Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЫЖКИ И ЗАНОСКИ





Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки.

Прыжки — это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка — акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо сложный вид заноски или воздушного вращения, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкаль­ностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. Тогда прыжок станет выразительным актерским средством. Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоен­ных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.

Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполни­тельские приемы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; устойчиво выдерживать пластический и музы­кально-ритмический строй движения; «предвидеть» в последую­щем толчке должную степень высоты взлета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе и ритме. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыж­ка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, от­чего прыжок приобретает большую степень воздушности, и тан­цовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу. Иначе прыжок лишится своей четкости и виртуозности. В этом случае и говорят, что у танцовщика нет баллона.



Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка яв­ляется demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, элас­тичным и высоким.



Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi-plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на рас­слабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бед­ро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим прави­лам demi-plie. Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающегося с ним demi-plie, то прыжок будет за­вершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plie следует уделять самое при­стальное внимание.

Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi-plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как до­полнительный «трамплин» для взлета различной высоты, различ­ного темпа и ритма, от сдержанного и мягко-пружинящего до энергично-стремительного, но всегда эластичного demi-plie.

Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовывать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок ис­полняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном. Театр знает таких танцовщиков и не может считать их мастерами вир­туозной техники.



Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости ученика. Поэтому, отра­батывая все качества прыжка, необходимо доводить исполнитель­скую нагрузку до максимума. Малое и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое учебное задание, не может в долж­ной мере утвердить хорошую элевацию и баллон. Конечно, здесь необходимо соблюдать разумную меру и постепенность возраста­ния физической нагрузки, но не в ущерб природным возможно­стям ученика,

Недопустимо также выполнять прыжки, особенно большие в сложные, если мышцы ног «холодные» и дыхание не подготовле­но. Это препятствует развитию элевации и баллона, приводит к различным травмам, не позволяет обрести должную технику прыжка. Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с останов­ками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie. Затем можно перейти к слитному вы­полнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания.

Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на од­ном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку.

Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слег­ка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз.

Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необхо­димо хорошо усвоить отдельно и только, затем вводить его в ком­бинированные задания.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:

а) прыжки с двух ног на две ноги, б) прыжки с двух ног на одну ногу, в) прыжки с одной ноги на две ноги, г) прыжки с одной ноги на другую ногу, д) прыжки с одной ноги на ту же ногу.

Ниже дается описание всех пяти групп прыжков, которые объ­единяются между собой приемами толчка и завершения взлета.

ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ДВЕ НОГИ

TEMPS SAUTE

Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементар­ной основой прыжка. С него и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.

Выполняются temps saute по I, II или V позиции и, как все последующие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразде­ляются на малые — petits и большие — grands.

Petit temps saute заключается в том, что исходная по­зиция ног (I, II или V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.

Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выво­ротность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытяну­ты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног.

Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.

Изучается данный прыжок вначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — задержка, 1/4 — взлет и его завершение; 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie.

Далее temps saute можно изучать слитно в два прыжка: 1/4— demi-plie, 1/4 — прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie и т. д. Позднее это упражнение делается несколько раз подряд с затактного demi-plie.

Когда petit temps saute будет хорошо усвоен у станка, присту­пают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения правильно и свободно удерживаются в подготовитель­ном положении.

Grand temps saute исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всех вышеука­занных правил выполнения этого прыжка.

58 (213-217)

 

Изучается он сразу на середине зала на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — взлет и последующее demi-plie, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — пауза. Далее этот прыжок можно выполнять с затакт­ным взлетом на 2/4; 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie. И, наконец, подряд — на каждую 1/4 по одному прыжку и т. д.

В дальнейшем это упражнение можно выполнять по V пози­ции в epaulement croise и с отлетом — de volee. Во втором случае прыжку должен предшествовать посыл, сообщаемый всему телу. Руки при этом должны с силой помогать взлету и переводиться вместе с толчком из подготовительного положения в 3-ю позицию.

CHANGEMENT DE PIED

Данное упражнение исполняется из V позиции в V. В момент прыжка ноги меняются местами. Если не считать перемену ног, вся техника прыжка здесь та же, что и в temps saute.

Petit changementde pied делается следующим обра­зом: во время предварительного demi-plie в V позиции происхо­дит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незна­чительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завер­шающего demi-plie (рис. 103).

Начальное и конечное demi-plie должно совершаться выворотно, эластично и равномерно на обе ступни. Разъединяются ноги во время прыжка лишь настолько, чтобы при перемене мест не заде­вать пятками друг друга. В этот момент они должны быть вытяну­ты в колене, подъеме и пальцах, сохраняя должную выворотность.

Корпус удерживается прямо с раскрытыми и опущенными пле­чами. Голова сохраняет тоже прямое положение.

Изучение этого прыжка происходит так же последовательно, по той же ритмической схеме, как и petit temps saute, вначале ли­цом к станку, потом на середине зала. Руки при исполнении petit changement de pied на середине зала должны находиться в подготовительном положении.

В средних и старших классах petit changement de pied можно выполнять в быстром темпе, почти без demi-plie, отделяясь от пола только силой эластично и упруго вытягиваемых подъемов и пальцев ног на очень маленьком прыжке.

Ступни ног при завершении этих очень маленьких прыжков должны примыкать к полу с носка пружинистым движением и тот­час же снова так же пружинисто и с силой отталкиваться от него. Выполняется это упражнение на счет 2/4, по 1/8 на каждый пры­жок. Petit changement de pied полезно выполнять и в замедленном темпе; ступни ног в таком случае должны примыкать к полу очень плавно и упруго и тоже почти без demi-plie.

