Сделай Сам Свою Работу на 5

Регламентные операции по закрытию месяца





В конце каждого месяца для каждой организации необходимо выполнить ряд обязательных, так называемых регламентных операций.

В типовой конфигурации имеется универсальная операция «Закрытие месяца» (Операции), предназначенная для автоматического выполнения некоторых постоянных расчетов и формирования в конце месяца проводок по закрытию ряда счетов и определению прибыли (убытка). При обращении к операции вызывается обработка «Помощник закрытия месяца», который содержит список всех необходимых операций.

«Помощник закрытия месяца» предоставляет возможность:

· выполнить все необходимые операции закрытия месяца в правильной последовательности,

· частично выполнить закрытие месяца,

· отменить закрытие месяца,

· частично отменить выполнение закрытия месяца,

· отказаться от выполнения операции в текущем месяце (пропустить),

· сформировать отчеты, объясняющие расчеты и отражающие результаты выполнения регламентных операций,

· посмотреть результаты выполнения регламентной операции,

· составить отчет о выполнении регламентных операций.

Регламентные операции выполняются документами «Регламентная операция», а также документами «Формирование записей книги покупок», «Формирование записей книги продаж», «Начисление налогов (взносов) с ФОТ».



На панели функций документы «Регламентная операция» также представлены на закладках тех разделов, для которых они являются актуальными: Производство, ОС, НМА: Журналы, но здесь осуществляется доступ только к соответствующим операциям, например, в разделе ОС: Журналы можно ввести операцию «Амортизация и износ основных средств».

Регламентные операции вводятся один раз в месяц последней датой месяца.

Выполненные операции отображаются зеленым цветом, невыполненные – красным.

Операции, которые требуется выполнить или рекомендуется повторить, выполняются по кнопке Выполнить закрытие месяца. Регламентные операции, выполненные ранее успешно, в этом случае не выполняются. Если какая-либо операция по тем или иным причинам выполнена быть не может, система выделит ее красным цветом и попросит принять соответствующие меры.



Частично выполнить закрытие месяца можно по гиперссылке невыполненной регламентной операции. В меню, возникающем по гиперссылке, нужно выбрать пункт Выполнить операции до выбранной.

Отмена выполнения всех регламентных операций указанного периода выполняется по кнопке Отменить закрытие месяца. Отмена операций может понадобиться, когда все операции выполнены успешно и в правильном порядке, но по некоторым особым причинам их выполнение требуется повторить.

Частично отменить выполнение закрытия месяца можно по гиперссылке выполненной регламентной операции. В меню, возникающем по гиперссылке, нужно выбрать пункт Отменить операции после выбранной.

Команду Пропустить рекомендуется использовать для тех операций, которые не требуется выполнять. Например, если организация применяет расчет стоимости списания МПЗ по методу ФИФО, то регламентная операция «Корректировка стоимости» не требуется и должна быть пропущена. Если операция пропущена, а требуется ее выполнить, следует воспользоваться командой Выполнить из меню операции.

Сформировать отчеты, объясняющие расчеты и отражающие результаты выполнения регламентных операций, можно по кнопке Справки-расчеты. Справки-расчеты также можно сформировать для выполненной регламентной операции. В меню, возникающем по гиперссылке, нужно выбрать пункт Сформировать справку-расчет. При выборе этой команды формируются справки-расчеты, которые соответствуют данной операции.

Посмотреть результаты проведения регламентной операции можно по гиперссылке выполненной регламентной операции. В меню, возникающем по гиперссылке, нужно выбрать пункт Показать проводки.



Сформировать отчет о выполнении регламентных операций можно по кнопке Отчет о выполнении операций.

Список необходимых регламентных операций формируется для каждой организации в соответствии с:

· периодом, например, формирование книги покупок и продаж предлагается только в конце квартала;

· учетной политикой, например, состав операций зависит от системы налогообложения, заданной в учетной политике;

· состоянием учетных данных, например, операция «Закрытие счета 97 «Расходы будущих периодов» выполняется, если на счете 97 «Расходы будущих периодов» числятся остатки.

Операции распределяются по порядку выполнения на четыре группы:

1. Операции, по результатам которых признаются расходы организации, и некоторые другие операции, выполнение которых необходимо контролировать для правильного закрытия месяца.

2. Операция «Расчет долей списания косвенных расходов». При выполнении операции проводятся предварительные расчеты для закрытия счетов затрат.

