Сделай Сам Свою Работу на 5

Влияние физических качеств и телосложения на результативность 12 глава

Благоприятное психологическое воздействие юного спортсмена оказывает положительный моральный климат в коллективе, где здоровое соперничество сочетается с общностью целей и духом взаимопомощи. Этому способствует постановка четких, понятных, привлекательных и в то же время реальных целей для всей группы. Их достижение требует объединенных усилий и сотрудничества всех занимающихся. Результаты и достижения группы и отдельных ее членов должны вызывать общие положительные переживания. Так, в ходе соревнований все спортсмены обязаны приветствовать своих товарищей во время представления заплывов и во время награждения, поддерживать по мере преодоления дистанции. С ростом спортивного мастерства повышается авторитет, социальная значимость успехов в спорте среди сверстников и родителей. Тренер-преподаватель должен заботиться о широкой гласности этих успехов.

 

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Тренировочная нагрузка пловцов на этапах многолетней спортивной

подготовки

Как показывает анализ подготовки выдающихся пловцов [В.Н. Платонов, 2000], у них на протяжении ряда лет создавалась разносторонняя функциональная база и лишь при ее наличии и с достижением оптимального для демонстрации высших достижений возраста реализовывались наиболее мощные резервы усложнения подготовки.

На рис. 1 представлена примерная динамика общих объемов плавательных нагрузок на различных этапах многолетней тренировки. Для всех пловцов тренировочных групп динамика объемов одинаковая, за исключением того, что у юношей на базовом этапе тренировка может продолжаться 5 лет (с УТ-1 по УТ-5), а у девушек - 4 года (с УТ-1 по УТ-4). На этапе углубленной специализации начинаются заметные отличия в величинах объемов у пловцов-спринтеров, средневиков и стайеров.

Рис. 1. Примерная динамика общих объемов плавательных нагрузок на различных этапах

многолетней спортивной подготовки.

Рекомендуемые показатели годовых суммарных объемов нагрузки

для групп тренировочного этапа подготовки (этапа спортивной специализации) (км)



Таблица 27

Год обучения Мальчики Девочки
1-й 250-350 250-350
2-й 350-450 350-450
3-й 400-600 600-800
4-й 600-800 950-1250
5-й 950-1250 950-1250

 

 

Этап начальной подготовки.

Оптимальный возраст для начала начальной подготовки в плавании составляет 7-9 лет, продолжительность этапа – 1, 2, 3 года.

У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда.

Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения тренировочного занятия, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения. Для детей 7-9-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания.

Тренировочный этап подготовки (этап спортивной специализации).

Оптимальный возраст начала этого этапа составляет 9-11 лет, средняя продолжительность этапа 3-5 лет. Занятия проходят в тренировочных группах. В 12 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В связи с ростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей системы сердца. Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по отношению к внутреннему диаметру магистральных артерий создаются условия, затрудняющие эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стенки сосудов. Тенденция повышения эффективности в работе органов и систем организма подростков, отвечающих за доставку кислорода в работающие мышцы (скорость поступления кислорода в легкие, транспорт его артериальной и смешанной венозной кровью), в возрасте 12-15 лет становится менее выраженной, чем в детском возрасте.

Несмотря на это, в начале этапа до 10-11 лет у девочек и в 10-12 лет у мальчиков имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэробной емкости (суммарного потребления кислорода) и эффективности (скорость плавания на уровне порога аэробного и анаэробного обмена) за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем, использования в энергетическом обеспечении мышечной работы энергии окисления жиров (процесс стимулируется соматотропным гормоном).

Подвижность в суставах и гибкость в данный возрастной период продолжают улучшаться. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12 лет, у мальчиков до 14 лет, с увеличением возраста прирост останавливается. В конце этапа у девочек 11 - 12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности (МПК) за счет увеличения систолического объема крови и повышения мощности аппарата

внешнею дыхания (ЖИЛ, МЛВ), но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном МПК.

Поскольку содержание гликогена к мышцах в 9-10 лет у девочек и 10-12 лет у мальчиков невысокое (почти в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, и проявляются низкие адаптационные возможности к работе анаэробного характера. Но с 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощность и емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запасов гликогена и как следствие этого медленное нарастание лактата в тестовых и соревновательных упражнениях.

В начальной фазе полового созревания, когда проявляются его внешние признаки, увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движений, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются.

В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 10-12 лет у девочек и 10-14 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономии энергетических затрат (повышение уровня ПАНО при силовой работе) и мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет увеличивается за счет функционального компонента. К началу прироста мышечной массы у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12- 14 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. В возрасте 10-12 лет у девочек и мальчиков происходит формирование «взрослой» ритмо-силовой структуры техники плавания. Дальнейшее увеличение силы тяги.

