для собеседования, каковым бывает молитва, Дева находит священное безмолвие, — безмолвие ума, далекость мира, забвение дольнего и таинника горних разумений, на лучшее преложение: это деяние, как поистине восхождение к видению поистине Сущего, или лучше, сказать справедливее, к Боговидению, есть как бы краткое указание для души стяжавшего его (деяние) поистине. Всякая другая добродетель есть как врачевание, применительно к душевным недугам и вкоренившимся чрез уныние лукавым страстям: Боговидение же есть плод здравствующей души, как некоторое конечное совершенство и образ Богодеяний. И потому человек Боготворится не словами или рассудительною умеренностью относительно видимого, — все это зем-ное, низкое, человеческое; но пребыванием в безмолвии, потому что этим мы отрешаемся и отходим от дольнего, и восходим к Богу. Претерпевая молитвами и молениями день и ночь в горнице безмолвного жительства, мы приближаемся как-то и приступаем к этому Неприступному и Блаженному Естеству. Претерпевающие таким образом, очистившие сердца священным безмолвием, и срастворившиеся им неизреченно высшему чувства и ума Свету, — в себе, как в зеркале, видят Бога. Итак, безмолвие есть скорое и сокращенное руководство, как успешнейшее и соединяющее с Богом, особенно для держащихся его во всем вполне. А Дева, которая от мягких, так сказать, ногтей пребывала в нем, что — Она? Она, как безмолвствовавшая превышеестественно с такого самого детского возраста, потому Одна из всех и породила неискусомужно Богочеловека Слово». И ниже: «Поэтому и Пречистая, отрекаясь самого, так сказать, житейского пре-
278 Беседа четвертая
бывания и молвы, переселилась от людей, и избежав виновного жития, избрала жизнь никому невидимую и необщительную, пребывая в невходных. Здесь, разрешившись всякого вещественного союза, и оттрясши всякое общение и любовь ко всему, и превзойдя самое снисхождение к телу, Она собрала весь ум в одно с Ним сообращение и пребывание и внимание, и в непрестанную Божественную молитву. И ею быв сама в себе, и устроившись превыше многообразного мятежа и помышлений, и просто — всякого вида и вещи, Она совершала новый и низреченный путь на небо, который есть, скажу так, мысленное молчание. И этому прилежа и внимая умом, прелетает все создания и твари, и гораздо лучше, нежели Моисей, зрит славу Божию, и назидает Божественную благодать, не подлежащую нисколько силе чувства, — это благорадостное и священное видение нескверных душ и умов, причастившись которому, Она, по Божественным песнопевцам, бывает светлый облак живой, поистине, воды, и Заря мысленного дня, и огнеобразная Колесница Слова» (Св. Григор. Палама).
Из этих слов Божественного Григория Паламы, имеющий ум может яснее солнца понять, что Пречистая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения, и отречением для мира от мира, священным безмолвием ума, мысленным молчанием, собранием ума в непрестанную Божественную молитву и внимание, и восхождением чрез деяние к Боговидению, — подала Сама Собою Божественному монашескому чину образец внимательного жительства по внутреннему человеку; чтобы монахи, отрекшиеся мира, взирая на Нее, усердно тщились, сколько по силе, Ее молитвами, быть, в вышесказанных монашеских трудах и потах, Ее подражателями. И кто возможет по достоинству похвалить Божественную умную молитву, делательницею которой, в образ пользы и преуспеяния монахов, наставляемая руководством Святого Духа, как сказано, была Сама Божия Матерь?
Беседа четвертая 279
Но в утверждение и несомненное удостоверение сомня-щихся о ней, как бы о вещи иеосвидетельствованной и недостоверной, настоит уже время показать, какие свидетельства Богоносные отцы, писавшие из просвещения Божественной благодати, приводят о ней из Священного Писания.
Непоколебимое основание Божественная умная молитва имеет в словах Господа нашего Иисуса Христа: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помоли-ся Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воз-даст тебе яве (Мф. 6, 6). Эти слова, как уже сказано в первой главе, всемирное светило, святый Иоанн Златоуст, Богодан-ною премудростью объясняет относительно безгласной, тайной, из глубины сердца воссылаемой молитвы, приводя в свидетельство из Священного Писания — Боговидца Моисея и святую Анну, матерь Самуила Пророка, и праведного Авеля и кровь его, вопиющую от земли, — что они в молитве своей, не испустив ни одного гласа, были услышаны Богом. Этот великий, учитель вселенной, Христовы уста, святый Иоанн Златоуст и отдельно еще изложил, в трех словах, учение об этой Божественной молитве, как пишет об этом неложный свидетель,блаженнейший Симеон Архиепископ Фессалонитский, в 294 главе своей книги, которую вся святая Соборная Восточная Церковь имеет в великом почитании, как столп и утверждение истины.
