Сделай Сам Свою Работу на 5

Преп. Исихий Иерусалимский





Переходим к наставлениям о трезвении, борьбе с помыс­лами и молитве Преподобного Исихия, пресвитера Иеруса­лимского, одного из замечательнейших и глубочайших от­цов-подвижников, бывшего в молодости своей учеником св. Григория Богослова, и скончавшегося в первой четверти пя-гого века).

«Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмол-вие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им одним всегда, непрерывно и непрестанно ды-шит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения). Такая душа, часто в сокровенности, объемлет чрез призывание Христа, Единого испытующего


Беседа третья 147

сердца, от людей же всех пытается всячески скрыть свою сла­дость и свой внутренний подвиг, чтобы враг лукавый как-ни­будь скрытно не поблагопоспешествовал в ней греху и не уничтожил прекрасного ее делания» (§ 5).

«Трезвение есть твердое водружение помысла (ума) и сто­яние его у двери сердца, так что он видит, как подходят (чуж­дые) помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, что говорят и что делают сии губители, и какой демоны начертывают и возграждают образ, пытаясь, увлекши чрез него в мечтания ум, обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно, если хотим, очень разумно покажет нам искусство мысленной брани» (§ 6).



«Сугубый страх, с одной стороны от оставлений Божиих, с другой от вразумительных искушений случайностями (жиз­ни), обыкновенно рождает частость надзирательного внима­ния в уме человека, который старается заградить источник худых помыслов и дел. Для этого бывают оставления и посы­лаются нечаянные искушения от Бога, к исправлению жизни нашей, особенно когда кто вкусил сладость упокоения от до­бра сего, внимания и трезвения, и вознерадел. От частоты сей рождается навык; от этого — естественная некая непре­рывность трезвения; а от сего по свойству его мало-помалу порождается видение брани, за которым последует терпели­вая (притрудная) молитва ко Иисусу, сладостное без мечта­ний умирение ума и (дивное) состояние, из Иисуса (из соче­тания с Ним) составляющееся» (§ 7).



«Мысль, стоящая и призывающая Христа на врагов и к Нему прибегающая, подобна зверю какому-нибудь, кото­рый, быв окружен множеством псов, мужественно стоит против них, укрывшись в некоем ограждении. Издали про­видя мысленно мысленные оковы невидимых врагов, она не­престанно против них молится миротворцу Иисусу, и чрез то пребывает неуязвленною ими» (§ 8).

«Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надо­бно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее


148 Беседа третья

внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, чтобы, так как брань у него идет с соперниками гордыми демонам, всегда имеет в руке сердца помощь Христову, ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, чтобы всегда дер­жать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие, дабы, как только остро-зоркостью ума уразумеешь, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечит лукавому, как говорится: и отвещаю поно-шающим ми злая (Пс. 118: 42), не Богу ли повинется душамоя (Пс. 61: 1)? Молитву, дабы после противоречия тотчас из глубины сердца возопить ко Христу в воздыхании неизгла-голанном. И тогда сам подвизающийся увидит, как покла-няемым именем Иисуса враг его со своим мечтанием разли-ется и разогнан будет, как прах ветром, или исчезнет, как дым» (§ 20).

«Кто не имеет чистой от помыслов молитвы, тот не имеет оружия на брань, — молитвы, говорю, той, которая непре­станно действовалась бы во внутреннейших сокровенностях души, и призыванием Господа Иисуса Христа бичевала и опаляла врага, скрытно ратующего» (§ 21).

«Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смот­реть внутрь, чтоб узнавать входящих. Как только узнаешь, тотчас противоречием сокрушай главу змия и вместе с тем с воздыханием вопий ко Христу. И получишь тогда опыт неви­димого божеского заступления, и преясно узришь правость сердца» (§ 22).



Как держащий в руке зеркало и стоящий между другими многими, смотря в зеркало, видит и свое лицо, каково оно, видит и других, смотрящих в то же самое зеркало, так всеце­ло приникший в сердце свое, видит в оном свое собственное состояние, видит и черные лица мысленных эфиопов» (§ 23).