3. Операции закрытия счетов затрат.

4. Операции, определяющие финансовые результаты за период.

Последовательность выполнения операций определяется автоматически. Сначала должны быть выполнены все операции первой группы, потом второй и т. д. Внутри одной группы операции могут быть выполнены в любом порядке.

Если порядок выполнения операций не соблюдается, то при попытке выполнить операцию в случае, если не все операции предшествующих групп выполнены, выдается сообщение о нарушении последовательности выполнения регламентных операций. Операция не выполняется.

Если операции выполнены в правильной последовательности и некоторая операция выполняется повторно, то операции последующих групп, результаты которых могут измениться, помечаются серо-голубым цветом и рекомендуются для повторного выполнения.

Перед выполнением регламентных операций система проверяет корректность последовательности проведения документов за закрываемый месяц. Если оказывается, что последовательность нарушена, система сообщит об этом красным цветом гиперссылки Контроль последовательности проведения документов. В этом случае следует перепровести документы, воспользовавшись данной гиперссылкой.

Для запуска процесса выполнения регламентных операций служит кнопка Выполнить закрытие месяца. Выполненные операции будут отмечаться зеленым цветом.

Сформировать отчет о выполнении регламентных операций можно по кнопке Отчет о выполнении операций.

10.2.1. Начисление налогов (взносов) с ФОТ

Операция описана в разделе 5.2 «Расчет и выплата заработной платы». Как правило, операция выполняется сразу после расчета заработной платы и в момент обращения к операции «Закрытие месяца» уже выполнена.

10.2.2. Формирование книги покупок и продаж

Операция описана в разделе 10.1 «Операции по учету НДС». Выполняется один раз в квартал последним числом последнего месяца квартала.

10.2.3. Начисление амортизации и погашение стоимости

Амортизация и износ ОС (ОС: Журналы). Операция описана в разделе 9.1 «Учет оборудования и основных средств». При проведении документа рассчитывается амортизация тех объектов основных средств, для которых стоимость погашается посредством начисления амортизации и по которым амортизация не была начислена в течение отчетного периода другими документами, такими как «Передача ОС», «Подготовка к передаче ОС», «Списание ОС», «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)».

Если в организации применяется ПБУ 18/02 (установлен соответствующий флажок в регистре «Учетная политика (бухгалтерский учет)»), одновременно с начислением амортизации в налоговом учете производится расчет постоянных и временных разниц в оценке амортизации ОС по БУ и НУ.

Амортизация НМА и списание расходов на НИОКР (НМА: Журналы). Операция описана в разделе 9.2 «Учет нематериальных активов и расходов на НИОКР». При проведении документа будет рассчитана амортизация всех объектов по указанным видам учета, за исключением тех активов, по которым амортизация уже была начислена в течение отчетного периода.

Если в организации применяется ПБУ 18/02, одновременно с начислением амортизации в налоговом учете производится расчет постоянных и временных разниц в оценке амортизации НМА по БУ и НУ.

Погашение стоимости спецодежды и спецоснастки (Производство (Спецодежда): Журналы). Операция описана в разделе 7.2 «Учет инвентаря и спецматериалов». При проведении документа выполняется начисление износа в БУ по спецматериалам, находящимся в эксплуатации, стоимость которых не была списана ранее. Величина суммы износа для каждого спецматериала и счет учета затрат, на который она относится, определяются данными, указанными в справочнике «Назначения использования» для этих материалов.

10.2.4. Корректировка стоимости номенклатуры

Выполнение расчета и корректировки фактической стоимости списанных МПЗ необходимо для организаций, использующих для списания материальных запасов метод «По средней». В этом случае в течение месяца сумма списания МПЗ рассчитывается по средней скользящей, т. е. стоимость МПЗ, сформированная расходными документами, в каждый текущий момент определяется только поступившими к данному моменту документами. При этом к концу месяца может накопиться погрешность даже в тех случаях, когда не производился ввод документов «задним числом». В результате проведения регламентной операции «Корректировка стоимости номенклатуры» сумма списания рассчитывается по средней взвешенной за весь месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца, и формируются корректирующие проводки по каждой операции списания.

10.2.5. Расчет долей списания косвенных расходов

Операция представляет собой подготовительный этап к закрытию счета 25 «Общепроизводственные расходы» и, если не применяется метод «директ-костинг», счета 26 «Общехозяйственные расходы». База распределения косвенных расходов на счета 20 и 23 определяется способом, установленным в регистре сведений «Методы распределения косвенных расходов организаций» (Предприятие → Учетная политика)[108].

