Сделай Сам Свою Работу на 5

Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной.





Ин.Благословясь, продолжим нашу беседу.

И. Простите, батюшка, я хочу напомнить вам ваше обеща­ние, подробно разъяснить различие степеней Иисусовой мо­литвы в соответствии с духовным возрастом и преуспеянием проходящих эту молитву.

Ин.Вы интересуетесь этим вопросом из теоретической любознательности, или потому, что опытом узнали началь­ные шаги этого молитвенного делания, и ищете дальнейших указаний? Если этот вопрос интересует вас теоретически, то ответ на него, будучи достоянием только вашего ума и памя­ти, не принесет вам существенной пользы.

Я припоминаю случай, когда один послушник жаловался своему старцу, что при чтении книги св. Иоанна Лествични-ка у него ничего не осталось в памяти. Старец ответил: Эта книга запоминается деланием. Вспоминается также и другой случай с преп. Павлом Препростым, который просил Вели­кого Антония научить его псалтири. И когда Антоний произ­нес первые слова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечести­вых», — то преп. Павел остановил его и сказал: «Подожди. Дальнейшее ты мне скажешь, когда я научусь исполнять ска­занное тобою».

Из этих примеров вы видите, что наука духовной жизни изучается не теоретическим усвоением памятью, а практи­ческим опытом жизни.




Беседа вторая 51

И. Благодарю вас, батюшка, за это разъяснение, но все же я хотел бы, прежде чем приступить к опытному деланию Иисусовой молитвы, иметь о ней возможно более полное по­нятие, чтобы яснее представлять себе свой духовный возраст, и то место, на котором я стою духовно, и весь предлежащий путь молитвы, и через это сознательнее, спокойнее и уверен­нее идти по этому пути.

Ин. Ну, хорошо, пусть будет по вашему. Вы помните — в прошлый раз мы говорили о том, что называется Иисусовою молитвою, какое значение имеет в нашей духовной жизни упражнение этой молитвою, какие условия необходимы для ее благотворного действия, и какие плоды она приносит в нашей душе. Настоящая наша беседа будет отчасти воспол­нением недосказанного тогда, отчасти продолжением пред­ыдущей беседы: мы будем говорить о том, как нужно навы­кать Иисусовой молитве и какие бывают при этом трудности, недоумения и неправильности, а после того скажем и о мо­литве благодатной.



Как было уже сказано в прошлый раз, в делании Иисусовой молитвы очень важно строгое соблюдение порядка и последо­вательности. Всякая поспешность, нетерпеливость, забегание вперед, желание поскорее достигнуть последних результатов молитвы, не пройдя предварительного медленного и болез­ненного пути, не только не совместимы с чувством благого­вейного отношения к молитве, но и обрекают делателя на пол­ную безуспешность и безплодие его труда, и даже более того — являются источником самообольщения и прелести, доводя­щей и до повреждения в уме. Да сохранит Господь делателей Иисусовой молитвы от сего ложного и пагубного пути! Поэто­му наставники этого делания и требуют от своих учеников не порываться самочинно вперед, но с возможным вниманием, благоговением, покаянным чувством и неустанным трудом выполнять начальное делание молитвы, терпеливо ожидая, пока Сам Господь, когда найдет это нужным, возведет их на следующую ступень. Таков единственный правильный поря-


52 Беседа вторая

док молитвенного преуспеяния. Подходить к этому деланию нужно возможно проще, искренне, не напрягаясь и не усили­ваясь выжимать из себя те или иные чувства, предоставляя все это воле Божией. Не думать и о том, что начинаешь какое-то особенное, великое дело, которым выделяешься из ряда дру­гих людей. Одно только нужно — сознавать себя пред лицем Божиим грешником, ищущим спасения и упорядочения души и жизни своей деланием священной Иисусовой молитвы. Нужно иметь в сердце своем искреннюю, хотя бы и малую на подобие горчичного зерна, веру, что Господь наш Иисус Хрис­тос, Сын Божий и истинный Бог — есть, действительно, наш Спаситель, обетованный Богом Избавитель мира, Который один только может воскресить и мою душу и возжечь в ней подлинную жизнь, чистую и святую. Без такой веры самая мо­литва становится невозможной. Она делается праздным и без-плодным пустословием. Но по мере прохождения Иисусовой молитвы наша слабая вера будет крепнуть и разгораться и, на­конец, займет в сердце первое и главенствующее место. Далее — нужно усиливаться исполнять все то, что Господь Иисус Христос заповедовал нам творить во Святом Евангелии, дела­ми свидетельствовать свою веру, иметь нелицемерную любовь к ближнему, считать себя худшим всей твари, и болезненным и сокрушенным сердцем чувствовать грехи свои. От делания Иисусовой молитвы все эти чувствования и расположения ду­ха будут укрепляться, внимание будет сосредоточиваться, мысли не будут разбегаться, пустые и нечистые помыслы по­теряют свою назойливость.



