Этапы выполнения контрольной работы
1. Выбор темы. Определив соответствующий номер темы, студент отыскивает ее название в тематике контрольных работ по данной дисциплине.
2. Подбор и изучение литературы. Обычно в тематике контрольных работ или в программе изучаемой дисциплины представлен список обязательной и дополнительной литературы. Однако студент не должен ограничиваться представленным списком, а дополняет его, в том числе за счет использования статей из соответствующих научных и отраслевых журналов. Необходимо также подобрать цифровой и фактический материал из статистических сборников, других печатных изданий.
Подобрав необходимую литературу, студент должен внимательно ознакомиться с ней и определить круг вопросов, подлежащих освещению в работе;
3. Составление плана работы. Следующим этапом работы является составление плана. План контрольной работы рационально составлять тогда, когда студент ознакомился с подобранной литературой. Хорошо продуманный план поможет правильно раскрыть тему контрольной работы, логично и последовательно изложить материал.
В план рекомендуется включать введение и не более 3-4 наиболее важных вопросов, не перегружая его второстепенными вопросами. Не следует расширять тему и стремиться охватить большой круг вопросов, так как это неизбежно приведет к снижению теоретического уровня работы. В конце работы дается заключение и краткие выводы. Перед введением обязательно помещается план работы, а в конце ее приводится список использованной литературы. План контрольной работы целесообразно составлять тогда, когда студент хорошо ознакомился с литературой, представляет связь выбранной темы с предшествующими и последующими разделами учебного курса.
Изложение материала
В соответствии с планом осуществляется целенаправленный поиск и тщательный отбор источников, которые будут использованы для подготовки работы, их глубокое изучение. При этом важно уяснить сущность рассматриваемых явлений и процессов, закономерности их возникновения и развития.
В контрольной работе, используя подобранную литературу, необходимо раскрыть содержание темы. Особое внимание следует обратить на полное и глубокое освещение теоретических вопросов, на связь теоретических положений с практикой. При этом следует избегать поверхностного изложения и общих фраз.
При написании работы необходимо следить за стилем изложения, не допускать механического переписывания материала из книг, брошюр, учебников. Цифровой материал лучше использовать в виде таблиц, схем, диаграмм, озаглавленных соответствующим образом.
Требования к оформлению контрольной работы
Объем контрольной работы должен составлять 15-20страницпечатного текста. Рекомендуется следующее распределение материала:
– введение – 1-2 страницы;
– основная часть – 12-14 страниц;
– заключение – 1-2 страницы;
– список использованной литературы должен включать 7-8 источников, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТа.
Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями АГПА.
Страницы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на нем номер не ставиться, на следующем листе указывается цифра «2». Порядковый номер страницы ставится посередине нижнего поля. Последним листом работы нумеруется последний лист списка литературы.
Работа должна быть подписана и указана дата ее выполнения.
Контрольная работа представляется руководителю в установленные сроки.
Оценка контрольной работы
За несколько дней до защиты контрольная работа передается преподавателю, который прочитывает работу и дает на нее отзыв, раскрывающий ее достоинства и недостатки, а также содержащий оценку. Качество контрольной работы оценивается по следующим показателям:
1) точность ответа на поставленный вопрос;
2) формулировка целей и задач работы;
3) раскрытие (определение) рассматриваемого понятия (определения, проблемы, термина);
4) четкость структуры работы;
5) самостоятельность, логичность изложения;
6) наличие выводов, сделанных самостоятельно;
Контрольная работа не зачитывается в следующих случаях:
– работа представляет собой механическое переписывание учебной литературы;
– в работе отсутствуют ссылки на источники;
– в работе отсутствует план, нет списка использованной литературы, нет нумерации страниц;
– план работы не соответствует требованиям программы курса, а текст не отражает существа темы;
– работа выполнена на устаревшем фактическом материале.
Во время ответов на вопросы по теме контрольной работы студент должен:
– показать глубокие теоретические знания по изученному материалу;
– уметь обоснованно отстаивать свою точку зрения по отдельным аспектам исследуемой проблемы.
Дополнительные материалы
Глоссарий
Абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.
Адаптация социальная – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии. Этим обусловлено значение коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии.
Акцентуация характера (от лат. accentus – ударение) – чрезмерное усиление отдельных черт характера, представляющее крайние варианты нормы, граничащие с патологией личности. Дети с А. х. Нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании. Эффективны адекватные особенностям детей и подростков формы индивидуальной и семейной терапии.
Брока центр (по имени французского антрополога и хирурга П.Брока) – участок коры головного мозга, расположенный в задне-нижней части третьей лобной извилины левого (доминантного) полушария, является центром двигательной речевой функции. При поражении ц. Б. человек не может произносить слова (моторная афазия).