 

4.2 Динамика результатов пловцов на этапах многолетней тренировки

Одна из важнейших модельных характеристик сильнейших пловцов - возрастные рамки этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, в первую очередь – начальная граница этого этапа многолетней тренировки.

На рис. 2 представлена динамика среднего возраста десяти сильнейших пловцов-мужчин с 1964 по 2002 г.

Рис. 2. Динамика среднего возраста 10 сильнейших пловцов (мужчины) мира за период 1964-2002 гг. Границы заштрихованной области - максимальное и минимальное значение возраста

Примерно половина мировой элиты у мужчин достигает международного уровня в возрасте 18-20 лет, 22% - в более раннем возрасте. Сильнейшие спортсменки распределены по возрастным группам более равномерно. Больше всего в возрастной группе 16-17 лет (33%), по 20 и 26% в возрасте 14-15 и 18-20 лет, соответственно. Около 8% призеров обоих полов впервые вошли в число десяти сильнейших в мире в возрасте 24 года и более.

Существенным отличием в динамике результатов сильнейших спортсменов в последнее десятилетие является то, что они могут удерживать и свои спортивные результаты на высочайшем уровне и улучшать их на протяжении многих лет. Продолжительность этапов многолетней подготовки зависит от пола и специализации спортсмена на дистанциях различной длины [В.Н. Платонов, 2000].

 

 

Средний возраст начала этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей

Таблица 28

Дистанция, м Способ плавания Мужчины Женщины
Все способы
Вольный стиль
На спине, брасс, дельфин
Все способы
Все способы
Вольный стиль
Вольный стиль

Краткая характеристика возрастных особенностей физического развития детей и подростков.

Понятие о биологическом и паспортном возрасте

 

Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, который в целом охватывает диапазон от 8 до 17 лет. К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период принято разделять на три фазы: препубертатную, собственно препубертатную и пост пубертатную. Эти фазы характеризуются различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

Препубертатнаяфаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма.

Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода имеют место высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые затем снижаются. У девочек пубертатный скачок роста отмечается в 10-13 лет с пиком прироста длины тела в 11 -12 лет, а у мальчиков в 12 15 лет с максимальной прибавкой длины тела в 13-14 лет. С точки прения построения многолетней тренировки собственно пубертатный период является наиболее важным. Данная фаза характеризуется нарастанием активности половых желез организма и совершенствованием деятельности всех функциональных систем.

Постпубертатнаяфаза развития характеризуется завершением естественного прироста мышечной массы и тела в длину и снижением темпа прироста физических качеств. В этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости.

Типы и темпы биологического развития у детей различны. Дети одного и того же календарного возраста могут значительно отличаться по уровню полового созревания и физической подготовленности. По типам биологической зрелости детей одного и того же паспортного возраста принято разделять на опережающий (акселерированный) тип развития, нормальный тип, для которого характерно соответствие паспортного и биологического возраста, и тип запаздывающего развития (ретардированный).

Наибольшим потенциалом развития обладают лица, имеющие высокие уровни физических качеств и функциональных возможностей при нормальных или замедленных темпах полового развития. По своему физическому развитию они к завершению половою созревания обгоняют акселерированных сверстников. Хотя следует учитывать, что раннее вступление в пубертатную фазу развития еще не гарантирует ее раннего окончания.

 

Сенситивные периоды развития основных физических качеств

Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно, они отличаются друг от друга периодами ускоренного развития и возрастными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста и развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательного воздействия на развитие аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростных способностей и т.д. Согласно теории «сенситивных» (чувствительных) периодов наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей следует ожидать в периоды их наиболее интенсивного естественного прироста. Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамика физических качеств, периоды для акцентированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности пловцов для девочек и мальчиков от 8 до 17 лет представлены в табл. 29 и

30.

Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств

периоды акцентированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности девочек-пловцов от 8 до 17 лет

Таблица 29

Показатели Возрастные периоды, лет
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Длина тела   с в ов ов в с    
Масса тела       с в ов в в  
ЖЕЛ (жизненная ёмкость легких)       с в ов в в с
МПК (максимальное потребление кислорода)       с в ов ов в с
Координационные с в в в с        
Подвижность в суставах в в в в с        
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) с в в в в с      
Базовая выносливость (на уровне МПК)     с в ов в с    
Анаэробно-способности       с в в в с  
Скоростные способности с с с с в в с    
Быстрота ов в ов   в   с    
Абсолютная сила в   ов в         ов
Максимальная сила       с в в в    
Общая силовая выносливость с с в в в с с    
Специальная силовая выносливость       с в в в с  
Скоростно-силовые способности     с в ов с      
Сила гребковых движений     с в в ов в в  

Условные обозначения: темпы естественного прироста: с- средние, в- высокие, ов- очень высокие.