Следуя порядку постепенности, мы начнем настоящую беседу с изложения тех практических советов, какие дает Еп. Феофан всем желающим навыкнуть правильной молитве. Сначала он говорит о молитве вообще, а потом о молитве Иисусовой в частности. Советы его заключаются в следую­щем (для молитвы вообще):

1. Избери молитвенное правило — утреннее, дневное и ве­чернее.


Беседа вторая S3

2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непри­
выкшего к сему деланию и труду духа.

3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговени­
ем), тщанием (страданием) и вниманием.

 

4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклоне­
ние, крестное знамение, чтение, иногда пение.

5. Чем чаще становиться на такую молитву, тем лучше... не
много, но чаще.

6. Какие читать молитвы, это указано в молитвенниках. Но
хорошо навыкнуть к какой-либо одной, чтобы, начав ее, тот­
час загорался дух.

 

7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со
страхом и трепетом (с благоговением) говори ее, как в уши
Божии, сопровождая крестом, поклонами и падением ниц,
соответственно движению духа.

8. Принятое правило непременно всегда исполнять долж­
но; но это не препятствует, по требованию сердца, и прибав­
лять.

9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча — все
одно, ибо Господь близ. Но иногда лучше тем, иногда другим
способом совершать все молитвословие.

 

10. Твердо должно содержать в мысли предел молитвы
(ее последнюю цель). Та молитва хороша, которая оканчива­
ется припадением к Богу с чувством: имиже веси судьбами,
спаси мя.

11. Есть степени молитвы. Первая степень — молитва те­
лесная, более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбе­
гает, сердце не чувствует, охоты нет; тут терпение, труд. Не­
смотря однакоже на то, положи пределы и делай молитву.
Это делательная молитва. Вторая степень — молитва внима­
тельная: ум привыкает собираться в час молитвы, и всю ее
проговорить с сознанием без расхищения. Внимание срас-
творяется с сознанием без расхищения. Внимание сраство-
ряется с словом писанным и говорит, как свое. Третья сте­
пень — молитва чувства; от внимания согревается сердце, и


Беседа вторая

что там в мысли, то здесь становится чувством. Там — слово сокрушительное, а здесь — сокрушение: там — прошение, а здесь — чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувст­ву, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания — став на молит­ву, переходить от чувства к чувству.

12. Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенство­
вавшимся в молитве, правила молитвенного оставлять ни­
когда не должно, а творить его, как указано, и всегда начина­
ется с молитвы делательной. С нею должна быть умная, а за
ними придет и сердечная. Без этого растеряются сии послед-
ния, и человек будет думать, что молится, а на деле этого не
будет.

13. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности,
тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Бо-
жия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы пос­
тигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молит­
ва, или заходящая за пределы сознания (так у св. Исаака
Сирина)» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. Стр. 240— 242).

Таков порядок общего молитвенного делания. Многие из указанных Епископом Феофаном правил для общей молит­вы, утренней или вечерней, применимы и для молитвы Иисусовой, как это легко может видеть каждый. Но сказан­ное здесь Епископ Феофан дополняет еще и другими совета­ми, относящимися непосредственно к молитве Иисусовой.

