ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 7 глава
21(СТР63-66)
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности. От того, как преподаватель входит на урок, как держится на всем его протяжении, показывает учебные задания и т. д., зависит накопление определенных впечатлений и опыта впамяти ученика. Поэтому все действия учителя должны отличаться строгим педагогическим расчетом, выдержкой, простотой, вкусом, неподдельной увлеченностью и любовью к ученикам.
К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.
В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.
Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика. Исключения, конечно, могут быть, но двух- и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания.
Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Ее рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.
Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т. д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству скульптурности и музыкальности — различно. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в его учебной работе, а затем и в сценической жизни. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного, но формального, а не творческого метода обучения.
Чувство танцевального движения и позы, свойственное возрасту и психике учащихся, должно быть по технике точным и музыкальным, но свободным от слепого подражательства, которое всегда ведет к укоренению внешнего пластического штампа и позерства, лишая танец подлинной художественной свободы. Ученик должен во всем брать пример со своего преподавателя и неуклонно выполнять его волю, но, воспринимая показ, всегда оставаться самим собой.
Существует мнение, что ученики должны вначале научиться твердо «стоять на ногах», не проявляя исполнительской индивидуальности, которая, мол, выявится «после», в свое время, во время сценической практики. Конечно, вначале осваиваются «азы» танцевальной техники, элементарная способность управлять своим телом без мышечного перенапряжения, и только потом ведется работа по выявлению исполнительской индивидуальности ученика, его творческой активности и музыкальности.
Все это верно, но верно и то, что индивидуальность учащихся воспитывается не только при помощи сценической практики и на занятиях по актерскому мастерству, а главным образом и раньше всего путем проявления в простом физическом действии своей воли, своего творческого отношения к труду, к технике движения, к пластике танца, воспринимаемой музыке и характеру упражнений.
Если же учащийся всецело увлечен только работой мышц, точной формой и ритмом движения, значит, он далек от развития своей индивидуальности, чувства свободного творчества, нацеленного на познание коренных основ искусства театрального танца, и занят лишь внешним подражательством, может быть, и очень хорошей исполнительской манере своего преподавателя.
Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет ученику обрести творческую индивидуальность. Стремление к творчеству живет в каждом ученике, его надо только поддерживать, воспитывать и развивать с детских лет. Пусть вначале проявление творческого «я», своей воли будет не вполне решительным, но свободным даже в самом элементарном упражнении и уж, конечно, не за счет академической точности движения.
Проявление индивидуальности не дает права ученику нарушать исполнительские законы движения. Становление индивидуальности надо понимать только как воспитание одаренности ученика, а не как нарушение учебной и сценической дисциплины.
Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.
Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если же комбинированное задание выполнено неправильно с одного четкого показа, значит, оно построено слишком сложно или ученик был невнимателен.
Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.
Например, в заданиях экзерсиса следует показывать только основное звено, основной рисунок их построения, без дальнейшего повторения. Adagio лучше показывать полностью. Прыжки простые можно показывать так же, как движения экзерсиса, сложные — целиком. И все же цо возможности следует на всем экономить время, но не за счет правильности характера и музыкальности показа.
Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить. Всякий показ в младших классах должен отвечать девяти-одиннадцатилетнему возрасту ученика, а не взрослого танцовщика. Иначе польза такого показа превратится в свою противоположность, и ученики, подражая преподавателю, утвердят в своей памяти столь неприятную и несвойственную им манеру движения взрослого «артиста-карлика».
В средних классах показ также необходим, но уже в меньшей мере. Возраст, сознание и техническая подготовленность позволяют ученикам быстрее запоминать и осваивать новые движения, хотя программа в этих классах весьма обширна и трудна. Следует упомянуть еще раз, что повторный показ педагога во всех случаях должен происходить лишь тогда, когда это действительно необходимо. Показ не должен заменять собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать значительно короче, содержательнее и образнее в устной форме.
В старших классах значение показа столь же велико, но пользоваться им следует еще экономнее, так как чрезмерность его по отношению к слову свидетельствует о неумении педагога вызвать у ученика внутренний посыл к действию. Нельзя сводить показ к языку глухонемых. Мышление, а следовательно, и память учащихся должны воспитываться прежде всего на основе самостоятельного и активного понимания учебной задачи, в меру подкрепленной наглядностью показа, а не наоборот.
Словом, наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика, но только в том случае, если показ проводится в единстве с выразительной силой слова и музыки. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные творческие возможности учащихся, а не создавать своих подражателей. Исполнитель в этом случае должен отойти в преподавателе на второй план и уступить место педагогу.
Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Мастерство будущего танцовщика не может формироваться удовлетворительно, если в его памяти ежеурочно будут фиксироваться хореографически и технически неправильные исполнительские приемы движения. Опыт показывает, что переучивать всегда значительно труднее, чем научить сначала.
Развитие моторной памяти учащихся требует от преподавателя тонкой ювелирной работы, большой выдержки и самое главное — отличного знания школы классического танца. Поспешность, несистематичность, нерегулярность занятий здесь совершенно недопустимы.
22(СТР66-67)
Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у будущего танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения. Естественно, что ни одно из этих качеств невозможно без хорошо развитой физической силы, выносливости, воли, выдержки, внимания, музыкальности, правильного обучения и профессиональных способностей ученика.
Хорошо отработанная моторная память позволяет танцовщику действовать творчески наиболее свободно, по-настоящему музыкально и технически совершенно.
Все рассмотренные выше исполнительские элементы школы классического танца должны осваиваться будущим артистом профессионального балетного театра на основе планированной учебной работы, а не произвольно.
ГЛАВА ВТОРАЯ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В хореографическом училище вся работа направляется документом, который называется учебным планом. Содержание его определяется целями и задачами воспитания всесторонне развитого и высококвалифицированного артиста советского балетного театра.
Учебный план включает ряд общеобразовательных и специальных дисциплин, намечает количество часов, отведенных на их изучение и систему прохождения учебного материала по годам обучения.
Здесь важно отметить, что в советских хореографических училищах существуют две программы: с восьмилетним сроком обучения и шестилетним, сокращенным.
Планируются эти сроки с учетом возраста ученика и тех задач, которые ставит перед собой учебное заведение.
Но каковы бы ни были эти задачи, можно смело утверждать, что для будущих артистов балетного театра начинать осваивать школу классического танца необходимо с девяти-десятилетнего возраста и заканчивать к восемнадцати-девятнадцати годам. Именно в этом возрастном периоде организм ученика наиболее податлив, гибок и восприимчив в своем психофизическом развитии, что позволяет овладевать школой классического танца наиболее естественно, основательно, без спешки, в более стабильном, углубленном плане.
В то же время подростки двенадцати-четырнадцати лет, проходя сокращенный курс обучения, в первых двух-трех классах могут больше понять и запомнить, но в дальнейшем из-за переуплотнения учебной программы (а она достаточно велика, трудна и сложна) не успевают так же органично проникнуться подлинно музыкальным чувством танца, как будущий артист балета, начавший обучаться с девяти-десятилетнего возраста1.
Именно с детских лет ученик должен основательно вникать, «вживаться» в технику классического танца и ее элементы, чтобы затем на сцене «не думать» о преодолении тягот физического напряжения, а все свои морально-волевые и психические силы отдавать созданию образа в танце.
Конечно, исключения бывают, но очень редко, когда особо талантливые подростки или юноши отлично осваивают искусство классического танца, начиная заниматься с четырнадцати-, шестнадцати- и даже восемнадцатилетнего возраста. Но это только еще раз подтверждает опыт старейших хореографических училищ Москвы и Ленинграда, что скоро и хорошо бывает очень редко и не у всех и что исполнительское мастерство и культура воспитываются не благодаря сокращению сроков обучения, уплотнению учебной программы и более старшему возрасту ученика, а свободным распределением и освоением материала программы на протяжении всего курса обучения и нормальным психофизическим формированием организма учеников, то есть примерно с девяти-десяти до восемнадцати лет включительно.
И вопрос заключается даже не в том, сколько лет надо изучать классический танец, а, скорее, в том, с какого возраста надо познавать его выразительные средства, его язык, которым, конечно, будущий артист балета должен овладеть технически совершенно, виртуозно, художественно свободно, гибко и музыкально. Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона.
А ведь детство особенно восприимчиво к прекрасному — музыке и танцу. Именно детство — время огромной эмоциональной насыщенности, впечатляемости, мечты и активности действий.
Советский балетный театр требует от профессиональной школы основательно, а не ускоренно подготовленные кадры актеров-танцовщиков. Тем более что мужское исполнительское искусство в советском классическом балете за последние годы стало занимать весьма значительное место по оригинальности хореографических композиций, монументальности создаваемых образов и виртуозной технике.
Особенно ярко это сказывается в балете А. Хачатуряна «Спартак» в постановке лауреата Ленинской премии Ю. Григоровича.