«Не может ум победить демонское мечтание сам токмо со­бою: да не дерзает на сие никогда. Ибо хитры враги наши, и притворясь побежденными, нередко отынуды, чрез тщесла­вие, подшибают борца. Против же призывания имени Иису-


Беседа третья 149

сова и минуты постоять и злокознствовать против тебя не стерпят» (§ 24).

«Смотри, не впади в сомнение, подобно древнему Израи­лю: иначе и ты предан будешь мысленным врагам. Ибо тот, избавлен будучи от египтян Богом всяческих, измыслил по­том своего себе помощника-идола слиянного» (§ 25).

«Под идолом же слиянным разумей слабый наш разум, ко­торый, пока на духов злобы призывает Иисуса Христа, удоб­но отгоняет их и с искусным умением обращает в бегство не­видимые ратные силы врага, а коль скоро сам на себя одного безрассудно дерзнет понадеяться, то падает и разбивается, подобно так называемому быстрокрылому» (§ 26).

«Как невозможно Красному морю явиться на тверди не­бесной среди звезд и как нельзя человеку, ходящему по зем­ле, не дышать здешним воздухом, так невозможно нам очис­тить сердце свое от страстных помышлений и изгнать из него мысленных врагов, без частого призывания имени Иисус-Христова» (§ 28).

«Будем же бегать вольности, как яда смертоносного; а злое стяжание забвения с тем, что от него происходит, будем вра­чевать крайне строгим хранением ума и непрестанным при­зыванием Господа нашего Иисуса Христа, ибо без Него не можем мы творити ничесоже» (§ 32).

«Как дождь, чем в большем количестве ниспадает на зем­лю, тем более умягчает ее, так и землю сердца нашего радует и веселит имя Христово, нами возглашаемое, чем чаще оно призывается» (§41).

«Не умеющий шествовать духовным путем, не заботится о страстных помышлениях, но все занят бывает только телом или чревоугодничает и распутничает, или печалится, гнева­ется и злопамятствует, и чрез то омрачает ум свой или, начи­ная чрезмерные подвиги, расстраивает и обессмысливает мысль» (§ 49).

«Как повредивший сердцевину растения, все оное иссуша­ет, так разумей и относительно сердца человеческого. Еже-


150 Беседа третья __________________________

минутно надобно внимать, потому что хищники не зевают» (§ 78).

«Если не сотворит человек воли Божией и закона Его пос-реде чрева, т. е. посреде сердца, то и вне не может он удобно исполнить их» (§ 86).

«Как чувственная соль услаждает хлеб и всякую пищу, ох­раняет мясо от гниения и сберегает в целости надолго; так разумей и об умном хранении мысленной сладости и дивно­го в сердце делания. Ибо и оно божественно услаждает и внутреннего, и внешнего человека, прогоняет зловоние ху­дых помыслов и сохраняет нас постоянно в добре» (§ 87).

«Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу; и опять, насколько не­брежно надзираешь за умом, настолько отдалишься и от Иисуса. И как первое сильно освещает воздух ума; так пос­леднее — уклонение от трезвения и сладостного призывания Иисуса обыкновенно совсем омрачает его. Естественно быть сему делу так, как мы сказали, и иначе оно не бывает. Это уз­наешь ты из опыта, когда делом испытаешь. Ибо доброде­тель, и особенно такое светородное сладостное деление, обыкновенно не иначе изучается, как опытом» (§ 90).

«Рождается божественное некое в уме состояние, от не­престанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если не будем не радеть о всегдашнем к Не­му в душе молении, о непрерывном трезвении, и об одном настоятельно необходимом деле. И воистину одно и одина­ковым образом совершаемое всегда должны иметь мы дело — призывания Иисуса Христа Господа нашего, с горением сер­дца взывая к Нему, да даст Он нам причаститься и вкусить святого имени Его. Ибо учащение есть мать навыка, как в от­ношении к добродетели, так и в отношении к пороку; а на-вык потом властвует уже, как природа. Пришедши в такое состояние, ум сам уже ищет своих супостатов, как зверолов­ный пес зайца в кустах; но сей ищет для того, чтоб пожрать, а тот, чтоб поразить и разогнать» (§ 97).


