|
Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной.
Ин.Благословясь, продолжим нашу беседу.
И. Простите, батюшка, я хочу напомнить вам ваше обещание, подробно разъяснить различие степеней Иисусовой молитвы в соответствии с духовным возрастом и преуспеянием проходящих эту молитву.
Ин.Вы интересуетесь этим вопросом из теоретической любознательности, или потому, что опытом узнали начальные шаги этого молитвенного делания, и ищете дальнейших указаний? Если этот вопрос интересует вас теоретически, то ответ на него, будучи достоянием только вашего ума и памяти, не принесет вам существенной пользы.
Я припоминаю случай, когда один послушник жаловался своему старцу, что при чтении книги св. Иоанна Лествични-ка у него ничего не осталось в памяти. Старец ответил: Эта книга запоминается деланием. Вспоминается также и другой случай с преп. Павлом Препростым, который просил Великого Антония научить его псалтири. И когда Антоний произнес первые слова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», — то преп. Павел остановил его и сказал: «Подожди. Дальнейшее ты мне скажешь, когда я научусь исполнять сказанное тобою».
Из этих примеров вы видите, что наука духовной жизни изучается не теоретическим усвоением памятью, а практическим опытом жизни.
Беседа вторая 51
И. Благодарю вас, батюшка, за это разъяснение, но все же я хотел бы, прежде чем приступить к опытному деланию Иисусовой молитвы, иметь о ней возможно более полное понятие, чтобы яснее представлять себе свой духовный возраст, и то место, на котором я стою духовно, и весь предлежащий путь молитвы, и через это сознательнее, спокойнее и увереннее идти по этому пути.
Ин. Ну, хорошо, пусть будет по вашему. Вы помните — в прошлый раз мы говорили о том, что называется Иисусовою молитвою, какое значение имеет в нашей духовной жизни упражнение этой молитвою, какие условия необходимы для ее благотворного действия, и какие плоды она приносит в нашей душе. Настоящая наша беседа будет отчасти восполнением недосказанного тогда, отчасти продолжением предыдущей беседы: мы будем говорить о том, как нужно навыкать Иисусовой молитве и какие бывают при этом трудности, недоумения и неправильности, а после того скажем и о молитве благодатной.
Как было уже сказано в прошлый раз, в делании Иисусовой молитвы очень важно строгое соблюдение порядка и последовательности. Всякая поспешность, нетерпеливость, забегание вперед, желание поскорее достигнуть последних результатов молитвы, не пройдя предварительного медленного и болезненного пути, не только не совместимы с чувством благоговейного отношения к молитве, но и обрекают делателя на полную безуспешность и безплодие его труда, и даже более того — являются источником самообольщения и прелести, доводящей и до повреждения в уме. Да сохранит Господь делателей Иисусовой молитвы от сего ложного и пагубного пути! Поэтому наставники этого делания и требуют от своих учеников не порываться самочинно вперед, но с возможным вниманием, благоговением, покаянным чувством и неустанным трудом выполнять начальное делание молитвы, терпеливо ожидая, пока Сам Господь, когда найдет это нужным, возведет их на следующую ступень. Таков единственный правильный поря-
52 Беседа вторая
док молитвенного преуспеяния. Подходить к этому деланию нужно возможно проще, искренне, не напрягаясь и не усиливаясь выжимать из себя те или иные чувства, предоставляя все это воле Божией. Не думать и о том, что начинаешь какое-то особенное, великое дело, которым выделяешься из ряда других людей. Одно только нужно — сознавать себя пред лицем Божиим грешником, ищущим спасения и упорядочения души и жизни своей деланием священной Иисусовой молитвы. Нужно иметь в сердце своем искреннюю, хотя бы и малую на подобие горчичного зерна, веру, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и истинный Бог — есть, действительно, наш Спаситель, обетованный Богом Избавитель мира, Который один только может воскресить и мою душу и возжечь в ней подлинную жизнь, чистую и святую. Без такой веры самая молитва становится невозможной. Она делается праздным и без-плодным пустословием. Но по мере прохождения Иисусовой молитвы наша слабая вера будет крепнуть и разгораться и, наконец, займет в сердце первое и главенствующее место. Далее — нужно усиливаться исполнять все то, что Господь Иисус Христос заповедовал нам творить во Святом Евангелии, делами свидетельствовать свою веру, иметь нелицемерную любовь к ближнему, считать себя худшим всей твари, и болезненным и сокрушенным сердцем чувствовать грехи свои. От делания Иисусовой молитвы все эти чувствования и расположения духа будут укрепляться, внимание будет сосредоточиваться, мысли не будут разбегаться, пустые и нечистые помыслы потеряют свою назойливость.
