|
В драме эти три основных типа находили воплощение в эммелии, кордаке и сикинниде. В лирических представлениях в собственном значении этого слова они назывались гимнопедией, гипорхемой и пиррихой.
Эммелия — это танец хора в трагедии, дышавший благородством и достоинством; спартанская гимнопедия была, несомненно, лишь разновидностью эммелии. Кордак исполнялся хором в комедии и своим живым и легким темпом напоминал гипорхему; но часто в этот танец, в зависимости от общего духа греческой комедии, вносился оттенок известной вольности, тогда как в гипорхеме ничего подобного не было.
Равным образом, пирриха и сикиннида походили друг на друга захватывающей стремительностью движений; но первая была чисто воинственным танцем и возбуждала лишь с. 280 гордые страсти; вторая же, исполняемая хором в сатирической драме, выражала часто опьянение совсем другого рода.
(A. Croiset. La Poésie de Pindare, стр. 65—70).
Вокальная и инструментальная музыка.
Греческая музыка разделялась, как и наша, на вокальную и инструментальную.
Голоса разбивались на мужские и женские, а каждый из этих двух видов в свою очередь подразделялся на разряды: высокие, низкие и средние голоса.
Кифаристка.
|
Аполлон-кифаред (древнее изображение).
|
Но так как греки, в противоположность нам, ноты низкие называли высокими, а ноты высокие — низкими, то их разряд низких голосов соответствовал регистру тенора или сопрано, их средние голоса — регистру баритона или меццо-сопрано, а высокие — басовому или контральтовому регистру. Древним казалось, что сильные и страстные чувства лучше всего могут выражаться наиболее высокими голосами; средние голоса производили впечатление спокойствия и важности. Наши понятия в этом отношении близки к древним, особенно если допустить, что это деление не было вполне определенным и неизменным.
Инструменты, какими пользовались греки, наоборот, резко отличались от наших. С точки зрения тембра и силы звука они были необычайно просты и бесцветны. Если оставить в стороне, во-первых, ударные инструменты, употребление которых допускалось только в редких случаях, во-вторых, медные инструменты, предназначавшиеся для войска, наконец, пневматические или гидравлические органы9, сравнительно позднего происхождения, то в V веке в Греции можно видеть в употреблении с. 281 только два рода инструментов: прежде всего струнные — типа кифары, и духовые — типа флейты.
Кифара была одним из наиболее бедных и наименее выразительных инструментов, какие только можно вообразить себе. Ее сравнивают с арфой без педали. Она звучала сухо, монотонно и слабо, и, играя на ней, нельзя было ни усилить, ни ослабить звуков, а также ни задержать, ни ускорить ноты. Одним словом, она была лишена и разнообразия, и движения, и звуковой силы. Что же ей оставалось? Одно, но основное, по мнению греков, свойство: определенная и строгая чистота звука и какая-то совершенно мужественная ясность.
Греки не требовали от своей кифары ни блестящего и страстного воспроизведения наслаждений, борьбы, страданий, наполняющих жизнь, ни изменчивого отражения тех мечтаний, в которые нас погружают иногда наши радости и печали; они желали ясных и простых впечатлений, являющихся как бы эхом того Олимпа, где царствовало вечное блаженство. Платон изгнал из своей воображаемой республики10слишком богатые звуками и выразительные инструменты, но кифару оставил. Это был инструмент национальный по преимуществу.
Флейта обладала большим блеском, разнообразием и гибкостью, более приятными звуками. Ею главным образом пользовались солисты-виртуозы, потому что без аккомпанемента она одна звучала красивее, чем кифара. В соединении с кифарой она лучше поддерживала голоса хора, сливалась с ними, а в случае необходимости — затушевывала даже их легкие недостатки. Ею пользовались как необходимой с. 282 принадлежностью блестящих празднеств; обыкновенно она служила аккомпанементом любовным и страстным песням. Однако не надо впадать в заблуждение. Сама по себе флейта, которая, как казалось Платону, отличалась такой выразительностью, на самом деле обладала указанным свойством только по сравнению с кифарой. Таким образом, эта возбуждающая страсти флейта представляла собой ни более ни менее, как кларнет с меньшим количеством высоких нот, чем у современного. Впоследствии стали делать флейты с более сильными звуками, которые могли соперничать с настоящими трубами; Гораций11 сообщает, что в его время флейты обкладывали внутри медью. Но древняя флейта служила лишь для того, чтобы направлять и поддерживать пение хоров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|