Беседа третья ] 51

«Итак, всякий раз, как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа; и тотчас увидим, что они начнут рассеивать­ся, как дым в воздухе, как научил нас опыт. Когда после сего ум останется один (без помыслов смущающих), возьмемся опять за непрерывное внимание и призывание. Так будем поступать всякий раз, как потерпим такое искушение» (§ 98).

«Когда мы недостойные сподобимся со страхом и трепе­том причаститься божественных и пречистых тайн Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвение. хра­нение ума и строгого внимания, да огнь сей божественный, то есть тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши — малые и большие — скверны. Ибо входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы, и отпушает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставля­ется свободным от беспокойной докучливости лукавых по­мыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тща­тельно сохранять ум свой, то когда опять будем сподобляться св. таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде» (§ 101).

«Забвение погашает обыкновенно хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неос­лабным трезвением вконец испаряет его из сердца. Молитва имеет нужду в трезвении, как малая лампадочка в свете све­чи» (§ 102).

«Брань мысленную надо вести так же, как ведут войну обыкновенную. Первое дело — внимание; потом, когда заме­тим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье затем дело — помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да рас­сеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не по­шел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-нибудь искусным фокусником» (§ 105).

«Как невозможно жить настоящею жизнию без пищи и пития, так без хранения ума и чистоты сердца — что есть и


152 Беседа третья

называется трезвение, — невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного или избавиться от мыслен­ного греха, хотя бы кто страхом мук и нудил себя не грешить»

(§ 109). «Впрочем, и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и чело-зеками: потому что они суть нуждницы восхищающие Царст-вие Небесное» (Мф. 11: 12) (§ 110).

«Образ внешних, чувственно-телесных подвигов есть Вет-

хий Завет, а Святое Евангелие, которое есть Новый Завет,

есть образ внимания, или чистоты сердечной. И как Ветхий

Завет не доводил до совершенства, не удовлетворял и не удос-

товерял внутреннего человека в деле Богоугождения, ничто

же бо, говорит Апостол, совершил есть закон (Евр. 7: 19), а

только грубые преграждал грехи; так разумей и о телесной

праведности и телесных подвигах, о посте, говорю, и воздер-

жании, долулежании, стоянии, бдении и прочих, кои подъем

лются обыкновенно относительно тела, и страстную часть те-

лауспокаивают от греховных движений. Хорошо, конечно, и это все, как сказано и о Ветхом Завете (что добр закон) потомучто служит к обучению нашего внешнего человека и к охранению от страстных дел. Но подвиги эти не суть охранители и от грехов мысленных, или возбранители их, то есть не сильны избавить нас от зависти, гнева и прочего» (§ 112).

«А чистота сердца, то есть блюдение и охранение ума, кое-

го образом служит Новый Завет, если соблюдается нами как должно, все страсти и всякое зло отсекает от сердца и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание самих себя и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, бемерную любовь к Богу и людям, и Божественное некое сердечное услаждение» (§ 113).

"Как ходящему по земле невозможно не рассекать этого воздуха; так невозможно сердцу человеческому не быть не­престанно бориму от демонов, или не подлежать скрытным


Беседа третья



от них воздействиям, хотя бы кто и строго проходил телес­ные подвиги» (§ 114).

«Горечью от яда худых помыслов исполняется сердце на­ше, когда, вознерадев по причине забвения, надолго отводи­мы бываем от внимания и молитвы Иисусовой. Но когда по любви к божественному, с крепким усердием, стройно на­чнем в нашем детелище мысленном (в мастерской мыслен­ной, в сердце) совершать вышереченное, то есть внимание и молитву, оно опять исполняется сладости, в чувстве услажде­ния блаженным некиим радованием. Тогда-то твердые пол­агаем мы намерения всегда ходить в безмолвии сердечном, и не ради чего другого, а ради ощущаемой от него в душе при­ятной сладости и отрадности» (§ 120).

«Наука наук и искусство искусств есть умение управляться с злотворными помыслами. Самый лучший против них при­ем и самое надежное перехитрение их состоит в том, чтобы в Господе смотреть за появлением прилога их и мысль всегда хранить чистою, как храним око телесное, им же самим ос­трозорко осматривая, чтоб не приблизилось к нему что-либо могущее повредить его, и всячески стараясь не допускать до него даже малой порошинки» (§ 121).