Следуя порядку постепенности, мы начнем настоящую беседу с изложения тех практических советов, какие дает Еп. Феофан всем желающим навыкнуть правильной молитве. Сначала он говорит о молитве вообще, а потом о молитве Иисусовой в частности. Советы его заключаются в следующем (для молитвы вообще):
1. Избери молитвенное правило — утреннее, дневное и вечернее.
Беседа вторая S3
2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непри выкшего к сему деланию и труду духа.
3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговени ем), тщанием (страданием) и вниманием.
4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклоне ние, крестное знамение, чтение, иногда пение.
5. Чем чаще становиться на такую молитву, тем лучше... не много, но чаще.
6. Какие читать молитвы, это указано в молитвенниках. Но хорошо навыкнуть к какой-либо одной, чтобы, начав ее, тот час загорался дух.
7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом и трепетом (с благоговением) говори ее, как в уши Божии, сопровождая крестом, поклонами и падением ниц, соответственно движению духа.
8. Принятое правило непременно всегда исполнять долж но; но это не препятствует, по требованию сердца, и прибав лять.
9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча — все одно, ибо Господь близ. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие.
10. Твердо должно содержать в мысли предел молитвы (ее последнюю цель). Та молитва хороша, которая оканчива ется припадением к Богу с чувством: имиже веси судьбами, спаси мя.
11. Есть степени молитвы. Первая степень — молитва те лесная, более в читании, стоянии, поклонах. Внимание отбе гает, сердце не чувствует, охоты нет; тут терпение, труд. Не смотря однакоже на то, положи пределы и делай молитву. Это делательная молитва. Вторая степень — молитва внима тельная: ум привыкает собираться в час молитвы, и всю ее проговорить с сознанием без расхищения. Внимание срас- творяется с сознанием без расхищения. Внимание сраство- ряется с словом писанным и говорит, как свое. Третья сте пень — молитва чувства; от внимания согревается сердце, и
Беседа вторая
что там в мысли, то здесь становится чувством. Там — слово сокрушительное, а здесь — сокрушение: там — прошение, а здесь — чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания — став на молитву, переходить от чувства к чувству.
12. Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенство вавшимся в молитве, правила молитвенного оставлять ни когда не должно, а творить его, как указано, и всегда начина ется с молитвы делательной. С нею должна быть умная, а за ними придет и сердечная. Без этого растеряются сии послед- ния, и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет.
13. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Бо- жия, молящегося за нас, — последняя степень молитвы пос тигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молит ва, или заходящая за пределы сознания (так у св. Исаака Сирина)» (Еп. Феофан. Путь ко спасению. Стр. 240— 242).
Таков порядок общего молитвенного делания. Многие из указанных Епископом Феофаном правил для общей молитвы, утренней или вечерней, применимы и для молитвы Иисусовой, как это легко может видеть каждый. Но сказанное здесь Епископ Феофан дополняет еще и другими советами, относящимися непосредственно к молитве Иисусовой.
«Навыкновение молитве Иисусовой, — пишет он, — внешне состоит в достижении того, чтобы она сама собою непрестанно вращалась на устах, внутренно же, в сосредоточении ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотою в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым, сколько можно, повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино в
Беседа вторая 55
предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согревание сердца и отогнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплиться огонь прилепления к Господу, тогда вместе с ним водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным, мысленным припаданием к Господу. До сего доходит собственный наш труд с помощью благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершаться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У св. Отцов поминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного или духовного. Итак, первое тебе дело — частое, сколько можно частое, повторение молитвы Иисусовой, пока навыкнешь непрестанно ее повторять. Делай сие так:
1. Определи в молитвенном твоем правиле часть и молит ве Иисусовой. Твори несколько раз сию молитву в начале своего молитвословия, и несколько раз после него. Если есть усердие, и после каждой молитвы, входящей в твое молит- вословие, делай тоже.
