Е. А. Воронова, Л. А. Платицына
ТРУДОУСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Липецкий филиал РАНХиГС
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем в обществе и непосредственно в молодёжной среде. Одна из них - проблема вступления молодёжи на рынок труда.
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства.
По мнению экспертов, для России сегодня актуальна проблема образования, которое сейчас получают студенты в ВУЗах: оно не соответствует запросам рынка труда. Следовательно, отсутствие востребованного рынком труда профессионального или высшего образования значительно уменьшает перспективы удачного трудоустройства [1].
В России доля молодежи до 25 лет в общем числе безработных на конец марта 2012 года составляет 27,5%. Это говорит о том, что абсолютно большая часть безработных относится к категории «молодежь». В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2012 года составил 16,8% [2].
В общей численности безработных 28,8% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 64,2% составляет молодежь до 25 лет [2].
Фактор отсутствия опыта работы в большинстве случаев становится решающим для работодателя при выборе работника. И этот выбор редко делается в пользу молодежи, о чем и свидетельствуют статистические данные.
Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты: молодёжь в возрасте 14-18, 18-24, 24-30 лет.
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры, поэтому эти подгруппы вызывают наибольший интерес.
В связи с остротой существующей проблемы было произведено социологическое исследование в форме опроса, респондентами стали молодые люди в возрасте 18-24 года. Цель опроса–изучение социальной установки молодёжи на труд, а так же выявления причин, возникших при трудоустройстве молодёжи Липецкой области (число опрошенных 100 человек). Среди них–студенты (75%) и молодые специалисты, для которых трудоустройство по специальности оказывается серьёзной проблемой (25%).
Большинство (64%) опрошенных в ходе исследования сказали, что испытывали трудности с трудоустройством, 68% респондентов считают, что отсутствие опыта работы коренным образом влияет на возможность получения работы в той или иной сфере. Это говорит о том, что в России и в Липецкой области в частности существуют определенные проблемы при входе молодежи на рынок труда.
Почти половина респондентов (49 %) столкнулись с отсутствием работы по искомой профессии. У 16 % молодых работников возникли проблемы из-за отсутствия опыта. Несмотря на высокий интерес к высшему образованию количество респондентов, столкнувшихся с «нехваткой» образования, невелико (6%). Более четверти респондентов (27 %) не смогли трудоустроиться из-за низкой заработной платы.
Величина зарплаты – основной показатель удовлетворённости работой. Почти половина опрошенных (49%) не удовлетворены ею. Лишь 12 % респондентов согласны со своим заработком. Остальных респондентов (39%) размер зарплаты устраивает, но они хотели бы, чтобы он увеличился.
Поскольку распределение выпускников на работу отсутствует, большинство респондентов (91%) указали на то, что учебное учреждение не оказало им помощи при трудоустройстве. Примечательно, что сами выпускники убеждены, что помогать с поиском работы нужно далеко не всем, а только лучшим студентам (53 %).
Для большинства респондентов (52%) решающей при трудоустройстве оказалась помощь родственников, друзей и знакомых. Это также говорит о том, что на рынке труда существуют определенные барьеры, которые молодежь самостоятельно не может преодолеть, их можно обойти лишь с помощью посторонних лиц. Государство не очень активно вмешивается в сложившуюся ситуацию на рынке труда. Об этом свидетельствует то, что 56% опрошенных представителей молодежи считают, что государственные структуры не оказывают должной помощи в трудоустройстве молодежи.
Таким образом, существующие проблемы вхождения в трудовую деятельность в России и, в частности, в Липецкой области требуют корректировки как действий, как со стороны государства, так и со стороны учебных заведений.
Надо отметить, что сравнительно низкую конкурентоспособность молодёжи обуславливает и действие ряда факторов как: нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодёжи, необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом, консерватизм в деятельности работодателей, неумение молодых специалистов предоставить себя работодателям, инфантилизм части молодёжи, привыкшей получать всё, что им требуется от родителей и др..
Исходя из перечисленных проблем и проведенного исследования, можно выделить следующие направления, содействующие занятости и трудоустройству молодёжи:
1. Усиление социальной поддержки молодёжи;
2. Образование молодежи – проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и т.д.;
3. Содействие профессиональной подготовке молодежи;
4. Изменение порядка приема молодежи на работу;
5. Квотирование мест для молодежи;
6. Организация ярмарок вакансий;
8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости и др.
Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Но молодой специалист хочет получать социальные гарантии и «приличную» заработную плату. Молодёжь находится достаточно в трудном положении при поиске работы, с одной стороны, возможно ущемление их прав по возрастному признаку, а с другой молодому человеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, у государства нет четких рычагов регулирования молодёжной занятости, что ещё больше усугубляет положение молодёжи на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать законодательную базу, нужно как можно больше внимания уделять молодым специалистам.
Таким образом, переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Растёт разочарование молодёжи в социально-экономической востребованности выбираемых ими профессий. У многих молодых людей складывается устойчивое мнение о невозможности государства обеспечить социальную поддержку. Все эти аспекты тормозят процесс профессианально-трудовой адаптации молодого поколения. Тем более, число проблем при трудоустройстве молодёжи достаточно велико для того, чтобы молодой человек мог разочароваться в своих силах. Исследование этой социальной категории и опора на свойственные ей социальные ценности может существенно помочь в решении не только проблемы профессионально-трудовой адаптации, но и проблем, связанных с молодежной преступностью, алкоголизмом, наркоманией, участием молодых людей в экстремистских группировках. Однако, актуальной и сложной социальной проблемой российского общества является оптимизация рынка труда и системы профессионального образования – старые методы такой оптимизации не годятся, а новые еще только формируются.
Список источников
1. Безработица в России молодеет: http://tradeunions.ru/main/NewsAMShow.asp?id=43763.
2. Госкомстат. Занятость и безработица в РФ: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/85.htm
Е. С. Тафинцева
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|