«Как снег не породит пламени, вода не родит огня, терн-смокв, так сердце каждого человека не освободится от бесов­ских помыслов, слов и дел, если не очистит своего внутрен­него, не сочетает трезвения с молитвою Иисусовою, не стяжет смирения и душевного безмолвия, и не будет со всем усердием тещи, поспешая в предняя. Душа, себе не внимаю­щая, неизбежно бывает бесплодна на благие и непорочные помышления, подобно бесплодному мулу; потому что и в ней нет разумения духовной мудрости. Воистину призыва­ние имени Иисусова и упразднение страстных помыслов есть сладостное дело, водворяющее мир душевный» (§ 122).

«Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах или поговорит с кем о мирских вещах, или мысленно сам в себе поразглагольствует о них, или когда у него тело и с умом


154 Беседа третья

осуеченно займется чем-либо чувственным, или когда он во­обще предается суетливости. Ибо в таком случае тотчас не­посредственно за тем теряет он теплоту, сокрушение, дерзно­вение к Богу, и ведение (сознание порядка Божия, и память о Боге; впадает в забвение о Боге и о порядках Божиих); так что поколику внимаем мы уму, потолику просвещаемся, и поколику не внимаем уму, потолику омрачаемся» (§ 127).

«Помыслы, против воли нашей появляющиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова с трез-вением, из глубин помышления сердечного» (§ 137).

«Как без большого корабля нельзя переплыть морской пу­чины, так без призывания Иисуса Христа невозможно из­гнать прилога помысла лукавого» (§ 142).

«Прекословие обыкновенно преграждает дальнейший ход помыслам, а призывание (имени Иисус-Христова) изгоняет их из сердца. Как только образуется в душе прилог представ­лением чувственного какого-либо предмета, как то: оскор­бившего нас человека, или женской красоты, или серебра и злата, или когда все это одно за другим побывает в мысли на­шей, тогда само собою явным становится, что сердце наше готово исполнить помыслы или злопамятства, или блуда, или сребролюбия. Итак, если ум наш опытен и обучен, так что умеет блюсти себя от приражений, и ясно, как днем, ви­деть обольстительные мечтания и прелести лукавых; то тот­час отпором чрез прекословие и молитвою Иисус-Христо­вою легко угашает разженные стрелы диавола, не позволяя себе устремляться вслед за мечтанием, как только оно поя­вится, ни помыслам нашим сочувственно согласоваться с призраком прилога, или дружелюбно беседовать с ним, или сосложиться с ним в шуме многомыслия, — за чем с некото­рою необходимостью, как ночи за днями, следуют худые де-лa» (§ 143).

«Слишком строгим и тяжким кажется людям душевно без­молвствовать от всякого помысла. И воистину это притрудно иприболезненно: ибо не одним только, не посвященным в


Беседа третья



тайны духовной брани, до боли тяжело бестелесное заклю­чать и удерживать в телесном доме, но и тем, которые иску­сились во внутренней невещественной брани. Но кто непре­станною молитвою содержит в персех Иисуса, тот, по Пророку, не утрудится последуя ему и дне неловеча не пожела­ет (Иер. 17: 15), ради красоты, приятности и сладости Иису­са, и врагов своих — нечистых демонов, ходящих вокруг его, не постыдится, но возглаголет к ним во вратах сердца (Пс. 126: 5), и вспять прогонит их Иисусом» (§ 148).

«Душа, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небес­ным, и там не постыдится врагов своих, имея за собою Хрис­та; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех.Только до самого исхода своего да не скучает она день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ее вскоре, по неложному божественному обетованию, которое изрек Он в притче о неправедном Су­дии: ей глаголю вам сотворит отмщение вскоре (Л. 18. 8), — и в настоящей жизни, и по исходе ее из тела» (§ 149).

«Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвени-ем сочетаем смирение и с прекословием совокупим молитву, то будем добре шествовать мысленным путем, как со светиль­ником света, с покланяемым и святым именем Иисуса Хрис­та, как выметая и очищая от греха, так и украшая и убирая дом сердца своего. Если же на одно трезвение или внимание пона­деемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, падем, быв низринуты. И начнут тогда во всем одолевать нас эти ковар­нейшие злокозненники, а мы начнем больше и больше опуты-ваться злыми пожеланиями, как сетями; или и совершенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победо­носного меча — имени Иисус-Христова, ибо только сей священный меч будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посе-кать, опалять и поядать, как огонь солому» (§ 152).

