|
Пояснение к первому изданию
единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет!» То же подтверждает и Еп. Феофан: «Молитва есть все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, о ней столь можно говорить, что и конца не будет. Желательно, чтоб книгу кто составил в руководство к молитве из святых Отцов. Это было бы тоже, что руководство ко спасению».
Валаамская обитель, имея не малое богатство святоотеческих творений в своей библиотеке, которой могут пользоваться не все, и видя недостаток в современном христианском обществе святоотеческой литературы, нашла возможным снова, хотя бы отчасти, послужить удовлетворению этой нужды изданием второй книги об умном делании, или о Иисусовой молитве, придав ей форму беседы между иноком и мирским иереем. Эта книга служит дополнением и пояснением первой. В нее входят многочисленные наставления о молитве древних св. Отцов Церкви, полный русский перевод писаний о молитве Иисусовой старца Нямецкого монастыря схиархимандрита Паисия, наставления преп. Серафима Саровского, Епископа Феофана, Епископа Игнатия, Оптинс-ких и Валаамских старцев, о. Иоанна Кронштадтского и даются ответы на возникающие недоуменные вопросы светских людей о молитвенном делании.
Валаам. 24 апреля 1938 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Едва ли кто решится утверждать, что в нашем светском обществе нет расположения к религиозной жизни. Храмы по праздникам почти всегда полны, да и по будням почти всегда бывают молящиеся. Умеют молиться горячо. Исповедуются искренно, горячо, со слезами. Некоторые часто причащаются. Интересуются религиозными вопросами. Большинство горячо стоит за строгое православие и осуждает всякие «ереси» и «новшества». Интересуются духовной литературой, жалуются на недостаток духовного чтения, и со вниманием следят за вновь выходящими духовными книгами; посещают духовные лекции и беседы, «ходят на акафисты»; очень любят посещать св. обители и вспоминают о них; многие считают долгом посещать больных в госпиталях и помогать им, чем могут; другие посещают бедных, собирают для них пожертвования деньгами и вещами; в каждом номере газеты можно найти фамилии или инициалы жертвователей на больных и нуждающихся; ни один призыв не остается без ответа, всякая заявленная нужда сейчас же находит усердный отклик. Многие работают для детей, в колониях, в лагерях и т. д.
Однако, наряду с этим, мы видим в том же обществе явления другого порядка — домашние неурядицы, сплетни, злословие, осуждение, вражду, злобу, ненависть, гордость, тщеславие и т. д.; утром горячо молятся в церкви, по выходе из храма злословят, осуждают, раздражаются, ссорятся, обманывают; вечером отправляются в кино, или еще куда; сегодня каются и плачут на исповеди, завтра снова злобствуют, ненавидят, лгут, клевещут. Не говорим уже о разных еще более темных сторонах личной, семейной и общественной жизни. Происходит какая-то чересполосица, какая-то неупорядо-
Предисловие 11
ценность в нашей духовной и внешней жизни; религиозное, христианское начало не является руководящим двигателем жизни, а составляет лишь одно из явлений этой жизни, наряду с различными другими, даже темными и предосудительными, явлениями. Есть быт, в котором, несомненно, известное место занимает религиозная сторона, но нет христианской жизни, как планомерно осуществляемой христианской задачи, как христианского ответственного служения Богу. От такого двойственного характера жизни предостерегает Господь Иисус Христос, когда говорит: «Не можете Богу работа-ти и маммоне» (Мф. 6: 24), а у нас эта работа Богу и маммо-не является обычным и привычным явлением нашей жизни. Как относиться к этому явлению? Нужно ли признать его неизбежною принадлежностью человеческой жизни и примириться с ним, или же надо видеть в нем зло нашей жизни, с которым надо бороться? Но если бороться, то как? Проповедей у нас говорят много, имеются и книги духовного содержания, детей учат с ранних лет и молитвам, и закону Божию, но как-то все это мало влияет. Может быть, и влияет, но перемены не видно. Церковь, несомненно, обладает благодатными средствами благотворного влияния на человеческую душу, и эти средства оказывают свое действие — домашняя молитва, чтение слова Божия, посещение церковных служб и св. мест и особенно принятие св. таинств, исповеди и причащения св. Христовых Тайн, оставляют глубокий и благотворный след в душах верующих. Но у Церкви имеется и еще одно благодатное средство влияние на человеческую душу, на которое мало кто из светских людей обращает внимание, но которое имеет ту драгоценную особенность, что оно всегда находится в распоряжении человека, желающего им пользоваться, и дома, и в храме, и на пути, и за работой. Это средство заключается во внутреннем, молитвенном и покаянном призывании имени Господа Иисуса Христа. Призываемое с верою, это имя имеет великую спасительную силу. О нем сказано, что Бог «дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред
Предисловие
именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2: 9, 10); «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2: 21). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).