И если театр продолжает совершенствовать мастерство молодого танцовщика, то школа обязана дать ему действительно выдержанные профессионально и выверенные временем исполнительские основы, то есть такой фундамент, который осознан и скреплен единством воспитания детского, отроческого и юношеского возраста.
Короче, практика подсказывает, что во всех хореографических училищах наиболее целесообразен восьмилетний курс обучения с подготовительным отделением в один год. Все это говорится потому, что не только опытный, но и начинающий преподаватель должен уметь разбираться во всех особенностях составления учебного плана и активно вносить свои коррективы для его усовершенствования. От этого зависят успехи не только учителя, его учеников, но и хореографического училища в целом и тем более балетного театра.
Время, отведенное в восьмилетнем учебном плане на изучение классического танца, равно (и должно равняться) двенадцати академическим часам в неделю. Такое количество часов необходимо, так как данный предмет в системе хореографического образования среди других танцевальных дисциплин занимает ведущее место, о чем уже говорилось выше в связи с положительным использованием многих выразительных средств классического танца в других жанрах театральной хореографии.
Стремление сократить количество часов по каким-либо причинам нежелательно. Это ведет, как правило, к снижению уровня профессиональной подготовленности ученика, к поверхностному усвоению учебной программы предмета.
Вместе с тем шестилетний срок обучения имеет свои положительные стороны. Он позволяет принимать тех талантливых подростков, которые по каким-либо причинам не смогли в детском возрасте поступить в хореографическое училище на восьмилетнее отделение. Таких учеников училище обязано принимать на шестилетнее отделение и, может быть, подготавливать индивидуально, по особому учебному плану, у лучших учителей.
Если для балетного театра, например ГАБТ СССР, училище будет выпускать ежегодно по одному ведущему солисту, — это уже отлично. В течение восьми лет может образоваться сильнейший ведущий состав танцовщиков, независимо от того, на какое отделение они были приняты первоначально.
* * *
Следующим документом организации работы преподавателя является программа предмета, составляемая на основе учебного плана и устанавливающая содержание, систему и объем знаний, которые должны быть усвоены учащимися1.
Каждый учебный год в этой программе неразрывно связан с последующим. В младших классах (первый — третий) закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может крепнуть и развиваться мастерство будущего танцовщика. В средних классах (четвертый — шестой), опираясь на подготовленный в младших классах фундамент, ученики осваивают и развивают более трудные исполнительские приемы. Наконец, в старших классах (седьмой - восьмой) окончательно завершается и совершенствуется наиболее сложная часть программы, опирающаяся на достигнутое в предшествующих классах.
Если один из разделов программы будет проработан преподавателем технически и художественно неполноценно, то в общем курсе обучения образуется непоправимый изъян, который не всегда удается успешно выправить. Поэтому ошибочно рассматривать отдельные периоды обучения как наиболее ответственные и главные.
1 Обучение некоторым видам музыкального исполнительства (рояль, скрипка, виолончель) тоже предпочтительно начинать с детских лет.
1 Речь пойдет о программе восьмилетнего курса обучения.
23(СТР69-72)
Каждый из них одинаково труден и ответствен по своему значению, ибо выполнение всей программы зависит от общей суммы знаний и навыков, приобретенных учащимися в школе, от того коллектива учителей, который способен квалифицированно выполнить эту задачу, а художественное руководство хореографического училища методически и творчески сплотить этот коллектив.
Выполняя годовую программу, необходимо тщательно укреплять и развивать то положительное, что приобрели учащиеся в предыдущем году, тщательно отрабатывая все то, что осталось еще недостаточно хорошо усвоено.
Если учащиеся по каким-либо причинам недостаточно хорошо усвоили программу предшествующего года, тогда прохождение нового материала следует задержать, а может быть, даже вернуться назад для того, чтобы исправить допущенные ранее оплошности. Только после этого можно продолжать прохождение нового материала. Программа составлена, как уже говорилось выше, с учетом возраста учащихся, всех особенностей данного предмета и заключает в себе тот минимум, к выполнению которого необходимо стремиться неуклонно. Однако в школе учатся дети различной одаренности, следовательно, и результаты обучения будут отличаться друг от друга. Не все из них могут освоить высокую степень техники классического танца. В таком случае педагог обязан сделать все от него зависящее, чтобы ученик добился лучших результатов.
Если же это невозможно, то программа для данного ученика должна считаться исчерпанной.
Пусть результаты обучения будут неодинаковы, но все окончившие школу должны овладеть исполнительской культурой танца в пределах своих профессиональных возможностей. Поэтому весь курс обучения необходимо рассматривать не только как освоение учащимся техники движения, а как воспитание будущего танцовщика, который мог бы свое мастерство применить в создании художественного танцевального образа.