2. Число, сколько раз повторять, в каком случае сию мо литву, сам себе определи, или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере усвое ния этой молитвы, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе это в постоянное правило, а только в этом случае. И сколько бы ни потребовало сердце таких пов торений, не отказывай.
3. Не торопись в произношении молитв одной за другою, а с мерной длительностью произноси их, однако же не об од них словах заботься, а паче о том, чтобы ум был в сердце и предстоял Господу, яко присущему, с полным сознанием Его величия, и благодати, и правды.
4. Если имеешь свободу, то во время между одним и дру гим молитвословием положи себе остановиться, как обычно
56 Беседа вторая
становишься на молитву, и возносить к Господу несколько раз молитву сию. А если нет такой свободы, то внутренно вставляй сию молитву всюду между делами твоими и даже речами.
5. Творя сию молитву на правиле, или кроме его, становись для нея в молитвенное положение, при каждом разе ее при- зношения делай поклон, — десять раз поясной, а потом зем ной, — так, пока кончишь.Ты, конечно, слыхал, или читал, что св. Отцы в своих правилах о молитве полагают множест во поклонов. Один из них сказал: недостаточна молитва, ког да кто не преутрудит в ней тела своего поклонами. Если ты положишь, по силе своей, подражать сему, то скорее уви дишь плод от труда своего над навыкновением молитве Иисусовой.
6. О дальнейших наставлениях, указаниях и предостереже ниях касательно молитвы Иисусовой, читай в Добротолю- бии— Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Ники- фора монаха, Игнатия и Каллиста; и всех других отцов уроки о внутренней молитве могут быть прилагаемы и к молитве Иисусовой. Затем: в уроках сказанных отцов ты найдешь указания, как сидеть, как держать голову, и действовать ды ханием. Эти приемы, как сказали Каллист и Игнатий, не су щественно необходимы, а суть только внешние приспособ ления, не для всех пригодные. Для тебя довольно быть вниманием в сердце пред лицем Господа, и возносить к Нему сию краткую молитву благоговейно и смиренно, с поклона ми, когда стоишь на правиле, и с одним мысленным припа данием, когда делаешь это между делами.
7. Затем еще: быть вниманием надо в сердце, или внутри персей, как говорят иные отцы, именно — немного выше ле вого сосца — и там повторять молитву Иисусову. Когда от на пряжения сердце начнет щемить, тогда поступи, как совету ет монах Никифор: стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими со бою, под гортанью, наверху груди. После опять сойдет над
Беседа вторая
левый сосец. Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и мало духовным.
8. У святых Отцов встретишь много предостережений. Ко всем им поводы даны опытами неправильного действования. Чтобы избежать сих неправильностей, имей советника — брата единомышленного, и поверяй им все случающееся при таком труде твоем. Сам же всегда действуй в наибольшей простоте, в великом смирении, и неприсвоении себе успеха. Ведай, что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела. Посему, когда воз- гласится у тебя внутри — а, вот оно! знай, что это возглас вражий, представляющий тебе нечто кажущееся вместо дей ствительного. Тут начало самопрельщения. Заглушай сей глас сразу; иначе он, как труба, будет гудеть у тебя, питая са момнение.
9. Не определяй времени потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха. Один из афонс ких отцов говорил о себе, что прошло два года труда, пока со грелось сердце, у другого некоего это пришло через 8 месяцев. У всякого это происходит по мере сил его и усердия к сему де лу» (Епископ Феофан. Невидимая брань. Стр. 207—212).