Данная форма этого упражнения довольно трудна, но она очень хорошо развивает силу и упругую стойкость голеностопной части ног, особенно пальцев. Выполняется она медленно на 2/4 по 1/4 на каждый прыжок.

Grand changement de pied выполняется по всем пра­вилам малого прыжка, но сила толчка и высота взлета предельно увеличиваются. Кроме того, ноги до кульминации взлета плотно соединены в V позиции, в момент завершения прыжка они меня­ются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulement croise и с продвижением — de volee, соблюдая все правила, присущие указанному приему (рис. 104).

Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grand temps saute.

SOUBRESAUT

Исполняется soubresaut по V позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются од­на к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение.

Корпус во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выпол­нялся толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.

Руки на demi-plie находятся в подготовительном положении, а на взлете энергично поднимаются в 3-ю позицию, но могут занимать и другие положения, в зависимости от задания.

Голова одновременно с предварительным наклоном корпуса также несколько наклоняется вперед к рукам, а на взлете повора­чивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 105).

Разучивать soubresaut следует сначала на небольшом прыжке и несильно откидывая ноги и корпус, затем можно увеличивать до предела прыжок, выполняя все детали движения в полную силу.

Изучать это движение рекомендуется затактно, на счет 2/4; 1/4 — прыжок, 1/4 — пауза, затем подряд — без пауз.

PAS ECHAPPE

Состоит это движение из двух прыжков, во время которых но­ги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластич­ность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение корпуса, четкие действия рук и головы.

Petit pas echappe. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. На первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на II позицию en face. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в V позицию epaulement croise. Каждый прыжок начинается с demi-plie и им заканчивается; исходная и конечная V позиция выполняется с переменой ног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах.

На первом прыжке руки из подготовительного положения че­рез 1-ю пониженную позицию приоткрываются в пониженную2-ю позицию, на втором прыжке — вновь опускаются в подготови­тельное положение.

Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaule­ment поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 106).

Petit pas echappe разучивается лицом к станку на четыре так­та в 2/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — первый прыжок, 1/4 — выпрямле­ние из demi-plie, 1/4 — остановка. Второй прыжок выполняется в таком же порядке.

Далее это движение разучивают на середине зала на два такта в 2/4, сохраняя остановки лишь после обоих прыжков, и, нако­нец, его исполняют слитно, без остановок. Руки в начале разучи­вания сохраняют подготовительное положение, когда же делаются два слитных прыжка, то их можно раскрывать, как было указано выше.

Petit pas echappe может выполняться с V позиции в IV на croise. Руки при этом на первом прыжке раскрываются во 2-ю пони­женную позицию, на втором — опускаются в подготовительное положение; или же на первом прыжке одна рука поднимается в 1-ю позицию, другая — во 2-ю; голова поворачивается к выдви­нутому вперед плечу. На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются в подготовительное поло­жение. В этом упражнении необходимо соблюдать установленную ве­личину IV позиции и все правила, относящиеся к выполнению данного прыжка.

В дальнейшем, когда будет освоен sissonne simple, следует переходить к изучению petit pas echappe по II и IV позиции с окончанием на одну ногу. (Данную разновидность исполнения pas echappe правильнее было бы рассматривать в разделе sissonne. Но в силу установившейся терминологии приходится излагать здесь.)

Второй прыжок со II или IV позиции заканчивается на одну ногу, другая переводится sur le cou-de-pied спереди или сзади — по заданию. При этом рука, соответствующая опорной ноге, пере­водится из 2-й позиции в 1-ю, другая остается во 2-й. Корпус подается на опорную ногу, удерживается стройно и подтянуто. Голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу.

Затем первый прыжок можно начинать не с V позиции, а так­же с положения sur le cou-de-pied, заканчивая второй прыжок на эту же ногу. Корпус, руки и голова действуют аналогично.

Petit pas echappe как по II, так и по IV позиции может слу­жить подходом к исполнению малых pirouettes. Вращение в таком случае выполняется с demi-plie после первого прыжка.

Grand pas echappe исполняется на углубленном demi-plie и предельно высоком прыжке, причем на первом взлете ноги сохраняют V позицию до его кульминации, после чего они перево­дятся на II или IV позицию. На втором прыжке, фиксируя II по­зицию, ноги соединяются в V позицию к моменту завершающего demi-plie (рис. 107).

59 (218-221)

 

На первом взлете не следует передерживать ноги в V позиции, иначе прыжок будет завершаться резким и жестким demi-plie. Корпус, руки и голова сохраняют те-же положения, что и в petit pas echappe, но действуют энергичнее и активнее.

Изучается это движение на два такта в 2/4; 1/4 — первый пры­жок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Затем это упражнение выполняется слитно на один такт в 2/4.

Кроме того, grand pas echappe может заканчиваться в положе­ние sur le cou-de-pied и в позы на 90°. В первом случае все проис­ходит так же, как в petit pas echappe. Во втором случае на взлете со II или IV позиции выполняется большая поза. При этом пры­жок делается с продвижением от раскрытой ноги1. Руки, корпус и голова принимают положение, соответственное исполняемой позе.

Изучается grand pas echappe на одну ногу сначала со II пози­ции, с окончанием в положение sur lo cou-de-pied, затем в позах на 90°, с остановкой и без нее.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.