Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ





 

По характеру работы стоматолог имеет постоянный контакт с микроорганизмами крови и слюны больных, в наибольшей степени это относится к вирусам гепатита В (В4) и вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ), поэтому стоматологи относятся к группе повышенного профессионального риска в этом отношении. Риск заболевания ВИЧ у стоматологов в 3,6 раза выше, чем у врачей других специальностей. Это связано с тем, что наибольшая концентрация ВИЧ обнаруживается не только в сперме, но и в крови и слюне.

Кроме того, в полости рта находится и ряд других патогенных микроорганизмов: бактерий туберкулёза, вирусов гриппа, герпеса, риновирусов, грамотрицательных и грамположительных бактерий, грибов и др.

Таким образом, инструменты, боры, диски, камни для препарирования зубов, оттиски, контактирующие с кровью и слюной, могут быть источником инфекции для стоматологов, медицинских сестёр, зубных техников, пациентов и должны подвергаться тщательной стерилизации.

В настоящее время разработаны санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля, охраны труда и личной гигиены персонала. Разработаны отраслевые стандарты стерилизации изделий медицинского назначения, несоблюдение которых преследуется по закону.



Стандарт устанавливает методы, средства и режимы предстерилизационной очистки и стерилизацииизделий медицинского назначения.

Предстерилизационной очистке должны подвергаться все изделия (слепочные ложки, пинцеты, зонды и др.) перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых и механических загрязнений и лекарственных препаратов.

Разъёмные изделия должны подвергаться предстерилизационной очистке в разобранном виде.

Предстерилизационная очистка осуществляется ручным или механизированным (с помощью специального оборудования) способом.

Для проведения предстерилизационной очистки инструменты ополаскиваются проточной водой в ванне, раковине, затем замачиваются в моющем растворе, в состав которого входит перекись водорода с синтетическими моющими средствами. Температура моющего раствора – плюс 50˚С. Время замачивания инструмента – 15 минут.



Стерилизациидолжны подвергаться все изделия, соприкасающиеся с раневой поверхностью, контактирующие с кровью или инъекционными препаратами, и отдельные виды медицинских инструментов, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать её повреждения.

Существуют паровой, воздушный и химическийметоды стерилизации. В амбулаторно-поликли-нической практике наиболее распространён воздушный метод с использованием сухожаровых шкафов.

Изделия после предстерилизационной обработки подсушиваются при комнатной температуре или при температуре 35˚С до исчезновения видимой влаги, после чего их укладывают в лотки или упаковку из бумаги мешочной непропитанной или бумаги мешочной влагопрочной и помещают в стерилизатор, где они выдерживаются при температуре 180˚С в течение 1 часа. Изделия, простерилизованные в бумаге мешочной непропитанной или в бумаге мешочной влагопрочной, могут храниться в течение 3 суток. Изделия, простерилизованные без упаковки, должны быть использованы непосредственно после стерилизации.

Паровой методстерилизации рекомендуется для изделий из коррозионностойкого металла, стекла, изделий из текстильных материалов, резины. Для этих целей используется паровой стерилизатор, куда помещают изделия в стерильных коробках без фильтров или с фильтрами или в двойной упаковке из бязи, пергамента, бумаги мешочной непропитанной или влагопрочной на 20 минут при температуре 132˚С при давлении пара 2,0 кгс/см2.

Химический метод используется для стерилизации инструментов из коррозионностойких металлов и сплавов. В качестве стерилизующего агента используют 6% раствор перекиси водорода, годный в закрытой ёмкости 7 суток. Изделия помещают в закрытые ёмкости из стекла или ёмкости с неповреждённой эмалью, заливают 6% раствором перекиси водорода и выдерживают при температуре 18˚С в течение 6 часов, после чего инструменты промывают стерильной водой.



Изделия из резины, пластмассы, в том числе с металлическими частями из коррозионностойких металлов и сплавов стерилизуются в 1% растворе уксусной кислоты в течение 45 минут при температуре 18˚С. Хранение простерилизованного изделия в стерилизационных коробках, выложенных стерильными простынями, – 3 суток. Раствор перекиси водорода может использоваться в течение 7 суток со дня приготовления при условии хранения его в закрытой ёмкости в тёмном месте.

Послетекстовые задания

 

Задание 10. С данными слева существительными составьте трёхкомпонентные словосочетания, выбрав подходящие по смыслу двухкомпонентные словосочетания из правой колонки. Следите за формой зависимых слов.

эксплуатация   соблюдение   удаление   проведение предстерилизационная очистка   механические загрязнения   амбулаторно-поликлинические учреждения отраслевые стандарты

Задание 11. В данных предложениях вставьте вместо точек необходимые по смыслу предлоги. Слова и словосочетания, данные в скобках, употребите в нужной форме.

