Влияние физических качеств и телосложения на результативность 1 глава
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Олимп» города Шумерля»
ПЛАВАНИЕ
Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по плаванию по этапам спортивной подготовки
для возраста от 7 до 14 лет
Программа разработана на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденного приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 164
Составитель:
тренер – преподаватель
МАУ ДО «ДЮСШ «Олимп»
Иванов В.А.
город Шумерля
2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Год Создания
|
| Тип программы
| Предпрофессиональная
| Образовательная область
| Физическая культура и спорт
| Направленность
| Физкультурно-спортивная
| Этапы реализации
| Начальный этап, тренировочный этап (этап спортивной специализации)
| Пол
| Смешанный
| Уровень освоения содержания образования
| Спортивная подготовленность
| Форма
| Групповая
| Продолжительность реализации
| Начальный этап – 3 года
Тренировочный этап – 5 лет
| Возраст обучающихся
| 7-14 лет
|
СОДЕРЖАНИЕ
| 1.
| Пояснительная записка ………………………………………………...
|
| 1.2.
| Организация тренировочного процесса……………………………….
|
| 1.3.
| Структура многолетней подготовки…………………………………..
|
| 2.
| Нормативная часть………………………………………………...........
|
| 3.
| Методическая часть………………………………………………..........
|
| 3.1.
| Основы многолетней тренировки спортсменов………………………
|
| 3.2.
| История развития плавания…………………………………………….
|
| 3.3.
| Теория и методика плавания…………………………………………...
|
| 3.3.1.
| Методика плавания. Планирование подготовки………………………
|
| 3.3.2.
| Теория плавания………………………………………………...............
|
| 3.4.
| Требования к организации и проведению врачебного, педагогического, психологического и биохимического контроля….
|
| 3.5.
| Восстановительные средства и мероприятия…………………………
|
| 3.6.
| Инструкторская и судейская практика……………………………..….
|
| 3.7.
| Организация психологической подготовки пловцов…………………
|
| 4.
| Система контроля и зачетные требования……………………………
|
| 4.1.
| Тренировочная нагрузка пловцов на этапах многолетней спортивной подготовки…………………………………………………
|
| 4.2.
| Динамика результатов пловцов на этапах многолетней тренировки.
|
| 4.3.
| Требования к результатам реализации Программы на этапах спортивной подготовки……………………………………………….
|
| 4.4.
| Контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки.
|
| 4.5.
| Организация медико-биологического обеспечения пловцов………..
|
| 5.
| Перечень материально-технического обеспечения…………..…….
|
| 5.1.
| Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки………………………………
|
| 5.2.
| Обеспечение спортивной экипировкой………………………………
|
| 6.
| Перечень информационного обеспечения…………..…………..…….
|
| 6.1.
| Список литературных источников ……………………………………
|
| 6.2.
| Интернет-ресурсы ………………………………………………………
|
| 7.
| Единый календарный план соревновательной деятельности………..
|
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Плавание – популярнейший вид спорта, имеющее огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение. Занятия плаванием в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, воспитания морально-волевых качеств, формирование жизненно важных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов-общественников и судей.
Плавание - вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 метров после старта или поворота; скоростные виды плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.
По классификации Международного олимпийского комитета (согласно принципу «одна федерация - один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:
- собственно плавание;
- водное поло;
- прыжки в воду;
- синхронное плавание.
В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Federation Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973 года, в Европе - Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Europeenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.
Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.
Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 метров), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.
Настоящая Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по плаванию этапам спортивной подготовки для возраста (далее Программа) от 7 до 14 лет разработана в соответствии с документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации».
- Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание, утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №164.
- Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программами, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730.
- СанПин 2.4.4.3172-14 №41 от 4 июля 2014 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 года №1125
«Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Цель настоящей Программы:
- организация многолетней подготовки пловцов;
- создание условий для занятий детей и подростков плаванием, развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению спортивных способностей;
- формирование здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- привлечение максимального возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям плаванием, направленным на развитие личности, формирование здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
Основным условием достижения этой цели является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает решение следующих задач:
Для этапа начальной подготовки:
1. Улучшение состояния здоровья и закаливание.
2. Устранение недостатков физического развития.
3. Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;
4. Овладение жизненно необходимых навыков плавания.
5. Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.
6. Приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей.
7. Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;
8. Поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
Для тренировочного этапа подготовки (этапа спортивной специализации):
1. Укрепление здоровья, закаливание.