10.2.6. Закрытие счетов 20, 23, 25, 26

При осуществлении операции производится расчет себестоимости продукции в бухгалтерском учете, а также списание затрат производства на стоимость продукции.

После проведения документа остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» будет равен остатку, указанному в документе «Инвентаризация незавершенного производства» за соответствующий период, остатки по остальным производственным счетам будут равны нулю.

Расчет производится в несколько этапов:

  1. Определение порядка переделов;
  2. Расчет себестоимости ГП и ПФ по прямым затратам основного и вспомогательного производства по каждому переделу;
  3. Распределение косвенных (общепроизводственных и, если не используется метод «директ-костинг», общехозяйственных) затрат производства на производственные счета в долях, определенных при выполнении операции «Расчет долей списания косвенных расходов»;
  4. Перерасчет прямых затрат производства с учетом распределения косвенных;
  5. Корректировка плановой стоимости ГП и ПФ до фактической себестоимости;
  6. Закрытие счета 26 в случае применения метода «директ-костинг».

1. Определение порядка переделов зависит от значения элемента учетной политики «Последовательность переделов» (см. раздел 1.4.2 «Учетная политика организации»).

Если установлен способ «Задается вручную», в обязательном порядке в регистре «Порядок подразделений для закрытия счетов» (Предприятие → Учетная политика) с помощью документа «Установка порядка подразделений для закрытия счетов» должен быть указан порядок закрытия счетов 20 и 23 по (производственным) подразделениям. Если установлен способ «Определяется автоматически», то порядок закрытия подразделений указывать не надо, т. к. он будет рассчитан автоматически.

2. Расчет себестоимости ГП и ПФ по прямым затратам производства осуществляется следующим образом. Согласно порядку переделов перебираются все обороты счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Сумма затрат каждого передела с учетом данных соответствующих документов «Требование-накладная», «Отчет производства за смену» и «Инвентаризация незавершенного производства» распределяется на выпуск этого передела пропорционально плановым ценам, и формируются корректирующие проводки.

3. Распределение косвенных затрат производства осуществляется посредством закрытия счета 25 «Общепроизводственные расходы» и, если не применяется метод «директ-костинг», счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счета 20 и 23 в разрезе номенклатурных групп.

4. Перерасчет прямых затрат производства с учетом распределения косвенных осуществляется аналогично этапу 1.

5. Корректировка плановой стоимости ГП и ПФ до фактической себестоимости производится следующим образом. Определяется отклонение производственной (фактической) себестоимости выпущенной за месяц продукции/полуфабрикатов от учетной (плановой) по формуле

КО20(23) = НС20(23) + ДО20(23) – КС20(23),

где КО и ДО – соответственно кредитовый и дебетовый обороты счета, НС и КС − соответственно начальное и конечное сальдо по счету.

Полученная сумма в части, относящейся к полуфабрикатам, списывается с кредита счетов 20 и 23 на счет 21 по видам полуфабрикатов пропорционально объемам их выпуска, а в части, относящейся к продукции, – аналогичным образом одним из двух способов:

· в дебет счета 40 «Выпуск продукции», если в соответствии с учетной политикой учет выпуска готовой продукции осуществляется с использованием счета 40[109]. Затем полученное отклонение списывается на счет 43 «Готовая продукция»;

· сразу в дебет счета 43, если в соответствии с учетной политикой учет выпуска готовой продукции осуществляется без использования счета 40.

В результате по дебету счета 43 формируется фактическая производственная себестоимость выпущенных ГП, а по дебету счета 21 − фактическая производственная себестоимость выпущенных ПФ.

Далее производится списание отклонения фактической себестоимости реализованных ГП (ПФ) от учетной (плановой) – с кредита счета 43 (21) в дебет счета 90.02 «Себестоимость продаж» пропорционально реализованным объемам – и формирование фактической себестоимости реализованных ГП и ПФ.

6. Закрытие счета 26 в случае применения метода «директ-костинг» производится на счет 90 «Продажи», субсчет 90.08 «Управленческие расходы». В типовой конфигурации в этом случае реализовано распределение расходов по оборотному субконто «Номенклатурные группы» пропорционально выбранной в учетной политике базе распределения общехозяйственных расходов [110].

