ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
I
В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточным уровнем гигиены.
Главным направлением гигиенического воспитания является санитарно-просветительская работа среди населения. Цель санитарно-просветительской работы – выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах стоматологических заболеваний и методах их предупреждения.
Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучение гигиене полости рта. Только от человека, убеждённого в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех требований медицинских работников.
Санитарно-просветительская работа складывается из двух направлений – пропаганды медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики стоматологических болезней.
Следует чётко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретных людей (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды – определённые объекты, например, гигиена полости рта, средства и способы профилактики и т.д., о которых аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вторична, а цель пропаганды достигается с помощью агитации. Таким образом, если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Целью санпросветработы является не распространение информации о предмете, а воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику стоматологических заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.
Существуют активные и пассивные формы санитарно-просветительской работы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.
Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию.
Недостатком пассивных форм санпросветработы является отсутствие обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санпросветработы.
Санитарно-просветительская деятельность врача-стоматолога или другого медицинского работника должна предшествовать любому виду профилактической работы. Её задача – привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах стоматологических заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение этих заболеваний.
II
Санитарно-просветительская работа в детских учреждениях имеет серьёзные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем, правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей даёт наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребёнка. В нём должны участвовать четыре звена – врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал детского учреждения, родители и сами дети. Упущение любого из этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.
Первым этапом санпросветработы в детских учреждениях должна быть беседа с педагогами и медицинскими работниками этих учреждений. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по её проведению, определить время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эффективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. Только при соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель – приобретение в лице педагогов и воспитателей убеждённых соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.
На втором этапе санпросветработы в организованных детских коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед родительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во время такой беседы следует достигнуть две цели – озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность родителей в проведении и поддержании планируемых в детском коллективе мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний.
Третьим этапом санпросветработы в детских учреждениях являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом (или его частью) или группой детского сада. Для конкретной возрастной группы их цель и содержание различны.
С детьми 3-4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересовывать детей игровыми моментами.
Для детей в возрасте 5-7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой возрастной группе уже значительно выше.
В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части – санитарно-просветительскую и практическую.
Послетекстовые задания
Задание 10. Озаглавьте каждую часть текста.
Задание 11. Определите, во всех ли высказываниях содержится правильная информация.
1. Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучение гигиене полости рта.
2. Пропаганда всегда ориентирована на конкретных людей (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям.
3. Смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
4. К активным формам санитарно-просветительской работы относятся издание научно-популярной литературы, проведение выставок, показ кинофильмов.
5. Правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительской работе среди детей даёт наибольшую эффективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь.
6. Первым этапом санитарно-просветительской работы в детских учреждениях должна быть беседа врача-стоматолога с родителями.
7. В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья.
Задание 12. Закончите следующие предложения, используя материал текста.
1. Этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены … .
2. Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует … .
3. Целью санитарно-просветительской работы является … .
4. Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется … .
5. Активные формы санитарно-просветительской работы включают … .
6. К пассивным формам санитарно-просветительской работы относятся … .
7. Недостатком пассивных форм санитарно-просвети-тельской работы является … .
8. При подготовке наглядной агитации необходимо … .
9. В беседе с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения врачу-стоматологу необходимо … .
Задание 13. Употребите слова и словосочетания, данные в скобках, в нужном падеже и с нужным предлогом.
1. Цель санитарно-просветительской работы – выработать … (население) убеждение … (необходимость) соблюдения правил здорового образа жизни.
2. Агитация всегда ориентирована … (конкретные люди) и побуждает их … (позитивные реакции).
3. Недостатком пассивных форм санпросветработы является отсутствие обратной связи … (агитаторы и агитируемые).
4. Санитарно-просветительская работа … (детские учреждения) имеет особенности, связанные … (социальный статус детей, их психология).
5. Правильно продуманный и комплексный подход … (санитарно-просветительская работа) среди детей даёт наибольшую эффективность … (привитие) здоровых навыков на всю жизнь.
6. С детьми 3-4 лет занятиям следует придавать игровой характер, … (поучительные и убеждающие интонации).
7. В школах санитарно-просветительская работа проводится … (форма) уроков здоровья.
Задание 14. Основываясь на информации текста, ответьте на вопросы.
1. Какова цель санитарно-просветительской работы среди населения?
2. Из каких двух направлений складывается санитарно-просветительская работа?
3. Какие существуют формы санитарно-просвети-тельской работы?
4. Каковы преимущества и недостатки пассивных форм санитарно-просветительской работы?
5. В чём заключается преимущество активных форм санитарно-просветительской работы?
6. Каковы особенности санитарно-просветительской работы в детских учреждениях и с чем они связаны?
7. Каковы цели беседы врача-стоматолога с родителями?
8. Каковы цели и содержание занятий врача-стома-толога с детьми 3-4 лет?
9. В чём отличие занятий врача-стоматолога с детьми в возрасте 5-7 лет от занятий с детьми 3-4 лет?
Задание 15. Используя материал текста, расскажите:
о целях и задачах санитарно-просветительской работы врача-стоматолога;
о двух направлениях санитарно-просветительской работы;
о формах санитарно-просветительской работы;
об этапах санитарно-просветительской работы в детских учреждениях.
Задание 16. Прочитайте текст ещё раз, перескажите его основное содержание.
Занятие № 22
Тема речевого общения:
Коммунальные методы
Профилактики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|