|
Богатый дом в V и IV веках.
План греческого дома.
| Перед жилищем богатого эллина воздвигался обыкновенно забор, захватывающий часть улицы. Свободное пространство между этим забором и входной дверью было занято сенями; стены их часто были разукрашены различными рисунками и имели надпись, назначение которой было предохранять дом от воров и злой судьбы; в сенях же помещались первобытные изображения божеств Гекаты, Гермеса и жертвенник Аполлону Эгейскому. Направо и налево от входа в сени были расположены конюшни или лавки (J, H), двери которых выходили прямо на улицу. Входная дверь дома (αὐλεία θύρα) помещалась в глубине сеней. Приходящие в дом предупреждали о своем прибытии стуком металлического молотка или громогласным возгласом «о-ге!», как это делалось в Спарте, так как дверь только на ночь запиралась на задвижку, а позднее на ключ. Собака, сидящая на цепи, подымала лай при шуме, с. 104 и привратник появлялся из своего помещения. С того времени, когда начали строиться большие дома, всякий уважающий себя гражданин имел своего привратника.
Входная дверь вела во двор (B) (αὐλή), окруженный с трех, а иногда и с четырех сторон галереей с колоннами. Этот двор был центром дома; он часто служил дневным местопребыванием хозяина; здесь принимали гостей, а в хорошую погоду тут устраивалась даже столовая. Посредине двора был воздвигнут жертвенник Зевсу Геркейскому; в глубине, направо и налево, в углах двора или в боковых комнатах располагались жертвенники богам собственности (θεοί κτήσιοι) или богам-покровителям семьи (θεοί πατρῷοι). По обеим сторонам под портиками шли различные помещения: спальни, кладовые, службы. Тут же находились комнаты для гостей.
Греческий дом.
Греческий дом. Реставрация.
| Через портики, расположенные против входа, а если их не было с этой стороны, то через широкую дверь, входили в мужскую комнату (C). Это была главная комната всего жилища, служащая местом собраний семьи; в ней стоял очаг или жертвенник Гестии6, заключенный иногда в небольшую круглой формы часовенку.
Вся эта описанная часть дома составлялаἀνδρωνῖτις, или мужскую половину. В глубине залы, где помещался очаг Гестии, находилась дверь, сделанная в стене, с. 105противоположной той, какая отделяла эту залу от двора; дверь (θύρα μέταυλος) вела в женскую половину, или гинекей. Эта часть дома обыкновенно состояла из комнат мужа и жены (θάλαμος) и комнаты дочерей (E, D), помещавшихся справа и слева от мужской комнаты; затем сюда же входили другие комнаты (G), где работали рабыни. За гинекеем часто разбивался небольшой садик (K), куда входили через дверь, носящую название «садовой двери» (θύρα κηπαία). Под двором и комнатами нижнего этажа были расположены подвалы, цистерны и погреба. В богатых домах имелись также баня, булочная и пекарня. В ту эпоху, когда уже перестали готовить обед на жертвеннике Гестии, по соседству с мужской комнатой начали устраивать кухню, которая обыкновенно служила и столовой. Дым от очагов выходил тут через трубы камина, единственные в доме, потому что комнаты отапливались только с помощью переносных жаровен, напоминающих те, какие употребляются в Италии и на Востоке.
Греческие дома, в особенности в Афинах, почти всегда строились в два этажа. Когда для семьи владельца было достаточно комнат нижнего этажа, комнаты с. 106верхнего охотно сдавались в наем посторонним; в этом случае лестницы из верхних комнат выходили прямо на улицу. В небогатых домах второй этаж соединялся с нижним внутренней лестницей; в этом случае в нем помещались кладовые, чердак, а часто также женские комнаты и помещения для служанок.
Верхний этаж выступал над нижним со стороны улицы и двора. Уже Гиппий, сын Пизистрата7 установил налог на балконы, наружные лестницы и окна с решетками верхнего этажа. В IV веке Ификрат8 заставил афинян принять подобный же налог на деревянные балконы. В богатых домах балконы украшались резными перилами и колоннами. В стенах со стороны улицы прорезывались небольшие окна, у которых любили проводить время женщины; эти окошки защищались только ставнями, стекла появились лишь в эпоху римского владычества.
В Афинах после пелопоннесской войны начинают возводить более высокие дома; прибавляют третий и даже четвертый этажи. Аристофан9 осмеивает в комедии«Плутос» вышину дома Тимофея.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|