Влияние физических качеств и телосложения на результативность 10 глава
Тренер-преподаватель обязан:
- на всем протяжении тренировочных занятий, соревнования находиться непосредственно на месте проведения занятий, соревнований;
- в процессе занятий не отвлекаться, не покидать место проведения занятий, соревнований;
- обеспечить безопасность жизни и здоровья обучающихся, соревнующихся, освоение ими необходимых, обусловленных методикой тренировок, умений, навыков в том числе и по технике безопасности;
- допускать к занятиям обучающихся, имеющих медицинский допуск или прошедших медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности;
- следить за правильной и бережной эксплуатацией спортивного инвентаря и оборудования, перед тренировочным занятием проверять его надежность, функциональность, следить за соблюдением санитарных норм, безопасностью обучающихся непосредственно на месте проведения тренировочного занятия или спортивного соревнования;
- в случае обнаружения неисправностей в инвентаре или спортивном оборудовании немедленно прекратить выполнение заданий; по возможности оградить место неисправности или обучающихся; если неисправность незначительная, устранить её, в противном случае не допустить к дальнейшему выполнению тренировочного или соревновательного упражнения, сообщить об этом руководству ДЮСШ «Олимп»;
- тренер несет полную ответственность за собственную безопасность и безопасность обучающихся на тренировочных занятиях или соревнованиях;
- тренер обязан принимать строгие меры к лицам, нарушающим правила безопасности проведения тренировочного процесса, вплоть до отстранения от занятий, соревнований за систематическое или грубое нарушение правил поведения;
- в случае травмы, произошедшей на тренировочном занятии, тренер-преподаватель обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему или вызвать медицинского работника, сообщить о травме руководству ДЮСШ «Олимп». При необходимости вызвать скорую помощь.
Обязанности обучающихся:
- приходить на занятия в соответствии с расписанием, без опоздания;
- строго соблюдать и выполнять требования тренера-преподавателя, правила техники безопасности, самостоятельно (без согласования с тренером-преподавателем) не осуществлять никаких посторонних действий на всем протяжении тренировочных занятий;
- без согласования с тренером-преподавателем не выходить за пределы места проведения занятий, соревнований;
- своевременно проходить медицинский осмотр и получать допуск к занятиям, при наличии медицинских ограничений или противопоказаний сообщить об этом тренеру-преподавателю;
- бережно пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием, применять его строго по назначению;
- соблюдать чистоту во всех помещениях и раздевалках.
3.3.2. Теория плавания
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме обучающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни.
При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения о истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по плаванию, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете.
План теоретической подготовки для групп начального обучения.
Таблица 24
№ пп
| Тема
| Год обучения
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 1.
| Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
| --
|
|
| 2.
| Правила поведения в бассейне
|
|
|
| 3.
| Правила, организация и проведение соревнований
|
|
|
| 4.
| Гигиена физических упражнений
|
|
|
| 5.
| Влияние физических упражнений на организм человека
|
|
|
| 6.
| Техника и терминология плавания
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
|
Содержание теоретической подготовки для групп этапа начальной подготовки
Тема 1. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.
Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение плавания как вида спорта. Российские спортсмены – герои Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы.
Тема 2. Правила поведения в бассейне.
Основные меры безопасности и правила поведения в плавательном бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях спортивным плаванием.
Тема 3. Правила, организация и проведение соревнований.
Требования, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов и поворотов, основные регламенты организации и проведения соревнований по плаванию.
Тема 4. Гигиена физических упражнений.
Личная гигиена юного пловца, закаливание. Режим дня, совмещение занятий спортом с
учебой в общеобразовательной школе.
Тема 5. Влияние физических упражнений на организм человека.
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Специфические особенности адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека под воздействием систематических занятий плаванием. Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок.
Тема 6. Техника и терминология плавания.
Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.