Огненный же столп, и огненные Духа Святого уста, Церковное око, Василий, говорю, Великий, объясняя изречение Божественного Писания: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33), прекрасно научает о умных устах и умном действии, приводя сдительства из Священного Писания, которого и самые слова, исполненные Божественной премудрости, представляю следующия: Выну хвала Его во устех моих. Кажется, что Пророк говорит невозможное: как может быть хваление Божие в устах чело-весческих всегда? Когда человек говорит об обыкновенных Житейских вещах, тогда он не имеет в устах хвалы Божией;
280 Беседа четвертая
когда спит, молчит, конечно; да и когда ест и пьет, то как уста его могут возносить хвалу? На это отвечаем, что есть некоторые мысленные уста внутреннего человека, коими он питается, причащаясь Слова животного, которое есть хлеб, сшедый с небесе (Ин. 6, 33). Об этих-то устах сказал Пророк: уста моя отверзох и привлекох Духа (Пс. 118, 131). К этому и Господь побуждает нас, чтобы мы и эти уста имели пространными, для достаточного приятия истинной пищи, говоря: разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80, 11). Поэтому, и однажды начертанная, и утвердившаяся в разуме души, мысль о Боге может именоваться хвалою Божиею, всегда находящеюся в душе. И по апостольскому слову, тщательный может все творить во славу Божию, так что всякое дело, и всякое слово, и всякое действие умное, имеет значение хвалы. Аще бо ясть праведный, аще ли пиет, аще иное что творит, вся во славу Божию творит (1 Кор. 10, 31). У такого и у спящего сердце бдит». Так говорит святой Василий. Из слов же его явствует, что и кроме телесных уст имеются умные уста, и есть умное действие, и хваление, бывающее всегда мысленно во внутреннем человеке.
Тезоименитый блаженству, египетское, или лучше сказать, всемирное солнце, просиявший неизреченными дарованиями Святого Духа, человек небесный, Великий, говорю, Макарий, в небесных своих словах об этой святой молитве говорит так: «Христианин должен всегда иметь память о Боге, потому что написано: «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего (Мф. 22, 37). Не только тогда он должен любить Господа, когда входит в молитвенный храм; но и «ходя, и беседуя, и вкушая, и пия, пусть имеет память о Боге, и любовь, и желание; потому что Он говорит: идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21)», и прочее.
Преподобный и Богоносный древний святый отец, Исаия отшельник, о сокровеном поучении, то есть Иисусовой молитве, совершаемой мыслию в сердце, приводит в свидетель-
Беседа четвертая 281
ство слова Божественного Писания: согрелся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь (Пс. 38, 4).
Преподобный Симеон, свидетельствуемый в выше упомянутой книге блаженнейшего Симеона Фессалонитского, который среди царствующего града, как солнце, просиял умною молитвою в неизреченных дарованиях Святого Духа и поэтому всею Церковью наименован Новым Богословом, — этот в своем слове о трех образах молитвы пишет о умной молитве и внимании так: «Святые отцы наши, слыша Господа, говорящего, что от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, и та суть сквернящая человека (Мф. 15: 19, 20); и опять слыша, что Он научает очистить внутренее сткляницы, да будет и внешнее чисто (Мф. 23: 26), оставили всякое другое дело, и подвизались только в этом хранении сердца, зная наверно, что вместе с этим деланием они удобно приобретут и всякую другую добродетель. Без этого же делания невозможно приобрести и удержать ни оной добродетели». Эти слова преподобного ясно показывают, что вышесказанные слова Господа, Божественные отцы положили себе свидетельством и основанием хранения сердца, то есть, мысленного призывания Иисуса. Этот преподобный приводит еще во свидетельство Божественной умной молитвы и другие изречения Священного Писания, говоря: «Об этом говорит и Екклиси-аст: веселися юноше в юности твоей и ходи в путех сердца твоего непорочен, и остави ярость от сердца твоего (Ек. 11:9, 10), и аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави (Ек. 10: 4); местом же называет он сердце, как и Господь сказал: от сердца исходят помышления злая (Мф. 15:19).Иопять: не возноситеся (Лук. 12: 29), то есть, не расточайте ума вашего туда и сюда. И опять: тесная врата и прискорбный путь вво-дяй в живот (Мф. 7: 14); также: блажени нищий духом (Мф. 5: 8), то есть, не имеющие в себе ни одной мысли этого века». И Апостол Петр говорит: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити
282 Беседа четвертая
(1 Петр. 5: 8). И Апостол Павел ясно пишет к Ефесеям о сердечном хранении, говоря: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властен и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6:12).