1. По характеру работы стоматолог имеет постоянный контакт … (микроорганизмы) крови и слюны больных.

2. Стоматологи относятся … (группа) повышенного профессионального риска.

3. Инструменты, контактирующие … (кровь и слюна), могут быть источником инфекции … (стоматологи, медицинские сёстры, зубные техники, пациенты).

4. Стерилизации должны подвергаться все изделия, которые в процессе эксплуатации соприкасаются … (слизистая оболочка).

5. Изделия после предстерилизационной обработки подсушиваются … (комнатная температура) или … (температура 35˚С) … (исчезновение) видимой влаги.

 

Задание 12. Закончите следующие предложения, используя материал текста.

 

1. Риск заболевания ВИЧ у стоматологов … .

2. Наибольшая концентрация ВИЧ обнаруживается … .

3. В полости рта находится ряд патогенных микроорганизмов: … .

4. Предстерилизационной очистке должны подвергаться все изделия перед их стерилизацией с целью … .

5. В амбулаторно-поликлинической практике наиболее распространён воздушный метод стерилизации с использованием … .

6. Паровой метод стерилизации рекомендуется для изделий … .

7. Изделия из резины, пластмассы, в том числе с металлическими частями из коррозионностойких металлов и сплавов, стерилизуются … .

 

Задание 13. Замените активные конструкции пассивными.

1. В настоящее время специалисты разработали санитарные правила устройства, оборудования, эксплуатации амбулаторно-поликлинических учреждений стоматологического профиля.

2. Для проведения предстерилизационной очистки инструменты ополаскивают проточной водой.

3. После предстерилизационной обработки изделия подсушивают при комнатной температуре.

4. Паровой метод стерилизации рекомендуют для изделий из коррозионностойкого металла, стекла, изделий из текстильных материалов, резины.

5. Для стерилизации паровым методом используют паровой стерилизатор, куда помещают изделия в стерильных коробках без фильтров.

 

Задание 14. Основываясь на содержании текста, дайте ответы на вопросы.

1. Почему стоматологи относятся к группе повышенного профессионального риска?

2. Какие патогенные микроорганизмы находятся в полости рта?

3. Какими способами осуществляется предстерилизационная очистка инструментов?

4. Какие методы стерилизации вы можете назвать?

5. Для каких изделий рекомендуется паровой метод стерилизации?

6. Как стерилизуют изделия из коррозионностойких металлов и сплавов?

 

Задание 15. Используя материал текста, расскажите о методах стерилизации изделий медицинского назначения в стоматологии.

 

 

Занятие № 7

 

Тема речевого общения:

Санация полости рта

 

Предтекстовые задания

Задание 1. Прочитайте слова, нужные для полного понимания текста. Значение незнакомых слов определите по словарю. Запишите и запомните новые для себя слова.

 

Рецидив, санация, предприятие, допризывник, неблагоприятный, мероприятие, оснащённый.

 

Задание 2. Запишите конструкции, обратите внимание на форму зависимых слов.

 

выявлять выявить что?   формы поражения зубов
добиваться добиться чего?   своевременного излечения зубов
избегать избежать чего?   развития осложнений
предупреждать предупредить что?   возникновение стоматологических заболеваний
проводить провести что?   плановую санацию полости рта
обращаться обратиться к кому?   к врачу-стоматологу

 

Задание 3. Прочитайте терминологические словосочетания, которые вы встретите в тексте. Выделите главный компонент словосочетания. Дополните схему, указав стрелкой зависимость слов.

 

1. П+ С

индивидуальная санация, вторичная профилактика, назубные отложения, бригадный метод, портативное оборудование, дезинфекционные мероприятия

 

2. С + СР.п.

комплекс мероприятий, развитие осложнений, посещение врача, недостаток инструментария, лечение пациента

 

 

3. С+ П Р.п. + СР.п.

возникновение стоматологических заболеваний, лечение конкретного зуба, состояние стоматологической службы

 

4. С+ С Р.п. + С Р.п.

санация полости рта, формы поражения зубов

 

Задание 4. В данных глагольных словосочетаниях определите форму зависимых слов. От глаголов образуйте существительные. Проследите, как изменяется форма зависимых слов в новых словосочетаниях.

Сокращать число посещений врача, предотвращать рецидивы заболеваний, лечить конкретный зуб, проводить плановую санацию полости рта, формировать бригаду из 3-5 стоматологов, использовать автобусы, снижать стоматологическую заболеваемость.

 

Задание 5. Разберите слова по составу.

 

Всемирный, одномоментный, назубный, децентрализованный.

 

Задание 6. Составьте словосочетания по образцу.

