ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРЫЖКИ И ЗАНОСКИ
Наиболее сложными и технически трудными движениями в искусстве классического танца являются прыжки.
Прыжки — это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Прыжок ради прыжка — акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо сложный вид заноски или воздушного вращения, а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. Тогда прыжок станет выразительным актерским средством. Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Вместе с тем техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов называется элевацией, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; устойчиво выдерживать пластический и музыкально-ритмический строй движения; «предвидеть» в последующем толчке должную степень высоты взлета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе и ритме. Но одна элевация не исчерпывает полностью совершенную технику прыжка. Танцовщику необходимо уметь в некоторых больших прыжках фиксировать кульминацию взлета. В классическом танце такой прием называется «баллон». Заключается он в том, что толчок ногами и посыл всего тела осуществляются короче и сильнее, отчего прыжок приобретает большую степень воздушности, и танцовщик как бы задерживается, зависает в воздухе, пластично и четко фиксируя исполняемое движение или позу. Иначе прыжок лишится своей четкости и виртуозности. В этом случае и говорят, что у танцовщика нет баллона.
Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжкового demi-plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.
Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi-plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi-plie. Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающегося с ним demi-plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi-plie следует уделять самое пристальное внимание.
Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi-plie и дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный «трамплин» для взлета различной высоты, различного темпа и ритма, от сдержанного и мягко-пружинящего до энергично-стремительного, но всегда эластичного demi-plie.
Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовывать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок исполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном. Театр знает таких танцовщиков и не может считать их мастерами виртуозной техники.
Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости ученика. Поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо доводить исполнительскую нагрузку до максимума. Малое и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое учебное задание, не может в должной мере утвердить хорошую элевацию и баллон. Конечно, здесь необходимо соблюдать разумную меру и постепенность возрастания физической нагрузки, но не в ущерб природным возможностям ученика,
Недопустимо также выполнять прыжки, особенно большие в сложные, если мышцы ног «холодные» и дыхание не подготовлено. Это препятствует развитию элевации и баллона, приводит к различным травмам, не позволяет обрести должную технику прыжка. Все прыжки необходимо изучать вначале отдельно, с остановками, для более основательного развития техники толчка, взлета и завершающего demi-plie. Затем можно перейти к слитному выполнению двух-трех прыжков, в зависимости от задания.
Элементарные прыжки, выполняемые без продвижения, на одном месте, в младших классах рекомендуется осваивать лицом к станку.
Во время изучения прыжков у станка учащиеся должны слегка придерживаться за него руками. «Висеть» или наваливаться на станок недопустимо. Кисти рук должны лежать на станке сверху, на ширине плеч, локти слегка согнуты и опущены вниз.
Само собой разумеется, что каждый прыжок сначала необходимо хорошо усвоить отдельно и только, затем вводить его в комбинированные задания.
Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:
а) прыжки с двух ног на две ноги, б) прыжки с двух ног на одну ногу, в) прыжки с одной ноги на две ноги, г) прыжки с одной ноги на другую ногу, д) прыжки с одной ноги на ту же ногу.
Ниже дается описание всех пяти групп прыжков, которые объединяются между собой приемами толчка и завершения взлета.
ПРЫЖКИ С ДВУХ НОГ НА ДВЕ НОГИ
TEMPS SAUTE
Данное упражнение впервые знакомит учащихся с элементарной основой прыжка. С него и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.
Выполняются temps saute по I, II или V позиции и, как все последующие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразделяются на малые — petits и большие — grands.
Petit temps saute заключается в том, что исходная позиция ног (I, II или V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.
Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выворотность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытянуты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног.
Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.
Изучается данный прыжок вначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — задержка, 1/4 — взлет и его завершение; 1/4 — выпрямление из demi-plie.
Далее temps saute можно изучать слитно в два прыжка: 1/4— demi-plie, 1/4 — прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie и т. д. Позднее это упражнение делается несколько раз подряд с затактного demi-plie.