«Навыкновение молитве Иисусовой, — пишет он, — внеш­не состоит в достижении того, чтобы она сама собою непре­станно вращалась на устах, внутренно же, в сосредоточении ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Госпо­дом, с сопровождающею сие сердечною теплотою в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипа­че с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спа­сителю. Начало сему навыку полагается частым, сколько можно, повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в


Беседа вторая 55

предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри со­путствует согревание сердца и отогнание помыслов даже про­стых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непре­станно теплиться огонь прилепления к Господу, тогда вместе с ним водворится внутри мирное устроение сердца с сокру­шенным и смиренным, мысленным припаданием к Господу. До сего доходит собственный наш труд с помощью благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле мо­литвы, то будет даром единой благодати. У св. Отцов помина­ется о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвен­ного или духовного. Итак, первое тебе дело — частое, сколь­ко можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока на­выкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:

1. Определи в молитвенном твоем правиле часть и молит­
ве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале
своего молитвословия, и несколько раз после него. Если есть
усердие, и после каждой молитвы, входящей в твое молит-
вословие, делай тоже.

2. Число, сколько раз повторять, в каком случае сию мо­
литву, сам себе определи, или с совета духовного отца твоего.
Только сначала много не назначай, а потом, по мере усвое­
ния этой молитвы, прибавляй понемногу. Если когда придет
желание повторить положенное число, не отказывай себе в
этом, не поставляя себе это в постоянное правило, а только в
этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких пов­
торений, не отказывай.

3. Не торопись в произношении молитв одной за другою, а
с мерной длительностью произноси их, однако же не об од­
них словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и
предстоял Господу, яко присущему, с полным сознанием Его
величия, и благодати, и правды.

4. Если имеешь свободу, то во время между одним и дру­
гим молитвословием положи себе остановиться, как обычно


56 Беседа вторая


 


становишься на молитву, и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренно вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.

5. Творя сию молитву на правиле, или кроме его, становись
для нея в молитвенное положение, при каждом разе ее при-
зношения делай поклон, — десять раз поясной, а потом зем­
ной, — так, пока кончишь.Ты, конечно, слыхал, или читал,
что св. Отцы в своих правилах о молитве полагают множест­
во поклонов. Один из них сказал: недостаточна молитва, ког­
да кто не преутрудит в ней тела своего поклонами. Если ты
положишь, по силе своей, подражать сему, то скорее уви­
дишь плод от труда своего над навыкновением молитве
Иисусовой.

6. О дальнейших наставлениях, указаниях и предостереже­
ниях касательно молитвы Иисусовой, читай в Добротолю-
бии— Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Ники-
фора монаха, Игнатия и Каллиста; и всех других отцов уроки
о внутренней молитве могут быть прилагаемы и к молитве
Иисусовой. Затем: в уроках сказанных отцов ты найдешь
указания, как сидеть, как держать голову, и действовать ды­
ханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, не су­
щественно необходимы, а суть только внешние приспособ­
ления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть
вниманием в сердце пред лицем Господа, и возносить к Нему
сию краткую молитву благоговейно и смиренно, с поклона­
ми, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припа­
данием, когда делаешь это между делами.

7. Затем еще: быть вниманием надо в сердце, или внутри
персей, как говорят иные отцы, именно — немного выше ле­
вого сосца — и там повторять молитву Иисусову. Когда от на­
пряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как совету­
ет монах Никифор: стань со вниманием и молитвенным
словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими со­
бою, под гортанью, наверху груди. После опять сойдет над


Беседа вторая



левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни пока­жется тебе слишком простым и мало духовным.

8. У святых Отцов встретишь много предостережений. Ко
всем им поводы даны опытами неправильного действования.
Чтобы избежать сих неправильностей, имей советника —
брата единомышленного, и поверяй им все случающееся при
таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей
простоте, в великом смирении, и неприсвоении себе успеха.
Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно,
не выдаваясь, как совершается рост тела. Посему, когда воз-
гласится у тебя внутри — а, вот оно! знай, что это возглас
вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо дей­
ствительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей
глас сразу; иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая са­
момнение.

9. Не определяй времени потребного для успеха в молитве
сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и
годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонс­
ких отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока со­
грелось сердце, у другого некоего это пришло через 8 месяцев.
У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему де­
лу» (Епископ Феофан. Невидимая брань. Стр. 207—212).