Особенности возрастного развития девушек 12-16 лет

У девушек наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного

развития девушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а прироста массы - через 1,5 года. Происходит окончательное формирование пропорции тела.

До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК продолжает медленно увеличиваться до 14-15 лет, а относительное (на килограмм массы тела) - начинает снижаться. Систолический объем крови достигает максимума к 13-14 годам.

Пик прироста гликолитической мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей складываются к 13-14 годам, причем пик прироста - в конце этапа.

Оптимальный период развития максимальной силы - 12-14 лет. В течение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы в связи с прекращением прироста мышечной массы. Темпы прироста силовой выносливости замедляются.

На протяжении всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно. Вначале - за счет увеличения «запаса силы», в последующем – за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет (за счет «запаса силы» и совершенствования гликолитического и алактатного механизма энергообеспечения). В начале этапа прирост специальной силы в воде (при плавании на привязи) идет параллельно с увеличением мышечной массы, а в конце за счет реализации «запаса силы».

 

Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств, периоды акцентированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности мальчиков-пловцов от 8 до 17 лет

Таблица 30

Показатели Возрастные периоды, лет
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Длина тела   с в ов ов в с    
Масса тела       с в ов в в  
ЖЕЛ (жизненная ёмкость легких)       с в ов в в с
МПК (максимальное потребление кислорода)       с в ов в в с
Координационные с в в в с        
Подвижность в суставах в в в в с        
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) с в в в в с      
Базовая выносливость (на уровне МПК)     с в ов в с    
Анаэробно-способности       с в в в с  
Скоростные способности с с с с в в с    
Быстрота ов в ов     в   с  
Абсолютная сила в   ов в         ов
Максимальная сила       с в в в    
Общая силовая выносливость с с с в в с с    
Специальная силовая       с в в в с  
Скоростно-силовые способности     с в ов с      
Сила гребковых движений     с в в в в с  

Условные обозначения: темпы естественного прироста: с- средние, в- высокие, ов- очень высокие.

 

Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет

Высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 16-17 лет, массы тела – до 17-18 лет. Пик прироста массы тела - в 14-15 лет; с ним совладает пик увеличения массы сердечной мышцы.

Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности (МПК) и скорости плавания на уровне ПАНО отмечаются в 14-15 лет. Высокие темпы прироста МПК сохраняются до 16 лет, индивидуальный максимум аэробной мощности достигается к 17- 18 годам. Относительный показатель МПК стабилизируется и даже может снижаться из-за интенсивного увеличения мышечной массы.

В результате естественного биологического развития происходит быстрое увеличение мощности и емкости анаэробного гликолиза. К 15 годам складываются благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей параллельно с развитием максимальной силы и скоростно-силовых способностей.

Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15-16 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируются в период с 13 до 16 лет (по функциональной производительности и «запаса силы»). Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет с пиком прироста в 15-16 лет (наиболее эффективное развитие - параллельно с развитием гликолитически и алактатно и мощности). Реализация силовых потенций в гребковых движениях зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Оптимальный период для развития специальной силы в воде — 14-17 лет.

 

Влияние физических качеств и телосложения на результативность

Пловца

Таблица 31

Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности
Мышечная сила
Вестибулярная устойчивость
Выносливость
Гибкость
Координационные способности
Телосложение

Условные обозначения:

3. 3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.

 

4.3.Требования к результатам реализации Программы на этапах спортивной подготовки

 

На этапе начальной подготовки:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- - формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- - освоение основ техники по виду спорта плавание;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта плавание.

1) На тренировочном этапе подготовки (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта плавание;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.

 

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления

в группы на этапе начальной подготовки

 

Таблица 32

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Скоростно-силовые качества Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,8 м) Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,3 м)
Челночный бег 3х10 м (не более 10,0 с) Челночный бег 3х10 м (не более 10,5 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад Выкрут прямых рук вперед-назад
Наклон вперед, стоя на возвышении Наклон вперед, стоя на возвышении

 

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления

в группы на тренировочном этапе подготовки (этапе спортивной специализации)

 

Таблица 33

Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Скоростно-силовые качества Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 4,0 м) Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,5 м)
Челночный бег 3х10 м (не более 9,5 с) Челночный бег 3х10 м (не более 10,0 с)
Гибкость Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см) Выкрут прямых рук вперед-назад (ширина хвата не более 60 см)
Наклон вперед, стоя на возвышении Наклон вперед, стоя на возвышении
Техническое мастерство Обязательная техническая программа Обязательная техническая программа

В настоящее время в нашей стране ведется большая работа по систематизации подготовки спортсменов по всем видам спорта. Практика показала, что для индивидуального подхода к процессу подготовки, получения тренером точной информации о состоянии тренированности спортсмена, своевременной корректировки тренировочного процесса необходимо значительно чаще проводить промежуточное тестирование.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.