Когда petit temps saute будет хорошо усвоен у станка, приступают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения правильно и свободно удерживаются в подготовительном положении.
Grand temps saute исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всех вышеуказанных правил выполнения этого прыжка.
58 (213-217)
Изучается он сразу на середине зала на счет 4/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — взлет и последующее demi-plie, 1/4 — выпрямление из него, 1/4 — пауза. Далее этот прыжок можно выполнять с затактным взлетом на 2/4; 1/4 — завершение прыжка, 1/4 — выпрямление из demi-plie. И, наконец, подряд — на каждую 1/4 по одному прыжку и т. д.
В дальнейшем это упражнение можно выполнять по V позиции в epaulement croise и с отлетом — de volee. Во втором случае прыжку должен предшествовать посыл, сообщаемый всему телу. Руки при этом должны с силой помогать взлету и переводиться вместе с толчком из подготовительного положения в 3-ю позицию.
CHANGEMENT DE PIED
Данное упражнение исполняется из V позиции в V. В момент прыжка ноги меняются местами. Если не считать перемену ног, вся техника прыжка здесь та же, что и в temps saute.
Petit changementde pied делается следующим образом: во время предварительного demi-plie в V позиции происходит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завершающего demi-plie (рис. 103).
Начальное и конечное demi-plie должно совершаться выворотно, эластично и равномерно на обе ступни. Разъединяются ноги во время прыжка лишь настолько, чтобы при перемене мест не задевать пятками друг друга. В этот момент они должны быть вытянуты в колене, подъеме и пальцах, сохраняя должную выворотность.
Корпус удерживается прямо с раскрытыми и опущенными плечами. Голова сохраняет тоже прямое положение.
Изучение этого прыжка происходит так же последовательно, по той же ритмической схеме, как и petit temps saute, вначале лицом к станку, потом на середине зала. Руки при исполнении petit changement de pied на середине зала должны находиться в подготовительном положении.
В средних и старших классах petit changement de pied можно выполнять в быстром темпе, почти без demi-plie, отделяясь от пола только силой эластично и упруго вытягиваемых подъемов и пальцев ног на очень маленьком прыжке.
Ступни ног при завершении этих очень маленьких прыжков должны примыкать к полу с носка пружинистым движением и тотчас же снова так же пружинисто и с силой отталкиваться от него. Выполняется это упражнение на счет 2/4, по 1/8 на каждый прыжок. Petit changement de pied полезно выполнять и в замедленном темпе; ступни ног в таком случае должны примыкать к полу очень плавно и упруго и тоже почти без demi-plie.
Данная форма этого упражнения довольно трудна, но она очень хорошо развивает силу и упругую стойкость голеностопной части ног, особенно пальцев. Выполняется она медленно на 2/4 по 1/4 на каждый прыжок.
Grand changement de pied выполняется по всем правилам малого прыжка, но сила толчка и высота взлета предельно увеличиваются. Кроме того, ноги до кульминации взлета плотно соединены в V позиции, в момент завершения прыжка они меняются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulement croise и с продвижением — de volee, соблюдая все правила, присущие указанному приему (рис. 104).
Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grand temps saute.
SOUBRESAUT
Исполняется soubresaut по V позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение.
Корпус во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выполнялся толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.
Руки на demi-plie находятся в подготовительном положении, а на взлете энергично поднимаются в 3-ю позицию, но могут занимать и другие положения, в зависимости от задания.
Голова одновременно с предварительным наклоном корпуса также несколько наклоняется вперед к рукам, а на взлете поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 105).
Разучивать soubresaut следует сначала на небольшом прыжке и несильно откидывая ноги и корпус, затем можно увеличивать до предела прыжок, выполняя все детали движения в полную силу.
Изучать это движение рекомендуется затактно, на счет 2/4; 1/4 — прыжок, 1/4 — пауза, затем подряд — без пауз.