План теоретической подготовки групп тренировочного этапа подготовки
(этапа спортивной специализации)
Таблица 25
№ пп
| Тема
| Год обучения
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| 1.
| Развитие спортивного плавания в России и за рубежом
|
|
|
|
|
| 2.
| Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний
|
|
|
|
|
| 3.
| Влияние физических упражнений на организм человека
|
|
|
|
|
| 4.
| Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь при несчастных случаях
|
|
|
|
|
| 5.
| Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, передачи эстафеты
|
|
|
|
|
| 6.
| Основы методики тренировки
|
|
|
|
|
| 7.
| Морально-волевая и интеллектуальная подготовка
| --
| --
|
|
|
| 8.
| Правила, организация и проведение соревнований по плаванию
|
|
|
|
|
| 9.
| Спортивный инвентарь и оборудование
|
|
|
|
|
| Всего часов
|
|
|
|
|
|
Содержание теоретической подготовки для групп тренировочного этапа подготовки
Тема 1. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.
История зарождения плавания как вида физических упражнений и спорта от древнейших времен до современности. Первые спортивные соревнования пловцов. Система международных и российских соревнований по плаванию. Достижения сильнейших российских и зарубежных пловцов. Плавание как физическое действие означает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи. Современные тенденции в развитии плавания позволяют рассматривать этот вид спорта как спорт юных. В плавании возможны не только исключительно ранние специализации, но и достижение высоких спортивных результатов в подростковом и юношеском возрасте.
Морфологические особенности организма в этом возрасте обуславливают в специфических условиях водной среды развитие высокой работоспособности. Особенно велико оздоравливающее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Ему можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они так же своевременно формируют «мышечный корсет», способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривление позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели жизненной емкости легких, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Повышение эффективности и качества методики совершенствования технической подготовки пловцов является важным вопросом тренировочного процесса (Хальянд Р., и др., 1981). Спортивная практика показывает, что с помощью традиционного описания техники способов плавания и методики обучения, чрезвычайно трудно научить необходимым знаниям и безошибочным умениям. В исследованиях установлено, что с помощью более точных внешних ориентиров можно научиться знаниям и выполнению движения по частям и в целом без существенных ошибок, т.е. научить осознанному умению. Осознанность движений выражается в ориентированной деятельности, отчего зависит эффективность учебного процесса. Обычно ошибки возникают в тех частях движений, в которых существует ориентиры, т.к. при помощи внешних (а также внутренних) ориентиров обеспечивается необходимая для управления движениями обратная связь. Недостаточно объективная оценка технической подготовки пловцов является также одной из основных трудностей, для избежания и исправления ошибок. Данные ЮНЕСКО свидетельствуют о том, что более 350 тысяч человек ежегодно терпят бедствия на воде. Поэтому квалифицированное обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных елец в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения (Гончар И.Л., 1998). С этой целью нами применена методика программированного обучения двигательным действиям, которая включает в себя программу обучения предусматривающей наиболее рациональное расчленение учебного материала на небольшие части (например: дозы, шаги, кадры) и методику контроля за ходом обучения (непрерывное получение обучающим и обучаемым информации о качестве усвоения каждой из них). Программированное обучение, являясь новым направлением в педагогике, имеет целью интенсифицировать учебный процесс и усовершенствовать управление им.
Тема 2. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.
Санитарно-гигиенические требования к занятиям спортивным плаванием в бассейне. Необходимость соблюдения режима дня, питания и отдыха при регулярных тренировочных занятиях спортивным плаванием. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви пловца.
Личная гигиена юного пловца. Уход за телом. Меры для профилактики простудных заболеваний. Понятие о здоровом образе жизни, значение борьбы с табакокурением и другими вредными привычками.
Гигиеническое значение естественных сил природы (солнца, воздуха, воды), водных процедур. Методика закаливания и его значение для повышения работоспособности пловца и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
Тема 3. Влияние физических упражнений на организм человека.
Общие понятия о костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах человека. Особенности возрастного развития детей и подростков.
Изменение состояния организма человека под воздействием физических нагрузок. Понятие об утомлении и восстановлении. Методика применения простейших средств восстановления (водные процедуры, контрастный душ, ванна, суховоздушная баня).
Тема 4. Врачебный контроль и самоконтроль.
Первая помощь при несчастных случаях. Необходимость врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортивным плаванием. Порядок осуществления врачебного контроля и медицинских обследований в спортивной школе. Противопоказания к занятиям спортивным плаванием. Дневник спортсмена. Запись тренировочных нагрузок, результатов контрольных испытаний и соревнований, основных показателей самоконтроля (вес, пульс, самочувствие, сон, аппетит, настроение и т.п.).