Таковы внешние приемы навыкновения молитвы Иисусовой. Одновременно с этим Епископ Феофан указывает и внутренний порядок молитвы. Он говорит: «Молитва — дело внутреннее. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобрести навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца, и все внутренние движения ваши видящим». «Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряжении, и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль. Но всегда помнить надо, и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее
58 Беседа вторая
проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь — вся от Пресвятого Духа Божия». «Ищите и обрящете», — обе-товал Господь. Чего искать должно? Живого, осязательного общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Куда же обращать труд? На то, чтобы всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Стань вниманием в сердце пред лицем Господа и говори: Гоподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Все дело в этом и есть, и по существу дела — больше ничего не требуется» (Из писем Еп. Ф. к иноку).
При прохождении Иисусовой молитвы имеет особенное значение вопрос о том, где должны быть сосредоточены во время молитвы ум и внимание молящегося. По словам всех наставников молитвы Иисусовой, внимание ума должно быть сосредоточено не в голове, а в сердце. Епископ Феофан пишет: «Пока не сядет душа умом своим в сердце, до тех пор не видит себя и не сознает, как следует» (Сборн. о молитве Иисусовой, § 140).
«Надобно из головы сойти в сердце. Теперь у вас помышление о Боге в голове, а сам Бог как бы вне — и выходит, что это — работа внешняя. Пока вы в голове, мысли не улягутся покойно, все будут мястись, как снег или толкашки комарей летние» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 168).
«Вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать, а когда сойдет в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то низойти в сердце — и помыслы разбегутся. Это будет уютный уголок, безопасное пристанище. Не поленитесь низойти. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 169).
«Как понимать выражение —- сосредоточить ум в сердце? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце — значит
Беседа вторая 59
установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь назирая при этом, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 170).
И епископ Феофан, и епископ Игнатий считают сердце средоточием высшей, духовной жизни человека. Еп. Феофан так говорит о сердце: «Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством зависимости от Него всесторонней, вся духовная жизнь вечно-ценная» (Сборн., § 149).
Подобное же пишет, и еще с большей определенностью, и еп. Игнатий: «Читая у Отцов о сердечном месте, которое ум обретает молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания, и силу ревности или ярости, наравне с человеками. Сила словества выражается в совести или в сознании нашего духа, без участия разума, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, в ощущении покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой печали о грехах, и в других духовных ощущениях, чуждых животным. Сила души — ум, хотя и духовна, но имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся над левым сосцем груди, около сосца, и несколько духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца» (Сборн. о мол. Иисусовой, § 148).
По учению еп. Игнатия, в первозданном человеке находились в полном единении и гармонии ум, сердце и тело. По грехопадении они оказались разсеченными, разделенными противоборствующими друг другу. Возсоединяются они снова благодатию Божиею. «От прикосновения руки Его ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое; потом погрузились в Бога — пребывают там, доколе их держит там невидимая, непостижимая, всемогущая рука...» (Сб. о мол. Иис, § 201).
Беседа вторая
«При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, при чем ум действует словами, произносимыми одною мыслию или с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. Соединение даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ошутите умиление. Дух обыкновенно называется сердцем, как и вместо слова ум употребляется слово голова» (Сборн. о мол. Иис, § 220).
По словам епископа Игнатия: «Не только всякое греховное чувствование и всякий греховный помысл, но и все естественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тонки и замаскированы мнимою праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу. При уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою» (Сб. о мол. Иисусовой, § 205). Поэтому: «Если ты ощутил, что соединился ум твой с душою и телом, что ты уже не разсечен грехом на части, но составляешь нечто единое и целое, что святый мир Христов возвеял в тебе, то храни со всевозможным тщанием дар Божий» (Сбор. о мол. Иисус, § 199).