PAS ECHAPPE
Состоит это движение из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластичность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение корпуса, четкие действия рук и головы.
Petit pas echappe. Исходная позиция ног — V, epaulement croise. На первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на II позицию en face. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в V позицию epaulement croise. Каждый прыжок начинается с demi-plie и им заканчивается; исходная и конечная V позиция выполняется с переменой ног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах.
На первом прыжке руки из подготовительного положения через 1-ю пониженную позицию приоткрываются в пониженную2-ю позицию, на втором прыжке — вновь опускаются в подготовительное положение.
Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaulement поворачивается к выдвинутому вперед плечу (рис. 106).
Petit pas echappe разучивается лицом к станку на четыре такта в 2/4; 1/4 — demi-plie, 1/4 — первый прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Второй прыжок выполняется в таком же порядке.
Далее это движение разучивают на середине зала на два такта в 2/4, сохраняя остановки лишь после обоих прыжков, и, наконец, его исполняют слитно, без остановок. Руки в начале разучивания сохраняют подготовительное положение, когда же делаются два слитных прыжка, то их можно раскрывать, как было указано выше.
Petit pas echappe может выполняться с V позиции в IV на croise. Руки при этом на первом прыжке раскрываются во 2-ю пониженную позицию, на втором — опускаются в подготовительное положение; или же на первом прыжке одна рука поднимается в 1-ю позицию, другая — во 2-ю; голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу. На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются в подготовительное положение. В этом упражнении необходимо соблюдать установленную величину IV позиции и все правила, относящиеся к выполнению данного прыжка.
В дальнейшем, когда будет освоен sissonne simple, следует переходить к изучению petit pas echappe по II и IV позиции с окончанием на одну ногу. (Данную разновидность исполнения pas echappe правильнее было бы рассматривать в разделе sissonne. Но в силу установившейся терминологии приходится излагать здесь.)
Второй прыжок со II или IV позиции заканчивается на одну ногу, другая переводится sur le cou-de-pied спереди или сзади — по заданию. При этом рука, соответствующая опорной ноге, переводится из 2-й позиции в 1-ю, другая остается во 2-й. Корпус подается на опорную ногу, удерживается стройно и подтянуто. Голова поворачивается к выдвинутому вперед плечу.
Затем первый прыжок можно начинать не с V позиции, а также с положения sur le cou-de-pied, заканчивая второй прыжок на эту же ногу. Корпус, руки и голова действуют аналогично.
Petit pas echappe как по II, так и по IV позиции может служить подходом к исполнению малых pirouettes. Вращение в таком случае выполняется с demi-plie после первого прыжка.
Grand pas echappe исполняется на углубленном demi-plie и предельно высоком прыжке, причем на первом взлете ноги сохраняют V позицию до его кульминации, после чего они переводятся на II или IV позицию. На втором прыжке, фиксируя II позицию, ноги соединяются в V позицию к моменту завершающего demi-plie (рис. 107).
59 (218-221)
На первом взлете не следует передерживать ноги в V позиции, иначе прыжок будет завершаться резким и жестким demi-plie. Корпус, руки и голова сохраняют те-же положения, что и в petit pas echappe, но действуют энергичнее и активнее.
Изучается это движение на два такта в 2/4; 1/4 — первый прыжок, 1/4 — второй прыжок, 1/4 — выпрямление из demi-plie, 1/4 — остановка. Затем это упражнение выполняется слитно на один такт в 2/4.
Кроме того, grand pas echappe может заканчиваться в положение sur le cou-de-pied и в позы на 90°. В первом случае все происходит так же, как в petit pas echappe. Во втором случае на взлете со II или IV позиции выполняется большая поза. При этом прыжок делается с продвижением от раскрытой ноги1. Руки, корпус и голова принимают положение, соответственное исполняемой позе.
Изучается grand pas echappe на одну ногу сначала со II позиции, с окончанием в положение sur lo cou-de-pied, затем в позах на 90°, с остановкой и без нее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|