Таковы внешние приемы навыкновения молитвы Иисусо­вой. Одновременно с этим Епископ Феофан указывает и внутренний порядок молитвы. Он говорит: «Молитва — дело внутреннее. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобрести навык всегда быть в сознании и чувстве, что на­ходитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину ва­шего сердца, и все внутренние движения ваши видящим». «Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряже­нии, и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль. Но всегда помнить надо, и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее


58 Беседа вторая

проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь — вся от Пресвятого Духа Божия». «Ищите и обрящете», — обе-товал Господь. Чего искать должно? Живого, осязательного общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необ­ходимо и самим трудиться о том. Куда же обращать труд? На то, чтобы всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сер­дце сущем. Стань вниманием в сердце пред лицем Господа и говори: Гоподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Все дело в этом и есть, и по существу дела — боль­ше ничего не требуется» (Из писем Еп. Ф. к иноку).

При прохождении Иисусовой молитвы имеет особенное значение вопрос о том, где должны быть сосредоточены во время молитвы ум и внимание молящегося. По словам всех наставников молитвы Иисусовой, внимание ума должно быть сосредоточено не в голове, а в сердце. Епископ Феофан пишет: «Пока не сядет душа умом своим в сердце, до тех пор не видит себя и не сознает, как следует» (Сборн. о молитве Иисусовой, § 140).

«Надобно из головы сойти в сердце. Теперь у вас помыш­ление о Боге в голове, а сам Бог как бы вне — и выходит, что это — работа внешняя. Пока вы в голове, мысли не улягутся покойно, все будут мястись, как снег или толкашки комарей летние» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 168).

«Вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать, а когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то низойти в сердце — и помыслы разбегутся. Это будет уют­ный уголок, безопасное пристанище. Не поленитесь низой­ти. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих ис­кать Господа» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 169).

«Как понимать выражение —- сосредоточить ум в сердце? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит


Беседа вторая 59

установить внимание в сердце и умно зреть пред собою при­сущего невидимого Бога, обращаясь назирая при этом, что­бы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духов­ной жизни» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 170).

И епископ Феофан, и епископ Игнатий считают сердце средоточием высшей, духовной жизни человека. Еп. Феофан так говорит о сердце: «Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь веч­но-ценная» (Сборн., § 149).

Подобное же пишет, и еще с большей определенностью, и еп. Игнатий: «Читая у Отцов о сердечном месте, которое ум обретает молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания, и силу ревности или ярости, наравне с человеками. Сила словества выражается в совести или в со­знании нашего духа, без участия разума, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, в ощущении покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой печа­ли о грехах, и в других духовных ощущениях, чуждых живот­ным. Сила души — ум, хотя и духовна, но имеет местом сво­его пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся над левым сосцем груди, около сосца, и несколько духовных по­мыслов ума с духовными ощущениями сердца» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 148).

По учению еп. Игнатия, в первозданном человеке находи­лись в полном единении и гармонии ум, сердце и тело. По грехопадении они оказались разсеченными, разделенными противоборствующими друг другу. Возсоединяются они сно­ва благодатию Божиею. «От прикосновения руки Его ко все­му существу моему, ум, сердце и тело соединились между со­бою, составили нечто целое, единое; потом погрузились в Бога — пребывают там, доколе их держит там невидимая, не­постижимая, всемогущая рука...» (Сб. о мол. Иис, § 201).


Беседа вторая

«При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, при чем ум действует сло­вами, произносимыми одною мыслию или с участием голо­са, а дух действует чувством умиления или плача. Соедине­ние даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух не­пременно ошутите умиление. Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова ум употребляется слово голова» (Сборн. о мол. Иис, § 220).

По словам епископа Игнатия: «Не только всякое грехов­ное чувствование и всякий греховный помысл, но и все ес­тественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тон­ки и замаскированы мнимою праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу. При уклонении с духовного направления, доста­вляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою» (Сб. о мол. Иисусовой, § 205). Поэтому: «Если ты ощутил, что соединил­ся ум твой с душою и телом, что ты уже не разсечен грехом на части, но составляешь нечто единое и целое, что святый мир Христов возвеял в тебе, то храни со всевозможным тщанием дар Божий» (Сбор. о мол. Иисус, § 199).