Сущность призывания имени Иисуса Христа заключается не в произнесении только слов, а в постоянном молитвенном вспоминании Иисуса Христа, в постоянном молитвенном к Нему обращении, для какового молитвенного обращения самые слова молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)» являются лишь внешним выражением заключающейся в них мысли и чувства. Молитва Иисусова, постоянно творимая, сближает, сродняет и соединяет произносящего ее с Господом Иисусом Христом, и эта постоянная молитвенная память о Христе Спасителе становится как бы стражем нашей внутренней жизни, наших мыслей и наших чувств, не позволяющим водворяться в душе нашей ничему нечистому и недостойному. Внимание, приучаемое всегда быть с Господом Иисусом Христом, помогает преодолевать блуждание и рассеяние мыслей, очищает мысль от назойливых праздных помыслов, охраняет сердце от нечистых движений, водворяет внутри нас чистоту и благочиние мыслей и чувствований, укрепляет веру и молитву. Это внутреннее упорядочение души отражается на всех внешних действиях человека, на его речах и на его поступках. Мы приводим в эпиграфе замечательные слова св. Исихия, пресвитера Иерусалимского, ученика св. Григория Богослова: «Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповеди Его, то он и во-вне не сможет этого сделать». Эти слова ясно показывают, в чем заключается зло нашей религиозной жизни и как нужно с ним бороться. Зло заключается в нашей внутренней беспорядочности и недисциплинированности. Если мы не овладеем своим сердцем и своими мыслями, не создадим единства и благочиния внутри себя, то не создадим их и в наших внеш-
Предисловие
них действиях. В этом важнейшем деле нашей религиозной жизни незаменимую помощь может нам оказать священная Иисусова молитва, или, лучше сказать, Господь наш Иисус Христос, в этой молитве нами призываемый и чрез нее становящийся нам близким, постоянным обитателем нашего сердца.
Но как же научиться Иисусовой молитве? Ответом на этот вопрос и служит предлагаемая книга, дающая сводку того, что говорили и писали о молитве Иисусовой и вообще о внутреннем делании Святые Отцы и подвижники Православной Церкви.
Мы сейчас кратко скажем об этом молитвенном делании лишь несколько предварительных слов. К молитве Иисусовой надо приступать с благоговением и с покаянным духом, и совершать ее со вниманием, неспешно, и с великою простотою, не усиливаясь выжимать из своего сердца никаких особенных чувств. Молитва называется устною, когда она произносится словами, гласно или безгласно. Так она может произноситься и устами, и внутри персей и внутри сердца. Молитва называется умною, когда с нею неразрывно соединяется внимание ума, и сердечною или умно-сердечною, когда начинает твориться в сердце. При совершении Иисусовой молитвы не так важно количество, как качество молитвы. Но все же следует назначить себе на каждый день определенное число молитв, как постоянное правило, чтобы не было места произволу и случайности. Проходящий Иисусову молитву должен помнить, что он этим самым становится в особенную близость к Господу, и с этим своим особым положением должен согласовать свою жизнь — воздерживаться от всего, что недостойно его положения, и делать все возможное, что ему соответствует. Ставши в такое положение, необходимо терпеливо совершать свой молитвенный труд, предоставив себя всецело Господу и не мечтая ни о каких высоких достижениях, но всегда считая себя рабом непотребным. Вот, вкратце, вся сущность Иисусовой молитвы.