Преподобный Исихий пресвитер, Богослов и учитель Иерусалимской церкви, друг и собеседник Преподобного и Богоносного отца нашего Евфимия Великого, написавший Богомудро, из просвещения Божественной благодати, об этом священном мысленном призывании в сердце Иисуса, то есть, о умной молитве, книгу в двести глав, приводит об этом свидетельства Священного Писания следующия: Бла-жени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8); также: внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония (Второз. 15: 9); также: во утрии предстану ти, и узриши мя (Пс. 5: 4); также; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень (Пс. 136:9); также: во утрии избивах вся грешные земли, еже потребити от града Господня вся делающие беззакония (Пс. 100: 8); также: уготовися Израилю призывати имя Господа Бога твоего (Амос. 4:12); и Апостол: непрестанно молитеся (1 Сол. 5: 17); и Сам Господь говорит: без Мене не можете тво~ рити ничесоже. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног. Аще кто во мне не пребудет, извержется вон, якоже розга (Ин. 15: 5, 6); также: от сердца исходят помышления злая: убийства, прелюбодеяния, та суть сквернящая человека (Мф. 15:19); также: еже сотворити волю Твою, Боже мой, вос~ хотех, и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39: 9), и прочие, которые по множеству оставляю.
Божественный и Богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума, свидетельство Божественного Писания, говоря: «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: хощу пять словес умом моим рещи (1 Кор. 14:12)», и прочее; и опять: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56: 8); также: аз сплю, а сердце мое бдит! (Пес. Пес. 5: 2); также: возвах всем сердцем моим (Пс. 118: 145), то есть телом и душою, и проч.
Беседа четвертая
Божественный отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятые Богородицы, что на Синае, составивший о мысленном хранении сердца малую книжицу глав — бесценных маргаритов Божественной премудрости, преисполненных неизреченной небесной сладости Святого Духа, полагает в непоколебимое основание своих слов изречение Священного Писания: во утрии избивах вся грешные земли (Пс. 100: 8), и прочил; также: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21); и: уподобися Царствие Небесное зерну гор-шичну, и бисеру, и квасу; и опять: без Мене не можете твори-ти ничесоже (Ин. 15: 5); также: всяким хранением соблюдай твое сердце (Притч. 4: 23); и: очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее ее чисто (Мф. 23: 26); и несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властен и к миродержите-лем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6: 12); также: трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диа-вол, яко лев рыкая ходить, иский кого поглотити: емуже проти-витеся тверди верою (1 Петр. 5: 8, 9); также: соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя (Рим. 7: 22, 23) и прочее.
Божественный отец наш Диадох, Епископ Фотикийский, свидетельствованный в книге вышеупомянутого святителя Христова Симеона Фессалонитского, полагает своим словом, исполненным духовной премудрости, коих в Божественной его книге находится сто глав, о умной Иисусовой, в сердце сященнодействуемой молитве, следующее основание из Божественного Писания: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12: 3); и из Евангельской притчи о купце, ищущем добрые бисеры, приводит следующими словами: это — многоценный бесер, который может приобрести тот, кто продаст имение свое и об обретении его будет иметь неизглаголанную радость и прочее.
Преподобный отец наш Никифор Постник, свидетельствуемый в той же книге вышеупомянутого святителя Симе-
284 Беседа четвертая
она, в слове своем о хранении сердца, преисполненном духовной пользы, уподобляет это Божественное мысленное в сердце делание молитвы сокровищу, сокровенному на селе, и называет светильником горящим, приводя изречение Священного Писания: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21), и: несть наша брань к крови и плоти (Ефес. 6: 12); также, чтобы делать и хранить (Быт. 2: 15), и прочее.