Взаимное сочетание ума и сердца в делании Иисусовой мо­литвы является для неопытных одной из больших трудностей этого делания, влекущей за собою, при неумелом образе дей­ствий, большие неправильности в этом делании, о которых подробно говорят наставники умного делания. Поэтому-то здесь и требуется постоянное наблюдение и совет опытного руководителя. Но обратимся к дальнейшему рассмотрению внутреннего порядка делания Иисусовой молитвы, по настав­лениям епископа Феофана. «Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией отстает, это от слабости внимания, и от равнодушия к молитве. Не дорожит душа мо­литвою, и молись, держа внимание на смысле слов молитвен-


Беседа вторая 61

ных. Коротенькие молитовки и молитва Иисусова затем и употребляется, чтобы привить сердцу чувство к Богу, и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней. Помни также, что мо­литва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добро­детелями. По мере усовершенствования добродетелей совер­шенствуется и молитва (как об этом уже была речь в первой нашей беседе). Главнейшая добродетель суть: страх Божий, це­ломудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпе­ние, любовь. Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва». Делание молитвы Иисусовой требует с самого же начала большого внимания, терпения, постоянства. Им нель­зя заниматься кое-как, спустя рукава. Внимание разбегается — необходимо его собрать; помыслы назойливо втискиваются в сознание, раздражают воображение — необходимо их от­странить; поднимаются страсти, волнуют сердце — надо их ус­мирить; кажущаяся бесплодность самого делания наводит уныние, вызывает скуку — надо терпеть и молиться. По ошиб­ке, по неведению, по самочинию, по самообольщению дела­ются ложные шаги, надо каяться и исправлять их. И при всех этих обстоятельствах надо смиряться, не роптать, не прекра­щать молитвенного делания, и всю свою надежду возлагать на помощь Божию. Такое состояние может продолжаться не ме­сяцы, а годы. Пока, наконец, не затеплится в сердце постоян­ный огонек благодатной, самодвижной молитвы.

В прошлой беседе мы уже указывали эту неизбежность постоянной борьбы с многоразличными трудностями при делании Иисусовой молитвы. Но я считаю нужным еще и еще напоминать об этом, предупреждать об этих трудностях и призывать к тому, чтобы, испытывая эту борьбу, мы не па­дали духом, не обманывали бы себя, не думали, что это мо­литвенное делание совершается так же легко и просто, как по рецепту доктора получается лекарство в аптеке.

Мы упоминали выше, что самое сочетание ума с сердцем может ставить в затруднение и вызывать недоумение. Недавно


62 Беседа вторая

мною было получено письмо от одного инока, благоговейно­го делателя Иисусовой молитвы, который был смущен строги­ми словами епископа Игнатия, запрещающего новоначаль­ным, под угрозою впадения в прелесть, входить молитвенно в область сердца, и усмотрел в этом запрещении противоречие со словами старца Василия молдавского и епископа Феофана, указывающих необходимость при молитве Иисусовой стоять вниманием в сердце. При ближайшем рассмотрении слов епископа Игнатия выяснилось, однако, что никакого проти­воречия между, епископом Игнатием и другими наставниками Иисусовой молитвы нет. Причина недоумения оказалась в разнице выражений, употребляемых подвижниками для обоз­начения одной и той же мысли, и в различии моментов, о ко­торых они говорят. И епископ Игнатий не отрицает необходи­мости участия сердца в молитве новоначальных и страстных, но выражает эту мысль словами: «при сочувствии сердца», а другие выражаются иными словами. Так, старец схимонах Ва­силий пишет о молитве новоначальных: «Св. Апостол сказал: хочу пять слов сказать моим умом, нежели тысячу языком. Поэтому, следует прежде всего этими пятичисленными слова­ми очищать ум и сердце, непрестанно говоря во глубине сер­дечной : «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», и этим восхо­дить к разумному пению. Ибо всякий новоначальный и страстный может, разумно, при блюдении сердца, совершать эту молитву, пения же не может совершать разумно, пока не предочистится сею молитвою» (Житие и писание Паисия Ве-личковского. Изд. 1847 г., стр. 107).

В другом месте старец Василий говорит еще определеннее о возможности молитвы сердцем для новоначальных и страс­тных. Опровергая мнение тех, кто считает делание Иисусо­вой молитвы приличным только святым и бесстрастным, старец пишет. «Первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блю-дением сердца, то есть умною молитвою, подобающею дея­тельным» (Сочин. Еписк. Игнатий. т. 1, стр. 219).