Предисловие
Начинать надо с устной молитвы, которая при благоговей-ном, в сокрушении сердца, и неспешном ее произношении сама собою переходит в умную, а умная в сердечную. Посте-пенно она овладевает душою и вносит в нее состояние мира, спокойствия, тишины, чистоты, порядка и радости, и посто-янного внутреннего предстояния Господу.
Когда несколько лет тому назад появилась в печати увле-кательно написанная книга «Откровенные рассказы стран-ника», в которой он рассказывает о том, как он научился Иисусовой молитве, многие светские люди с увлечением на-бросились на эту книгу, и всюду шли разговоры о молитве Иисусовой. Прошло немного времени, и разговоры стихли. Об Иисусовой молитве как будто забыли. Может быть, и не забыли, но увидели, что делание Иисусовой молитвы не так легко дается, как это показалось сразу. А главное, оно требу-ет терпения, смирения и времени. А на это не у всех хватает постоянства и возможности. Правда, и тот путь, которым шел странник, нельзя назвать общим путем. Это — его лич-ный, индивидуальный путь, осуществимый при его особом странническом положении. Не каждый, по условиям своей жизни, может совершать в день по три, по шесть, по двенад-цать тысяч Иисусовых молитв. Не каждый может применить к себе и те способы сведения ума в сердце, какие рекомендо-вались отцами-подвижниками афонским отшельникам в 14-м или 15-м веке. Но все это и не обязательно нужно, как учат более близкие к нам делатели и наставники Иисусовой мо-литвы — епископы Феофан Затворник, Игнатий Брянчани-нов или Преподобный Серафим Саровский и другие. Иису-совой молитве можно обучаться гораздо проще и удобнее, как это видно из наставлений этих подвижников.
Мы придали настоящей книге форму беседы между ино-ком-старцем и мирским иереем, имея в виду, что эта форма, во-первых, оживляет рассказ, а во-вторых, дает возмож-ность удобнее осветить тот или иной вопрос с разных точек зрения.
Предисловие 15
Книга оказалась значительно больше по размерам, чем предполагалось. Это произошло от того, что составителям трудно было удержаться от желания исчерпать с возможною полнотою ценные наставления о молитве Святых Отцов и подвижников Православной Церкви, как древнего, так и нового времени.
Дай Бог, чтобы книга, при всех недостатках своего изложения, принесла пользу читателям, ищущим спасения и внутреннего упорядочения своей духовной жизни!
Валаам, 25 марта 1838 г.
«Не можете Богу работати и мамоне»
Мф. VI; 24
«От сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека».
Мф XV: 19, 20
«Если внутри сердца не сотворит человек волю Божию и не сохранит заповедей Его, то он и во вне не сможет этого сделать».
Св. Исихий Иерусалимский
«Нужно иметь глубокое чувство опасности своего положения и опасности крайней, от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе».
Еп. Феофан
«Две силы, совершенно противоположные между собою, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола) — невидимый Бог, против крепкого — Крепчайший».
Протоиерей И. Сергиев (Кронштадтский)
«Передать дело словом простым всякому по силам и удобно. Так, скажем, для примера, всякому легко сказать, что хлеб приготовлен из пшеницы; но, чтобы подробно описать его приготовление, не у всякого достанет знания, и могут сделать сие только люди опытные. Подобно сему сказать просто о бесстрастии и совершенстве не трудно и удобно, но дознать дело опытом значит то же, что самым делом и на самой истине постигнуть, как приобретается совершенство»
Св. Макарий Великий
ВСТУПЛЕНИЕ
Инок. Яочень рад вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что вы поживете у нас подольше, и мы будем иметь возможность часто видеться с вами и беседовать.
