Влияние физических качеств и телосложения на результативность 5 глава
Типовые недельные микроциклы в группах тренировочного этапа подготовки (этапа спортивной специализации)
Основная задача типовых микроциклов - это повышение разносторонней физической подготовленности на суше, а также дальнейшее освоение техники плавания, стартов и поворотов.
Типовой недельный микроцикл для группы тренировочного этапа подготовки первого и второго годов обучения
Таблица 14
День
| Упражнения
| Дозировка
|
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
| На суше (15 мин.)
разминка: упражнения в ходьбе и беге, ОРУ без предметов, упражнения для укрепления мышц туловища, плечевого пояса, ног
В бассейне (45 мин.)
1) разминка: 3х100 к/пл, во время пауз отдыха 15-20 выходов в воду;
2) 12х25 м, совершенствование техники плавания способом на
спине;
3) 200 м на спине;
4) 4х50 м, совершенствование техники плавания способом кроль;
5) 200 м кроль, акцент на технику движение и дыхание;
6) совершенствование поворотов при плавании способом на спине;
7) совершение в скольжении на дальность в положении на спине
Объем тренировки – примерно 1 200 м
|
5 мин.
10 мин.
300 м
300 м
200 м
200 м
200 м
3 мин.
5 мин.
|
В
Т
О
Р
Н
И
К
| На суше (35 мин.):
1) разминка;
2) упражнения без предметов для укрепления мышц туловища в положении лежа и сидя;
3) упражнения с набивными мячами;
4) эстафета со скакалками;
В бассейне (45 мин.):
1) разминка 3х100 м (кроль, н/сп, брасс);
2) 8х25 м совершенствование техники дельфин;
3) 4х50 м (25 м батт+25 м н/сп), акцент на технику движений и дыхание;
4) 300 м кроль, акцент на технику движений и дыхание;
5) 4х50 м кроль;
6) эстафета по 12-15 мин. (батт)
Объем тренировки – примерно 1 300 м
|
10 мин.
8 мин.
12 мин.
5 мин.
300 м
200 м
200 м
300 м
200 м
5 мин.
|
С
Р
Е
Д
А
| На суше (35 мин.):
1) разминка;
2) упражнения для развития гибкости и укрепления мышц туловища, рук и плечевого пояса;
3) упражнения, имитирующее движение ногами в способе плавания брасс, прыжки и приседания;
4) эстафета с прыжками;
В бассейне (45 мин.):
1) разминка: 300 м н/сп;
2) 12х25 м совершенствование техники брасса;
3) 200 м брасс, внимание на хорошем продвижении вперед и дыхании;
4) 6х50 м (25 м н/сп+25 м брасс);
5)2х50 м I I брасс на наименьшее количество гребков;
6) эстафета по 25 м (с доской в руках).
Объем тренировки– примерно 1 200 м
|
8 мин.
10 мин.
10 мин.
7 мин.
300м
300м 200м
300м
100м
5 мин.
|
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
| На суше (45 мин.):
1) разминка в движении;
2) развитие гибкости и укрепление мышц плечевого пояса и туловища;
3) упражнения с набивными мячами в парах;
4) эстафета с ведением и передачей баскетбольных мячей;
В бассейне (45 мин.):
1) разминка: 3х100 м к/пл;
2) 12х25 м совершенствование обтекаемого положения тела с гребковыми движениями при плавании кролем, на спине,
брассом;
3) 150 м и сп-ПК) м брасс+100 м кроль+50 м батт, внимание на технике движений, в паузах отдыха – 15выдохов в воду;
4) 200 м к/пл I I;
5) учебные прыжки в воду с низкого бортика и 1-метрового трамплина.
Объем тренировки -1 200 м
|
8 мин.
10 мин.
10 мин.
7 мин.
300м
300м
400 м
200 м
5 мин.
|
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
| На суше (30 мин.):
1) разминка;
2) укрепление мышц туловища, развитие гибкости рук и плечевого пояса;
3) упражнения с набивными мячами;
4) прыжковые упражнения и приседания с исходным положением стоп, характерным для рабочих движений при плавании брассом;
В бассейне (45 мин.):
1) разминка: 300 м кроль, акцент внимания на правильном дыхании;
2) 6х50 м, совершенствование техники плавания кролем, на спине, брассом;
3) 3х75 м кроль, брасс, н/сп на технику
4) 100м с I I брасс, на наименьшее количество гребков;
5) 300 м брасс, акцент внимания на технике плавания и дыхания;
6) соревнования на дальность скольжения после стартового прыжка с тумбочки.
