Сделай Сам Свою Работу на 5

Администрация Тамбовской области





 

Все более явные процессы глобализации межгосударственных макроструктур, колоссальный рост терроризма, неофашизма, национализма, огромный интерес к масштабным внутригосударственным реформам во многих странах – все это показывает живучесть системоцентрического подхода к движению современной цивилизации, восходящего к известным классическим социологическим работам Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др. Целый ряд глобальных процессов современной общественной жизни свидетельствует о растущей актуальности изучения природы и возможных типологий личности.

Вместе с тем все более явно и мощно проявляется в движении современной гуманитарной мысли и гуманистическая, экзистенциальная, персоноцентрическая трактовка таких процессов, оформившаяся еще во времена Сократа и Протагора и данная в ХХ веке в трудах Н. Бердяева, П. Флоренского, Ж.-П. Сартра, В. Вернадского, А. Маслоу и др. В этих работах отрицается, прямо или косвенно, полная сводимость человека к системе общественных отношений, его абсолютное растворение в системе социальных ролей и статусов, совершенно по-иному интерпретируется диалектика родового и единичного в жизни человека и общества. Отметим ряд конкретных процессов, стимулирующих такие исследования в жизни именно нашей страны:



- смешение многих укладов и стилей жизни, что провоцирует формирование различных по ценностям, структуре и базовым имиджам типов личностей;

- возникновение мощной системы относительно стабильных в последнее время стрессоров: нищеты, жилищных проблем, боязни насилия, одинокой старости, потери работы, болезней, беспокойство за будущее детей. Все это предопределяет опережающие темпы роста численности некоторых типов личностей («шизоидов», «стоиков», «вампов», некоторых других);

- распространение классических идей менеджмента во все большем количестве прозападно ориентированных предприятий и фирм. Одним из фундаментальных правил такого менеджмента является учет совместимости и оптимальной структуры типов личностей при подборе и использовании кадров, что прямо стимулирует исследования в этой области;

- такие исследования стимулируются и современными политическими, рекламными и предвыборными технологиями, прямо ориентированными на учет типа личностей избирателей.



Отметим, что проблема возможных типологий людей актуальна еще и в силу давней традиции работ по такой тематике в истории гуманитарного знания, причем такая традиция оформлена и в системе соответствующих категорий, наблюдений, рекомендаций и методов исследования. История знает множество попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивалась от своей «ключевой посылки», лежащей в основе человеческих сходств и различий. Согласно принимаемому подходу, тип личности определяется, в конечном счете, приобретенными, чаще в процессах социализации, базовыми психическими комплексами. Сам опыт возникновения и борьбы с комплексами является важнейшим показателем личностного развития, «некоторые комплексы возникают благодаря тяжким переживаниям, наносящим психические раны, которые не заживают целыми годами. Нередко тяжелое переживание вытесняет известные свойства, необходимые для жизни. Это порождает комплекс в личном бессознательном» [Юнг, 157].

Таким образом, следующим локальным фокусом описания являются личностные комплексы «стоиков». Отметим сразу, что этот термин возник в социологии и психологии довольно поздно, в рамках неофрейдизма, и лишь потом получил широкое распространение, хотя почти никогда не формализовывался.Сделанный интеллектуальный выбор в понимании природы и структуры личности позволяет определить ее как открытую и агрессивную психическую подсистему, выражающую влияние наиболее мучительных, долговременных воспоминаний о событиях, воспринимаемых личностью трагедийно, которая представлена на всех уровнях личности в виде символов, ассоциаций, мотивов сновидений, предубеждений, актов интуиции, запрещающих заданные круги поступков, особенно в виде установок в работе человеческой воли.



Таким образом, комплекс имеет парадоксальный статус: он одновременно является и открытой подсистемой психики, базирующейся на дальней памяти, и ее алгоритмом, показывающим постоянное, хотя и неодинаковое по мощности в разное время (сновидения, страсти, стрессы) стремление человека избегать «больных» тем общения, ситуаций и людей, провоцирующих нежелательные, мучительные ассоциации.