Блаженный и Богоносный отец наш Григорий Синаит, который деланием этой Божественной молитвы взошел в крайнее Боговидение, и как солнце просиял дарованиями Святого Духа в святой Афонской горе и на прочих местах, составивший «Троичны», поемые всякую неделю после троичного канона в святой Соборной Восточной Церкви по всей вселенной, также и канон Животворящему Кресту, обнявший писания всех духоносных отцов, составил книгу, исполненную всякой духовной пользы, в которой более всех прочих святых в тонкости учит об этой Божественной, умом в сердце священнодействуемой молитве, и приводит в подтверждение своих слов из Священного Писания следующее: Помяни Господа Бога твоего выну (Втор. 18:18); также: в заут-рии сей семя твое, и в вечере да не оставляет рука твоя (Ек. 11: 36), и прочее; также: аще молюся языком, то есть, устами, дух мой молится, то есть, глас мой (знай, что уста и язык, и дух, и глас — одно и то же); а ум мой без плода есть: молюся убо духом, помолюся же и умом; и: хощу рещи пять словес моим умом (1 Кор. 14: 14, 19), и прочее, приводя в свидетеля и Лествич-ника, относящего эти слова к молитве. Также: нуждно есть Царствие Небесное, и нуждницы восхищают е\ также: никто-же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12: 3) и прочее.
Апостольским стопам последователь, непреоборимый столп православной веры, огненным Духа мечем и истиною православных догматов уничтоживший на Флорентийском Соборе, как паутинные сети, Духоборные ереси Латинян, Марко, говорю, всесвященнейший, премудрейший и словес-
Беседа четвертая
нейший, митрополит Ефесский, в начале толкования церковного последования, пишет о Божественной Иисусовой молитве, совершаемой тайно умом в сердце, употребляя свидетельства Божественного Писания, которого и самые Бого-мудрые слова предлагаю следующия: «Следовало бы, по повелевающей заповеди, «Непрестанно молиться, и духом и истиною возносить поклонение Богу; но прилежание о помыслах житейских и уза попечений о теле отводит многих и отстраняет от Царствия Божия, находящегося внутри нас, как возвещает слово Божие, и препятствует пребывать при умном жертвеннике, и приносить от себя духовные и словесные жертвы Богу, по Божественному Апостолу, говорящему, что мы — храм Бога, живущего в нас, и Дух его Божественный живет в нас. И нет ничего удивительного, если это обыкновенно так бывает со многими, живущими по плоти; когда видим, что некоторые из монахов, отрекшихся мирских вещей, по причине мысленной брани от предприятия страстей, и востающего оттого большого мятежа, помрачающего словесную часть души, еще не могут достигнуть чистой молитвы, хотя и сильно этого желают. Усладительна чистая в сердце и непрестанная память Иисуса, и бывающее от нее неизреченное просвещение».
Преподобный отец наш Российский, святый Нил Сорс-кий, составивший свою книгу о мысленном хранении сердца из учения Богоносных отцов, а в особенности из Григория Синаита, употребляет из Священного Писания свидетельства такие: от сердца исходят помышления злая, и та сквернят человека (Мф. 15: 19); и: очисти внутреннее сткляницы (Мф. 23: 26); также: духом и истиною подобает кланяться Отцу; также: аще молюся языком, и прочее; и: хощу пять словес умом моим рещи, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14: 14, 19), и прочее.
Российское светило опять, святитель Христов Димитрий, митрополит Ростовский, духовным мечем слова уничтожив-ший, как паутинные сети, заблуждения раскольников и их
286 Беседа четвертая
Богопротивный, растленный, и Священному Писанию противный разум, написавший многие учения на пользу святой Церкви, исполненные премудрости Святого Духа, и составивший слово о внутреннем мысленном делании молитвы, преисполненное духовной пользы, употребляет из Священного Писания свидетельства следующие: ты же, егда моли-шися, вниди в клеть твою и прочее; также: тебе рече сердце мое: Господа взыщу; взыска Тебе лице мое: лица твоего, Господи, взыщу, также: Царствие Божие внутрь вас есть; также: всякою молитвою и молением молящиеся на всяко время духом; и аще моляся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть; помолюся духом, помолюся же и умом, воспою духом,воспою и умом и прочее. Эти слова он, согласно со святым Иоанном Лествичником, Григорием Синаитом и Нилом Сорским, разумеет о умной молитве.
