|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 10 глава
В то же время количество и характер ошибок, допускаемых при выполнении учебных заданий, также определяют успеваемость учеников. Исполнительские ошибки можно разделить на грубые — когда часто нарушаются элементарные основы техники движения, плохо воспринимается ритм и характер музыки; второстепенные — когда ученик изредка нарушит некоторые детали техники движения, не всегда ритмичен и музыкален; малозначащие — случайное и редкое нарушение техники движения, незначительные музыкально-ритмические погрешности.
Количество ошибок и их характер могут оказаться самыми различными, но не все они должны приниматься во внимание при оценке успеваемости. Учитывать надо только те ошибки, которые при самом настоятельном требовании преподавателя учащиеся не исправили и продолжают их повторять на следующих уроках. Ошибки, которые ученик не может исправить в силу своих еще не окрепших физических данных, но при этом проявляет незаурядные музыкальные и актерские способности, рекомендуется учитывать строго, не умаляя, однако, вышеуказанных достоинств, ибо объективно данный предмет подготавливает учащихся к другим танцевальным дисциплинам, актерскому мастерству и к сцене вообще. Успеваемость во многом определяется прилежанием, но его, конечно, не следует возводить в степень таланта; а талант без правильного отношения к труду является лишь неиспользованной потенциальной возможностью. Бывают случаи, когда очень способный ученик с отличными данными не желает всегда хорошо трудиться. А серьезное отношение ученика к его повседневным обязанностям зависит в значительной мере и от самого преподавателя. Каков личный пример преподавателя, его опыт, требовательность и педагогическое мастерство, таково и отношение его питомцев к учебной работе и в конечном итоге — результат успеваемости. Поэтому, учитывая прилежание ученика при оценке успеваемости, преподаватель должен быть особенно объективен и самокритичен. Если прилежание недостаточно активно и устойчиво, необходимо, прежде всего, выяснить причину этого факта и только тогда делать вывод — либо исправить собственные недочеты в работе, либо при помощи убеждения и даже строгого взыскания заставить ученика отказаться от его ошибочного отношения к труду (происходящего, быть может, от дурного влияния извне). В том случае, когда ученик упорно не желает изменить своего отношения к работе, преподаватель обязан снизить ему оценку.
Не менее важным фактором отношения ученика к занятиям является его внешний вид. Он всегда должен быть не только внутренне собран, но и аккуратно одет в хорошо сидящий на его фигуре танцевальный костюм, включая туфли и т. д. Словом, за внешним видом ученика, его личной гигиеной и манерами общения (со своими сверстниками и взрослыми) надо следить тщательно, так как все это понадобится будущему артисту не только в личной жизни, но и на сцене.
Ученики должны успевать не только по специальным дисциплинам, но и по всем общеобразовательным предметам. Проверять эту успеваемость рекомендуется путем прямого контакта с классным руководителем. В случае необходимости ученику следует напоминать, что артист советского балетного театра должен быть всесторонне образованным и воспитанным человеком и что недостаточность в его знаниях, небрежность в поведении и внешнем виде может самым отрицательным образом сказаться на исполнительской культуре.
Все сказанное выше рекомендуется в какой-то мере отражать в оценке успеваемости, так как это тоже имеет самое прямое отношение к формированию личности и специальности будущего танцовщика.
Говоря о профессиональных данных учащихся, следует отметить, что они во многом определяют собой успеваемость ученика, а в театре — квалификацию и характер работы артиста балета.
Профессиональные качества учащихся слагаются из внешних данных: телосложение, пропорциональная стройность фигуры, рост; психофизических данных: внимание, память, воля, активность, ловкость (свободная и точная координация движения), мышечная сила, гибкость и выносливость всего двигательного аппарата; музыкально-актерских данных: музыкальность, эмоциональность, творческое воображение. Конечно, это разграничение очень условное, но оно позволяет ясно представить себе, из каких факторов слагается комплекс профессиональных данных ученика.
