|
Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университета
Одним из наиболее острых в социологии конфликтов признаётся конфликт ценностей. Его разрешение требует длительного времени, его внешние проявления имеют латентные основания. В наличии конфликтов ценностей нет ничего необычного: полиморфность культуры любого общества (многогообразие субкультур, этнических общностей, конфессий, демографических групп) может порождать противоречия, конфликты. В стабильных обществах конфликты ценностей разрешают на основе ценностных приоритетов, как правило, общечеловеческих. В реформирующемся российском обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей различных социальных слоёв, возрастных групп, что создаёт угрозу целостности общества. Рассмотрим в рамках настоящей статьи проявление конфликта прагматических потребительских и духовных ценностей в сознании и поведении современной российской молодёжи и проблемы его разрешения.
Дилемма - иметь или быть – является актуальной как для предшествующих, так и для современных поколений. Выдающийся философ 20 века Эрих Фромм подверг потребительство как способ существования основательной критике, противопоставив ему «бытие» как истинно человеческую жизнь. В своей известной работе «Иметь или быть?» (1976) он обосновывает дегуманизирующее влияние общества потребления на сознание - умышленное насаждение потребительства разрушает душу. Обладание как способ существования направлен на владение вещами, когда отношение к миру определяется стремлением превратить всё в мире в собственность, и тогда моё «я» измеряется тем, что я имею. Э.Фромм предостерегает от безудержного потребления: «…если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею…Я никогда не могу быть удовлетворённым, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше». [1, с.178] В работе рассматривается и другой способ жизни – «быть»; по Э.Фромму, это активность, продуктивное использование внутренних способностей. Быть активным – значит проявить всё богатство человеческих дарований, состояться как личности, не бояться самоотдачи. « Лишь по мере того, как мы начинаем отказываться от обладания, то есть небытия, а значит, престаём связывать свою безопасность и чувство идентичности с тем, что мы имеем, и держаться за свою собственность, может возникнуть новый способ существования – бытие… Однако большинство людей считает, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно… Им невдомёк, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на собственные силы и ходить на собственных ногах». [ 2, с.380]
Обозначенный Э.Фроммом конфликт ценностей потребления и осмысленного духовного существования влияет на жизненный выбор молодёжи. Проблемы обозначенного нами ракурса: иметь или быть? - являются весьма актуальными для современной молодёжи. Они связаны с духовно-нравственной сферой общества.
Существенно на выбор молодёжи влияет кризисное состояние духовной сферы общества, расшатывание ценностных основ и традиционной морали отечественной культуры.Оно проявляется в разрушении морально- нравственных норм, отсутствии четких принципов и императивов, направляющих действия личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет выверенного механизма формирования и способа воздействия на сознание и поведение молодых людей. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций, отмечают исследователи, привела к падению престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности. [3]
По результатам экспертного исследования, проведённого в 2007 году фондом имени Питирима Сорокина, иерархия десяти доминирующих ценностей молодых русских выстраивается следующим образом: материальное благополучие, индивидуализм, карьера, семья, стабильность, свобода, уважение к старшим, бог (вера в Бога), патриотизм, долг и честь. При этом было отмечено, что место ценностей в России во многом занято антиценностями. Среди ценностных установок, доминирующих сегодня, экспертами были отмечены следующие десять антиценностей: культ денег, безразличие и индивидуализм, вседозволенность, циничный прагматизм, культ карьеры, крах семьи, социальное иждивенчество, сексуальная распущенность, вредные привычки: наркомания, алкоголизм, сквернословие; коррупция, ксенофобия [5]
Это дает основание констатировать наличие тревожной тенденции глубокой и системной духовной деградации значительной части современной молодежи. Место духовных ценностей занимают ценности потребления. Потребительские ориентации могут быть направлены на научное, художественное, техническое творчество, но могут и на приобретение престижных моделей одежды, обуви, телефонов, автомашин. Последние отравляют душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. [4, с.188] Так российское общество уподобляется западному потребительскому, называемому обычно «обществом всеобщего потребления» или «обществом всеобщего благосостояния». Культ бытовых вещей, культ одежды, культ развлечений занимают место духовных ценностей. Мода подменяет идеалы, стремясь заполнить духовную пустоту, возникающую в обществе при отказе от идеалов. Кроме того, потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг, постоянно пользоваться ими и платить. Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье потребления товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Дилемма «быть или иметь» однозн. Человека заставляют жить в созданном искусственном, прекрасном мире, лишают его возможности размышлять, анализировать реальность.
Преуспевает в этом реклама, замещая многие традиционные институты воспитания. Реклама играет все более заметную роль в жизни общества. Она оказывает влияние на уровень жизни, благосостояние; реклама формирует представления о ценностях, стиле жизни; реклама включает в себя этические нормы. Как пишет А.С.Запесоцкий [6, с.6], именно благодаря рекламе с начала 1990-х годов «происходила коренная переориентация предпочтений молодёжи от нематериальных ценностей к материальным. Под воздействием рекламы понятие « уметь жить» начинает сводиться для молодёжи к формуле «иметь»: носить модную одежду, посещать дорогие клубы, не утруждать себя тяжёлым трудом. Меняется понятие счастья, смысла жизни». Действительно, пропаганда определённых образцов поведения рекламой ведёт к принятию их в качестве эталонных. То общество, в котором активность масс направляется в сферу потребления, становится обществом потребления. А рекламе отводится роль идеологии, проектирующей и воспитывающей нужного ей человека – «человека потребляющего». Это тот тип «одномерного человека», о котором писал Г.Маркузе, главной целью которого является потребление. Потребление, которое становится не только «конечной целью бытия», но и критерием социальной стратификации. «Реклама переводит такой важный социальный процесс, как субъективация социальной стратификации, из материального производства в сферу потребления» – пишет В. Коломиец [7, с.215].
Наиболее значимыми ценностями, пропагандируемыми рекламой сегодня, являются: оптимизм, профессионализм, успешность, индивидуализм, уверенность в собственных силах, мобильность, свобода, независимость, получение от жизни всего. Конфликт потребительских и духовных ценностей в сознании современной молодёжи требует разрешения. Пути выхода – в оздоровлении информационной среды, в усилении деятельности воспитательных институтов общества, в обращении к традиционным ценностям отечественной культуры, в распространении идеалов духовности. Необходима выработка нравственного иммунитета против зависимости от потребительства, моды, престижных вещей, бутиков. Дилемма - иметь или быть - может решаться только на основе духовности, возвращающей молодому поколению истинный смысл бытия.
Библиографический список
1. Культурология: Хрестоматия Сост. Проф. П.С.Гуревич. – М.: Гардарики. - 2000.
2. Хрестоматия по истории философии (западная философия); - М.: ВЛАДОС. – 2001.
3. Ромашова Л. О., Ценностные ориентации современной молодежи// http://www.kapital-rus.ru/
4. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
5. Елишев С.О. Чего хочет современная русская молодежь?// http://www.zlev.ru/
6. А.С.Запесоцкий. «Метаморфозы СМИ: новое качество или новые болезни» // СОЦИС.- 2010.-№7.
7. В. Коломиец . http://www.parmedia.ru/
Н. А. Алексахина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|