|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 8 глава
Любой урок классического танца состоит из четырех частей. Первая — экзерсис, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца. Экзерсис должен быть отлично усвоен учениками, иначе нельзя овладеть точной техникой исполнительского мастерства.
Большую ошибку допускают те, кто рассматривает экзерсис как нечто второстепенное, предназначенное лишь для «разогревания ног». Экзерсис необходим не только начинающему, но и квалифицированному танцовщику для постоянного укрепления и совершенствования основ его исполнительского мастерства.
Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется и так удерживается в дальнейшем.
У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой?
1. Grand plie. 2. Различные виды battement tendu. 3. Rond de jambe par terre. 4.Battement fondu et battements soutenus. 5. Различные виды battements frappes. 6. Battement releve lent et battements developpes. 7. Rond de jambe en l'air. 8.Grand battement jete. 9. Petit battement sur le cou-de-pied.
Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постепенно усложняющие последовательность исполнения экзерсиса, который, конечно, может варьироваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя. Например, одни преподаватели предпочитают battement developpe у станка в конце экзерсиса, grand battement jete в середине его; или экзерсис у станка начинать с battement tendu, а не с grand plie и т. п.
Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Но как бы ни был построен экзерсис на середине зала, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать ее.
Вторая часть урока — adagio — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Если в экзерсисе при помощи многократного повторения различных battements и других движений в одном и том же упражнении отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства, то в adagio усваиваются характер, манера и техника, необходимые для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.
Построение adagio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. Но в первом классе adagio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные малые позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса начинают изучать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть составлять простейшее adagio, которое выполняется после экзерсиса на середине зала.
Постепенно, примерно в четвертом — пятом классах, это adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, поворотов, малых и больших pirouettes. Таким путем постепенно утверждается учебная форма большого adagio.
И, наконец, в пятом — шестом классах, когда подготовленность учеников требует интенсивной нагрузки, после большого adagio вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В техническом отношении его построение должно быть сложнее, подвижнее, но в силовом — легче и короче, чем в большом adagio. Второе adagio можно начинать с выполнения малых pirouettes, оканчивающихся различными большими позами, затем переходить к выполнению малых pirouettes,- начинающихся с больших поз. Далее можно комбинировать оба приема, соединяя их через проходящее demi-plie. Во второе adagio могут включаться и другие виды непрерывного вращения, например tour chaine. Кроме того, в старших классах в большое adagio в качестве подходов к малым и большим pirouettes полезно вводить некоторые прыжки, например pas failli, sissonne tombee.
25(СТР76-78)
Во втором adagio можно вводить те же прыжки с добавлением pas echappe по II позиции (к малым pirouettes) и как связь jete passe и большое jete с открытого положения ноги. Эти прыжки можно выполнять и с поворотом, но преимущественно во втором adagio в старших и выпускных классах.
При составлении первого и второго adagio необходимо, чтобы все движения последовательно и логично соединялись между собой, образовывая стройный и законченный учебный пример, а не просто случайный набор движений. В каждом adagio должна присутствовать определенная учебная задача — отработка того или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.
В третьей части урока — allegro — осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adagio ведется работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь все это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В дальнейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменяется.
Сначала выполняются комбинированные задания (кроме первого класса), состоящие из малых прыжков, например: temps saute, pas echappe, pas glissade, petit pas assemble, petit pas jete, sissonne simple, sissonne tombee; заносок, petit cabriole, различных поворотов, малых пируэтов и т. д. Каждый прыжок должен повторяться в одном и том же комбинированном задании в порядке трудности его исполнения.
Затем рекомендуется выполнять большие прыжки без подходов, такие, как grande sissonne ouverte, grande sissonne fermee, pas ballotte, temps leve в больших позах, jete passe, большие заноски с двух ног на две ноги, различные повороты, малые и большие пируэты, простые tours en l'air и т. д.