«За простыми и бесстрастными помыслами следуют страс­тные, как узнали мы из долговременного опыта и наблюде-


156 Беседа третья

ния;и первые служат входом для последних, бесстрастные для страстных» (§ 163).

«Не двинется вперед корабль без воды; не преуспеет ни­сколько и хранение ума бестрезвения со смирением и всег­дашнею молитвою Иисус-Христовою» (§ 168).

«Основание дома — камни, а сей добродетели, хранения ума, и основание, и верх — святое и покланяемое имя Гос­пода нашего Иисуса Христа. Скоро и легко потерпит ко­раблекрушение во время бури неразумный кормчий, кото­рый корабельщиков распустит, весла и паруса бросит в море, а сам заляжет спать; но еще скорее потоплена будет бесами душа, которая при начинающихся прилогах возне-радит о трезвении и о призывании имени Иисус-Христова» (§ 169).

«Что знаем, то передаем чрез Писание, и что видели, про­ходя путем, о том свидетельствуем желающим, — если хоти­те принять сказываемое вам. Сам Господь сказал: аще кто не пребудет во Мне, извержется вон, яко розга и изсшет: и соби­рают ю, и во огнь влагают, и сгарает. А иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног (Ин. 15: 5—6). Как невозмож­но солнцу сиять без света, так невозможно сердцу очистить­ся от скверны пагубных помыслов без призывания имени Иисусова. Если это истинно, как вижу, будем употреблять Его как собственное дыхание. Ибо оно (имя Иисус-Христо­во) — свет, а те (помыслы скверные) — тьма; и Он есть Бог и Владыка, а те — слуги демонские» (§ 170).

«Горе внутреннему от внешнего, ибо внутренний человек много терпит от внешних чувств. Но, потерпев что-либо, он должен употребить бичи против этих внешних чувств. Ис­полнивший то, что относится к деятельной стороне жизни, начинает уже уразумевать и то, что относится к стороне ее созерцательной» (§ 172).

«Если внутренний наш человек трезвится, то, по словам Отцов, он силен сохранить и внешнего. По их же словам, мы и злодеи демоны, обои сообща совершаем грехи: те в помыс-


Беседа третья 157

лах или мечтательных живописях изображают только пред умом грех, как хотят, а мы и в помыслах — внутри вообража­ем грех, и делом во вне совершаем его. Демоны, не имея де­белых тел и лишь посредством помыслов устрояя козни и обольщения, и себе и нам уготовляют муку. Но, если б эти непотребнейшие не были лишены дебелого тела, то грешили бы непрестанно и делами, всегда содержа в себе злое произ­воление, готовое нечествовать» (§ 173).

«Но молитва, сердечная к Господу, единословная разбива­ет их и рассеивает прелести их. Ибо непрестанно и неленос-тно призываемый нами Иисус, Бог и Сын Божий, отнюдь не допускает им даже и начать вложение в нас греха, — что на­зывают прилогом, — не допускает ни образ какой-либо пока­зать ему в зеркале мысли, ни проговорить какие-либо слова в сердце. Но если никакой образ не втеснится в сердце, то оно и от помыслов, как сказали мы, будет пусто; потому что де­моны обыкновенно чрез помыслы скрытно беседуют и на­учают злу» (§ 174).

«От непрестанной молитвы мысленный в нас воздух чист бывает от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сердца чист, то ничто не препятствует уже сиять в нем божественному свету Иисусову, — если только мы не над-ымемся тщеславием, самомнением и желанием показности, не понесемся к неосязаемому, — и не будем за то лишены по­мощи Иисусовой; потому что Христос ненавидит все тако­вое, будучи образцом смирения» (§ 175),

«Емлемся убо за молитву и смирение, — сии два оружия, коими совокупно с трезвением, как мечом огненным, опол­чаются воители против демонов. Если так будем вести жизнь свою, то каждый день и час можем радостный иметь празд­ник в сердце таинственно» (§ 176).

«Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, досто-должно безмолвствовать, и без труда трезвенствовать серд­цем, да прилипнет к дыханию твоему молитва Иисусова, — и в немного дней увидишь это на деле» (§ 182)


15 8 Беседа третья

«Очищение сердца, ради которого как смирение, так и всякое, свыше сходящее благо, имеет в нас место, не что иное есть, как то, чтоб отнюдь не попускать входить в сердце помыслам, проникающим к нему» (§ 193).

«Хранение ума, с Божиею помощью и ради единого Бога действуемое, установившись в душе, доставляет уму муд­рость в ведении подвигов по Богу; немалою также причас­тника своего снабжает оно способностью к тому, чтобы по Богу также устроять и внешние дела и слова, с рассуждением безукоризненным» (§ 194).

«Блажен, воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим, или пламя к свече. Солнце, проходя над землею, производит день; а святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчис­ленное множество солнцевидных помышлений» (§ 196).

Филофей Синайский

Переходим к преп. Филофею, игумену Синайскому, время жительства и кончины которого неизвестно, но о сочинении которого сказано в «Добротолюбии», что оно «требует боль­шого внимания: если бы кто назвал его точным истолкова­нием и верным правилом трезвения, хранения ума и чистоты сердца, не погрешил бы против истины».

«С утра должно мужественно и неотступно стоять у дверей сердца, с крепкою памятью о Боге инепрестанною в душе Иисус-Христовою молитвою, и сею мысленною стражею убивать всех грешников земли, т. е. верною усиленною и го­ре восхищающею памятью о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и брань воздвигающих помыслов» (Еп. Фео­фан. О молитве и трезвении. Препод. Филофей. § 2).

«Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием и частая против врагов устремляемая молитва, там место Бо-жие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское бо­ится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог» (§ 4).


Беседа третья 159

«Когда приобретем некоторый навык в воздержании и удалении от видимых зол, производимых пятью чувствами, то после сего возможем и сердце свое блюсти с Иисусом и просвещаться в нем от Него, и с теплым некоторым располо­жением вкушать умом благости Его. Ибо не для другого чего приняли мы закон очищать сердце, как для того, чтобы, ког­да облака злых помыслов изгнаны будут из атмосферы серд­ца и разогнаны непрерывным вниманием, мы могли, как в ясный день, чисто видеть Солнце Правды — Иисуса, и сколь­ко-нибудь просветиться в уме словами величествия Его; ибо обыкновенно они открываются не всем, а только тем, кои очищают смысл свой» (§ 8).

«Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе, во-первых, в отноше­нии к Богу, и (во-вторых) в отношении к людям. Всячески всегда должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в де­ло вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, память о прежней нашей жизни, если она припоминается, как следует. Также память о всех грехах от юности, когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечно-му благодарению Бога подвигает нас, как и всегдашняя дей­ственная память о смерти, которая при том рождает и плач радостный со сладостью, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто приводит их в память и все подробно вос­поминает. Это подает также и слезы. Сверх того истинно смиряют душу великие Божии благодеяния, именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает; ибо мы имеем брань с гордыми (неблагодарными Богу) демона­ми» (§ 13).

«Не чуждайся из самолюбия этих спасительных врачевств душевных, если ты таков, что имеешь в них нужду. Ибо ина­че ты уже не ученик Христов, и не подражатель Павла, кото-


160 Беседа третья

рый говорит о себе: несмь достоин нарещися Апостолом (1 Кор. 15: 9); а в другом месте сознается, что был прежде хуль-ником, гонителем и досадителем (1 Тим. 1: 13). Видишь ли, горделивец, вот и святой, а не забывал прежней свой жиз­ни. Да и все святые, от начала создания доныне, облачались в это последнейшее святое одеяние Божие (т. е. в смирение). Сам Господь наш Иисус Христос, будучи Бог непостижимый, недоведомый и неизглаголанный, в продолжение всей Своей во плоти жизни, облечен был в смирение, так что святое сми­рение праведно должно именоваться и Божественною добро­детелью, и Владычнею заповедью, и облачением. Также Ан­гелы и все оные светлые Божественные Силы проходят и хранят сию добродетель, ведая, каким падением пал возгор­дившийся сатана и как он, в пример того, как надлежит стра­шиться падения (в сей грех) Ангелам и людям, лежит лука­вый в бездне, за гордость свою явленный бесчестнейшим пред Богом паче всякой другой твари. Знаем мы и то, каким падением пал Адам из-за гордости. Имея пред очами такие примеры сей высокотворной добродетели, будем всегда сми­рять себя всячески, сколько сил есть, пользуясь указанными выше врачевствами. Смирим себя душою и телом и в мудро­вании, и в желании, и в речах, и в помышлениях, и во внеш­нем виде, и внешне, и внутренне. О чем особенно надобно заботиться, это чтобы сущий за нас Иисус Христос, Сын Бо­жий и Бог, не стал против нас. Ибо Господь гордым проти­вится, смиренным же дает благодать (Прит. 3: 34). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, говорит Спаси­тель (Мф. 11:29)»(§ 14).