Взаимное сочетание ума и сердца в делании Иисусовой молитвы является для неопытных одной из больших трудностей этого делания, влекущей за собою, при неумелом образе действий, большие неправильности в этом делании, о которых подробно говорят наставники умного делания. Поэтому-то здесь и требуется постоянное наблюдение и совет опытного руководителя. Но обратимся к дальнейшему рассмотрению внутреннего порядка делания Иисусовой молитвы, по наставлениям епископа Феофана. «Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией отстает, это от слабости внимания, и от равнодушия к молитве. Не дорожит душа молитвою, и молись, держа внимание на смысле слов молитвен-
Беседа вторая 61
ных. Коротенькие молитовки и молитва Иисусова затем и употребляется, чтобы привить сердцу чувство к Богу, и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями. По мере усовершенствования добродетелей совершенствуется и молитва (как об этом уже была речь в первой нашей беседе). Главнейшая добродетель суть: страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение, любовь. Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва». Делание молитвы Иисусовой требует с самого же начала большого внимания, терпения, постоянства. Им нельзя заниматься кое-как, спустя рукава. Внимание разбегается — необходимо его собрать; помыслы назойливо втискиваются в сознание, раздражают воображение — необходимо их отстранить; поднимаются страсти, волнуют сердце — надо их усмирить; кажущаяся бесплодность самого делания наводит уныние, вызывает скуку — надо терпеть и молиться. По ошибке, по неведению, по самочинию, по самообольщению делаются ложные шаги, надо каяться и исправлять их. И при всех этих обстоятельствах надо смиряться, не роптать, не прекращать молитвенного делания, и всю свою надежду возлагать на помощь Божию. Такое состояние может продолжаться не месяцы, а годы. Пока, наконец, не затеплится в сердце постоянный огонек благодатной, самодвижной молитвы.
В прошлой беседе мы уже указывали эту неизбежность постоянной борьбы с многоразличными трудностями при делании Иисусовой молитвы. Но я считаю нужным еще и еще напоминать об этом, предупреждать об этих трудностях и призывать к тому, чтобы, испытывая эту борьбу, мы не падали духом, не обманывали бы себя, не думали, что это молитвенное делание совершается так же легко и просто, как по рецепту доктора получается лекарство в аптеке.
Мы упоминали выше, что самое сочетание ума с сердцем может ставить в затруднение и вызывать недоумение. Недавно
62 Беседа вторая
мною было получено письмо от одного инока, благоговейного делателя Иисусовой молитвы, который был смущен строгими словами епископа Игнатия, запрещающего новоначальным, под угрозою впадения в прелесть, входить молитвенно в область сердца, и усмотрел в этом запрещении противоречие со словами старца Василия молдавского и епископа Феофана, указывающих необходимость при молитве Иисусовой стоять вниманием в сердце. При ближайшем рассмотрении слов епископа Игнатия выяснилось, однако, что никакого противоречия между, епископом Игнатием и другими наставниками Иисусовой молитвы нет. Причина недоумения оказалась в разнице выражений, употребляемых подвижниками для обозначения одной и той же мысли, и в различии моментов, о которых они говорят. И епископ Игнатий не отрицает необходимости участия сердца в молитве новоначальных и страстных, но выражает эту мысль словами: «при сочувствии сердца», а другие выражаются иными словами. Так, старец схимонах Василий пишет о молитве новоначальных: «Св. Апостол сказал: хочу пять слов сказать моим умом, нежели тысячу языком. Поэтому, следует прежде всего этими пятичисленными словами очищать ум и сердце, непрестанно говоря во глубине сердечной : «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», и этим восходить к разумному пению. Ибо всякий новоначальный и страстный может, разумно, при блюдении сердца, совершать эту молитву, пения же не может совершать разумно, пока не предочистится сею молитвою» (Житие и писание Паисия Ве-личковского. Изд. 1847 г., стр. 107).
В другом месте старец Василий говорит еще определеннее о возможности молитвы сердцем для новоначальных и страстных. Опровергая мнение тех, кто считает делание Иисусовой молитвы приличным только святым и бесстрастным, старец пишет. «Первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блю-дением сердца, то есть умною молитвою, подобающею деятельным» (Сочин. Еписк. Игнатий. т. 1, стр. 219).
Беседа вторая 63
Таким образом, то, что старец Василий называет «разумно, при блюдении сердца» (или в глубине сердечной), совершаемой молитвой новоначальных и страстных — соответствует, в творениях Епископа Игнатия, молитве «умом при сочувствии сердца» совершаемой и всем доступной, не только преуспевшим, но и новоначальным. У епископа Феофана этим же выражением соответствуют: «Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце, — все сие, по его словам, одно и тоже. Существо дела в сосредоточении внимания и стояния пред невидимым Господом, но не в голове, а внутри груди, — к сердцу и в сердце». (Сб. о мол. Иис, § 184).