Затем следует переходить к большим прыжкам, которые связаны с энергичными подходами, например: pas chasse, pas glissade, pas failli, pas coupe, pas de bourree и т. д. Такими большими прыжками могут быть: grand assemble, grand jete, перекидное jete, grand fouette, grand cabriole, saut de basque, различные повороты, большие заноски, сложные tours en l'air и т. д. и т. п. Прыжки эти характеризуются высокой полетностью и большим продвижением по прямым, диагональным и закругленным линиям учебного класса. Такого рода прыжки комбинируются от задания к заданию в постепенно усложняющейся форме так же, как в предшествующей части урока.
Наконец, вторично выполняются малые прыжки, но в более усложненной комбинации, чем в начале этой части урока. Здесь используются различные виртуозные заноски с поворотами, например brise, pas jete и т. д. Заканчивать прыжки следует простыми упражнениями типа petit changement de pied в сочетании с entrechat quatre и т. п., с тем чтобы привести организм и дыхание ученика в более спокойное состояние. Ко всему сказанному надо добавить, что по мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они как бы приобретают большую «подвижность» в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке.
Четвертая, завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончательно пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.
Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъемов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.
Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной деятельности и т. д.
Одновременно следует учитывать, что структура различных движений и правила их выполнения также вызывают у учащихся различную степень психофизического напряжения. Поэтому в каждой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к сложным движениям, которые вызывают более высокую степень напряженности внимания и затрату физических сил. И, наконец, следует приступать к движениям, выполнение которых требует максимального напряжения внимания, но позволяет уменьшить физическую нагрузку в каждой части урока, кроме последней. Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.
Вот, собственно, те ориентировочные сведения, которые считаю необходимым сообщить начинающему преподавателю. Установить же абсолютный порядок прохождения отдельных движений на уроке не представляется возможным. Даже если бы это удалось сделать, то весь урок приобрел бы стандартную форму, которая не дает возможности всесторонне развивать техническое мастерство ученика, его индивидуальность, не говоря уже о творческом начале в работе преподавателя. Напоминаю лишь еще раз, что само по себе построение кривой урока в целом логически подсказывает последовательность прохождения отдельных движений в отдельных частях урока.
Следующим условием, относящимся к правильному построению урока, является длительность его частей, то количество времени, которое необходимо уделять для ежедневных занятий в каждой части урока.
Общепринятая длительность урока классического танца в хореографических училищах равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого до последнего класса) постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов. Четвертая часть коротка по времени и усложняется очень незначительно.
Если в первом классе к концу года первая часть урока (экзерсис) у станка и на середине зала будет занимать половину всего времени, то к последнему классу она постепенно сократится и будет занимать примерно четвертую часть всего времени. Вторая часть урока, adagio, будет возрастать по времени примерно в два раза, третья часть, allegro, — в три раза и более.
Такое распределение частей урока по времени является приблизительным, и отклонения от указанной нормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы. Если, например, учащиеся утомлены театральной или внутришкольной сценической практикой, то рекомендуется несколько сократить длительность всего урока, особенно второй и третьей его части. После каникул, и тем более летних, следует постепенно увеличивать длительность всего урока, особенно второй и третьей части, и сокращать эту длительность к концу учебного года, после экзаменов.
За учениками, которые пропускали занятия по болезни, следует вести особое наблюдение и увеличивать для них длительность урока до полной нормы постепенно.
Дальнейшим условием развития урока является правильный темп его проведения. Можно установить разумную последовательность прохождения различных движении, полезно с высоким профессиональным вкусом составить комбинированные задания, выдержать соответствующую длительность каждой части урока, но вое же не достигнуть его планомерного развития. Учащиеся периодически будут «остывать»1 или чрезмерно утомляться, другими словами, не будут находиться все время в хорошо «разогретом» рабочем состоянии. Это обычно происходит от того, что преподаватель не соблюдает правильного темпа проведения урока.