Успешное выполнение программы зависит от правильного и своевременного освоения нового учебного материала. Порядок полноценного прохождения отдельных движений в каждом классе указан в программе в связи с последовательностью ее изложения. Этого порядка и следует придерживаться. Но в программе не указано, как надо приступать к изучению того или иного движения, при помощи каких учебных приемов и музыкально-ритмических раскладок освоить исполнительскую технику танца, то есть изучать движение как бы по складам, каким путем воспитывать музыкальность, артистизм и индивидуальность ученика.
Такого рода сведения можно почерпнуть в учебниках, учебных пособиях или у опытных мастеров школы. Все это дает возможность начинающему преподавателю планомернее изучать программу предмета и увереннее постигать свою специальность.
Вместе с тем не всегда и не каждая заимствованная методическая рекомендация может оказаться полезной на практике, если эта рекомендация слишком сложна или проста по отношению к профессиональным возможностям учеников и не находится в строгом соответствии с возрастом, знаниями, способностями и длительностью обучения будущего танцовщика (6 и 8 лет)1.
Поэтому, по мере накопления опыта необходимо находить? свои, индивидуальные, творчески обоснованные суждения и выводы, свои приемы работы, выработанные практикой как в области воспитания, так и обучения. Утверждать незыблемость одних и тех же методических рекомендаций во всех случаях учебной практики — значит сводить искусство учителя к стандарту и неизменной рецептуре.
Лучшие школьные традиции методики преподавания классического танца надо не только бережно охранять, но и творчески пытливо развивать.
Вообще преподавание данной дисциплины в хореографических училищах, как правило, предусматривает артиста балета (лучше солиста или ведущего, танцовщика) с полным и законченным исполнительским образованием, то есть человека профессионально грамотного, хорошо знающего школу и сцену. Иначе никакие, даже самые авторитетные и квалифицированные методические рекомендации не помогут преподавателю всесторонне и в должном качестве вести свою работу.
В программе также не указано, когда именно, в какой период учебного года следует приступать к изучению того или иного движения, то есть отсутствует календарный план ее прохождения.
Правильное планирование прохождения учебной программы в значительной мере способствует успеваемости учащихся.
Принимая во внимание количество часов, отведенное для освоения программы, и возможности учащихся, преподаватель составляет календарный план работы на весь учебный год.
В первой четверти во всех классах (кроме первого) необходимо отвести достаточное время для повторения движений, пройденных в предшествующем классе, и постепенного приведения организма учащихся в состояние полной профессиональной работоспособности. В среднем на это надо отвести недели две-три. Остальное время первой четверти отводится на прохождение наиболее простых элементов программы и усложненного сочетания движений, пройденных в предшествующем классе.
Во второй четверти можно планировать изучение более сложных элементов программы и более сложные комбинированные упражнения, чем в первой четверти учебного года.
В третьей четверти, после зимних каникул, рекомендуется запланировать время на приведение организма учащихся в должную профессиональную готовность и на повторение учебного материала второй четверти. На это отводится примерно две недели. На третью четверть планируется изучение наиболее трудных элементов программы и наиболее сложная координационная работа с движениями, пройденными в первом полугодии. Собственно, в третьей четверти рекомендуется заканчивать изучение программы во всех классах, кроме первого, где в течение всего года изучается первооснова классического танца, а работа над координацией движений еще невелика. Поэтому и последняя четверть в первом классе почти вся используется для изучения наиболее сложных движений, входящих в его программу. Последние две недели посвящаются подготовке к экзамену.
В четвертой четверти предусматривается вводный период занятий после весенних каникул (так же, как и после зимних) в течение примерно одной недели. Затем начинается координационная работа с привлечением всего пройденного материала, что, собственно, является завершающим периодом освоения всей годовой программы и подготовкой к экзамену. В первом классе подготовка к экзамену планируется в конце четверти примерно в течение двух недель.
Таковы основные принципы календарного плана, отклонения от которого, конечно, могут быть в зависимости от того, как учащиеся усваивают материал и как преподаватель справляется со своей работой. Необоснованная поспешность или медлительность прохождения программы не способствует успеваемости учащихся. Некоторые преподаватели изучают в первом полугодии всю программу своего класса, оставляя второе полугодие как резерв для отделки пройденного. Подобный метод обычно заинтересовывает учащихся, но не дает им прочных профессиональных знаний и навыков.