Слова «стать умом в сердце» сам епископ Феофан объясняет так: «Знаете, где сердце? Так, станьте там вниманием и стойте неисходно, — и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он» (Сборн. о молитве Иисусовой, § 176).
В другом месте епископ Феофан еще яснее указывает место сердца: «Где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и проч., там сердце. Там и вниманием стойте».
Итак, пишет инок, разрешая свое собственное недоумение, если молитве необходимо «сочувствие сердца», — а где сочувстствие, там и внимание, а где внимание, там и ум, — то и выходит, что у всех трех наставников разница только в словах, по существу они говорят одно и тоже, а именно: что и новоначальным, и страстным, и не очистившимся от страстей, возможно и должно молиться в сердце Иисусовой молитвою с целью очищения сердца от страстей.
Это заключение подтверждается и словами епископа Феофана: «Плод молитвы — сосредоточение внимания в сердце и теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому можно. И молитву сию творить можно всякому, не монаху только, но и мирянину. Это не есть какое-либо высокое дело, а простое. И молитва Иисусова, одна сама по себе, не чудотворная какая, а как всякая другая краткая молитва, словесная и, следовательно, внешняя. Но она может перейти в
64 Беседа вторая
умную и сердечную.... все естественным путем. Что от благодати, того надо ждать, а взять того никаким иным способом нельзя. Что вам писали, что надо прежде страсти очистить, то относится к высокой, созерцательной молитве; а это простая молитва... могущая, однакож, привести к высокой молитве». (Сборн. о мол. Иисусовой, § 77).
Мы подошли к пределу, где молитва первоначальная, дела-тельная или трудовая, соприкасается с молитвою благодатною, зависящею уже не от наших усилий, а от Божией благодати. Наши же усилия здесь сводятся лишь к тому, чтобы не помешать благодати Божией действовать в нас. Все наставники молитвы согласно предостерегают против самочинных и преждевременных исканий высшей молитвы. Епископ Игнатий пишет: «Иное молиться со вниманием при участии сердца, иное нисходить умом в сердечный храм, и оттуда приносить таинственную молитву, исполненную силы и благодати Божественных. Второе происходить от первого. Внимание ума при молитве привлекает сердце к сочувствию; при усилении внимания сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом; наконец, при внимании, усвоив-шемся молитве, ум нисходит в сердце, для глубочайшего молитвенного священнослужения. Все сие совершается под водительством благодати Божией, по ее благоволению и усмотрению. Стремление ко второму прежде стяжания первого не только бесполезно, но может быть причиною величайшего вреда» (Соч. т. 2, стр. 263).
Тоже самое говорит и схимонах Василий. Признавая возможной для новоначальных деятельную сердечную молитву, он предостерегает от преждевременного и самочинного искания зрительной и созерцательной молитвы, говоря: «Дерзостный и самонадеянный, ища того, что выше его достоинства и устроения, горделиво добивается того, чтобы прежде времени достигнуть зрительный молитвы... Если кто в самомнении мечтает достигнуть высокого, охваченный сатанинским, а не истинным желанием, такого диавол легко
Беседа вторая 65
улавливает своими сетями, как своего слугу». (Житие и писание Паисия Величковского, изд. 1847 г., стр. 112).
Запрещая искание безвременного и преждевременного открытия в себя явственного действия благодати, епископ Игнатий подкрепляет свои слова грозным прещением святого Григория Синаита, приводимым также и преп. Нилом Сорским: «Память Божия, то есть умная молитва, выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе: тот удобно умерщвляется бесами, если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзностно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения».
Возникает вопрос, не распрастраняет ли св. Григорий Си-наит эту свою угрозу и на тех новоначальных и страстных, которые, по словам старца Василия, совершением Иисусовой молитвы «в глубину своего сердца» стремятся очистить сердце от страстей?