Постепенно возрастающая нагрузка вызывает у учащихся максимальное напряжение не только мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. Чем сильнее напряжение, тем более утомляется организм. Чтобы избежать этого, необходимо периоды напряжения чередовать с периодами отдыха, что позволит учащимся попутно восстанавливать свои силы и быть готовыми к выполнению еще более сложного задания. Следовательно, указанные периоды должны быть строго регламентированы, что и определит правильный темп урока.
Если времени отдыха для восстановления работоспособности учащихся недостаточно, а сами упражнения вызывают чрезмерную усталость, это означает, что урок проходит в слишком быстром темпе. В таком случае у вполне здоровых детей появляются признаки переутомления: общая слабость, рассеянность внимания, нарушается способность точно координировать движения и быстро реагировать на указания педагога. 26(СТР79-82)
Если же отдых «расхолаживает» учащихся, это значит, что урок проходит вяло, в слишком медленном темпе и некоторая часть его времени расходуется нерационально. Такой урок не способствует развитию силы и выносливости учащихся. Например, в экзерсисе перерыв между отдельными заданиями следует делать кратким, ибо нагрузка этой части урока еще не столь велика.
В adagio рекомендуется делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этой части урока уже заметно увеличивается. Пока одна группа исполняет задание, другая отдыхает.
В allegro первые маленькие прыжки можно исполнять всем ученикам одновременно. По мере возрастания трудности исполнения учащихся необходимо делить на две-три группы, с тем, чтобы дать возможность им отдохнуть, так как эта часть урока требует максимального напряжения всех сил.
Помимо общего темпа проведения урока большое учебное значение имеет и темп исполнения отдельных упражнений или целых комбинаций. Движения классического танца отличаются друг от друга по темпу исполнения в зависимости от сложности их построения, условий выполнения и стадии разучивания.
Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо практически установить наиболее целесообразный темп. Какие-либо рекомендации здесь нецелесообразны, так как определение темпа во многом зависит от подготовки и возможностей учащихся. Но необходимо указать на то, что медленный темп исполнения является учебным приемом развития техники танца, так как он основательнее позволяет прорабатывать все детали движения и усваивать его построение в целом. Для того чтобы укрепить мышцы, необходим момент, фиксирующий их напряжение. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, ритмичность, точность, эластичность, устойчивость, кантиленность движения и т. д. Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учебный подход к нему должен оставаться всегда неизменным.
Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возможности в медленном темпе, с тем чтобы оно потом в любой комбинации исполнялось правильно. В adagio, например, поза должна выдерживаться какое-то время для того, чтобы основательно проверить и утвердить правильное положение рук, головы, корпуса, построение позы в целом, ее пластичность, скульптурность. Даже при разучивании различных видов вращения не следует прибегать к быстрому темпу. Учащиеся должны сначала усвоить правильную форму самого вращения и только после этого переходить к обычному темпу его исполнения. Для лучшего освоения прыжков в начале разучивания остановки делаются после каждого взлета, а комбинации выполняются на сдержанном demi-plie.
Не следует, однако, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Напротив, все достаточно хорошо усвоенные движения в каждом классе должны выполняться в нормальном для них темпе. Но при этом нужно быть крайне осмотрительным и преждевременно не увлекаться быстрым темпом, так как это неверный путь к освоению точных и устойчивых прыжков. Выдерживая нормальный, полезный темп урока, недопустимо снижать исполнительскую требовательность к ученику — это грубый методический просчет. Ученика надо не только хорошо и сильно «разогреть» («до семи потов»), но добиться от него всего, что он может уже выполнить, и дать ему все, что он должен знать, включая высокую технику и культуру танца,
Не менее существенное значение в построении урока занимает методика составления комбинированных заданий. Задания эти могут быть малые и большие, элементарные и сложные, но все они должны помочь развитию определенных исполнительских приемов техники танцевального мастерства.
Построение комбинированных заданий вообще не укладывается в рамки стабильного метода. На уроках классического танца установилась последовательность разделов и прохождения отдельных движений, но комбинированные задания в основном зависят от умения педагогов приводить учебный материал в определенное соотношение друг с другом.