Причины возникновения травм и их предупреждение во время занятий на суше и в воде. Первая помощь при ушибах, растяжениях, порезах, солнечном и тепловом ударе, обморожении. Оказание первой помощи на воде. Меры обеспечения безопасности при занятиях плаванием.
Тема 5. Техника спортивного плавания, стартов и поворотов, передачи эстафеты.
Понятие о современной технике спортивных способов плавания. Основные факторы, влияющие на эффективность и экономичность техники (уменьшение сопротивления продвижению пловца в воде, обтекаемое положения тела, оптимальная траектория движений и ориентация кистей рук пловца, рациональное дыхание, согласование движений и т.д.)
Техника кроля на груди и на спине, дельфина, брасса. Рациональные варианты старта и поворотов. Техника передачи эстафеты.
Тема 6. Основы методики тренировки.
Основные принципы, средства и методы спортивной тренировки. Начальные сведения по отдельным видам подготовки пловца: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая и др. Особенности развития выносливости, мышечной силы, скоростных возможностей, гибкости и ловкости у детей и подростков. Педагогический контроль за развитием физических качеств.
Перспективное планирование тренировки. Понятие о многолетней тренировки, ее целях и задачах. Соотношение общей и специальной физической подготовки на этапах многолетней подготовки и необходимость разносторонней подготовки юных пловцов. Принципы составления специальных комплексов упражнений для самостоятельных занятий (утренняя гимнастика, задания для устранения недостатков в развитии отдельных физических качеств).
Тема 7. Морально-волевая и интеллектуальная подготовка.
Спортивная честь и культура поведения спортсмена. Традиции детской спортивной школы. Задачи пловцов сборной команды на итоговых соревнованиях. Психологическая подготовка юного пловца. Воспитание целеустремленности, воли, дисциплины, трудолюбия, настойчивости, выдержки и самообладания, бойцовских качеств пловца. Психологические приемы и методы, позволяющие добиться состояния оптимальной готовности спортсмена к старту.
Необходимость сознательного отношения пловца к выполнению тренировочных заданий, максимальной мобилизации сил и преодоления негативных ощущений на тренировочных занятиях. Понятие о чувстве воды, дистанции, темпа и т.п.
Тема 8. Правила, организация и проведение соревнований по плаванию:
Виды и программа соревнований по плаванию для детей и подростков. Календарь соревнований. Обязанности и права участников, функции представителя и капитана команды. Правила проведения соревнований: старт и финиш; прохождение дистанции и выполнение поворотов различными спортивными способами; передача эстафет; распределение дорожек; переплывы; определение результатов; регистрация рекордов. Состав судейской коллегии и обязанности судей. Подготовка мест соревнований и оборудования.
Тема 9. Спортивный инвентарь и оборудование.
Общая характеристика инвентаря и оборудования, необходимого для проведения тренировочных занятий и соревнований. Тренажеры, устройства и вспомогательные средства для совершенствования спортивной техники, развития силовых качеств и гибкости. Подготовка мест для тренировочных занятий. Уход за инвентарем и оборудованием.
3.4. Требования к организации и проведению врачебного, педагогического,
психологического и биохимического контроля
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок. Состав контрольных показателей определяется уровнем спортивного мастерства (и, соответственно, этапом многолетней тренировки) и видом контроля (этапный, текущий или оперативный).
I. Этапный контроль необходим для всех обучающихся. Значимость текущего и оперативного контроля возрастает по мере увеличения тренировочных нагрузок на этапах многолетней подготовки.
Этапный контроль проводится, как правило, дважды в году (в начале и в конце сезона). Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности обучающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода обучающегося на следующий этап многолетней подготовки.
К минимальному набору показателей физического развития юных пловцов следует отнести: длину тела, длину стопы, длину руки, обхват груди, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), кистевую динамометрию. Для измерения обхвата груди следует использовать малорастяжимую сантиметровую ленту. Лента проходит под нижними углами лопаток, на уровне сосков у мужчин или по верхнему краю грудной железы у женщин. Измерение производят в спокойном состоянии, на вдохе и на выдохе. Для измерения ЖЕЛ применяют спирометр.
В комплекс тестов для оценки общей физической подготовленности входят:
1. Бег на 30 м; на дорожке стадиона или манежа, в спортивной обуви без шипов, с высокого старта. В каждом забеге участвуют не менее двух человек.