Вернике центр (по имени немецкого невропатолога и психиатра К. Вернике) – участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария; центр (зона) восприятия речи. При поражении этой области возникает сенсорная афазия.
Вибратор – в сурдопедагогике прибор, преобразующий звучащую речь в механические колебания одной или нескольких пластинок и предназначенный для тактильно-вибрационного восприятия элементов речи глухими.
Виброскоп – прибор для контроля вибраций, возникающих в различных частях речевого аппарата в момент его работы.
Воспитание − это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.
Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе образования временных связей.
Генезис – происхождение, возникновение; история закономерного развития.
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организма.
Гиперкинез – непроизвольные, чрезмерные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях нервной системы (коры, подкорковых образований). Виды Г.: атетоз, торсионный спазм, хореический Г., миоклония, тик, дрожание.
Глухие дети – дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, врожденным или приобретенным в раннем детстве. Среди глухих выделяются две категории детей: а) глухие без речи (ранооглохшие), б) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).
Дактилология – дактильная речь, ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, поэтому в Д. столько знаков, сколько букв в алфавите данного языка, по очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов.
Декомпенсация – расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).
Депривация – психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.
Дефект развития – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты, например: нарушения слуха и зрения (слепоглухонемые дети).
Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явление депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин предложен в 1976 году В.В.Ковалевым.
Дифференцированное обучение аномальных детей – организация обучения и воспитания детей с дефектами развития в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности дефекта. Направляет ребенка в учреждение ПМПК – психолого-медико-педагогическая консультация – на основании результатов комплексного обследования.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
«Зона ближайшего развития» – возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую ступень развития.
Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Этот подход в обучении детей с ограниченными возможностями в настоящее время не является основным, а чаще осуществляется в виде эксперимента.
Компенсаторные процессы – совокупность реакций организма на повреждения, выражающиеся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или частей. Компенсаторная перестройка включает в себя восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.
Компенсация нарушенных функций – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.
Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин употребляется с конца XIX века, первоначально – лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: К.-в.р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами.
Коррекционно-воспитательные мероприятия строятся применительно к индивидуальным особенностям каждого ребенка, с учетом причин, лежащих в основе П.з.
Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи коррекционного воспитания и обучения, обусловленные взаимозависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.
Логопедия – отрасль специальной педагогики, в задачи которой входит изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.
Медико-психолого-педагогическая консультация – специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения.
Моделирование − это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
Норма – 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь; 2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность.
Обучение − это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.
Опека и попечительство над аномальными детьми – одна из форм защиты государством интересов детей, лишенных по каким-либо причинам родительской заботы.
Паралич ( от греч. paralysis – расслабление) –выпадение функции какой-либо мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. П. чаще всего является результатом органического заболевания центральной или периферической нервной системы.
Парез – неполный паралич, ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
Патологический – болезненный, ненормальный.
Педагогическая запущенность – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.
Принципы логопедической работы – это те общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Профилактика – система мероприятий по предупреждению заболеваний. Велика роль П. в охране детства. П. выражается в систематическом врачебном наблюдении за детьми в дошкольных учреждениях, школах, за детьми, воспитывающимися дома.
Развитие – изменение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате накопления количественных изменений, приводящих к качественным преобразованиям.
Рассказ − это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
Реабилитация – в медицине комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
Реадаптация – вторичная адаптация к исходным условиям.
Сензитивный возраст – возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятия, памяти, речи и др.), обучения и воспитания.
Симптом – характерные проявления болезненных состояний; признак какого-либо явления.
Симптомокомплекс – сочетание взаимообусловленных симптомов (синдром).
Синдром – закономерное сочетание (комплекс) симптомов, связанных единством происхождения.
Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Дети с С.д. – особая категория аномальных детей, в которой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие;слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем аномальных детей других категорий. Их обучение и воспитание осуществляется в специальных учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или другого дефекта.
Специальное образование – система условий, которое создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барьеров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
Специальные образовательные потребности – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения.
Специальные учебно-воспитательные учреждения – система преемственно связанных между собой учебно-воспитательных учреждений, обучающих детей и взрослых с различными аномалиями: слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
Упражнение − это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Фактор риска – различные условия внешней и внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний.
Экзогенный – возникший по причинам, лежащим вне организма (травмы, инфекции, нарушение питания и др.).
Эндогенный – возникший по причинам, лежащим во внутренней среде организма. Термин часто употребляется в медицине.
Энцефалит – воспаление головного мозга, вызываемое различными возбудителями. Э. Подразделяется на первичные и вторичные.
Этиология – учение о причинах возникновения болезней. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику патологического процесса. Причины могут быть внешними и внутренними, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими. Э. – учение о сложных процессах взаимодействия организма человека с причиной болезни и о комплексе дополнительных условий, в которых это взаимодействие реализуется.
Тесты
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|