Творческая индивидуальность, мастерство и опыт преподавателя при этом играют исключительно важную роль, что неизбежно является причиной различия в методах и манере составления комбинированных заданий отдельными педагогами, хотя и объединенными одной и той же направленностью учебного процесса.
Создание хрестоматии по классическому танцу — это в будущем труд целого коллектива педагогов. Но все же некоторые общие и краткие сведения и приемы работы можно рекомендовать начинающему преподавателю и сейчас.
Например, при составлении комбинированных заданий учитываются такие факторы, как сроки обучения (шесть или восемь лет), задачи учебной программы, возраст и возможности учеников.
Далее в каждой части урока сначала намечаются движения, из которых будет состоять основа предполагаемой комбинации1. Затем устанавливается последовательность исполнения этих движений с постепенным усложнением, без лишних, случайных звеньев связи. Положение тела в конце каждого движения должно служить как бы исходным для выполнения последующего. Таким образом, каждое движение кроме самостоятельного значения будет нести дополнительную функцию связи.
Если не соблюдать это правило, комбинированное задание станет «рыхлым», расплывчатым, тогда как оно всегда должно отличаться слитностью, компактностью и лаконичностью своего построения.
Все сказанное не означает, что сочетать малые движения с большими в качестве связи или подхода к ним не рекомендуется. Напротив, это придает комбинированному заданию контрастность и разнообразие, но пользоваться таким приемом надо в меру, скупо, чтобы движения, взятые в основу построения комбинации, были бы четко выделены в ней, а не затушеваны.
Не следует увлекаться чересчур сложными и путаными сочетаниями движений, быть может, интересными и эффектными с точки зрения балетмейстерской изобретательности, но неприемлемыми для учебной цели.
Зачастую неопытный педагог составляет слишком сложные и путаные комбинации. В результате оказывается, что движения, хорошо известные учащимся, выполняются не вполне правильно и музыкально. Не следует, однако, слишком упрощать комбинации, так как каждая из них должна содержать в себе достаточную степень учебной трудности.
Наиболее правильно составленными комбинированными заданиями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся (на основе имеющихся у них навыков) преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.
Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Ученику это позволит пристальнее сосредоточить свое внимание на изучаемых движениях1, приобрести более прочные навыки и глубокие знания, а учителю — продуктивнее и систематичнее устранять исполнительские недостатки.
Нельзя вводить в комбинированные задания большое количество разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет короче, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.
Повторяемость движений экзерсиса является доминирующим фактором составления комбинированных заданий. В adagio и allegro этот фактор присутствует в меньшей степени, но все, же повторение должно пройти в таком количестве, которое диктуется степенью успеваемости учащихся. В младших классах повторяемость движений должна, быть больше, чем в средних и старших, но в соответствии с учебными задачами каждой отдельной части урока и успеваемостью учащихся.
Замечу, что повторяемость движения (и его усложнение в комбинированных заданиях) нисколько не противоречит художественному воспитанию учащихся. Напротив, она еще больше углубляет развитие музыкально-пластического чувства танца. Например, сложные движения, требующие более длительного освоения, рекомендуется повторять в различных комбинациях, исполняя их при помощи возможных приемов и подходов. В данном случае имеются в виду главным образом прыжки и вращения.
1 Определение «остыть» означает, что учащиеся вышли из нормального рабочего состояния. Неподготовленный организм в таком случае ощущает резкий переход к дальнейшему физическому напряжению, что отрицательно сказывается на здоровье учащихся, а следовательно, и на успеваемости. Кроме того, это вызывает у них инертное, отношение к занятиям, а иногда приводит к физическим травмам.
1 Имеются в виду движения, входящие в состав какой-либо определенной части урока.
1 В данном случае под термином «движение» имеется в виду и само движение, и позы, и их связь.