Объем тренировки – около 1 200 м
|
8 мин.
6 мин.
8 мин.
8 мин.
300 м
300 м
225 м
100 м
300 м
5 мин.
|
С
У
Б
Б
О
Т
А
| На суше (30 мин.):
1) разминка: ходьба, бег и общеразвивающие упражнения;
2) соревнования в прыжках с места в длину;
3) игра в мини-баскетбол;
В бассейне (45 мин.):
1) разминка: 100 м к/пл+100 м м/сп+100 м брасс+100м кроль, в паузах отдыха – 15 выдохов в воду;
2) 8х25 м, совершенствование техники плавания дельфином;
3) 50 м батт, соревнование на оценку техники плавания;
4) игра в мяч в воде
Объем тренировки -700 м
|
10 мин.
5 мин.
15 мин.
400 м
200 м
50 м
20 мин.
| Сокращения и условные обозначения: I I – упражнение выполняется с помощью движений ногами; н/п – плавание на спине, батт – плавание баттерфляем, к/пл – комплексное плавание, к/пл (25), к/пл (50) – комплексное плавание со сменой способов через 25 и 50 м.
Типовой недельный микроцикл для группы тренировочного этапа подготовки (этапа спортивной специализации) третьего, четвертого и пятого годов обучения
Таблица 15
День
| Упражнения
| Дозировка
|
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
| На суше (45 мин.):
1) разминка: бег, ходьба, общеразвивающие упражнения;
2) одиночные и парные упражнения на гибкость
3) упражнения с отягощениями;
4) эстафеты
В бассейне
1) 200 м к/пл;
2) 1000 м кролем (2-я половина дистанции быстрее 1-й), на технику;
3) 200 м кролем + 2х100 м батт, на технику;
4) 12 х 50 м (батт, н/сп, кролем), отдых 30 сек.;
5) 200 м брасс + 3х100 м брасс, на технику;
6) 4х25 м всеми способами
Объем тренировки – примерно 2 800 м
|
5 мин.
10 мин.
15 мин.
15 мин.
200 м
1 000 м
400 м
600 м
500 м
100 м
8 мин.
|
В
Т
О
Р
Н
И
К
| На суше (45 мин.):
1) разминка (бег, ходьба);
2) упражнения с набивными мячами;
3) упражнения с резиновым амортизатором;
В бассейне:
1) разминка 3х200 м к/пл (в обратной последовательности способов);
2) 5х200 м, отдых 45 сек, на технику;
3) 10х50 м отдых 40 сек.;
4) 3х300 м на технику;
5) 4х25 м со старта;
6) совершенствование техники передачи эстафеты.
Объем тренировки – примерно 3 100 м
|
10 мин.
15 мин.
20 мин.
600 м
1 000 м
500 м
900 м
100 м
15 мин.
|
С
Р
Е
Д
А
| На суше (45 мин.):
1) разминка (бег, ходьба);
2) упражнения на ловкость и гибкость;
3) упражнения для укрепления мышц ног и туловища;
4) прыжковые упражнения;
В бассейне:
1) разминка: 600 м (25 м батт+75 м н/сп);
2) 10х100 м кролем, отдых 30 сек.;
3) 200 м к/пл;
4) 4х50 м брасс;
5)8х 50 м брасс;
6) соревнование в скольжении со старта на дальность;
7) учебные прыжки в воду.
Объем тренировки– примерно 2 700 м
|
10 мин.
10 мин.
15 мин.
10 мин.
600 м
1 000 м
200 м
500 м
400 м
5 мин.
5 мин.
|
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
| На суше (45 мин.):
1) разминка (бег, ходьба, упражнения в движении);
2) круговая тренировка;
3) игра в мини-баскетбол;
В бассейне:
1) разминка: 400 м кролем+200 м упражнения на технику;
2) 12х50 м, отдых 30 сек.;
3) 400 м+300 м+200 м+100 м, интервал 20-40 сек.;
4) 6х100 м, отдых 1 мин;
5) совершенствование техники выполнения старта;
6) 50 м со старта.
Объем тренировки – всего 2 850 м
|
10 мин.
20 мин.
15 мин.