 

О б р а з е ц: план – санация

плановая санация

 

Санация – мероприятия, промышленность – предприятия, село – район, профилактика – санация, бригада – метод, стационар – условия.

Задание 7. Прочитайте слова, уточните их значение.

 

Интенсивность, продолжительность, заболеваемость, обращаемость, распространённость, периодичность.

Задание 8. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выполнению послетекстовых заданий.

 

САНАЦИЯ ПОЛОСТИ РТА

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения принято подразделять профилактику стоматологических заболеваний на первичную, вторичную и третичную. Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний. Основным мероприятием по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является санация полости рта. Различают три формы санации: индивидуальную, организованную (разовую или периодическую) и плановую.

Индивидуальная санация проводится по обращаемости населения, т.е. когда пациент обратился к врачу-стоматологу по поводу лечения конкретного зуба. При этом лечат все нуждающиеся в этом зубы и удаляют имеющиеся назубные отложения.

Разоваяилипериодическая санация предполагает одномоментную санацию полости рта в организованных коллективах (школах, промышленных предприятиях и др.) или у определённых групп населения (беременные женщины, ветераны войны и труда, инвалиды и др.) с определённой периодичностью (например, один раз в год). Это более эффективная форма санации, она направлена на устранение имеющихся патологических процессов.

Возможность сохранить зубы, предупредить возникновение стоматологических заболеваний, в частности кариеса, и избежать развития осложнений предоставляет плановая санация. Она позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения.

Плановую санацию полости рта можно проводить различными методами: централизованным, децентрализованным и бригадным (смешанным). Выбор метода зависит от распространённости и интенсивности стоматологических заболеваний, состояния стоматологической службы, обслуживаемого контингента населения и других факторов.

Централизованный метод плановой санации проводится в условиях стоматологического лечебно-профилактического учреждения и предусматривает осмотр, диагностику и все виды лечения стоматологических заболеваний. Работа врача-стоматолога в стационарных условиях при наличии хорошего оборудования, достаточного количества инструментария и высокого качества материалов позволяет проводить плановую санацию на хорошем уровне. Вместе с тем, во многих случаях представляет определённые сложности доставка пациентов в поликлинику, особенно когда речь идёт о детях. Эти трудности можно исключить, применяя децентрализованный методплановой санации. В этом случае врач-стоматолог направляется в организованные коллективы (школы, промышленные предприятия, учреждения и организации), в которых оборудуется стоматологический кабинет (чаще всего временно, в приспособленном помещении). Недостатком этого метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, часто на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы, проводить дезинфекционные мероприятия и стерилизацию. От этого соответственно снижается качество санационных мероприятий.

Для проведения плановой санации в больших коллективах и сокращения продолжительности этой работы используется бригадный метод. Он предусматривает формирование бригады из 3-5 стоматологов разных специальностей, 1-2 медицинских сестёр. Имеется опыт использования для этих целей специально оснащённых автобусов, особенно при выезде в населённые пункты сельских районов. Однако этому методу присущи те же недостатки, что и предыдущему.

Ранее при проведении санации широко практиковалось разделение во времени осмотра полости рта и лечения. В настоящий момент рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно после осмотра, что позволяет сократить число посещений врача.

Правильно организованная и проводимая на высоком качественном уровне профилактическая санация полости рта позволяет снизить стоматологическую заболеваемость.

Послетекстовые задания

 

Задание 9. Найдите в тексте слова, близкие по значению данным.

 

Предотвращение, контингент, устранить, сократить.

 

Задание 10. Найдите в тексте и запишите определение вторичной профилактики.

Задание 11. Определите, во всех ли предложениях содержится правильная информация.

1. Санация полости рта является основным мероприятием по первичной профилактике стоматологических заболеваний.

2. Разовая или периодическая санация обязательно проводится один раз в три года.

3. Плановую санацию полости рта можно проводить различными методами.

4. Плановая санация позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного их излечения.

5. При децентрализованном методе врач-стоматолог направляется в организованные коллективы.

6. Недостатком централизованного метода является то, что врач работает в неблагоприятных условиях, часто на плохом или портативном оборудовании, при недостатке инструментария, невозможности использовать современные материалы.

 

Задание 12. Употребите слова, стоящие в скобках, в нужном падеже и с нужным предлогом.

1. Пациент обращается … (врач-стоматолог) … (повод) лечения конкретного зуба.

2. Организованная санация предполагает одномоментную санацию полости рта … (организованные коллективы) или … (определённые группы населения).

3. Недостатком децентрализованного метода плановой санации является то, что врач работает … (неблагоприятные условия), часто … (плохое или портативное оборудование), … (недостаток инструментария).

4. Бригадный метод предусматривает формирование бригады … (3-5 стоматологов) разных специальностей.