Помимо расчета фактической себестоимости выпуска в данном разделе документа осуществляются также следующие операции:

· распределение расходов по видам деятельности (с основной системой налогообложения / по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения);

· нормирование расходов на рекламу (для НУ);

· нормирование расходов на добровольное страхование (для НУ);

· нормирование представительских расходов (для НУ);

· закрытие счетов косвенных расходов в НУ.

10.2.7. Закрытие счета 44 «Издержки обращения»

Списание транспортных расходов. Производится расчет остатков транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе. Под транспортными расходами понимаются расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров, если эти расходы не включены в цену приобретения. Транспортные расходы относятся к прямым расходам.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Эта сумма в бухгалтерском и налоговом учете рассчитывается одинаково.

При проведении документа формируются проводки по списанию с кредита счета 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (44.02 «Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность») в дебет счета 90.07 «Расходы на продажу» (90.08 «Управленческие расходы») суммы прямых расходов, относящихся к объему реализованных товаров.

Списание иных расходов (кроме транспортных). Все остатки счета 44 по статьям затрат с видом, отличным от вида «Транспортные расходы», закрываются на счет 90.07 «Расходы на продажу» (90.08 «Управленческие расходы»). В бухгалтерском учете закрытие производится по номенклатурным группам пропорционально выручке.

Для налогового учета также производится:

· нормирование расходов на продажу,

· распределение расходов на продажу по типам налогообложения,

· списание расходов на продажу,

· расчет разниц, возникающих по причине применения разного порядка распределения расходов на продажу в БУ и в НУ.

10.2.8. Определение финансовых результатов

Закрытие счетов 90, 91. Кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» признается прибылью и списывается с дебета счета 90.09 «Прибыль / убыток от продаж» в кредит счета 99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения» или в кредит счета 99.01.2 «Прибыли и убытки по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения» в зависимости от вида деятельности, установленного для тех или иных статей затрат.

Дебетовое сальдо счета 90 «Продажи» признается убытком и списывается с кредита счета 90.09 «Прибыль / убыток от продаж» аналогичным образом в дебет счета 99.01.

В результате закрытия счет 90 в целом сальдо не имеет, однако каждый субсчет этого счета может иметь сальдо.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» закрывается на счет 99.01 аналогично счету 90.

В результате закрытия счет 91 в целом сальдо не имеет, однако каждый субсчет этого счета может иметь сальдо.

10.2.9. Расчет налога на прибыль

В данном разделе выполняются следующие операции:

· расчет постоянных налоговых активов и обязательств на основе анализа данных НУ по виду учета ПР;

· расчет отложенных налоговых активов и обязательств на основе анализа данных НУ по виду учета ВР;

· расчет налога на прибыль. Сумма условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль определяется на основании оборотов по счету 99.01 «Прибыли и убытки (за исключением налога на прибыль)» и ставки налога на прибыль, указанной в регистре сведений «Ставки налога на прибыль». Условный расход по налогу на прибыль отражается проводкой с кредита счета 68.04.2 «Расчет налога на прибыль» в дебет счета 99.02.1 «Условный расход по налогу на прибыль». Условный доход по налогу на прибыль отражается проводкой с кредита счета 99.02.2 «Условный доход по налогу на прибыль» в дебет счета 68.04.2 «Расчет налога на прибыль».

· реформация баланса и закрытие счетов НУ. Операция доступна только в документах, закрывающих декабрь. Она включает в себя закрытие счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

В результате реформации все сальдо субсчетов счета 90 «Продажи» списываются на субсчет 90.10 «Прибыль / убыток от продаж». Аналогичным образом закрываются и субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы» – на субсчет 91.10 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Все суммы, учтенные на субсчетах счета 99.02 «Налог на прибыль», списываются на счет 99.01.1 (99.01.2), в результате чего выявляется сумма чистой прибыли (убытка). Затем сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» (чистая прибыль) списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

В результате закрытия счетов НУ все сальдо счетов налогового учета, не предназначенных для отражения стоимости активов, списываются.

 

ПРАКТИКУМ 10.2.

 

Задание 10.2.1.Произведите регламентные операции по закрытию месяца за январь от 31.01.13 (Операции → Закрытие месяца):

· проверьте последовательность выполнения операций, воспользовавшись гиперссылкой Контроль последовательности проведения документов; поскольку последовательность нарушена, нажмите кнопку Перепровести документы;

· выполните регламентные операции по кнопке Выполнить закрытие месяца;

· ознакомьтесь с «Отчетом о выполнении операций»;

· ознакомьтесь со «Справками-расчетами»;

· ознакомьтесь с проводками выполненных операций (по гиперссылке каждой операции открывается меню, в котором следует выбрать пункт Показать проводки.

