|
О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы.
Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних Богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце, просияло оно между монахами: в Синайской горе, в египетском ските, в Нитрийском горе, в Иерусалиме и в монастырях, которые окрест Иерусалима, и просто сказать — на всем Востоке, в Цареграде, на Афонской горе и на морских островах; а в последние времена, благодатью Христовою — и в Великой России. Этим умным вниманием священной молитвы, многие из Богоносных наших отцов, разжегшись серафимским пламенем любви к Богу, и по Боге к ближнему, соделались строжайшими хранителями заповедей Божиих, и, очистив свои уши и сердца от всех пороков ветхого человека, удостоились быть избранными сосудами Святого Духа. Исполнившись его различных Божественных даров, они явились по своей жизни светилами и огненными столпами для вселенной, и, соделав бесчисленные чудеса, делом и словом привели несчетное множество человеческих душ ко спасению. Из них-то многие, подвигшись тайным Божественным вдохновением, написали книги своих учений об этой Божественной умной молитве, по силе Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, исполненные премудрости Святого Духа, и это было по особенному Промыслу Божию, чтобы как-нибудь в последние времена это Божественное дело не пришло
266 Беседа четвертая
в забвение. Из этих книг многие, Божиим грехов ради наших попущением, истреблены сарацынами, покорившими Греческое царство; некоторые же по смотрению Божию сохранились до наших времен.
На помянутое Божественное умное делание и хранение сердечного рая, никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы; но всегда все относились к нему с великою честью и крайним благоговением, как к вещи, исполненной всякой духовной пользы. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела — диавол, видя, что наиболее чрез это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит неотторжною любовию у ног Иисусовых, преуспевая в совершенство его Божественных заповедей, и чрез то делается светом и просвещением миру — начал таят завистью и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело, и, если можно, совершенно истребить с лица земли. И то, как сказано выше, чрез сарацын, во всем ему подобных, истреблял книги; то в чистую и небесную этого делания пшеницу насеивал свои ду-шетленные плевелы, чтобы посредством безрассудных нанести на это спасительное дело хулу тем, что самочинники, касавшиеся этого делания, ради своего возношения, вместо пшеницы пожинали терние, и вместо спасения находили погибель. И этим еще диавол не довольствовался, но нашел в Итальянских странах Калабрийского змия, предтечу антихристова, гордостью во всем подобного диаволу, еретика Вар-лаама, и поселившись в нем со всею своею силою, подвиг его хулить нашу Православную веру, как об этом подробно пишется в постной триоди, в синаксаре второй недели святого Великого поста. Между прочим дерзнул он различно, и языком и рукой, хулить и отвергать и священную умную молитву, как пишет об этом в своей священной книге, в главе 31-й, иже во святых отец наш Симеон, Архиепископ Фессалонит-ский, которого и подлинные слова предлагаю здесь, говорящего так:
Беседа четвертая 267
«Этот окаянный Варлаам многое хулил и писал и на священную молитву, и на Божественную, что на Фаворе (Мф. 17: 5), благодать и осияние. Не поняв, и даже неспособный понять (да как и постигнуть это тому, кто умом осуетился, и в мечтании мысли с гордым соединен?), что значат слова: непрестанно молитеся (1 Сол. 5: 18), ни того, что значат слова: помоаюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14: 15); также: возспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Кол. 3: 16); и что посла Бога Духа Сына Своего, то есть благодать, в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4: 6); также: хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тмы словес языком (1 Кор. 14: 19), — он отверг и умную молитву, или лучше, призывание Господне, которое есть и исповедание Петра, исповедавшего: ты ecu Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16:16), и предание самого Господа, говорящего во Евангелии: еже аще что просите от Отца во имя мое, даст вам (Ин. 15: 16); также: Именем Моим бесы ижденут (Марк. 16: 17), и прочее. Ведь имя Его есть живот вечный: сия же, говорит, писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот има-те во имя Его (Ин. 20: 31); и Духа Святого преподает призывание Христово: никто же может рещи Господа Иисуса, то-чию Духом Святым (1 Кор. 12: 3), да и тысячекратно об этом сказано.
