|
При Правительстве Российской Федерации»
Взаимоотношения вузов и работодателей - тема вечная, а то, что сегодня она обсуждается как особо важная, означает, что в жизни возникли новые обстоятельства, требующие иных решений. Ведущие вузы страны осознают изменившиеся реалии и стараются соответствовать им. Запрос времени состоит в том, что наряду со знаниями вузы должны давать студентам опыт практической работы, причем, не тестовых заданий, а реальной деятельности. Сегодня от студентов требуются не просто решения, а конкурентоспособные решения. Для этого необходимо еще более тесное взаимодействие вузов и работодателей. Стандартная схема взаимодействия, которая уже давно опробована многими учебными заведениями, - это, когда подразделение компании и вузовская кафедра имеют единого руководителя. Более актуальный вариант - компания создает рабочую группу в вузе с тем, чтобы студенты под руководством преподавателей работали над определенной проблематикой.
Ни одна организация не ждет, что только что закончивший вуз молодой специалист сможет сразу включиться в работу. По мнению работодателей, для того чтобы выпускник вуза превратился в полноценного сотрудника, требуется несколько лет, и это нормально. Более того, во многих компаниях дополнительное обучение и адаптация вчерашнего выпускника расценивается не как досадная необходимость, а как дополнительная возможность сформировать его в соответствии с собственными требованиями – помочь освоить молодым специалистам элементы корпоративной культуры, обучить их специфике работы. Опытному сотруднику сложнее подстроить себя под стандарты компании, такой человек приходит со своим опытом, со своими профессиональными ценностями, взглядами. А молодой специалист - как «чистый лист»: он подстраивается под компанию, быстро понимает правила игры, хотя при этом у него, конечно, меньше специальных знаний.
Для налаживания обозначенного процесса имеет смысл выстраивание системы эффективного взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю. И это не только проведение совместных экскурсий, где потенциальные сотрудники смогут ознакомится с предприятием, побывать на рабочих местах, но и участие студентов в проектах предлагаемых организацией.
В чем же современная дисгармония взаимодействия вузов и бизнеса при подготовке квалифицированных специалистов?
С одной стороны, сфера высшего образования испытывает проблемы, связанные со снижением качества подготовки и, как следствие, конкурентоспособности. Традиционная система, основанная на производстве и передаче знаний, зачастую дает отказы в силу того, что знания устаревают раньше, чем выпускник покидает стены вуза. О глубине проблемы свидетельствуют многочисленные отзывы работодателей, не удовлетворенных качеством подготовки специалистов. Они «утверждают», что большинство выпускников вузов не способны включиться в работу, не знают бизнес-процесса, не имеют представления о корпоративной культуре, не имеют навыков делового общения; не умеют в выгодном свете подать результаты своей работы, и, нередко обладая завышенными требованиями и амбициями, не могут адекватно оценить свою стоимость на рынке труда.
С другой стороны, давно известно, что российский бизнес не всегда способен сформулировать четкие критерии и требования к необходимым ему кадрам. По проведенным опросам оказалось, что предъявляемые к выпускникам вуза основные требования работодателей носят в основном личностный характер и включают опыт работы, специальные навыки, навык самопрезентации, умение адаптироваться, обучаемость, дополнительные навыки (знание персонального компьютера, знание иностранных языков и др.).
Но все же, для объективной оценки потенциального работника, организации следует наблюдать за всем процессом обучения студента, а не за конечным результатом. Ведь в процессе обучения работодатель сам может указать студенту на его ошибки, и получить результат, необходимый для него, это позволит избежать проблем с переобучением и не пенять на «просчеты» вузов.
Суть современного подхода, основанного на компетенциях, должна состоять в том, что вуз, получая от потребителей своих услуг точно сформулированные требования к системе образования, преобразовывает их в цели и задачи образовательной деятельности. При этом чрезвычайно важно ориентироваться на опережающее развитие содержания обучения по отношению к практике ныне существующей профессиональной деятельности.
Рассмотрим несколько возможных, но относительно мало применяющихся, форм взаимодействия вузов и бизнеса.
Во многих странах действует, помимо государственной, система общественной и корпоративной аккредитации вузов. В этом случае общественные, неправительственные организации (например, Фондовый Совет Великобритании по высшему образованию, Европейская сеть аккредитации инженерного образования и т.п.) формулируют требования, которым должно соответствовать учебное заведение и занимаются профессиональной оценкой качества. В свою очередь, для вузов факт аккредитации (вполне добровольной) учебных программ в авторитетных в профессиональной среде аккредитационных организациях повышает их конкурентоспособность.
Интересным является формирование эндаументов (целевых капиталов) ведущих университетов. Бизнес передает средства университету, который в свою очередь вкладывает их в акции или ценные бумаги и тратит полученные проценты на свои нужды. Таким образом, капитал бизнесменов работает на будущее, создавая постоянную подпитку университету.
Согласно Докладу Всемирного банка, уже в скором будущем должен быть пересмотрен подход к аттестации, базирующийся в основном на оценке традиционных показателей (качества профессорско-преподавательского состава и учебно-методического обеспечения, учебно-лабораторной и материально-технической базы и т.п.) и, напротив, будет усилен акцент на квалификации (компетенции) выпускников. Неслучайно уже сейчас крупные мировые холдинги используют такую форму обучения как корпоративный университет, обеспечивающий подготовку персонала всех категорий в соответствии с реальными потребностями бизнеса и на основе четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективного решения задач компании. Среди крупнейших корпоративных университетов - IBM Global Learning (более 3000 преподавателей, более 10000 специализированных курсов), Motorola-U (99 подразделений, штат постоянных преподавателей - более 400 человек, годовой бюджет около 100 млн. долл. США).
Так же для более эффективного взаимодействия вуза с организацией, будет заключение трехстороннего договора, имеющего юридическую силу.
Выпускник берет на себя обязательства добросовестно и в срок пройти целевую подготовку и своевременное приступить к указанной в договоре работе. При этом в договоре определяется минимальный срок работы выпускника. В случае расторжения договора по инициативе выпускника он должен вернуть предприятию полностью или частично понесенные последним затраты на целевую подготовку. Вуз берет на себя обязательство по качественной целевой подготовке молодого специалиста в соответствии с требованиями заказчика.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что есть тенденция отставания образования от потребностей современной науки и производства в некоторых сферах экономики: многие вузы (не только российские, это системная проблема) дают молодым специалистам знания, а бизнес ждет от них навыков и компетенций. Вот почему проблема повышения качества образования и конкурентоспособности российской системы подготовки кадров может быть решена, в том числе, и при взаимодействии высшей школы и бизнеса. На сегодня уровень развития партнерства образования с бизнесом, отработанность механизмов этого партнерства в России, нельзя признать достаточным. Существуют препятствия, как со стороны бизнеса, так и со стороны вузов. Бизнес пока не достиг того уровня развития, который дал бы ему возможность осуществлять долгосрочные программы партнерства с вузами в части целевой подготовки специалистов. Приходится констатировать, что на сегодняшний день формы такого взаимодействия сводятся, как правило, к организации в вузах структур, занимающихся трудоустройством и организацией практик студентов, но механизмы влияния требований рынка труда к специалистам на содержание подготовки пока практически не сформированы, и это большая проблема.
Но, все же, конкуренция и качественное развитие должны расставить все по своим местам. Поэтому развитие эффективного взаимодействия вузов и бизнеса при подготовке квалифицированных специалистов неизбежно.
Д. Ф. Томилова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|