Иерей.Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать от времени до времени святые обители и здесь в тишине, уединении и молитве приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете.
Ин.Мне странно слышать от вас эти слова! Вы — иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у Престола Божия, молитесь, причащаетесь св. Тайн Христовых! Ведь это же неиссякаемый источник благодатной жизни и духовного укрепления и утешения!
И. Совершенно верно, батюшка! Частое богослужение, молитва и причащение св. Христовых Тайн являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт налицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами, наша молитва нередко бывает рассеянной и слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным. Мало-помалу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждого верующего христианина.
18____________________________ Вступление ___________________________
Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься как один великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие, и от этого созерцания проникаясь чувством глубокого благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь, все наши земные дела рассматривать и устраивать в свете этого благоговейного чувства, подчиняя временное вечному и земное — небесному.
В действительности, происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог, и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящиеся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.
Другое отношение к жизни, совершенно противоположное, мы видим в монастырях. Конечно, и там живут не одни святые, а такие же грешные и слабые люди, и там людей волнуют страсти и житейские заботы, но там все это идет по-другому. Там всегда чувствуют себя живущими пред лицом Божиим, в ожидании неизбежного перехода от временного к вечному бытию и предстоящего неизбежного и праведного суда Божия и воздаяния за каждое действие, за каждое слово и за каждую мысль, и это чувство, которым пропитана монастырская жизнь, придает этой жизни особый возвышенный и светлый характер всегдашнего предстояния пред лицом Божиим, каковое чувство мир почти утратил. Эта особенность монастырской жизни чувствуется мирянами, чувствуется ими как-то именно, чего им самим не хватает, без чего они духовно задыхаются. Вот почему так и тянется мир к монастырю, чтобы хотя некоторое время пожить в этом чистом и освежающем воздухе живого предстояния пред лицом Божиим и вернуться потом в свою обычную, житейскую
Вступление 19
суету духовно обновленным, ожившим, окрепшим и как бы помолодевшим. И что особенно дорого и знаменательно — это освежающее и спасительное значение монастырей чувствуют не только взрослые, но и молодежь, которая тоже тянется сюда и, приехав сюда даже на короткое время, уезжает отсюда обновленною и духовно окрепшею и просветленною. Великое за это спасибо святым обителям! Поэтому, батюшка, не удивляйтесь тому, что и я, иерей Божий и пастырь, много лет прослуживший Господу, приехал к вам в обитель искать отдыха своей усталой душе и оживления ослабевших чувств страха Божия, веры, молитвы и покаяния, с угасанием которых душа тоскует, задыхается и умирает.
Впрочем, есть у меня еще и особая, специальная причина, заставившая меня приехать к вам. Вам, конечно, известна недавно изданная Валаамской обителью книга «Сборник о молитве Иисусовой». Эта книга привлекла к себе внимание и печати, и читателей. Все отзываются о ней с большою похвалою и от всего сердца благодарят потрудившихся в ее составлении и издании.
