Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





 

Эта тема подсказана самой жизнью, своеобразием сегодняшней деятельности структур безопасности хозяйствующих субъектов в России, после вступления в силу Федерального закона от 22.12 2008 г. № 272-ФЗ. Современное состояние отечественной экономики во многом обусловлено глобальным финансовым кризисом. Однако не все экономические проблемы России являются результатом дестабилизирующих воздействий финансовых рынков США и стран Западной Европы. Немаловажную роль на состояние защищенности организаций оказывают негосударственные структуры безопасности.

Современная тенденция их развития состоит в том, что появившиеся в конце прошлого века в нашей стране Службы безопасности юридических лиц, частные охранные организации и детективы, успешно участвуя в управлении безопасностью предприятий различных форм собственности. Они не только занимаются сбором, анализом и поставкой информации и данных, требующихся для принятия управленческих решений, но и принимают на себя функции структур деловой или конкурентной разведки этих предприятий, непосредственно участвуя в разработке и реализации стратегических и тактических решений и управлении рисками.



Одной из самых главных проблем, я считаю – низкий уровень доходов населения, безработицу.

Безработица – социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Изучая вопрос безработицы в России, необходимо обратиться к особенностям российского рынка труда, возникновение которого, также как и безработицы, связано с переходом к капиталистическому пути развития. В дореформенный период российская рабочая сила заметно отличалась по своим структурным характеристикам от рабочей силы других стран, особенно – стран со зрелой рыночной экономикой. При наличии гипертрофированного промышленного сектора был слабо развит сектор услуг. Профессиональная структура занятости была смещена в пользу «синеворотничковых» профессий, связанных с физическим трудом, многие «беловоротничковые» профессии были представлены в недостаточной степени либо вообще отсутствовали. Профессиональная структура рынка труда была представлена узкоспециализированными работниками.



Современный российский рынок труда, как и любой другой рынок подвержен воздействию различных факторов. Объем рынка труда определяется в первую очередь демографическими факторами: уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой.

Помимо демографического важным фактором динамики российского рынка труда является уровень экономической активности различных демографических групп трудоспособного населения. Так, в России экономически активными являются 83,3% мужчин и 78,9% женщин трудоспособного возраста, что считается высоким уровнем.

Характерной особенностью российского рынка труда является высокий уровень скрытой безработицы, когда по социальным или иным причинам сотрудники предприятий и организаций не могут быть уволены, и их переводят на режим неполной рабочей недели либо неполного рабочего дня, или же отправляют в отпуска по решению руководства организации. Только в 2002 году число таких работников составляло 3,0 млн человек, или 9,2% численности занятых. Особенностью российского рынка труда является также высокая доля ра­ботников, совмещающих работу в двух и более местах.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы миграции рабочей силы. Миграция представлена как утечкой высококвалифицированных специалистов из России (в основном в сфере наукой области), так и въездом на территорию России рабочих из стран СНГ, Турции и других соседних государств (их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг). Часть притока иностранной рабочей силы носит сезонный характер. Увеличение числа иностранной рабочей силы приводит к росту уровня безработицы.



Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических усло­вий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Рыночной экономике требовались активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, обучаться. Что предполагает наличие людей с другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.

1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. Российская система службы занятости, созданная в соответствии с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться

Для рассмотрения состояния и структуры безработицы в России в настоящее время обратимся к обследованию населения, проведенного в мае 2007г. По данным обследования населения по проблемам занятости по сравнению с маем 2006г. численность занятого населения увеличилась на 3,1%, численность безработных сократилась на 19,8%. Уровень безработицы в мае 2007 г. составил 5,9 % (в июле он снизился до 5,8%).

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению с маем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2007г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.

В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности. В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, представлен на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности на май 2007. Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

 

Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с маем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта.

Среднее время поиска работы безработными в мае 2007г. составило 8,9 месяца и по сравнению с маем 2006г. увеличилось на 0,1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42,6% безработных (в мае 2006г. – 41,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 54,1%, и увеличилась за последний год на 1,0 процентный пункт. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 34,6%. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ представлена на графике 3.

*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской Республики.

 

График 3. Динамика численности занятого населения и безработных в РФ в 1999-2007.

 

Источник: Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

 

Средний возраст безработных составил 33,7 года, занятого населения – 39,8 года. Молодежь до 25 лет составляет 31,8% среди безработных и 11,5% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,1% и 11,1 %.

Около 11% безработных имели высшее образование и 18% - среднее профессиональное. Среди занятых эти данные составили соответственно 25,9% и 25,6%.

На рисунке 1 показан уровень безработицы по регионам РФ в среднем за период с августа 2006 года по май 2007 года. (Источник: www.gks.ru).

 

Среди субъектов Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии МОТ наблюдается в Москве и составляет 1,1%. Не превышает 5% уровень безработицы в Санкт-Петербурге (1,9%), в Агинском Бурятском автономном округе(2,4%), Московской области (2,8%), Республиках Мордовия и Татарстан, в Липецкой, Челябинской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ярославской, Калининградской, Тверской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Сахалинской и Магаданской областях, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах (2,9% - 5,0%).

Самый высокий уровень безработицы по данным обследования отмечается в Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы составляет, соответственно, 69,0% и 54,5%; в Республиках Дагестан, Карачаево-Черкесской, Тыва и Кабардино-Балкарской уровень безработицы составляет от 20% до 23%.

В таблице 1 представлена группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы в среднем за май 2006-февраль 2007 гг.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Рассмотрим подробнее данные методы:

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)

Виды государственной политики в области безработицы

Социальная

Оказание помощи безработным для поддержания их уровня благосостояния

Макроэкономическая

Использование денежно-кредитных, бюджетных и налоговых мер для сокращения безработицы

В сфере занятости

Создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству

Схема 1. Виды государственной политики в области безработицы. Составлено автором

 

Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года

3. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru

4. Булатов А.С. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г.

5. Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10 //www.demoscope.ru

6. Булатов А.С. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г.

7. Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.: Экономист. 2006г.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.