Сценическая практика показывает, что некоторые танцовщики при весьма скромных внешних физических данных достигали и достигают иногда высокохудожественных актерских результатов. Бывает наоборот, при вполне хороших внешних физических данных в сочетании с отличной техникой движения они не могут создать сколько-нибудь живого, глубоко волнующего сценического образа.
1 В первом классе письменные домашние работы можно давать лишь со второго полугодия, когда уже накопится учебный материал, а учащиеся освоятся со спецификой изучения самого предмета.
32(99-101)
Следовательно, артистизм ученика должен высоко цениться преподавателем. Не замечать и не учитывать эту особенность дарования — значит не видеть главного в ученике.
Оценивая профессиональные данные, некоторые преподаватели допускают просчет, когда предъявляют всем своим ученикам однотипные требования, рассматривают их только как будущих исполнителей классического танца и только ведущих ролей балетного репертуара, забывая при этом, что жанровый уклон и квалификация артиста балета бывают различными.
Исполнительские данные каждого ученика должны всесторонне оцениваться преподавателем классического танца, так как предмет этот является ведущим в системе профессионального хореографического образования. Но преподаватель классического танца обязан знать, как успевают его ученики по воем специальным дисциплинам. Это поможет вернее и глубже определить уклон их будущей сценической деятельности, еще в школе выявить особенности профессиональной одаренности учеников и определить профиль их специализации.
Преподаватель классического танца обязан принимать во внимание, что для некоторых учеников профилирующей дисциплиной может стать народно-сценический танец и что заниженная отметка в данном случае неуместна, она может принести ученику только вред, травмировать его психику.
Аналогичная ситуация может возникнуть с учеником, который обладает отличными актерскими способностями, но посредственными внешними и физическими данными. Такому ученику также нельзя выводить заниженную отметку по классическому танцу по тем же причинам.
Руководствуясь вышесказанным, отметку «5» можно поставить ученику, если он исчерпывающе знает объем учебной программы, все правила выполнения пройденных движений и приемов, умеет без затруднения, достаточно активно, точно, устойчиво, гибко и мягко выполнять всевозможные учебные задания при любом их видоизменении, ошибки допускает малозначащие, только при выполнении сложных учебных заданий; безукоризненно относится к повседневной работе; все замечания и указания преподавателя воспринимает очень активно, иногда сам задает встречные вопросы преподавателю (разумеется, с его разрешения); телосложение имеет стройное, пропорциональное; двигательный аппарат сильный, выносливый, гибкий и легко подвижный. Обладает хорошо развитым вниманием, отличной музыкальной и хореографической памятью, врожденным чувством ритма, эмоциональностью восприятия музыки, живым и ясным творческим воображением, хорошим исполнительским вкусом, волевым и целеустремленным характером и, наконец, яркой исполнительской индивидуальностью.
Отметку «3» можно поставить ученику, если он удовлетворительно знает объем учебной программы и правила выполнения изученных движений, хорошо справляется с выполнением простых и привычных (по своему построению) учебных заданий, но не всегда правильно и экономно распределяет свои силы; допускает различные ошибки, иногда грубые; хорошо относится к повседневной работе, не нарушая дисциплины в классе; замечания преподавателя принимает активно, но не всегда; телосложение имеет пропорциональное, двигательный аппарат в целом довольно подвижный, но недостаточно сильный и выносливый; внимателен; обладает хорошей памятью, удовлетворительным чувством ритма; достаточно музыкален, творчески активен, но исполнительская индивидуальность (включая и внешние данные) не отличается примечательными свойствами.
Здесь приводятся слагаемые оценок «5» и «3», так как они дают достаточное представление о тех требованиях, которые должны предъявляться: к успеваемости учащихся. Эти примеры надо рассматривать не как учетный стандарт, а лишь как ориентировочные случаи, заключающие в себе сумму показателей, из которых слагается оценка успеваемости ученика. Данные оценки могут уточняться детальнее по линии изучаемых приемов и отдельных движений или, напротив, если все ясно, обосновываться с предельной краткостью и лаконичностью.