Такое широкое сочувствие и внимание к этой книге вызвано, как мне кажется, тем именно обстоятельством, о котором я только что говорил. Она прозвучала среди мирян, как сладостный церковный благовест, как голос из другого, далекого и вместе с тем близкого и родного мира. Она явилась некоторым проникновением в нашу суетную, мирскую жизнь монастырского, или, лучше сказать, подлинно православного понимания жизни, как молитвенного и покаянного пред-стояния пред лицом Божиим. В простой и безыскусственной форме выписок из прочитанных духовных книг поставлен пред мирянами вопрос огромного значения и важности — о молитве, как основании и сущности христианской жизни. Молитва поставляется центром христианской жизни. Где нет
молитвы, там нет и христианской жизни. Истина, по-види-мому, ясная и бесспорная, но столь многими совершенно за-бываемая и исключаемая из повседневного обихода. А между
20 Вступление
тем для иных этот вопрос о молитве является больным и мучительным вопросом. Есть жажда молитвы, но нет привычки и умения молиться. Читаемые по молитвеннику молитвы не находят отклика в опустевшем сердце и, произносимые устами, не прививаются к сердцу, которое остается холодным и безмолвным. Появившаяся книга, разъясняя сущность и важность молитвы, помогает выйти из этого нездорового и мучительного состояния. В этом заключается ее ценность и значение. Как и другие, я прочитал эту книгу с большим интересом, пользою и утешением. Но, привлекая к молитве, эта книга вместе с тем вызывает в душе целый ряд вопросов, относящихся к молитве Иисусовой, к ее сущности, значению, необходимости и к ее прохождению на практике. Хотя я и священник, но должен сознаться, что я не принадлежу к числу делателей Иисусовой молитвы. Я являюсь в этом отношении совершеннейшим, можно сказать, невеждою. Вот я и приехал сюда, чтобы, сознавшись в своем невежестве, искать здесь разъяснения вопроса о молитве Иисусовой во всей его возможной полноте. Я буду вам глубоко благодарен, если вы окажете мне помощь в этом деле.
Ин. То, что вы говорили о различном отношении к жизни, существующем в мире и в монастыре, я выслушал с большим вниманием, и, если это действительно так, то над этим нельзя не задуматься. Вопрос этот большой и серьезный и отмечает основную болезнь нашего времени. Что же касается вопроса о молитве, и об Иисусовой молитве в частности, то нужно сказать, что этот вопрос, как и вообще вопрос о христианской жизни, недостаточно разъяснять одними только теоретическими беседами. В глубочайшей своей основе и в своей сущности христианство познается, главным образом, постепенно приобретаемым опытом христианской жизни и духовно возрастающего ума и сердца. Чтобы познать христианскую жизнь, а не одни только ее внешние формы и проявления, и чтобы не ограничиваться одним только теоретическим, формальным знанием христианских истин, необходимо
Вступление 21
познавать христианство путем жизненного, опытного, трудового духовного подвига, медленно восходя с одной ступени христианской жизни на другую, высшую. Возьмем тот же поставленный вами вопрос о молитве. Можно иметь о молитве самые полные, исчерпывающие теоретические познания, дать самое точное определение молитвы, указать, у какого церковного писателя какое имеется учение о молитве и какие даются наставления к преуспеянию в молитве, и при всех этих обширных теоретических познаниях самому не уметь молиться. Так теоретическое, рассудочное знание религиозной истины может совершенно не совпадать с его опытным, жизненным познанием. То же самое можно сказать и о всех других истинах христианства, не исключая даже и самой основной истины бытия Божия. Сказанное относится и к молитве Иисусовой. Она познается не одним только внешним изучением, но опытным деланием. Для людей с простым и верующим сердцем пользование ею почти не представляет трудностей, почему церковный Устав для людей не книжных даже рекомендует заменять ею все установленные молитвенные чиноположения. Для людей же, не имеющих простой, непосредственной веры и живущих более рассудочною и отвлеченною жизнью, действительно, не легко войти в опыт сердечного молитвенного делания. Но не следует этим смущаться. Ибо все же оно ни для кого не закрыто. На вопрос о том, всем ли дается умная молитва, оп-тинский старец Леонид, в схиме Лев, отвечал: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению св. Отцов, или мгновенно Божиим сверлом» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Леонида. Изд. 1890 г. Стр. 178). Иисусова молитва, правильно проходимая практически, по руководству св. Отцов и опытных наставников молитвенного де-
22 Вступление
лания, является тем именно «постепенным углублением человека в себя», о котором говорит старец Леонид. Она помогает открыться в сердце источнику живой, приснодвижущей-ся молитвы, которая, будучи единением с Господом Иисусом Христом, становится на страже человеческого сердца, противодействуя всякому его нечистому движению, сообщая ему глубокий мир и духовную крепость и через то регулируя всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека. В этом и заключается значение молитвы Иисусовой в духовной жизни христи-анина.