Отметим ряд дополнительных черт комплексов:

- они должны иметь высокую, но не «рекордную» для жизни человеческой души энергетику, иначе любой сильный комплекс вел бы к сумасшествию. По представлениям автора, базовый комплекс «стоиков» связан со скрываемой боязнью повтора тестирующих ситуаций, с представляемым возвратом былой трагедии (например, несчастная любовь, смерть близких, вынужденное убийство на войне, предательство, тяжелая болезнь);

- комплекс зашифрован в целой системе символов и ассоциаций, чаще всего совершенно непонятных для окружающих, именно поэтому «стоики» зачастую воспринимаются ими как странные люди, которые, например, могут не делать того, что им очевидно материально выгодно и, напротив, осознанно совершать благородные и непрагматичные поступки («комплекс Дон Кихота»);

- комплекс накладывает жесткие ограничения на имидж «стоика». Как правило, он подчинен задачам психической защиты (немногословность, четкость выражений, омертвленная, затрудняющая диагностику мимика, недоверчивость, склонность выдерживать психологическую дистанцию в общении). Впрочем, если такая защита не выдерживает нагрузки, «пробивается», именно у «стоиков» имидж рассыпается особенно быстро и фундаментально, показывая высокий, ранее скрываемый, поведенческий невротизм.

Отметим еще одну уникальную особенность комплекса «стоиков» - их особое отношение к смерти. Дело в том, что энергетически комплекс «стоиков» чрезвычайно мощный, и долго скрывать его человек не в состоянии. Кроме того, большинство из них (особенно молодежь) не имеет достаточного опыта рефлексии, самопознания, для понимания того, что с ними происходит, поэтому стихийно, рано или поздно, попадают в череду ситуаций, провоцирующих в них активизацию комплекса. Именно поэтому столь часты не только серьезные нервные срывы, но и яркие симпатии многих «стоиков» к религии, мистике (в том числе, по отношению к близким людям) и, в конечном счете, происходит минимизация роли смерти как витальной ценности.

Приведенное описание позволяет выделить замкнутую систему социально-психологических и социологических диагностических признаков «стоика»: сам факт пережитой трагедии или серии трагедий, что типично почти для всех «стоиков»; высокая скрытность, данная даже на уровне визажа (омертвленная мимика, нелюбовь к яркой одежде и запахам, емкость речи, легкое выдерживание речевых пауз); особое, без сильных эмоций отношение к смерти и суициду; жесткая обязательность и пунктуальность; настойчивое стремление иметь «свой угол», где можно было бы укрыться от назойливого общения; скрываемая любовь к животным и детям; неплохие, как правило, способности к широкому кругу работ, в том числе управленческих; терпимое отношение к насилию, высокий, как правило, уровень патриотизма и национализма, заметный регализм (желание подчинить жизнь стабильным принципам), высокая сексуальность, довольно частое стремление к самообразованию, особенно в направлениях, которые кажутся «стоикам» совершенно не связанными с базовым комплексом.

Духовные ценности и ориентиры современной молодежи формируются в условиях современности и процессов глобализации, как позитивных так и негативных, молодежь становится самой уязвимой стратой населения, которая имеет все шансы попасть под воздействие внешних условий, провоцирующих в дальнейшем формирование типа личности «стоик». Можно отметить, что сейчас не менее 3–5 % населения можно с высокой долей вероятности отнести к представленному типу личности.

В целом же, обобщая и упрощая выводы до уровня совокупного образа «стоика», в групповом сознании респондентов, его можно описать так: «стоики» - это чаще зрелые мужчины, военные, врачи, учителя, политики, студенты (соответствующих специальностей), которые прошли тяжелые испытания, чаще не по своей вине, редко искренне верящие в Бога, имеющие проблемы в семейной жизни, склонные к патриотизму, обязательные, пунктуальные, прошедшие воинскую службу. Это скрытные, но добрые люди, способные на большие свершения, обладающие большой психической силой, ассоциирующиеся с образами волка, гор, пирамиды, часто непонятные, иногда вызывающие чувство опасности и страха своей непредсказуемостью. В последнее время из-за неурядиц в стране их становится все больше, даже среди молодых людей (это куда как наглядней подтверждает неоспоримая и удручающая статистика самоубийств среди школьников, студентов, солдат). Поэтому многие, не осуждают таких людей, несмотря на их особое отношение к смерти, к которой, привыкнув к испытаниям, они относятся спокойнее, чем остальные, сблизится со «стоиком» не просто, но многие хотели бы дружить с ним, вместе работать, может быть, даже любить, но не отдыхать, учитывая их мощную психическую защиту.

Остается только удивляться тому, что массовое восприятие этого психического типа отличается столь тонкими оценками и наблюдениями – видимо, формирование такого психического типа людей отражает что-то очень важное и древнее в истории нашей Родины.

Библиографический список

1. Федоров И.А., Запорожченко О.А. Противоречия социологического измерения циклов исторического времени // Век глобализации. – 2012. – № 1 (9). – С. 68 – 83.

2. Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. – Рязань: «Новое время», 1997. – 240 с.

3. Юнг К.Г. Аналитическая психология // История зарубежной психологии 30-е – 60-е годы ХХ века. Тексты. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.,1986. С. 157.

 

 

Ю. В. Полушкин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.