2. Прыжок в длину с места; толчком двух ног (стопы параллельны, носки на одной линии), со взмахом руками. Приземление должно быть выполнено на две ноги. Расстояние измеряется по ближайшей к стартовой линии отметке. Выполняются три попытки, записывается лучший результат.
3. Подтягивание на перекладине из виса хватом сверху. В исходном положении (и.п.) руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается, когда подбородок поднимается выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из и.п. Дополнительные движения ногами, туловищем и перехваты руками запрещены.
4.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа («отжимание»). И.п. - упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтях, туловище и ноги составляют прямую линию. Отжимание засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола, возвращается в и.п. Движения в тазобедренных суставах запрещены.
5. Бег 600-1000 метров, проводится на дорожке стадиона. Разрешается переходить на ходьбу.
6. Челночный бег 3 х 10 метров. И.п. - стоя лицом к стойкам, по команде обегает препятствия.
7. Бросок набивного мяча.
Основными показателями, характеризующими специальную физическую подготовленность пловца на суше являются:
1) Подвижность в плечевых суставах («выкрут»).
2) Подвижность позвоночного столба (наклон вперед).
3) Подвижность в голеностопном суставе.
4) Сила тяги на суше при имитации гребка руками дельфином.
Основными показателями, характеризующими специальную физическую подготовленность пловца в воде являются:
1) Сила тяги при плавании на привязи: а) с помощью одних ног; б) с помощью одних рук; в) в полной координации.
2) Скоростные возможности (25-50 метров).
3) Выносливость в гликолитической анаэробной зоне (тест 4х50 метров с отдыхом 10 секунд).
4) Выносливость в смешанной зоне (тест 10х100 метров с отдыхом 15 секунд).
5) Выносливость на уровне ПАНО (тест 2000 метров для спринтеров и средневиков и 3000 метров для стайеров).
6) Построение индивидуальной «лактатной кривой» и определение скорости на пороге анаэробного обмена (ПАНО) по результатам теста 8 х 200 метров.
Техническая (плавательная) подготовленность спортсменов определяется:
- обтекаемостью (длиной скольжения);
- оценкой плавучести (уровень воды при равновесии в воде в вертикальном положении с вытянутыми вверх руками на полном вдохе);
- техникой плавания всеми способами: а) с помощью одних ног; б) с помощью одних рук; в) в полной координации;
- оценкой темпа и шага на соревновательной скорости;
- выполнением тестов 3-6 х 50 метров с увеличивающейся скоростью и регистрацией количества гребков и частоты пульса
Интегральная экспертная оценка включает в себя оценку чувства воды при проплывании дистанций, особенности телосложения, оценку тренером-преподавателем мотивации к дальнейшим занятиям спортом, регулярность посещения занятий в течение года и др.
II.Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
Для оценки текущего состояния пловца, степени его готовности к выполнению предстоящих нагрузок целесообразно использовать стандартизированные тесты с непредельным проплыванием короткой дистанции с регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС). Чаще всего применяется проплывание дистанции 50 метров с интенсивностью 90% от максимальной или 200 метров в 3/4 силы после стандартной разминки и отдыха. ЧСС измеряется пальпаторно на сонной артерии 3 раза по 10 секунд: сразу после окончании, с 50 по 60 секунд, с 110 по 120 секунд восстановления (более надежная информация
получается при непрерывной регистрации ЧСС в течение 2-3 минут). Общих нормативных значений для этого теста нет, однако при регулярной регистрации увеличение времени проплывания и замедление скорости восстановления ЧСС после нагрузки указывает на ухудшение состояние организма. Такое тестирование рекомендуется проводить перед первой тренировкой микроцикла (в понедельник) для спортсменов II разряда и выше в периоды напряженных нагрузок.
В качестве дополнительных показателей оценки текущего состояния спортсмена целесообразно использовать показатели самоконтроля - самочувствие, сон, аппетит, субъективную оценку настроения, желания тренироваться, физической работоспособности, наличие положительных и отрицательных эмоций. Важным показателем является частота пульса, измеряемая ежедневно в стандартном положении утром, после сна. Более точную информацию предоставляют ортостатическая и клиностатическая пробы.