Беседа вторая 63

Таким образом, то, что старец Василий называет «разумно, при блюдении сердца» (или в глубине сердечной), совершае­мой молитвой новоначальных и страстных — соответствует, в творениях Епископа Игнатия, молитве «умом при сочувст­вии сердца» совершаемой и всем доступной, не только преус­певшим, но и новоначальным. У епископа Феофана этим же выражением соответствуют: «Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце, — все сие, по его словам, одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стояния пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, — к сердцу и в сердце». (Сб. о мол. Иис, § 184).

Слова «стать умом в сердце» сам епископ Феофан объяс­няет так: «Знаете, где сердце? Так, станьте там вниманием и стойте неисходно, — и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он» (Сборн. о молитве Иисусовой, § 176).

В другом месте епископ Феофан еще яснее указывает мес­то сердца: «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч., там сердце. Там и вниманием стойте».

Итак, пишет инок, разрешая свое собственное недоуме­ние, если молитве необходимо «сочувствие сердца», — а где сочувстствие, там и внимание, а где внимание, там и ум, — то и выходит, что у всех трех наставников разница только в сло­вах, по существу они говорят одно и тоже, а именно: что и новоначальным, и страстным, и не очистившимся от страс­тей, возможно и должно молиться в сердце Иисусовой мо­литвою с целью очищения сердца от страстей.

Это заключение подтверждается и словами епископа Фео­фана: «Плод молитвы — сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всяко­му можно. И молитву сию творить можно всякому, не мона­ху только, но и мирянину. Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова, одна сама по себе, не чудотворная какая, а как всякая другая краткая молитва, сло­весная и, следовательно, внешняя. Но она может перейти в


64 Беседа вторая

умную и сердечную.... все естественным путем. Что от благо­дати, того надо ждать, а взять того никаким иным способом нельзя. Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой, созерцательной молитве; а это простая молитва... могущая, однакож, привести к высокой молитве». (Сборн. о мол. Иисусовой, § 77).

Мы подошли к пределу, где молитва первоначальная, дела-тельная или трудовая, соприкасается с молитвою благодат­ною, зависящею уже не от наших усилий, а от Божией благо­дати. Наши же усилия здесь сводятся лишь к тому, чтобы не помешать благодати Божией действовать в нас. Все настав­ники молитвы согласно предостерегают против самочинных и преждевременных исканий высшей молитвы. Епископ Иг­натий пишет: «Иное молиться со вниманием при участии сердца, иное нисходить умом в сердечный храм, и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и бла­годати Божественных. Второе происходить от первого. Вни­мание ума при молитве привлекает сердце к сочувствию; при усилении внимания сочувствие сердца уму обращается в со­единение сердца с умом; наконец, при внимании, усвоив-шемся молитве, ум нисходит в сердце, для глубочайшего мо­литвенного священнослужения. Все сие совершается под водительством благодати Божией, по ее благоволению и ус­мотрению. Стремление ко второму прежде стяжания первого не только бесполезно, но может быть причиною величайше­го вреда» (Соч. т. 2, стр. 263).

Тоже самое говорит и схимонах Василий. Признавая воз­можной для новоначальных деятельную сердечную молитву, он предостерегает от преждевременного и самочинного ис­кания зрительной и созерцательной молитвы, говоря: «Дер­зостный и самонадеянный, ища того, что выше его достоин­ства и устроения, горделиво добивается того, чтобы прежде времени достигнуть зрительный молитвы... Если кто в са­момнении мечтает достигнуть высокого, охваченный сата­нинским, а не истинным желанием, такого диавол легко


Беседа вторая 65

улавливает своими сетями, как своего слугу». (Житие и писа­ние Паисия Величковского, изд. 1847 г., стр. 112).

Запрещая искание безвременного и преждевременного от­крытия в себя явственного действия благодати, епископ Игна­тий подкрепляет свои слова грозным прещением святого Гри­гория Синаита, приводимым также и преп. Нилом Сорским: «Память Божия, то есть умная молитва, выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дер­зко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудит­ся стяжать Его в себе: тот удобно умерщвляется бесами, если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзностно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения».

Возникает вопрос, не распрастраняет ли св. Григорий Си-наит эту свою угрозу и на тех новоначальных и страстных, которые, по словам старца Василия, совершением Иисусо­вой молитвы «в глубину своего сердца» стремятся очистить сердце от страстей?