 

Задание 10.2.2.Выполните операции закрытия месяца за февраль и март 2013 г.

 

Тема 11. ОТЧЕТНОСТЬ

Информацию, полученную в результате обработки данных о совершенных хозяйственных операциях (результатную информацию) можно получить при помощи различных отчетов (Отчеты).

По назначению отчеты можно подразделить на две группы:

· отчеты для контроля и анализа учетных данных и составления учетных регистров – стандартные отчеты,

· отчеты для формирования внешней отчетности, порядок составления и представления которых регламентируется органами законодательной и исполнительной власти, – регламентированные отчеты.

Стандартные отчеты

В типовую конфигурацию «1С: Бухгалтерия предприятия 8» включен набор стандартных отчетов, предназначенных для получения данных по бухгалтерским и налоговым итогам и оборотам, а также по бухгалтерским и налоговым проводкам в различных разрезах. Отдельные стандартные отчеты по разделам учета могут быть сформированы также на соответствующих закладках панели функций в разделе Отчеты, например, в разделе панели функций Касса можно получить отчеты «ОСВ по счету 50» или «ОСВ по счету 71».

Стандартные отчеты представляют собой практически целостную систему, которая позволяет формировать одни отчеты на основании других, детализируя данные отчета. На самом нижнем уровне детализации выполняется переход к конкретному документу или проводке. Детализация (расшифровка) при просмотре сформированного отчета вызывается двойным щелчком левой кнопки мыши на необходимой ячейке или цифре, после чего выбирается необходимая расшифровка.

Для формирования отчета следует задать период. Это можно сделать вручную, указав даты начала и конца периода, а можно воспользоваться кнопкой , расположенной справа от периода.

В верхней части окна отчета располагаются кнопки Сформировать отчет, Печать, Сохранить как…, Диаграмма, Настройка, История.

По кнопке Сформировать выводится отчет, удовлетворяющий заданным характеристикам. С помощью этой же кнопки можно скорректировать отчет с учетом изменений, внесенных в информационную базу после формирования данного отчета.

С помощью кнопки Настройка можно изменить настройку параметров отчета. Состав параметров зависит от выбора конкретного отчета. В общем случае:

· в разделе «Показатели» открывшегося окна настройки можно указать, по каким данным требуется построить отчет – БУ, НУ и т.д.;

· в разделе «Группировка» можно определить степень детализации данных (за какой период следует предоставить данные – по дням, месяцам, кварталам и т.д.), нужно ли выводить данные в разрезе субсчетов, по количеству, валютам, по забалансовым счетам;

· в разделе«Отбор»можно выбрать конкретные аналитические счета, по которым требуется получить данные.

Кнопка Печать позволяет напечатать отчет.

Воспользовавшись кнопкой Сохранить как…, можно сохранить сформированный отчет на диске либо в формате .mxl, либо в формате .xls как таблицу Excel.

Кнопка Диаграмма позволяет вывести данные отчета в виде круговой диаграммы.

В поле Σ отображается сумма чисел, содержащихся в выделенных ячейках.

Отдельную группу стандартных отчетов составляют так называемые специализированные отчеты, т.е. отчеты, предназначенные для получения результатной информации по конкретным разделам БУ. Такие отчеты предполагают специфическую выборку информации и ее представление на бумажном носителе по установленным формам.

Специализированные отчеты формируются в соответствующих разделах учета: кассовая книга – в разделе Касса (см. тема 4.1 «Учет кассовых операций»), книга покупок – в разделе Покупка, книга продаж – в разделе Продажа (см. тема 10.1.4 «Книга покупок и книга продаж»), отчеты, связанные с расчетом заработной платы – в разделе Зарплата и т.д.

Отдельную группу в разделе Отчеты представляют специфические отчеты (включая регламентированные), такие как регистры налогового учета по налогу на прибыль, книга учета доходов и расходов по УСН и прочие. Здесь же можно просмотреть справки-расчеты, формируемые по результатам закрытия периода (калькуляция себестоимости ГП, ПФ, работ и услуг, списания РБП и др).

Конфигурация содержит также универсальные отчеты[111] (Отчеты → Прочие), – позволяющие анализировать данные регистров накопления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.