Да и самый устав церковный, печатанный в царствующем великом граде Москве, предлагая церковное законоположение о поклонах и молитве, приводит и об этой Божественной молитве изречения Священного писания, следующия: Бог есть дух: духом и истиною кланяющихся Ему ищет (Иоан. 4:24). Также: аще молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть. Что убо есть: помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом,воспою же и умом? (1 Кор. 14: 14, 15). И опять: хощу, говорит, в церкви пять словес умом моим глагола-ти, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14: 19). И приводит в свидетельство святых отцов: св. Иоанна Лествичника, св. Григория Синаита и святого Антиоха, и отчасти их Божественные учения об этой умной молитвы, и наконец говорит: «И этим здесь мы заканчиваем слово о священной и приснопамятной умной «молитве». А затем уже говорит и о святой, всем общей молитве, совершаемой по церковному чиноположению.
Вот благодатью Божиею показано, что Богоносные отцы, умудренные просвещением Святого Духа, основание своего учения о мысленном священнодействии молитвы, тайно со-
Беседа четвертая
вершаемой во внутреннем человеке, полагают на недвижимом камени Божественного Писания Нового и Ветхого заветов, заимствуя оттуда, как из неисчерпаемого источника, так много свидетельств.
Кто же из правоверующих христиан, видя это, мог бы хоть мало усомниться об этой Божественной вещи? разве только повинующиеся духу нечувствия, которые слышат и видят, а понять и узнать не хотят. Но те, кои имеют страх Божий и здравый разум, видя такие свидетельства стольких свидетелей, единодушно признают, что это Божественное дело, преимущественно пред всеми монашескими подвигами, свойственнее и приличнее Ангельскому монашескому чину. Об этом делании вышеупомянутые и многие достослышанные, паче меда и сота сладчайшие, исполненные духовной премудрости слова, научая внутреннему, мысленному против мысленных врагов подвигу: как должно обращать на них этот духовной меч, и пламенное непобедимое оружие имени Иисусова, охраняющее сердечные врата; то есть, как должно эту Божественную Иисусову молитву священнодейстовать умом в сердце.
Об этом священнодействии сей священной молитвы, особенно же о самых ее начатках, и о том, как опытом должно новоначальным обучаться ей, я последнейший, по силе моего немощного ума, при помощи Божией должен хоть что-нибудь немного написать из учения святых отцов. И во-первых нужно изъявить о том, что эта Божественная молитва есть духовное художество; потом — какое для занятия ею, по учению святых отцов, требуется предуготовление.
ГЛАВА 3-я
О том, что эта священная молитва есть духовное художество.
Да будет известно, что Божественные отцы наши называют это священное мысленное делание молитвы — художест-
288 Беседа четвертая
вом. Святый Иоанн Лествичник в слове 27-м о безмолвии, уча о таинстве этой умной молитвы, говорит: «Если ты основательно изучил это художество, то не можешь не знать, что говорю. Сидя на высоте, наблюдай, если только умеешь, и тогда увидишь: как, когда, и откуда, и сколько, и какие тати приходят, чтобы войти, и украсть твои грозды. Страж этот, утомившись, встает и молится; потом опять садится, и мужественно принимается за прежнее делание.
Святый Исихий, пресвитер Иерусалимский, об этой священной молитве говорит: «Трезвение есть духовное художество, совершенно, с помощью Божиею, избавляющее человека от страстных помыслов и слов, и лукавых дел» (гл. 1).
Святый Никифор Постник, уча о ней, говорит: «Придите, и объявлю вам художество, или лучше — науку, вечного, лучше же — небесного жительства, вводящую делателя своего, без труда и безопасно в пристанище бесстрастия».
Художеством же святые отцы, как показано, называют эту святую молитву, думаю, потому, что как художеству человек не может научиться сам собою без искусного художника: так и этому мысленному деланию молитвы, без искусного наставника, навыкнуть невозможно. Но дело это, по святому Ники-фору, и многим, или даже и всем, приходит от учения; редкие же без учения, болезненностью делания и теплотою веры, приняли его от Бога. Церковное правило по уставу и священным церковным книгам, которое православные христиане, мирские и монахи, должны ежедневно, как дань, приносить небесному Царю, может всякий грамотный устно читать и совершать без всякого учения. А умом в сердце приносить Богу таинственную жертву молитв, так как это духовное художество, без научения, как выше указано, невозможно.
Будучи же духовным художеством, оно составляет и непрестанное делание монахов; чтобы не только отречением от мира и яже в мире, переменою имени при пострижении, особенностью одежды, безбрачием, девством, чистотою, самопроизвольною нищетою, отдельностью пищи и места житель-
Беседа четвертая 289
ства; но и самым мысленным и духовным по внутреннему человеку вниманием и молитвою, монахи имели отменное и превосходнейшее пред мирскими людьми делание.
ГЛАВА 4-я
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|