Ответ на этот вопрос мы находим у св. Григория в его уче­нии о борьбе с помыслами. Здесь мы входим в такую область делания Иисусовой молитвы, которая близка и понятна бо­лее монашестующим, нежели мирянам, но и мирянам не ме­шает иметь о ней некоторое понятие — оно может и им ока­заться полезным.

Св. Григорий Синаит указывает разные способы борьбы с помыслами: одни — для сильных и совершенных, другие — для слабых и новоначальных. Он говорит: «Сильным и со­вершенным принадлежит бороться всегда одним, и непре­станно обращать на них меч духовный, иже есть глагол Бо­жий (Еф. 6: 17); немощные же и новоначальные пользуются, как твердынею, бегством, с благоговением и страхом отказы­ваясь от противоборства, и не дерзая прежде времени всту­пать в него, и таким образом избегают смерти»... «Сего ради новоначальному надлежит внимать сердечному действу, как незаблудному (т. е. стоя вниманием в сердце, творить молит­ву Иисусову), все прочее не принимать до времени умирения

 


66 Беседа вторая

от страстей»... «Из новоначальных никто никогда не может отогнать помысла, если Бог не отгонит его. Только сильным свойственно бороться с ними и прогонять их. Но и они не са­ми собою отгоняют их, а с Богом воздвигаются на брань с ни­ми, как облеченные во всеоружие Его. Ты же, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнем палимые, отбегут. Иисусовым име­нем, говорит Лествичник, бучуй супостатов: ибо Бог нам есть огнь, поядаяй злобу... Не имеющий же действа молитва иным побеждает их, подражая Моисею. Ибо когда он восстанет и на небо прострет руки и очи свои (Исх. 17: 11), Бог прогоня­ет их. Потом он опять садится и начинает молитву с терпе­нием. Вот какой способ употребляют еще не стяжавшие дей­ства молитвы. Но и имеющий действо молитвы, при движении телесных страстей — разленения или блуда, страс­тей лютых и тяжких, часто вставая, простирает ради не долго сие творить, и опять садится, чтоб враг не обольстил ум, да­же безопасный от падения, и горе, и долу, и в сердце, и всю­ду безопасный от вреда свойственного одним чистым и со­вершенным».

Из этих слов св. Григория Синаита видно, что угроза его, которую мы привели выше, не относится к тем, кто, стоя вни­манием в сердце, творит Иисусову молитву на помыслы; она относится к тем, кто самовольно и преждевременно стремит­ся к созерцательной молитве, или же, будучи страстным, вступает в единоборство или противоборство бесовским по­мыслам, тогда как ему нужно, стоя вниманием в сердце, во­пиять именем Божиим о помощи против врагов. Тоже самое говорит и св. Варсонофий Великий на вопрос ученика: «Если страстный помысл войдет в сердце, чем отражать его? Тем ли, чтобы противоречить ему, или произнести запрещение, и как бы прогневаться на него, или тем, чтобы прибегнуть к Богу и повергнуть пред Ним свою немощь?» Старец ответил: «Страс­ти те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови


Беседа вторая 67

Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Ис. 49: 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полез-нее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бе­сы. Если же кто из несильных будет противоречить, бесы ру­гаются над ним, что находясь в их власти, он же им противо­речит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны — и уходят (от призывания сего имени) (Вопрос 301).

Тоже самое читаем мы и у св. Исихии: «Если, начав жи­тельствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смире­ние и с прекословием совокупим молитву, то будем добро шествовать мысленным путем, как со светильником света, с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как выметая и очищая от греха, так и украшая и убирая дом сердца свое­го. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеем­ся, то скоро подвергшись нападению врагов, падем, быв ни­зринуты. И начнут тогда во всем одолевать нас эти коварнейшие злокозники, а мы начнем больше и больше опутываться злыми пожеланиями, как сетями, или совер­шенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча — имени Иисус-Христова. Ибо только сей священный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердца, умеет обращать их вспять и посекать, опалять и поядать, как огонь солому». (Исихий, § 152).

Итак, сильные Богом, с этим священным мечем, выступа­ют на борьбу с врагом, немощные же, спасаясь бегством в со­бственное сердце, оттуда вопиют к Господу Иисусу о помо-щи, и таким образом избавляются от врага.

Нет, однако, ничего опаснее, как поддаваясь помыслам и впадая в тяжкие грехи, совмещая это с Иисусовою молитвою.


Беседа вторая 68

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.