Ответ на этот вопрос мы находим у св. Григория в его учении о борьбе с помыслами. Здесь мы входим в такую область делания Иисусовой молитвы, которая близка и понятна более монашестующим, нежели мирянам, но и мирянам не мешает иметь о ней некоторое понятие — оно может и им оказаться полезным.
Св. Григорий Синаит указывает разные способы борьбы с помыслами: одни — для сильных и совершенных, другие — для слабых и новоначальных. Он говорит: «Сильным и совершенным принадлежит бороться всегда одним, и непрестанно обращать на них меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6: 17); немощные же и новоначальные пользуются, как твердынею, бегством, с благоговением и страхом отказываясь от противоборства, и не дерзая прежде времени вступать в него, и таким образом избегают смерти»... «Сего ради новоначальному надлежит внимать сердечному действу, как незаблудному (т. е. стоя вниманием в сердце, творить молитву Иисусову), все прочее не принимать до времени умирения
66 Беседа вторая
от страстей»... «Из новоначальных никто никогда не может отогнать помысла, если Бог не отгонит его. Только сильным свойственно бороться с ними и прогонять их. Но и они не сами собою отгоняют их, а с Богом воздвигаются на брань с ними, как облеченные во всеоружие Его. Ты же, когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они, как огнем палимые, отбегут. Иисусовым именем, говорит Лествичник, бучуй супостатов: ибо Бог нам есть огнь, поядаяй злобу... Не имеющий же действа молитва иным побеждает их, подражая Моисею. Ибо когда он восстанет и на небо прострет руки и очи свои (Исх. 17: 11), Бог прогоняет их. Потом он опять садится и начинает молитву с терпением. Вот какой способ употребляют еще не стяжавшие действа молитвы. Но и имеющий действо молитвы, при движении телесных страстей — разленения или блуда, страстей лютых и тяжких, часто вставая, простирает ради не долго сие творить, и опять садится, чтоб враг не обольстил ум, даже безопасный от падения, и горе, и долу, и в сердце, и всюду безопасный от вреда свойственного одним чистым и совершенным».
Из этих слов св. Григория Синаита видно, что угроза его, которую мы привели выше, не относится к тем, кто, стоя вниманием в сердце, творит Иисусову молитву на помыслы; она относится к тем, кто самовольно и преждевременно стремится к созерцательной молитве, или же, будучи страстным, вступает в единоборство или противоборство бесовским помыслам, тогда как ему нужно, стоя вниманием в сердце, вопиять именем Божиим о помощи против врагов. Тоже самое говорит и св. Варсонофий Великий на вопрос ученика: «Если страстный помысл войдет в сердце, чем отражать его? Тем ли, чтобы противоречить ему, или произнести запрещение, и как бы прогневаться на него, или тем, чтобы прибегнуть к Богу и повергнуть пред Ним свою немощь?» Старец ответил: «Страсти те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови
Беседа вторая 67
Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Ис. 49: 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полез-нее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы. Если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он же им противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны — и уходят (от призывания сего имени) (Вопрос 301).
Тоже самое читаем мы и у св. Исихии: «Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение и с прекословием совокупим молитву, то будем добро шествовать мысленным путем, как со светильником света, с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как выметая и очищая от греха, так и украшая и убирая дом сердца своего. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то скоро подвергшись нападению врагов, падем, быв низринуты. И начнут тогда во всем одолевать нас эти коварнейшие злокозники, а мы начнем больше и больше опутываться злыми пожеланиями, как сетями, или совершенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча — имени Иисус-Христова. Ибо только сей священный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердца, умеет обращать их вспять и посекать, опалять и поядать, как огонь солому». (Исихий, § 152).
Итак, сильные Богом, с этим священным мечем, выступают на борьбу с врагом, немощные же, спасаясь бегством в собственное сердце, оттуда вопиют к Господу Иисусу о помо-щи, и таким образом избавляются от врага.
Нет, однако, ничего опаснее, как поддаваясь помыслам и впадая в тяжкие грехи, совмещая это с Иисусовою молитвою.
Беседа вторая 68
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|