Чрезмерно растянутое прохождение новых движений программы, занимающее весь учебный год, тоже нельзя считать правильным способом планирования работы преподавателя. Подобная медлительность приводит обычно к обеднению комбинационной работы в четвертой четверти. Следовательно, учебная программа будет завершена не качественно. Кроме всего, это нарушает нормальный ход занятий во время подготовки учащихся к экзаменам.
Форму календарного плана каждый преподаватель может сам установить. Важно, чтобы в нем были отражены сроки выполнения программы в целом.
Таким образом, календарный план будет регулировать и направлять работу преподавателя в течение всего учебного года. В этом его методическое назначение и сила. Однако даже хорошо составленный план может оказаться качественно невыполненным, если преподаватель не будет тщательно готовиться к каждому предстоящему уроку.
Качество успеваемости учащихся, а также всестороннее выполнение календарного плана во многом зависят не только от опыта, знаний и одаренности преподавателя, но и от степени его подготовленности к очередному уроку.
Готовясь к уроку, преподаватель должен прежде всего определить его содержание, то есть тот учебный материал, из которого он будет слагаться.
1 Дело в том, что программа предмета время от времени перерабатывается и в ней частично меняется расстановка отдельных движений по различным классам
24(73-76)
Каждый урок классического танца всегда начинается с повторения пройденного, чтобы сохранить и дальше совершенствовать накопленные знания и навыки, а также изучать новый материал, намеченный в календарном плане. Тем не менее подготовка к уроку в каждом отдельном случае будет меняться в зависимости от учебных задач.
Начинающему преподавателю целесообразнее всего руководствоваться следующими правилами подготовки к уроку: 1) наметить новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся; 2) определить новый материал для изучения, если это предусмотрено в календарном плане и если учащиеся достаточно подготовлены к его восприятию; 3) ввести новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков; 4) определить совместно с концертмейстером соответствующие размеры и характер музыкального сопровождения каждой части урока.
Начинающему преподавателю рекомендуется составлять план предстоящего урока в письменном виде, фиксируя в нем наиболее сложные учебные задания. Таким путем он постепенно вырабатывает необходимый навык к ежеурочному планированию своей работы. В дальнейшем (преподаватель сам должен это определить) подготовленный урок можно не записывать, но тщательно продумывать его содержание и форму.
Однако зафиксированный план урока не должен сковывать творческую мысль преподавателя. Практически это означает, что, сохраняя методическую целенаправленность своего первоначального замысла, преподаватель может несколько изменить или усложнить намеченное учебное задание в каждой части урока.
Словом, хорошо подготовленный к уроку преподаватель сможет уверенно и свободно проводить его, но с теми коррективами, которые возникнут с целью углубления методического подхода к освоению программы предмета.
Готовясь к очередному уроку, надо также обдумывать (планировать), что, зачем и как следует сказать своим питомцам, и касаться не только вопросов исполнительской техники, но и попутно рассуждать с ними об искусстве танца, о творчестве балетного артиста, о сцене, о музыке, о жесте и т. д. и т. п.
Хорошо организовать форму урока — это еще не все, надо вдохнуть в сознание и сердце ученика творческое начало, жизнь, что приведет ученика к пониманию поэзии танца.
И, наконец, начинающий преподаватель должен знать, что отлично составленная программа — это тоже еще не все, необходимо владеть высокопрофессиональным и художественным методом ее выполнения. Никакая самая совершенная программа не может заменить собой таланта, мастерства, опыта, знаний преподавателя.
Поэтому только неустанный, творчески пытливый труд, осознанность учебно-воспитательных и художественных задач могут принести преподавателю и его ученикам желаемые результаты.
Программа предмета, календарный план и хорошо приготовленные уроки — это только руководство к действию. Чтобы стать хорошим преподавателем, надо не только знать предмет, но и уметь применять знания его на практике. Напоминаю, что мастерство преподавателя вырабатывается медленно, годами, при условии постоянного самоусовершенствования, упорного труда, строго критического отношения к своей работе и высокой требовательности к ученикам.
Общеизвестно, что любой педагог может передать своим учащимся только те знания и умения, которыми он сам владеет. Преподаватель классического танца помимо высокой профессиональной квалификации должен основательно быть вооружен знаниями марксистско-ленинской эстетики, этики, педагогики, музыки, истории и теории балетного театра, актерского мастерства, анатомии, физиологии и психологии. Словом, специфика классического танца как предмета преподавания требует от учителя эрудиции и культуры.
В работе преподавателя большое значение имеет правильное построение (планирование) урока. Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|