Что же успел своим начинанием началозлобный змей с сыном погибели, треклятым еретиком Варлаамом, которого, как я сказал, научил он на хуление против священной умной молитвы? Возмог ли его хулением помрачить свет этого умного делания, и, как он надеялся, до конца истребить? Никак. Но болезнь его обратилась на главу его. В то время великий поборник и предстатель благочестия, пресветлый между святыми, отец наш Григорий, Архиепископ Фессалонитс-кий, Палама, который в совершенном послушании и непрестанном священном упражнении умной молитвы, как солн-це, просиял на святой Афонской горе дарованиями Святого Духа, еще прежде возведения на Архиерейский престол этой
268 Беседа четвертая
Церкви, в царствование Божественнейшего царя Андроника Палеолога в царствующем граде, во именитом великом храме Премудрости Божией, на Соборе, собравшемся против вышепомянутого еретика Варлаама, исполнившись Духа Бо-жия, облекшись в непреоборимую силу свыше, отверстыя на Бога уста того заградил, и в конец посрамил, и хврастыя его ереси и все его хуления огнедухновенными словами и писаниями сжег, и в пепел обратил. И всею Соборною Божиею Церковью этот Варлаам еретик с Акиндином и всеми своими единомышленниками трижды предан анафеме. Но и доныне тою же Церковью ежегодно в неделю Православия, вместе с прочими еретиками, он проклинается так: Варлааму и Акин-дину и последователям и преемникам их — анафема трижды. Глядите здесь, други, дерзающие хулить умную молитву, и рассмотрите, кто был первый ее хулитель: не еретик ли Вар-лаам, трижды Церковью преданный анафеме и имеющий проклинаться во веки? Не приобщаетесь ли и вы вашим зло-хулением этому еретику и его единомысленникам? Ужели не трепещет душею вашею подпасть подобному им церковному проклятию, и быть отчужденными от Бога? Восставая на свя-шеннейшее дело и соблазняя вашим злохулением души неут-вержденных в разуме ближних ваших, ужели не ужасаетесь страшной за это в Евангелии Божией грозы? Разве не бои-тесь, по слову Апостольскому: страшно есть впасти в руце Бога живого (Евр. 10: 31), подпасть за это, если не покаетесь, и временной, и вечной казни? Какую благовидную причину изобрели вы, чтобы похулить эту пренепорочную и блажен-нейшую вещь? Совершенно недоумеваю. Призвание ли име-ни Иисусова, думается вам, неполезно? Но и спастись о ином ком нет возможности, токмо о имени Господа нашего Иису-са Христа. Ум ли человеческий, которым действуется молит-ва, порочен? Но это невозможно. Ведь Бог создал человека по образу Своему и по подобию; образ же Божий и подобие, это — душа человека, которая, по созданию Божию, чиста и непорочна: значит и ум, будучи начальнейшим душевным
Беседа четвертая 269
чувством, как и в теле зрение, также непорочен. Но не сердце ли, на котором, как на жертвеннике, ум священнодействует Богу тайную жертву молитвы, заслуживает хулы? Никак. Будучи создание Божие, как и все человеческое тело, оно — прекрасно. Если же призывание Иисусово — спасительно; а ум и сердце человека суть дело рук Божиих; то какой порок человеку — воссылать из глубины сердца умом молитву к сладчайшему Иисусу, и просить от Него милости? Или не потому ли вы хулите и отвергаете умную молитву, что вам думается, будто Бог не слышит тайной, в сердце совершаемой молитвы, но слышит только ту, которая произносится устами? Но это хула на Бога: ведь Бог сердцеведец, и в точности знает все самые тончайшие сердечные мысли, и даже будущие, и знает все как Бог и Всеведец. Да и Сам Он требует, как чистой и непорочной жертвы, именно такой тайной молитвы, воссылаемой из глубины сердца, заповедав: Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6: 6); каковые слова Христовы уста, всемирное светило, вселенский учитель, святый Иоанн Златоуст, в беседе двенадцатой на Евангелие от Матфея, Бого-данною Святого Духа премудростью, относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком; но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца воссылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но усерднейшим произволением, со всякою тихостью, с сокрушением мыслей и внутренними слезами, с душевною болезнью и затворением мысленных дверей. И приводит в свидетельство об этой молитве из Божественного Писания — Боговидца Моисея, и святую Анну и праведного Авеля, говоря так. «Но болезну-ешь ли душой? не можешь и не вопить, потому что молиться и просить так, как я сказал, свойственно очень болезнующе-му. И Моисей, болезнуя, так молился и болезнь его слышалась, почему и говорил к нему Бог: что вопиеши ко мне?(Исх.
270 Беседа четвертая
14: 15). И Анна, опять, исполнила все, что хотела, а глас ее не слышался, потому что вопияло ее сердце. Авель же не молча ли, и даже скончавшись, молился? и кровь его испускала глас, превосходнейший гласа трубы. Стени и ты так же, как и святый Моисей, не возбраняю. Раздери, как повелел Пророк, сердце твое, а не ризы, из глубины призови Бога: из глубины, говорит, воззвах к тебе, Господи; снизу, из сердца привлеки глас; сделай молитву твою таинством». И ниже: «ведь не человекам молишься, но Богу вездесущему, слышащему прежде голоса, и знающему мысли непроизнесенные: если так молишься, получишь великую мзду. Отец твой, говорит, видяй в тайне, воздаст тебе яве». И ниже: «Так как Он невидим, то хочет, чтобы и молитва твоя была такою же».
Видите ли, друзья, что по свидетельству непреоборимого столпа Православия, есть другая, кроме произносимой устами, тайная, невидимая, безгласная из глубины сердца возносимая к Богу молитва, которую, как чистую жертву, приемлет Господь в воню благоухания духовного, радуется о ней и веселится, видя, что ум, который по преимуществу должно посвящать Богу, соединяется Ему молитвою. Зачем же на эту мо-литву, свидетельствуемую Христовыми устами, святым, говорю, Иоанном Златоустом, вооружаете хулою свой язык, хуля, злословя, ненавидя, ругаясь, отвергая и отвращаясь, как от какой вещи скверной, и, кратко сказать, не терпя и слышать? Ужас и трепет объемлет меня по причине такого бессловесного вашего начинания.
