Сделай Сам Свою Работу на 5

Алгоритм проведения политического прогноза





Алгоритм проведения политического прогноза распадается на ряд взаимо­связанных последовательных этапов. Рассмотрим сущность и содержание этих этапов.

Первый этап – предпрогнозноя ориентация. На этом этапе определяется задание на прогноз (характер, масштабы, объект, время, основа­ния, перспективы). От точности и ясности задания во многом за­висит результативность прогноза. Далее формулируются цели и задачи, проблемы, предлагаются предварительные гипоте­зы, определяются методы, организация исследования, уточняется структура прогностической группы, порядок ее работы. Однако главным моментом является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа – разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала производится предварительное описание, которое содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.

Практика показывает, что при анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться следующие методические принципы: принцип системности, который требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования; принцип природной специфичности предполагающий обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития;[3] принцип аналогичности, который предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных ее элементов (принцип позволяет, с одной стороны, минимизировать затраты на анализ и прогноз путем использования части готовых прогнозных моделей, а с другой – обеспечивает верификацию прогнозов путем сопоставления с прогнозами объектов-аналогов).



Второй этап – построение исходной модели прогнозируемого объекта.Построение осуществляется всеми современными методами, в том числе сис­темным, операционным и функциональным. На этом этапе предпринимается попытка построить не только качественную, но и количественную модель с цифровыми показателями, по крайней мере, по некоторым основным пара­метрам. Отдельные данные на этом этапе целесообразно получать путем анкетирования, а также опроса экспертов (желательно не­сколько раз и разными методами). В теории системного анализа используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов политического прогнозирования.



Первый подход называется объектным. Он предполагает выделение подсистем путем поэлементного деления объектов на более мелкие. Каждый из последних, затем рассматривается в качестве объекта прогнозирования соответствующего уровня иерархии. При таком структурировании каждая система (подсистема) рассматривается как совокупность свойств и взаимосвязей соответствующего объекта. Объектный принцип анализа структуры системы рекомендуется в том случае, когда объект имеет количественно сложную структуру при относительно небольших сложностях и разнообразии составляющих подсистем (первичных объектов). Целесообразно выделять группы сходных по свойствам первичных объектов и анализировать наиболее типичные характеристики каждой группы. Этим существенно упрощается решение задачи.

Второй подход к анализу и синтезу структур называется функциональным. Он отличается от объектного тем, что за основу структурного деления объекта берется функциональный признак. Этот подход рекомендуется в том случае, когда число первичных объектов, которые составляют объект прогнозирования, невелико, но сами они являются весьма сложными по своим характеристикам и взаимосвязям. Тогда целесообразно выделять группы сходных функций и прослеживать их реализацию вне зависимости от принадлежности к тем или иным первичным объектам.



Третий этап – сбор данных прогностического фона путем размещения зака­зов в специализированных научно-исследовательс-ких учреждениях, изу­чение имеющейся научной литературы, а также формулировка некоторых постулатов (т.е. допущений) по вопросам, по которым нет воз­можности получить объективные данные.

Четвертый этап – построение динамических рядов показателей – основы, стержня будущих прогнозных моделей методами экстраполяции. Возможно также обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд – это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь, переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.

Пятый этап – построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.

Шестой этап – построение серии гипотетических нормативных моделей объекта специальными методами прогноза («дерево целей» и «дерево тенденций», графики, матрицы, сценарии и т.д.). Конкре­тизация абсолютных вариантов (т.е. отвлекающихся от фона) и относительного варианта (зависящего от фона), выработка опти­мального варианта по заранее определенным критериям, касаю­щимся заданных норм, целей, идеалов. Уточнение самих крите­риев с точки зрения их реалистичности и осуществимости, а также «цены».

Седьмой этап – оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза – уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов. Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направление и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.

Восьмой этап – выработка рекомендацийдля решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требуют, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.

Девятый этап – разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

Десятый этап – вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, вообще управление, повышению эффективности которого оно призвано служить). Практика показывает, что на этом этапе необходимо учитывать следующие рекомендации:

эффективность прогнозов политических событий не может сводиться только к степени их достоверности, точности. Не менее важно знать, насколько тот или иной прогноз содействует повышению обоснованности, объективности, эффективности разработанных на его основе политических решений;

проверяемость прогнозов имеет существенные особенности, отличающие ее от верификации прогнозов данных анализа или диагноза (вывода).

В прогнозировании помимо абсолютной верификации, т.е. эмпирического подтверждения или отрицания правильности гипотезы, существует относительная (предварительная) верификация. Она позволяет развивать научное исследование и практически использовать его результат до наступления возможности абсолютной проверяемости. Способы относительной верификации известны: это проверка полученных, но еще не поддающихся абсолютной проверяемости результатов контрольными исследованиями.

Разумеется, в отношении прогноза абсолютная проверяемость возможна только после перехода периода упреждения из будущего в прошлое. Даже предварительное знакомство с современным инструментарием прогнозирования показывает, что последнее отнюдь не универсально и не всесильно, что оно не в состоянии подменить собой предвидение.

Особенности способов разработки прогноза накладывают принципиальные ограничения на возможности прогнозирования как в диапазоне времени (пять-десять лет), так и в диапазоне объектов исследования (не все явления в одинаковой степени поддаются прогнозным оценкам).

Приведенный алгоритм деятельности позволяет преодолевать не­которые объективные ограничения возможностей политического прогнозирования, прогнозировать не только кажущиеся сегодня вполне веро­ятностными события, но и события маловероятностные, которые ча­ще всего и происходят. Привлечение даже к узкому прогнозу по воз­можности более широкого круга компетентных участников и экспер­тов дает возможность прогнозировать «непрогнози-руемое».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.