Я не могу выдавать себя за опытного делателя и наставника молитвы Иисусовой. Но я охотно поделюсь с вами всем, что мне известно о ней из писаний св. Отцов и опытных наставников этой молитвы. И потому прошу вас предлагать мне ваши вопросы, и мы начнем нашу беседу об Иисусовой молитве.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ
О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде,о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах.
И.Ваши последние слова как будто приоткрывают тайну Иисусовой молитвы. Если эта молитва, как вы говорите, напечатлевает в сердце постоянную молитвенную память о Господе нашем Иисусе Христе и соединяет с Ним наше сердце, и становится как бы стражем сердца от всяких нечистых и греховных движений, а через это регулирует и всю жизнь христианина, то ведь это и есть самое важное и необходимое в деле христианской жизни. Самые обширные богословские познания, начитанность в святоотеческой литературе и в богослужебных книгах, если все это остается достоянием только ума и памяти и не доходит до глубины сердца, не управляет жизнью человека и всеми его поступками, то все это остается мертвым и неиспользованным сокровищем. И, конечно, в этом случае Иисусова молитва становится важнее и необходимее всех этих теоретических знаний. Это соображение вызывает во мне особенный интерес к этой молитве. И я прошу вас простить меня, если, предлагая вам свои вопросы, я буду говорить о вещах, по-видимому, совершенно ясных и удобопонятных, не требующих никакого разъяснения и всем известных; но я буду это делать единственно из-за того, чтобы в столь важном и чрезвычайно интересном вопросе не упустить из внимания ни одной мелочи, тем более что я уже предупредил вас о своем крайнем невежестве в этом вопросе.
Итак, первый мой вопрос заключается в следующем: какая надобность в Иисусовой молитве, когда Православная Цер-
Беседа первая
ковь обладает неисчислимым множеством молитв домашних и церковных, составленных по внушению Святого Духа святыми по жизни и высокими по дарованиям песнописцами — Иоанном Дамаскиным, Косьмою Маюмским, Романом Сладкопевцем, Андреем Критским, Иосифом Песнописцем и другими, а также великими святыми Отцами — Василием Великим, Иоанном Златоустым, Ефремом Сириным и другими, и, кроме того, данных нам Самим Господом Иисусом Христом и Его Пречистою Материю? Во всех этих молитвах, тропарях, канонах, стихирах заключается так много глубокого, трогательного и разнообразного содержания, что в них может найти свое выражение всякое человеческое религиозное чувство, настроение, потребность, нужда, всякое горе и всякая радость, всякая мольба и всякая благодарность; они могут всякую душу научить, вразумить, напитать, согреть, утешить, просветить, одушевить, исправить и направить... Зачем же вместо того, чтобы пользоваться всем этим разнообразным духовным церковным богатством ограничивать себя одною покаянною молитвою мытаря, как будто вся религиозная жизнь человека сводится к одному только покаянию? Простите меня за мой, может быть, наивный вопрос, но не откажите дать ваше разъяснение.
Ин. Что касается ваших слов об ограничении всех молитв одною покаянною молитвою мытаря, то, если бы это и было так, в этом не было бы ничего соблазнительного и противного Евангелию. Ибо — покаяние лежит в основании всей христианской жизни. Кто научится покаянию, тот научится христианской жизни. Иисус Христос начал проповедь Свою проповедью покаяния. «Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Заповеди блаженства, которыми Иисус Христос начал Свою нагорную проповедь, ублажают прежде всего смиренных и плачущих. Но сейчас речь не об этом. Ваш вопрос происходит от очевидного недоразумения. По-видимому, вы полагаете, что Иисусовой молитвой предлагается за-
Беседа первая 25
менить все существующие домашние и церковные молитвос-ловия и песнопения.
