|
Ливенский филиал Госуниверситета – УНПК
Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена тем, что в России увеличивается число молодых людей, вступающих в ряды движений и организаций с фашистской и националистической идеологией, поощряющих террор в отношении людей другого цвета кожи, взглядов и убеждений, определенных национальностей, беженцев, бездомных, т.е. всех, кого они считают иными. Формируемые в процессе глобализации новые для нашего населения ценности «общества потребителей», в котором значимость индивида определяется личным успехом, карьерным ростом, количеством денег и материальных ценностей (что активно пропагандируется нашими средствами массовой коммуникации), оказывают на молодежь большое влияние.
Взгляды и ценности молодого поколения формируются в условиях резкого расслоения общества, национальных конфликтов и других негативных факторов на фоне снижения общего уровня образования и культуры. В связи с этим существенная часть молодежи, как показывают социологические и другие исследования, не удовлетворена имеющимися у нее возможностями самореализации и не видит перспектив их улучшения, что, в частности, побуждает и ее действовать в рамках стратегии «жить одним днем». Это, в свою очередь, сказывается на ее отношении к участию в жизни общества и государства, а также на ее взглядах относительно собственной семьи, старшего поколения, культуры, религии и т.д.
Проблемы молодежи постепенно становятся во главу угла государственной политики. Молодёжь в широком смысле - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком, социологическом смысле молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Жизнь студента – характерная особенность его бытия в течение 4-6 лет, и она не может не отражаться на изменениях его личности. Всё в образовательном учреждении и за его пределами влияет на изменения личности обучающегося, образует его личностно-формирующее пространство. Важнейшим параметром воспитательного пространства должна стать его насыщенность патриотизмом, духовностью. Патриотическое воспитание, являясь составной частью всего воспитательного процесса образовательного учреждения, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность вуза по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Целью духовно-патриотического воспитания в филиале является развитие в филиале высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление студентов как граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Становление и развитие духовно-патриотического потенциала реализуется несколькими путями:
- через воспитание студентов в духе уважения Конституции РФ, законности, норм общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
- через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного и межличностного психологического комфорта.
- через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными предметами.
В настоящее время особенно заметно противоречие между теми ценностями и нормами, которые провозглашают школа, вуз и учителя на конкретных уроках, и тем, что обучающиеся видят в жизни. Это объясняется тем, что ценностные ориентации обучающиеся стихийно адаптируются к современным политическим условиям, а система образования до сих пор определяет подходы к обществознанию, политологии в содержательном, методическом и воспитательном аспектах. Педагоги не имеют реальных условий и достаточного опыта для разрешения данного противоречия.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Большое влияние на формирование духовности студентов оказывают уроки этики с представителями духовенства, которые помогают студентам получить представление о такой важнейшей проблеме, как межконфессиональная толерантность, осмыслить разные аспекты диалога между представителями религий как путь к достижению взаимопонимания.
В целях воспитания любви и уважения к Родине, формирования гражданственности, толерантности, повышения уровня правовой культуры создан и функционирует Центр духовно-патриотического воспитания студентов. В его структуру входят студенческие клубы, созданные на кафедрах филиала:
- «Откровенный разговор» (кафедра гуманитарных дисциплин). Основной целью деятельности клуба является патриотическое и гражданское воспитание студентов, формирование культуры толерантности. Конечным результатом деятельности клуба должно стать формирование личности с активной жизненной позицией, гражданина своей страны, способного брать ответственность за себя. Проводятся открытые заседания клуба по темам, волнующим студенческую молодежь: «Торжествующая тройка?», «Говорить по-русски», «Край родной, навек любимый?», «Студенческая семья: за и против», «Наш дом – Россия», «Неформалы и общество: проблема взаимоотношений», «Голосуй, а то проиграешь!».
- «Родник» (кафедра гуманитарных дисциплин) создан в целях изучения исторических, социально-экономических, культурных аспектов и жизни города и района; проведения анализа научно-исследовательского, литературного материала, умелого использование газетно-журнальной информации, посещения краеведческих экскурсий, обсуждения книг, новинок. В рамках работы клуба «Родник» проводятся традиционные встречи с ветеранами ливенцами – участниками Великой Отечественной войны, с писателями и поэтами-краеведами, организуются экскурсии в краеведческий музей, дом-музей К.Г. Паустовского, по местам боевой славы; готовятся тематические книжные выставки, собирается и систематизируется краеведческий материал.
- «Растим защитников Отечества» (кафедра технологии машиностроения). Преподавателями кафедры со студентами 1 курса среднего профессионального образования проводятся мероприятия ко Дню защиты в чрезвычайных ситуациях, Дню защиты детей, организуются встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чеченской республике, осуществляются смотры стоя и песни.
- «Я и право» (кафедра гуманитарных дисциплин). Клуб функционирует в целях передачи студентам дополнительной суммы правовых знаний, формирования правовых идей, чувств, убеждений; углубления и развития уровня правовой культуры личности, ее правовой образованности, заключающей в себе правосознание, умения и навыки по использованию права, подчинение личного поведения требованиям юридических норм, умение пользоваться современными технологиями обмена правовой информации.
- «Мы - россияне» (институт кураторов). Институт освобожденных кураторов работает над реализацией воспитательных проектов: «Толерантность – основа мира и культуры», «Адаптация студентов», «Формирование активной жизненной позиции у студентов», «От сердца к сердцу», «Премия студенческих симпатий «Признание», «Победа ради жизни», фестиваль школьного и студенческого творчества «Юность» и др.
Музейявляется одной из форм дополнительного образования, участвующего в развитии социальной активности молодежи, ее творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории образовательного учреждения, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Цели и задачи, стоящие перед образованием, определил человек, которого вне сомнения можно считать совестью России, академик Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век как век гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождения чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение человека как чего-то высшего, которым должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести - вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».
Таким образом, можно сделать вывод, что умелое сочетание различных форм работы со студентами, тесное взаимодействие с органами студенческого самоуправления и студенческими объединениями, четко выраженная корпоративность позволяют решать задачи формирования и развития личности будущего специалиста – патриота, гражданина своей страны, разносторонне развитого, компетентного, востребованного, имеющего творческий потенциал.
Н. М. Курбанова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|