«Душа (грехолюбивая), как стеною будучи ограждена и ок­ружена духами злобы, связуется узами мрака, — и по причи­не этого окружающего ее мрака, не может молиться, как сле­довало бы; ибо связуется им втайне (в сокровенностях и глубинах своих, или сама не ведая, как), и слепотствует внут­ренними очами. Но когда она положит начало молитвенно­му к Богу прибеганию и станет по силе трезвенствовать в мо-


Беседа третья 161

литве, тогда мало-помалу начинает она разрешаться силою молитвы; иначе же разрешиться ей от тьмы нет никакой воз­можности. В это время познает она, что есть внутрь в сердце иное борение, иное сокровенное противоборство, иная во­йна в помыслах, от духов злобы возбуждаемых, как свиде­тельствует и святое Писание, когда говорит: аще дух владею-щаго взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10:4). Место же ума есть твердое стояние его в добродетели и трезвении. Есть стояние и в добродетельной и в грешной жизни. Ибо писание говорит: Блажен муж, иже не иде на совет нечести­вых и на пути грешных не ста (Пс. 1: 1). И Апостол учит: Ста-ните препоясаны чресла ваша истиною (Еф. 6: 14)» (§ 19).

«Крепко накрепко да держим Христа; ибо немало таких, кои всячески покушаются поять Его из души. И сами не до­пустим до того, чтобы Иисус уклонился, народу (толпе) по­мыслов сущи на месте души (Ин. 5: 13). Но удержать Его не­возможно без болезненного труда душевного. Потрудимся осязать следы жития Его во плоти, чтобы и свою жизнь про­водить нам смиренно. Восприимем в чувство страсти Его, чтобы соревнуя Ему, терпеливо переносить все скорбное. Вкусим неизреченного его смотрительного о нас снисхожде­ния, чтобы от сладкого вкушения сего душою познать нам, сколь благ Господь. Надо всем же сим, или прежде всего се­го, да веруем Ему несомненно во всем, что говорит Он, и каждодневно да чаем промышления Его, на нас обращенно­го, и что ни случится, что ни встретим, будем принимать то с благодарностью, любовью и радостным довольством, да на­учимся смотреть на Единого Бога, Который всем управляет по Божественным законам премудрости Своей. Когда сдела­ем все это, тогда недалеко будем от Бога. Благочестие есть конца не имеющее совершенство, как сказал некто из бого-носных и совершенных в духе мужей» (§ 20).

«Сладостная память о Боге, т. е. о Иисусе, с гневом сердеч­ным и огорчением спасительным, обыкновенно разрушает все обаяния помыслов, разные внушения, слова, мечтания,

6 Зак. 71


162 Беседа третья

мрачные воображения, и, кратко сказать, все, чем вооружа­ется и с чем дерзостно выступает всегубительный враг, ища поглотить души наши. Иисус, будучи призываем, все попа-ляет легко. Ибо ни в ком другом нет нам спасения, кроме Христа Иисуса. Это сказал и Сам Спаситель, говоря: без Ме­не не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5)» (§ 22).