27(СТР82-85)
В первом классе комбинировать пройденные движения не рекомендуется. Начиная со второго класса можно комбинировать не более двух движений простейшей формы. В последующих классах постепенно увеличивать количество различных движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.
Все движения, находящиеся в стадии разучивания, не должны применяться в комбинациях. Впоследствии эти движения надо включать вначале в простые, затем в более сложные комбинированные задания.
Если педагог замечает, что некоторые движения, входящие в состав комбинированных заданий, не всегда правильно выполняются учащимися, надо эти движения еще на нескольких уроках повторить отдельно, затем вновь выполнить в этом же сочетании и, может быть, провести в других комбинациях.
Движения, прошедшие через различные сочетания, включаются в комбинированные задания в том количестве, которое может обеспечить не только собранность, но и повысить качество их выполнения. Вновь освоенные движения должны выполняться в увеличенном количестве и обязательно повторяться в других комбинациях. На них следует делать как бы основной упор, соединяя с хорошо усвоенными движениями в разнообразных сочетаниях.
Совершенно необходимо, чтобы все комбинированные задания урока имели общую линию развития. Нельзя разбрасываться в освоении изучаемых движений и приемов танца. Конечно, весь пройденный учебный материал в одном уроке невозможно уложить, особенно в средних и старших классах, но нельзя составлять комбинированные задания экзерсиса в отрыве от adagio и allegro. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую целостность урока, его хореографическую и логическую стройность развития, а не дробиться на отдельные разрозненные части.
Кроме того, вести работу над комбинированными заданиями рекомендуется определенными периодами повторения примерно в течение трех уроков. Первый урок посвящается освоению новых комбинированных заданий. Второй урок — повторению пройденных комбинаций с некоторым усложнением. Третий урок — окончательному закреплению пройденного с некоторым сокращением периодов отдыха.
Такой метод позволит учащимся более последовательно и осмысленно «вживаться» в изучаемые приемы и характер сочетания движений, не расходуя на каждом уроке своего внимания на запоминание новых (однодневных) комбинированных заданий, может быть, и полезных по своему построению, но не подвергшихся дальнейшему периодическому повторению и усложнению, что очень важно для приобретения прочных танцевальных навыков.
Таким образом, исполнительское мастерство учащихся будет развиваться более основательно, последовательно и планомерно.
После этого надо, составить совершенно новый урок и на конкретной, повторяющейся теме развивать и укреплять танцевальное мастерство учащихся, учитывая приэтом недостатки предшествующего периода.
Кроме того, необходимо подводить итог и давать как бы «разрядку» этим периодам, то есть в конце каждого месяца проводить примерно три урока из совершенно новых комбинированных заданий, выявляя таким путем слабые стороны подготовленности учащихся. Это поможет педагогу в дальнейшем составлять комбинации с учетом исправления обнаруженных недостатков, а учащимся укреплять свои знания и навыки1.
Надо иметь в виду, что учащиеся, переходя в следующий класс к другому педагогу, не сразу привыкают к новому строю комбинированных заданий и поэтому не всегда достаточно хорошо их выполняют. Но такой период скоро проходит, и учащиеся начинают привыкать к «почерку» нового педагога, то есть к особенностям его манеры и метода составления учебных комбинаций. Чтобы этот период проходил с наименьшей потерей времени, новому педагогу рекомендуется поначалу составлять комбинированные задания попроще, чтобы учащиеся более обстоятельно и быстрее поняли его методику.
Готовить урок к годовым экзаменам в средних и старших классах рекомендуется за несколько дней до начала испытания, чтобы компактно показать весь пройденный курс и чтобы учащиеся, не очень волнуясь, могли показать, как они владеют пройденным; материалом. Небесполезно педагогам других классов на экзаменах предлагать учащимся комбинированные задания, чтобы проверить, как они могут оправляться с новым для них учебным материалом, читая его как бы с листа. Правда, на сцене неподготовленных выступлений не бывает, но все, же окончившие хореографическую школу должны твердо знать все приемы и умело ими пользоваться, обладать отличным вниманием, хорошей памятью и исключительной «послушностью» своего двигательного аппарата.