Совсем нет. На это никто не дерзает. Все, существующее в Церкви, имеет Божественное происхождение, установлено для нашего спасения и никакой отмене не может подлежать! Иисусова молитва ничего не отменяет и имеет своею целью только вспомоществовать тому же делу спасения, которому служит все в Церкви Христовой. «Не думай, — пишет один из делателей и наставников Иисусовой молитвы, — что, заставляя обучаться умному деланию, св. Отцы наносят ущерб псалмам и канонам. Да не будет этого! Ибо все это дано Церкви Духом Святым. И все ее священнодействия заключают в себе все таинство домостроительства Бога—Слова до самого второго Его пришествия, а также и нашего воскресения. И нет в церковных установлениях ничего человеческого, но все является действием Божественной благодати, не возрастающим от наших достоинств, не умаляющимся от наших грехов» (Житие и писания Молдавского старца Паисия Велич-ковского. Изд. 1847 г. Стр. 107).
«Церковь Христова, — пишет другой делатель Иисусовой молитвы, — назданная на основании Апостол и Пророк, су-щу краеугольному Самому Иисусу Христу» (Ефес. 2: 20), имеет стоять непоколебимо до скончания века на своем вечном основании, Которое есть Иисус Христос. Все в ней, учрежденное Духом Святым, должно быть исполняемо нами беспрекословно, как дело Божие, установленное нашего ради спасения». Итак, речь идет не об отмене или замене каких-либо церковных установлений, а об особом вспомогательном молитвенном делании, которое, содействуя установлению и укреплению внутреннего, сердечного, молитвенного единения с Господом Иисусом Христом, не только не мешает домашней или церковной нашей молитве, но еще и помогает ей быть более сосредоточенной, углубленной и действенной. То правда, что не знающим грамоты церковный "став предлагает заменять недоступные им молитвословия
26 Беседа первая
Иисусовой молитвой, но это вызывается очевидной необходимостью, невозможностью для них пользоваться богослужебными книгами.
Пустынники и отшельники заменяют молитвою Иисусовою церковное богослужение отчасти по этой же причине, отчасти по характеру своего особенного духовного подвига.
И. Благодарю вас за это разъяснение. Не откажите еще дать точное определение, что вы называете Иисусовой молитвой? Ведь каждая молитва, обращенная к Господу Иисусу Христу, может быть названа Иисусовой молитвой, и таких молитв очень много. Мне хотелось бы знать, как нужно правильно произносить Иисусову молитву?
Ин. Молитвою Иисусовою мы называем не иное что, как благоговейное призывание спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа — во всякое время, при всяком занятии и на всяком месте. Выражается эта молитва обычно следующими словами: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)». Короче можно сказать так: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя» (грешного или грешную). В этой своей форме она как раз соответствует словам св. Апостола Павла: «Хощу пять словес умом моим рещи, нежели тьму языком» (1 Кор. 14: 19). Можно сказать и еще короче: «Господи, помилуй!»
И. Чем объясняется то, что с молитвою о помиловании мы обращаемся не к Пресвятой Троице, не к Богу Отцу и не к Святому Духу, а к Сыну Божию?
Ин. Вам, конечно, известно, что мы обращаемся с молитвами к Пресвятой Троице («Пресвятая Троице, помилуй нас...»), и к Богу Отцу («Отче наш») и к Св. Духу («Царю Небесный»). Но в данном случае мы обращаемся к Сыну Божию. Причина этому понятна. Мы обращаемся к Сыну Божию не потому, конечно, чтобы Сын Божий преимуществовал в тройческом единстве Божества, но потому, что Он стяжал нас Богу и Отцу Честною Своею Кровию и есть наш Спаситель и Примиритель с Божественною правдою.