Ортостатическая проба- спортсмен лежит неподвижно не менее 5 минут, подсчитывает ЧСС, после чего встает и снова считает ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение ЧСС на 10-12 ударов/минуту, до 18 ударов/минуту - удовлетворительно, свыше 20 ударов/минуту считается неудовлетворительным показателем, указывающим на неадекватную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.
Клиностатическая проба наоборот оценивает замедление частоты пульса при переходе из положения стоя в положение лежа. Урежение ЧСС более чем на 4-6 ударов свидетельствует о повышенном тонусе вегетативной нервной системы.
III. Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. Известно, что тренировочное упражнение вызывает неодинаковые биохимические сдвиги не только у различных спортсменов, но также и при изменении состояния у одного и того же индивидуума. В тренировке пловцов, начиная с тренировочных групп, необходимо использовать измерения частоты пульса в течение 10 секунд после завершения упражнения. Для более точной оценки величины нагрузки использовать измерение трех значений частоты пульса по схеме, описанной в предыдущем разделе. Определенную информацию о «нагрузочной стоимости» тренировочного занятия в целом можно получить, оценивая восстановления частоты пульса через 10-15 минут после его окончания.
Критерием готовности к выполнению следующей тренировочной серии обычно считается снижение частоты пульса до значения 120 ударов/минуту. Симптомами, указывающими на чрезмерную величину нагрузки, являются: резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи; резкое учащение дыхания (оно становится поверхностным и аритмичным); значительное ухудшение техники и нарушения координации, дрожания конечностей; жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту и рвоту.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии - кабинетом врачебного контроля территориальной поликлиники.
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с тренировочного этапа подготовки (этапа начальной специализации), осуществляется врачебно-физкультурным учреждением.
Врач спортивной школы осуществляет медицинский контроль за тренировочным процессом и в период соревнований.
На каждого обучающегося заполняется врачебно-контрольная карта установленного образца, которая хранится в медицинском кабинете школы или во врачебно-физкультурным диспансере.
Спортсмены не имеющие медицинский допуск отстраняются от тренировочных занятий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Как известно, в процессе обучения и тренировки происходит отбор спортсменов с преобладанием определенных особенностей психической деятельности, обеспечивающих наиболее адекватное приспособление к специфике избранного вида спорта. В плавании специфические условия спортивной деятельности также предъявляют особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям.
Такими требованиями являются:
а) достаточно высокий уровень силы нервных процессов (требование, обязательное для пловца-спринтера), обусловливающий способность выполнять работу с максимальными усилиями. Как известно, в процессе обучения и тренировки происходит отбор спортсменов с преобладанием определенных особенностей психической деятельности, обеспечивающих наиболее адекватное приспособление к специфике избранного вида спорта. В плавании
специфические условия спортивной деятельности также предъявляют особые требования, которые в силу своего природного происхождения могут служить надежным критерием отбора и ориентации по отдельным специализациям.
мальными усилиями, но относительно непродолжительную по времени;
б) высокая устойчивость к монотонии (требование, предъявляемое прежде всего к пловцу-стайеру). Высокие проявления данного свойства способствуют выполнению длительной по продолжительности работы монотонного характера;
в) высокая лабильность нервной системы (требование, в равной мере предъявляемое как к спринтеру, так и к стайеру) - свойство, имеющее большое значение для проявления специфических качеств пловца.
При исследовании личности спортсмена нужно исходить из того, что все черты, свойства, структурные элементы у человека находятся в единстве. Но, исходя из тех специфических требований, которые предъявляет спорт, особое внимание следует обращать на особенности темперамента и характера. Важное значение имеет и та сторона индивидуальности спортсмена, которая определяет мотивационную направленность личности, ее установку, или так называемую «внутреннюю позицию».
Такой фактор, как юный возраст спортсменов, занимающихся спортивным плаванием, создает дополнительные трудности при решении проблемы изучения личности. Прежде всего, мы сталкиваемся с тем, что в возрасте 12-14 лет, когда уже идет отбор в юношеские сборные команды, формирование личности еще не закончено. В то же время тренера-преподавателя интересует уже на начальном этапе отбора личность мальчика или девочки, которые пришли заниматься плаванием, их потенциальные психологические возможности и способности к преодолению трудностей. «Психологическая сущность», т.е. личность, спортсмена тем более интересует тренера–преподавателя, готовящего пловца на уровне высших достижений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|