Но и еще, изыскивая причины вашей хулы, спрашивают вас: не потому ли хулите эту спасительнейшую молитву, что кто-нибудь из делателей этой молитвы исступил ума, или принял какую-нибудь прелесть вместо истины, или претерпел какой-нибудь душевный вред? И потому возмнилось вам, будто умная молитва служит причиною такого вреда? Но нет, нет! На самом деле это вовсе не так. Священная умная молитва, по силе писаний Богоносных отцов, действуемая Божией благодатью, очищает человека от всех страстей, возбуждает к
Беседа четвертая 271
усерднейшему хранению заповедей Божиих, и от всех стрел вражьих и прелестей хранит невредимым. Если же кто дерзнет действовать эту молитву самочинно, не по силе учения святых отцов, без вопрошения и совета опытных, и будучи адменен, страстен и немощен, живет без послушания и повиновения, и к тому же гоняется единственно за пустынно-житием, которого, за свое самочиние, он и следа видеть не достоин: таковый, воистину, и я утверждаю, удобно впадает во все сети и прелести диавольские. Что же? Молитва ли эта причиною такой прелести? Никак. Если же вы за это порочите мысленную молитву; то пусть будет для вас порочен и нож, если бы случилось малому ребенку, играя, по причине неразумия, заколоть себя им. Также, по вашему, нужно запретить и воинам употребление воинского меча, который они принимают против врагов, если бы случилось какому-нибудь безумному воину заколоть себя своим мечем. Но как нож и меч не служат причиною ни одного порока; но только обличают безумие заклавших себя ими: так и меч духовный, священная, говорю, умная молитва неповинна ни одному пороку; но самочиние и гордость самочинников служат причиною бесовских прелестей и всякого душевного вреда.
Но к чему еще, как будто недоумевая доселе, спрашиваю у вас причины вашего злохуления на эту священную молитву? Знаю наверно, о други! знаю самую существенную причину вашего языкоболия: 1 -е, не по заповеди Божией, то есть, не с испытанием, ваше чтение Священных Писаний; 2-е, недоверие учению святых отцов наших, учащих о сей Божественной умной молитве Богоданною себе премудростью Духа, по силе священных Писаний; 3-е, наконец, ваше крайнее невежество: вы или может быть, не видели и не слышали о ней писаний Богоносных отцов наших; или, если не это, то силы Богомудрых их слов вы отнюдь не разумеете, — вот самая существенная причина такого вашего зломудрия.
Если бы вы со страхом Божиим и крепким вниманием и несомненною верою с трудолюбным испытанием и смирен-
272 Беседа четвертая
номудрием прочитали отеческие книги, приличествующие наиболее к чтению одним монашествующим, содержащие в себе весь разум жительства Евангельского, — отеческие, говорю, книги, которые также необходимы монахам для душевной пользы и исправления и для стяжания истинного, здравого, непрелестного и смиреномудрого разума, как для составления телесной жизни необходимо дыхание; если бы вы так читали эти книги: то никогда не попустил бы вам Бог впасть в такой ров злохуления. Более: чрез это делание Он разжег бы вас Своею Божественною благодатью в неизреченную Свою любовь, так что и с Апостолом вопияли бы кто ны разлучит от любве Христовы (Рим. 8, 35), в которую мы сподобились достигнуть мысленным деланием этой молитвы? И вы не только не хулили бы ее, но и душу свою усердствовали бы положить за нее, ощутив от этого умного внимания самым делом и опытом неизреченную душам своим пользу. А как вы книг преподобных отцов наших с несомненною верою не прочитываете, или и читая, не доверяете, как это показывают плоды вашего хуления, или совсем пренебрегаете читать: то и впали вы в такое Богопротивное мудрование, что, как бы никогда не слышавшие христианских писаний, вы хулите и отвергаете эту священную молитву, свидетельствуемую, по Богомудрому объяснению святых отцов, всем Священным Писанием.
А чтобы избавиться вам, и всем, сомневающимся о ней, от такого душевного вреда, не нахожу другого приличнейшего врачевства, кроме того, что постараюсь, сколько Господь мне Своею благодатью поспешит и поможет, указать, что Бого-носные отцы наши, просвещенные Божественною благода-тию, утверждают здание душеполезного своего учения об этой всесвященной, умом в сердце тайнодействуемой молитве, на недвижимом камени Священного Писания. Вы же, увидев сами явно и ясно, при содействии тайно коснувшейся душам вашим благодати Божией, истину учения святых отцов, и исцелившись от этого душевного вашего недуга,
Беседа четвертая 273
принесите Богу о вашем поползновении искреннейшее покаяние, — и сподобитесь Его Божественной милости и совершенного прощения вашего согрешения.
ГЛАВА 2-я
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|