«С крайним напряжением внимания блюди свой ум. Как только заметишь помысл, тотчас воспротиворечь ему, но вместе с тем спеши призвать Христа Господа на отмщение. Сладчайший же Иисус, когда ты еще будешь говорить, ска­жет: Се с тобою Я, чтобы подать тебе заступление. Но ты и после того, как, по молитве твоей, все эти враги усмирены будут, опять продолжай усердно внимать уму. Вот снова во­лны (помыслов), множайшие прежних, одни за другими ус­тремятся на тебя, так что от них будто уже погружается ду­ша, как в пучину, и готова погибнуть. Но и Иисус опять, возбуждаемый учеником, яко Бог запрещает злым ветрам. Ты же, улучив свободу от вражеских нападений, на час или минуту, прославь Спасшего тебя, и углубись в помышление о смерти» (§ 26).

«Не будем отрицаться и от трудов телесного подвижничес­тва: ибо как из земли пшеница, так от них произрастает ду­ховная радость и опытность в добре. Не будем ложными ум­ствованиями отклонять требование совести, потому что она внушает нам спасительное и деятельное, и всегда изрекает, в чем долг наш и к чему мы обязаны, особенно, когда бывает очищаема живым, деятельным и тонким трезвением ума. В этом случае она, по причине чистоты своей, обычно износит ясный суд достодолжный и решительный, — исключающий

всякое колебание. Ради всего этого не должно сбиваться с пути ложными умствованиями; ибо она внутри возвещает нам жизнь, угодную Богу, и строго обличая души, если она осквернила смысл грехами, показывает способ исправления прегрешений, внушая сердцу падшему покаяться и указывая ему врачевство со сладостным убеждением» (§ 28).


Беседа третья 163

«Дым, выходящий из дров, тяжел бывает для очей; но по­том показывает им свет и услаждает тех, кому прежде причи­нял неприятность. И внимание, держа непрестанно в напря­жении умные очи,утомляет и тяготит голову. Но Иисус, призываемый в молитве, пришедши, просвещает сердце. Па­мять о Нем, вместе с осиянием (внутреннего нашего) достав­ляет и высочайшее из благ (т. е. Самого Господа») (§ 29).

«Многие из братии не знают прелести ума, которую пре­терпевают от демонов. Они прилежат тому, чтобы быть ис­правными в делах, не заботясь об уме, и проводят жизнь в простоте и бесхитростности. Думаю, что не вкусивши сер­дечной чистоты, они совсем не знают тьмы внутренних страстей. Те, которые не знают брани, о коей говорит св. Па­вел, неокачествовались, быть может, опытно и добром, и только делом совершаемые грехи почитают падениями, не беря в счет мысленных побеждений и побед, которых не ви­дит чувственное око, потому что они сокровенны и ведомы только единому подвигоположнику Богу, и совести подви­зающегося. К таковым, кажется, сказано следующее слово Писания: говорят: мир, мир, и не бяше мира (Иез. 13: 10). О тех братиях, которые от простоты находятся в таком состо­янии, молиться надобно, и научать их, сколько можно, что­бы удалялись не от видимых только худых дел, но и от того зла, которое действует в сердце. У тех же, кои имеют божес­твенное желание — очистить душевное око (собственно, зрительность души), иное есть делание Христово, и иное та­инство» (§ 37).

На этом мы кончаем выписки из преп. Филофея Синай­ского и переходим к великим старцам Варсонофию и Иоанну, подвизавшимся в Палестине в шестом веке.

И. Разрешите, батюшка, остановить вас и предложить вам некоторые вопросы. Ответьте мне на них так, как бы вы от­ветили простому, рядовому мирянину, ничего не понимаю­щему в вопросах внутренней духовной жизни. Последние два отца, преп. Исихий и преп. Филофей, говорят о помыслах, о


164 Беседа третья

борьбе с ними, о внимании, о внутреннем трезвении, о блю-дении ума и сердца. Первый вопрос, который у меня возни­кает, есть вопрос о помыслах. Отцы говорят, то нужно стре­миться к очищению себя от помыслов, и не только от дурных, но и вообще от помыслов... Как нужно понимать это? Неужели нужно ни о чем не думать и не иметь в голове никаких мыслей? Помыслы и мысли — одно ли это и то же? Или их нужно различать? И как тогда понимать слово «по­мыслы»? Это первый мой вопрос. А второй вопрос заключа­ется в том, существует ли какая-нибудь связь между очище­нием от помыслов и Иисусовой молитвой?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.