600 м
600 м
1 000 м
600 м
400 м
5 мин.
|
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
| На суше (45 мин.):
1) разминка (бег, ходьба);
2) общеразвивающие упражнения;
3) упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища и рук;
4) упражнения с резиновым амортизатором;
В бассейне:
1) разминка 600 м (200 м н/сп+200 м брасс+200 м кроль)
2) 300 м к/пл+200 м брасс+100 м батт+200 м н/сп, интервал 60 сек.;
3) 12х50 м всеми способами, отдых 30 сек.;
4) эстафетное плавание по 25 м всеми способами;
Объем тренировки – всего 2 400 м
|
10 мин.
10 мин.
10 мин.
15 мин.
600 м
1 100 м
600 м
100 м
|
С
У
Б
Б
О
Т
А
| На суше (45 мин.):
1) разминка: бег, ходьба, упражнения в движении;
2) общеразвивающие упражнения;
3) упражнения на гибкость и ловкость;
4) упражнения с набивными мячами;
5) игра в мини-баскетбол
В бассейне:
1) разминка 500 м кролем;
2) 8х50 м, упражнения на технику (кроль на груди и на спине);
3) 200 м н/сп;
4) 75 м со старта;
5) игра с мячом.
Объем тренировки -2 000 м
|
10 мин.
5 мин.
5 мин.
10 мин.
15 мин.
500 м
300 м
800 м
75 м
30 мин.
| Сокращения и условные обозначения: I I – упражнение выполняется с помощью движений ногами; н/п – плавание на спине, батт – плавание баттерфляем, к/пл – комплексное плавание, к/пл (25), к/пл (50) – комплексное плавание со сменой способов через 25 и 50 м
Средства обучения плаванию
В данной программе представлены основные упражнения для обучения и совершенствования техники плавания. Полный их перечень с детальным описанием методики применения имеется в учебнике (Плавание: Учебник для вузов // Под общ. ред.Н.Ж. Булгаковой. - М. : ФиС, 2001) и методическом пособии (Макаренко Л.П. Юныйпловец. - М. : ФиС, 1983).
К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:
- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;
- подготовительные упражнения для освоения с водой;
41
- учебные прыжки в воду;
- игры и развлечения на воде;
- упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше
Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:
- повышения уровня общего физического развития обучающихся;
- совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);
- организации внимания обучающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.
Для повышения уровня общего физического развития обучающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры (волейбол, футбол, баскетбол); легкоатлетические упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания); ходьба на лыжах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде.
Выполнение общеразвивающих упражнений при обучении плаванию направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки - особенно у детей и подростков.
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры; выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени (10-12 с) - прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге; специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых этапах обучения - упражнений с движениями ногами, держась руками за бортик).
Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми в воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания. С формой гребковых движений руками, как при плавании кролем на груди и на спине, новички знакомятся, выполняя на суше различные круговые движения плечами и руками (типа «Мельница») в положении стоя и стоя в наклоне. Они также предварительно знакомятся с необходимостью преодолевать сопротивление воды при выполнении гребков руками, применяя упражнения с резиновыми амортизаторами или бинтами. Величина сопротивления не должна превышать 40-50% от максимальной (для каждого занимающегося) величины, которая может быть определена при однократном выполнении этого упражнения. Наряду с динамическими используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих мышц, например для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации скольжения (принять положение «скольжения», стоя у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).
Совершенствование физических качеств пловца на этапах начальной подготовки путем применения общеразвивающих и специальных физических упражнений осуществляется быстрее и эффективнее, чем с помощью средств плавания. Именно поэтому в подготовительную часть каждого занятия по плаванию обязательно включается комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений на суше, содержание которого определяется задачами данного урока. Выполнение такого комплекса
подготавливает новичка к успешному освоению учебного материала в непривычных
условиях водной среды. В период обучения плаванию упражнения комплекса необходимо
выполнять ежедневно, во время утренней зарядки.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:
- формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и
условиям водной среды;
- освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде – как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
- устранение инстинктивного страха перед водой - как основа психологической подготовки к обучению.
Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды, испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду, выработать умение ориентироваться в непривычных условиях водной среды.
Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании.
Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др.) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.
Умение дышать и открывать глаза в воде, получаемое па первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки.
Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.
К задачам упражнений для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды относятся:
- быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;
- ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;
- формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).
Упражнения:
1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.
2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.
3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.
4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с переходом на
бег.
5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.
6. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.
7. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью голени.
8. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
9. Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.
10. То же вперед спиной.
11. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
12. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.
13. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
14. Стоя на дне, вытянув руки вперед, повернуть кисти ладонями наружу и развести руки в стороны («раздвинуть» воду в стороны); затем повернуть кисти ладонями вниз и соединить перед грудью.
15. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны-назад без выноса рук из воды.
16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять попеременные гребковые движения руками.
17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
18. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять одновременные гребковые движения руками.
19. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
20. Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки.
21. То же, чуть-чуть оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности воды, стараясь с каждой новой попыткой продержаться на воде как можно дольше.
К задачам упражнений по погружению в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде относятся:
- устранение инстинктивного страха перед погружением в воду; ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;
- обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.
Во время выполнения этих упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками:
1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.
2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.
4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.
5. То же, держась за бортик бассейна.
6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.
8. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных
плиток до дна бассейна.
9. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.
10. Упражнение в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.
11. Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера.
К задачам упражнений всплывания и лежания на воде относятся:
-ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;
- освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
-освоение возможного изменения положения тела в воде.
Упражнения:
1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.
3. «Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
4. «Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
5. «Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
6. «Звездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
7. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
8. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду, затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
9. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
10. «Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь - «звездочка» в положении на груди.
К задачам упражнений выдохов в воду относятся:
-освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
-умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
-освоение выдохов в воду.
Упражнения:
1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.
4. То же, опустив лицо в воду.
5. То же, погрузившись в воду с головой.
6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
7. Упражнение в парах - «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).
9. Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
10. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
11. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха
налево.
12. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
К задачам упражнений скольжения относятся:
- освоение равновесия и обтекаемого положения тела;
- умение вытягиваться вперед в направлении движения;
- освоение рабочей позы пловца и дыхания.
Упражнения:
1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки
вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.
2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
3. То же, поменяв положение рук.
4. То же, руки вдоль туловища.
5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
8. То же, поменяв положение рук.
9. То же, руки вытянуты вперед.
10. Скольжение с круговыми вращениями тела - «винт».
11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.
12. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.
14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.
15. То же на левом боку.
К задачам учебных прыжков в длину относятся:
- устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой;
- подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
Упражнения:
1. Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
2. Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
3. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
4. В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
5. В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
6. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
7. То же, что и в предыдущем упражнении, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.
Игры на воде.
1. «Кто выше?».
Играющие стоят в воде лицом к ведущему. По его команде все приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно
выполняется 5-6 попыток. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие - поднимая руки вверх одновременно с толчком ногами.
После каждого прыжка объявляются победитель и два призера.
Методические указания. Руководитель игры должен объяснить причину успеха победителей: например, умение напрягать мышцы и вытягиваться в струнку, принимая наиболее обтекаемое положение тела.
2. «Полоскание белья».
Играющие становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые руки опущены). По команде ведущего они выполняют одновременные и поочередные движения обеими руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед- назад, вниз-вверх, как бы полоская белье.
Методические указания. Руководитель игры обязательно дает играющим задание: каждый вид движений выполнять сначала расслабленными, затем напряженными руками. Это позволяет им почувствовать, что опираться о воду и отталкиваться от нее можно только ладонью напряженной руки.
3.«Переправа».
Играющие располагаются в произвольном порядке (например, в шеренге или колонне) и по сигналу ведущего передвигаются по дну (от одной условной границы до другой), помогая себе гребками рук. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая излишнего шума гребками - «чтобы противник не услышал».
Методические указания. Гребки выполняются сбоку от туловища согнутыми в локтевых суставах руками - одновременно или поочередно.
По мере освоения упражнения игра проводится в виде соревнования «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут в воде на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.
4.«Лодочки».
Играющие стоят в шеренге лицом к берегу - это «лодочки у причала». По первому условному сигналу ведущего «лодочки» расплываются в разных направлениях – их «разогнал ветер». По второму сигналу «Раз, два, три - вот на место встали мы» играющие спешат занять места у «причала».
Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий проведения игры «лодочки» могут «расплываться» в быстром и медленном темпе. Играющие могут также передвигаться вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно или одновременно.
5. «Карусель».
Играющие становятся в круг, взявшись за руки. По сигналу ведущего они начинают движение по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Пробегают 1-2 -круга до очередного сигнала: «Тише, тише, не спешите - карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игру возобновляют с движением в другую сторону.
Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две или три «карусели».
6. «Рыбы и сеть».
Играющие располагаются в произвольном порядке - это «рыбы». По сигналу ведущего все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются. Держась за руки, водящие стараются поймать кого-либо из «рыб» в «сеть». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, Увеличивая длину «сети». Игра заканчивается, когда все «рыбы» будут пойманы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|