2. Устранение недостатков в уровне физической подготовленности.
3. Освоение и совершенствование техники всех способов плавания.
4. Планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
5. Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки.
6. К концу этапа – определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям (начало спортивной специализации);
7. Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.
8. Повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, приучение к соревновательным условиям, приобретение навыков вы организации и проведении соревнований, судейства (для тренировочных групп).
В основе решения перечисленных задач лежит выведение спортсмена на высокий уровень спортивных достижений, выполнения требований для присвоения разрядов и званий.
Система Программы представляет собой организацию и проведение физкультурно-спортивной и тренировочной деятельности обучающихся по общей физической подготовке, специализированной подготовке в избранном виде спорта, связанных с участием в соревнованиях и проведением тренировочных сборов.
Решение поставленных задач осуществляется на каждом этапе обучения, исходя из
конкретных требований, учитывающих специализацию и квалификацию обучающихся. В основу отбора и систематизации материала положены принципы комплексности, преемственности и вариативности.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочного процесса: теоретической, физической, технической, психологической подготовок, педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства спортсменов, в постепенном усложнении содержания тренировочных занятий, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, в единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов.
Учебный материал настоящей Программы представлен в разделах, отражающих виды подготовок: теоретическую, техническую, физическую, тактическую, морально-волевую и психологическую.
Минимальный возраст для зачисления детей – 7 лет.
Порядок приема на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе осуществляется в порядке, утвержденном локальными документами Муниципального автономного учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Олимп» города Шумерля» (далее – ДЮСШ «Олимп»), на основании результатов индивидуального отбора в соответствии с требованиями к избранному виду спорта. Для зачисления в ДЮСШ «Олимп» обучающиеся должны сдать нормативы по общей и специальной физической подготовкам. Индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и двигательных умений, необходимых для освоения настоящей Программы.
Наполняемость в группе на этапе начальной подготовке – 14-15 человек, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 10-14 человек.
Программный материал рассчитан на 8 лет: 3 года на этапе начальной подготовки, 5 лет на тренировочном этапе подготовки (этапе спортивной специализации). Перевод обучающихся на следующий этап обучения производится по результатам контрольных испытаний.
Для обучающихся, планирующих поступление в профильные образовательные организации профессионального образования, срок освоения настоящей Программы может быть увеличен на 1 год.
Самостоятельная работа обучающихся реализуется в каникулярный период через судейскую практику, индивидуальную подготовку к соревнованиям, оздоровительный бег, пешие и велосипедные прогулки, плавание, спортивные и подвижные игры.
Программа на каждом этапе подготовки рассчитана на 42 недели, что составляет 80% от Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта плавание.
1.2. Организация тренировочного процесса
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Олимп» организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время могут открываться в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводиться тренировочные мероприятия (сборы). В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана спортсменов, выполнивших контрольно-
переводные нормативы. Для обучающихся устанавливаются каникулы продолжительностью 6-10 недель, во время которых спортивная форма поддерживается самостоятельно по рекомендациям тренера-преподавателя. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 10 недель либо самостоятельно по заданиям тренера-преподавателя поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 42 недель и 10 недель работы по индивидуальным планам обучающихся в период их активного отдыха.
Основными формами тренировочного процесса являются: групповые, тренировочные, теоретические занятия и тренировочные мероприятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, инструкторская и судейская практика обучающихся.
Расписание тренировочных занятий составляется администрацией ДЮСШ «Олимп» по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание ДЮСШ «Олимп» определяется в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта и согласовывается с учредителем.