Начинающий преподаватель обычно затрудняется самостоятельно составлять комбинированные задания, полностью отвечающие методическим требованиям проведения урока. Такая неуверенность, естественно, возникает у него от недостатка педагогических знаний и опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными примерами, которые он выполнял сам в свои школьные годы, разумеется, не в точности, но примерно в том же плане. Рекомендуется также посещать и записывать уроки опытных и квалифицированных педагогов, пользуясь первое время этим источником в своей практической работе как учебным материалом, но не методическим руководством для проведения урока. Никакой самый совершенный виденный и записанный урок не может заменить живого творчества педагога, которое заключается не только в способности правильно построить урок, но и главным образом в искусстве умело и целесообразно проводить его и быть при этом предельно требовательным как к учащимся, так и к самому себе.
Кроме того, записанные комбинации не всегда могут подойти к той группе учащихся, которая поручена молодому педагогу, и не соответствовать задачам данного периода обучения. Всякая заранее составленная комбинация без учета возможностей учащихся и осмысления учебной задачи таит в себе опасность механического и формального ее применения и не способствует развитию собственных знаний, творческой мысли и чувства ответственности педагога за результат своей работы. В книге намеренно не даются примеры комбинированных заданий, так как к каждому из них необходимо еще приложить талант и опыт учителя, которые способны художественно воспитывать исполнительское мастерство будущего танцовщика. Исполнительская культура и музыкальность ученика воспитываются не только при помощи полезных комбинаций, необходима еще творческая самостоятельность в работе каждого преподавателя. Пользоваться чужими примерами — значит отказаться от собственного направления и индивидуального подхода к каждой новой группе учеников. Лучше пусть учебные комбинации первое время будут скромны и недостаточно совершенны, но свои, со своим творческим осмыслением предмета.
Собственный «почерк» имеет большое значение для воспитания техники и профессиональной культуры будущего артиста балета.
Поэтому не только начинающий, но и опытный педагог должен неустанно совершенствовать свой «Почерк», стремясь к наибольшей его лаконичности, художественной простоте, строгости и разнообразию, всячески избегая сумбурных и замысловатых нагромождений.
Конечно, «мужской почерк» по своему стилю и характеру отличается от женского, так как работа в классах учениц над грациозностью и пластическим изяществом движения головы, шеи, плеч, спины, талии, локтя, запястья, кистей рук ведется своеобразно, иначе по ощущению, так же как над движениями ног, подготавливающими учениц к танцу на пальцах.
Преподаватель-мужчина, учившийся долгое или некоторое время в женских классах, иногда склонен в комбинированных заданиях применять «женский почерк», но это, разумеется, неполезно для воспитания мужского исполнительского начала и даже в какой-то мере виртуозной техники, например больших прыжков, сложных заносок и т. п.
1 Кстати сказать, повторяемость целых уроков или отдельных комбинаций цолезна и в учебных классах артистов балета. Она отлично восстанавливает и подготавливает к предстоящему выступлению нервные и физические силы, точность и пластичность техники движения, особенно ведущего танцовщика. Другими словами, танцовщики должны учиться в артистических классах, а не просто повторять ежедневно разнообразные комбинированные упражнения. Старые мастера классического балета говорили: «Мы сегодня (или в дни) хорошо, полезно учились, так как повторяли предшествующий урок». Учебные классы артистов балета иногда называют «тренировочными». Это неверно. Танец — это искусство, и остается им даже на рядовом уроке. Как можно сказать про певца, что он тренируется в области вокала, или про музыканта, что он тренируется на рояле, на скрипке и т. д.? Про танцовщика можно сказать, что кроме репетиций и своих выступлений на сцене он должен ежедневно заниматься, учиться, а не тренироваться, ибо это, по существу, не соответствует действительности и звучит дилетантски.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|