5. Рекомендуется проводить лечение пациента непосредственно … (осмотр).

Задание 13. Основываясь на информации текста, расскажите:

о формах санации полости рта;

о методах санации полости рта;

о факторах выбора метода плановой санации.

 

Задание 14. Основываясь на содержании текста, дайте ответы на вопросы.

 

1. Какие существуют виды профилактики стоматологических заболеваний?

2. Когда проводится индивидуальная санация полости рта?

3. Что делает врач-стоматолог при проведении индивидуальной санации полости рта?

4. Почему периодическая санация полости рта является более эффективной?

5. Что предусматривает плановая санация полости рта?

6. Какая форма санации полости рта позволяет выявить формы поражения зубов и добиться своевременного и полного их излечения?

7. От чего зависит выбор метода проведения плановой санации полости рта?

8. Что предусматривает централизованный метод плановой санации полости рта?

9. Что обеспечивает хороший уровень санации при централизованном методе плановой санации полости рта?

10. Как организуется работа при использовании бригадного метода плановой санации полости рта?

11. Как в настоящее время связаны осмотр и лечение пациента?

12. Что позволяет снизить стоматологическую заболеваемость?

 

Задание 15. Расскажите о недостатках:

централизованного метода плановой санации полости рта;

децентрализованного метода;

бригадного метода.

 

Задание 16. Прочитайте текст ещё раз и перескажите подробно его содержание.


Занятие № 8

 

Тема речевого общения:

Личные меры защиты

Врача против вирусного

Гепатита и ВИЧ

 

Предтекстовые задания

 

Задание 1. Прочитайте слова, нужные для полного понимания текста. Значение незнакомых слов определите по словарю. Запишите и запомните новые для себя слова.

 

ВИЧ, гепатит, сепарация, препарирование, ланолин, лосьон, экссудативный, инвазивный.

Задание 2. Запишите конструкции, обратите внимание на форму зависимых слов.

предотвращать предотвратить     что?   перекрёстное инфицирование  
являться чем? причинным агентом СПИДа
способствовать чему? проникновению вируса
пользоваться чем? защитными очками
превращаться превратиться во что?   в источник инфекции
ограничивать ограничить что?   возможность заражения
участвовать в чём? в инвазивных процедурах

 

Задание 3. Прочитайте терминологические словосочетания, которые вы встретите в тексте. Выделите главный компонент словосочетания. Дополните схему, указав стрелкой зависимость слов.

1. П + С

вирусный гепатит, стоматологические процедуры, причинный агент, перекрёстное инфицирование, эпидемиологические исследования, первичные распространители, слёзная жидкость, грудное молоко, скоростной наконечник, ультразвуковой прибор, синтетическая нить, экссудативное поражение, операционный халат, рентгеновское оборудование, острый инструмент

 

2. С+ СР.п.

препарирование зубов, проведение сепарации, секрет человека, меры защиты, пути заражения, риск инфицирования, источник инфекции, возможность ранения

 

3. С + П Р.п. + С Р. п.

действие аэрозольной струи, группа высокого риска

 

Задание 4. Назовите полные формы данных слов.

 

связан –

найден –

огромен –

обязателен –

необходим –

 

Задание 5. Разберите по составу данные слова. Это поможет вам лучше понять их значение.

 

Ротоносоглоточный, кровоостанавливающий.

 

Задание 6. Замените в данных словосочетаниях выделенные слова антонимами:

огромный риск,

худший вариант,

минимальная индивидуальная защита,

уменьшить пространство,

острый инструмент.

 

Задание 7. Трансформируйте глагольные словосочетания в именные.

 

О б р а з е ц: проводить сепарацию – проведение сепарации

 

Препарировать зубы, выявлять больных, предотвращать перекрёстное инфицирование, использовать мыло, предупреждать сухость кожи, применять пластиковый экран, ограничивать возможность заражения, ранить руки.

Задание 8. Составьте из слов левой и правой колонок словосочетания по модели:

  К А К О Е Ч Т О  

 

О б р а з е ц: вирус гепатит

вирусный гепатит

 

инвазивность причина эпидемиология аэрозоль ультразвук пластик эффект рентген операция процедуры агент исследования струя прибор экран фильтр оборудование халат

 

Слова для справок: причинный, эпидемиологический, аэрозольный, ультразвуковой, пластиковый, эффективный, рентгеновский, операционный, инвазивный.

 

Задание 9. Прочитайте текст и найдите в нём ответы на следующие вопросы:

1. Какие секреты человека являются первичными распространителями ВИЧ?

2. Какие пути заражения должны предусматривать меры защиты врача?

3. Какой ассоциацией разработаны личные меры защиты врача против вирусного гепатита и ВИЧ?

 

ЛИЧНЫЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВРАЧА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.