1.3. Структура многолетней спортивной подготовки
Таблица 1
Год обучения
| Минимальный возраст зачисления в группы
| Наполняемость учебной группы
| Учебная нагрузка в часах в неделю
| Срок обучения на этапе подготовки
| Этап начальной подготовки
| 1-й
|
|
14-15
|
|
| 2-й
|
| 3-й
|
| Тренировочный этап подготовки (этап спортивной специализации)
| 1-й
|
|
10-14
|
|
| 2-й
|
| 3-й
|
| 4-й
|
| 5-й
|
|
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц
для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц,
проходящих спортивную подготовку
в группах на этапах спортивной подготовки
по виду спорта плавание
Таблица 2
Этап спортивной подготовки
| Продолжительность этапов (в годах)
| Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)
| Наполняемость групп (человек)
| Этап начальной подготовки
|
|
| 14-15
| Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
|
|
| 10-14
| Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной
подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта плавание
Таблица 3
Разделы подготовки
| Этапы и годы спортивной подготовки
| Этап начальной подготовки
| Тренировочный этап подготовки (этап спортивной специализации)
| 1 год
| свыше 1 года
| до 2 лет
| свыше 2 лет
| Общая физическая подготовка (%)
|
|
| 18-17,5
| 15-17
| Специальная физическая подготовка (%)
|
|
| 17-17,5
| 18-20
| Техническая подготовка (%)
|
|
|
| 50-52
| Теоретическая подготовка (%)
|
|
| 5-6
|
| Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)
| -
| -
|
|
| Планируемые показатели соревновательной деятельности и контрольных испытаний
в годичном цикле по виду спорта плавание
Таблица 4
Года обучения
| на суше
| в воде
| Этап начальной подготовки
| 1-й год обучения
|
|
| 2-й и 3-й год обучения
|
|
|
|
| Тренировочный этап подготовки (этап спортивной специализации)
| 1-й год обучения
|
|
| 2- год обучения
|
|
| 3-год обучения
|
|
| 4-й и 5-й год обучения
|
| 23-37
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Основы многолетней тренировки спортсменов
Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств, функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей каждого этапа подготовки с целью достижения максимального спортивного результата.
Для реализации этой цели необходимо:
- определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;
- разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;
- определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности, направленных на достижение главных и промежуточных целей.
Многолетняя спортивный подготовка - единый процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:
- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;
- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;
- поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности;
- постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема специальной физической подготовки по отношению к удельному весу общей физической подготовки;
- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды);
- учет закономерностей возрастного и полового развития;
- постепенное введение восстановительных мероприятий, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
Опасность форсирования подготовки состоит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов
При разработке и описании программы разработчик руководствовался следующими принципами и подходами:
а) направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
б) программно-целевой подход к организации спортивной подготовки.
Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и его
составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ спортивной подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки – побед на определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов.
в) индивидуализация спортивной подготовки.
Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.
г) единство общей и специальной спортивной подготовки.
На основе общей физической подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств.
д) непрерывность и цикличность процесса подготовки.
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического тренировочного процесса и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса и этапов спортивной подготовки.
е) возрастание нагрузок.
Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, ступенчатость, волнообразность) возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и спортивного мастерства спортсмена.
ж) взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на формирование календаря соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на спортивных соревнованиях соответствующего уровня.
3.2. История развития плавания
Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон; много позднее (III в. до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном. Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней.
Умение плавать порой становилось решающим во время войн - особенно во время морских сражений. Представление о применении в древние времена плавания в военных целях дает барельеф в усыпальнице Рамзеса II. На нем изображена переправа египетских воинов через реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, а другой – выполняя
одновременный гребок двумя руками; многие воины помогают своим, видимо раненым, товарищам переплыть реку или вылезти на берег, где пострадавших переворачивают вниз головой для удаления воды, попавшей внутрь. Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жизни. Об этом можно судить по художественно выполненным туалетным коробочкам и ложечкам. Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией знати, обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э.. сохранилась надпись: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми».
В Древней Греции также ценилось умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300 т. до н.э., во время проведения Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона, состязались в плавании и музицировании.
Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю, он подплывал к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбивались о прибрежные скалы. Возвращаясь назад, Сциллис проплыл около 5 км, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дельфах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно чувствовала себя в воде, что получила прозвище Возлюбленной бога морей. О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?». В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным.
Умению плавать отдавали должное и древние римляне. Легендарные полководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров. А Гай Юлий Цезарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме грандиозные «морские сражения», в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки, умение плавать и нырять, вести единоборство в воде, атаковать корабли, переправляться в полном вооружении. Римские войска имели на кораблях специально обученные отряды пловцов, которым вменялись в обязанность ремонт подводной части судов и морская разведка. Плавание с хороводами на воде под музыку входило в программу грандиозных водных феерий, ежегодно проходивших в Древнем Риме. В начале нашей эры при термах (банях) стали сооружать бассейны для плавания с подогревом воды. Наиболее известны бассейны при термах Каракаллы (56x23 метров) и при Диоклетианских термах (100x50 метров). Развалины терм, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями, сохранились до наших дней. Просвещенные римляне обучали плаванию и детей. Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость «очищения тела» и совершения омовений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|