Беседа первая 27
Он принял в Свою Божественную личность наше естество, искупил нас от грехов наших Своею жизнью, смертью и воскресением; понес за нас наказание, которое неотложно лежало на нас за наши грехи — прародительские и свои личные. И потому, по всей справедливости, мы и должны молиться Ему, как нашему Спасителю. Он есть наш Посредник, Ходатай и Примиритель; только Им и через Него наши молитвы получают свою силу, и мы имеем доступ к Отцу Небесному: «Аще что просите от Отца во имя Мое — даст вам» (Ин. 14: 13).
Нет сомнения, конечно, что и всякая другая молитва, обращенная к Господу Иисусу Христу, составленная св. Отцами, богодухновенна, божественна и причастна благодатной силы по мере нашего должного к ней отношения; но при своей, большей или меньшей, многосложности, не имеет той легкой удобности, чтобы можно было читать ее постоянно, во всякое время, при всяком занятии, на всяком месте. Однако, при всей своей краткости и простоте, молитва Иисусова заключает в себе все, что принадлежит Сыну Божию, как по домостроительству нашего спасения, так и по Его Божественному Ипостасному состоянию. Исповедуя Его Господом и Сыном Божиим, мы признаем Его истинным Богом, единосущным Отцу и Святому Духу; а называя Его Иисусом Христом и прося «помилуй нас», исповедуем таинство домостроительства, которое было благоугодно Ему совершить нас ради человек и нашего ради спасения; мы признаем Его своим Спасителем, Который только один и может спасти нас. А в этом, как известно, и состоит вся сущность нашей христианской веры, Евангелия и всего Христова учения: «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его» (Ин. 20: 31). Словом — молитва Иисусова соединяет нас с Сыном Божиим ближайшим образом, в Нем делает нас причастными вечной жизни. По слову того же Апостола: «В Том живот бе» (Ин. 1: 4).
И. Ваши слова дали мне вполне достаточные предварительные разъяснительные разъяснения о молитве Иисусо-
28 Беседа первая
вой, и теперь мы можем перейти к главному вопросу: о значении молитвы Иисусовой в духовной жизни христианина и о том, как надо проходить эту молитву.
Ин. Мы уже отчасти коснулись этого вопроса. Теперь с Бо-жиею помощию приступим к более глубокому и подробному его рассмотрению. Наша молитва может быть троякого рода. Постигает нас какая-нибудь беда, болезнь, тяжкое горе или трудные житейские обстоятельства, из которых мы не видим благополучного выхода, и тогда наша душа, даже у людей равнодушных к религии, сама собою раскрывается для горячей молитвы к Богу о помощи. Или придет к нам неожиданная радость, произойдет благоприятный поворот в болезни дорогого существа, откроется выход из безвыходного, казалось, положения, и сердце наше снова само собою загорается благодарною молитвою к Господу. И в том, и в другом случае молитва вспыхивает в душе нашей непроизвольно, и бывает искренней и горячей. Это один вид нашей молитвы. Но проходит момент, вызвавший горячий молитвенный порыв нашего сердца, и мы можем снова погрузиться в обычное наше безразличие и равнодушие к молитве.
Есть другая молитва, совершаемая в определенном порядке и постоянная. Утром и вечером мы совершаем установленное молитвенное правило, читаем молитву перед принятием и после принятия пищи, в праздничные дни посещаем церковное богослужение.
Мы делаем это или потому, что находим в этом религиозное удовлетворение, или по чувству долга, или по обычаю и привычке. Выполняя свою молитву, мы иногда переживаем те религиозные чувства и настроения, о которых говорится в читаемой или слушаемой молитве, а иногда остаемся совершенно безучастными и невнимательными, погруженными в свои собственные мысли. Вам, конечно, известно, как мало бывает иногда связана эта наша домашняя и церковная молитва с нашим образом жизни, с нашими вкусами, привычками, даже с нашим образом мыслей.
Беседа первая 29
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|