И, наконец, надо еще раз напомнить, что оценка каждому ученику должна выводиться не«сухо» арифметически, а с некоторым творческим прогнозом на будущее и, конечно, доброжелательным. Успехи каждого ученика находятся все время в стадии совершенствования. Поэтому оценивать их надо не отдельно от будущей сценической деятельности, а как еще очень молодое, не окрепшее, но непрерывно растущее поколение исполнителей. И чем младше ученик, оценивать его успеваемость надо осторожнее, любовнее и дальновиднее.
К сказанному следует добавить, что, оценивая успеваемость учащихся, преподаватель обязан указать каждому из них, почему выставлена такая отметка и как надо исправить свои недостатки. Только тогда оценка успеваемости может стать подлинным и сильнейшим воспитательным средством, которое будет стимулировать ученика на достижение наилучших учебных результатов.
* * *
Известно, что профессия хореографа подразделяется на четыре специальности: балетмейстер, исполнитель-танцовщик, репетитор, преподаватель.
Все эти специальности теснейшим образом связаны между собой и вместе с тем отличаются друг от друга. Балетмейстер создает хореографические произведения. Танцовщик средствами своего искусства воплоплащает замысел балетмейстера. Репетитор подготавливает танцовщика к сценическим выступлениям. Педагог в театре сохраняет и повышает исполнительскую квалификацию танцовщика. Преподаватель хореографической школы готовит молодые кадры исполнителей.
Итак, на вопрос, что же является главным в работе начинающего преподавателя хореографического училища, можно ответить кратко — все.
Однако следует выделить некоторые специфические особенности этой специальности, чтобы понять ее в целом. Надо отлично знать школу классического танца, ее направление и приемы работы; уметь планировать и учитывать свою работу; любить своих учеников, но быть к ним всегда и во всем предельно требовательным.
Все это суммарно, при наличии подлинной профессиональной ответственности, трудолюбия, воли, выдержки и таланта поможет начинающему преподавателю стать со временем опытным мастером своего дела.
Конечно, исполнительский опыт и талант исключительно важны в работе начинающего преподавателя, так как природа танца и его техника познаются через исполнительство, но осмыслить специальность педагога, следовательно, и овладеть ее подлинным мастерством, без вышеуказанных знаний и умений невозможно.
Методический самоанализ — обязательное условие в работе преподавателя. Компиляция, копиизм — направление, чуждое советской педагогической мысли и школе классического балета в частности.
И чем глубже проникнет начинающий преподаватель в суть своей специальности, тем более творческим и продуктивным станет его труд.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
В этой части книги излагаются упражнения (учебный материал), принятые школой классического танца. Все упражнения распределяются по группам и главам в зависимости от их общих признаков построения, названия и сложности исполнения. Сначала описывается построение упражнения, причем отдельно указывается положение и движение ног, затем рук, корпуса и головы. Далее, по тому же принципу, излагаются особенности исполнения и приемы изучения того же упражнения, включая первоначальные учебные примеры и сведения музыкально-ритмического порядка. Кроме того, в конце некоторых упражнений рассматриваются их разновидности, если они существуют. Такая форма изложения позволяет подробно, как бы в «партитуре» прочесть все детали изучаемого упражнения и, следовательно, полнее понять его учебно-исполнительские особенности в целом.
Рисунки фиксируют только схему отдельных положений или движений и только таких, динамику которых можно изобразить. Пируэты, tours в воздухе, заноски и т. д. не даются в рисунках, они заняли бы слишком много места без видимой пользы. Кроме того, основа самых сложных движений показана в предварительных рисунках и в своем повторении не нуждается.
Данная книга не является самоучителем, поэтому в тексте приводятся рисунки, самые необходимые для работы начинающего преподавателя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|