Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.
Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
– готовность студентов к самостоятельному труду;
– мотивация получения знаний;
– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материалов;
– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
– консультационная помощь преподавателя.
Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.
Эта работа включает в себя:
1) самостоятельное изучение источников, в том специальной научной и учебно-методической литературы;
2) подготовку к практическим занятиям;
4) подготовку к текущему и рубежному контролю;
5) подготовку к промежуточному контролю.
В качестве методического обеспечения СРС выступают справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.), научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, сборники научных трудов и т.д.); периодические издания (профессиональные газеты и журналы); электронные издания, Интернет-ресурсы, УМК (РПД) дисциплины, дидактические и методические материалы («Научно-методическая копилка»).
Таблица 6
Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС
Вид самостоятельной работы
| Единица
измерения
| Норма
времени, час
| Изучение первоисточников (составление конспекта)
| 1 п.л.
| 1,5-2,0
| Написание реферата
| 1 реферат
| 15,0-20,0
| Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям
| 1 занятие
| 2,0-2,5
| Подготовка к коллоквиуму
| 1 коллоквиум
| 5,0
| Подготовка к контрольной работе
| 1 работа
| 2,0-3,0
| Подготовка презентации
| 1 презентация
| 5,0-10,0
| Составление логической блок-схемы (таблицы-схемы)
| 1 схема (табл.)
| 1,0
| Составление тематического словаря
| 1 тема
| 2,0-3,0
| Анализ психолого-педагогической документации на ребенка (характеристики, заключения), формулирование рекомендаций
| 1 пакет
документов
| 3,0-5,0
|
Требования к представлению результатов СРС
Результаты СРС должны быть представлены не позднее сроков, указанных в таблице 8 «Содержание СРС» в печатном виде (на бумажном и электронном носителях).
Требования к оформлению результатов СРС
Конспектирование
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для работы над конспектом следует:
- в ходе изучения оригинального текста определить структуру конспектируемого материала и составить план;
- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении;
- выполнить анализ составленного конспекта и дополнить их собственными замечаниями, выводами (на полях тетради или на отдельных листах-вкладках);
- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.
При подготовке конспектов обязательно указываются выходные данные первоисточников.
Составление логических схем, таблиц-схем
Умение логически мыслить, правильно обобщить, структурировать информационные материалы – качество, без которого трудно достигнуть успеха, как в учебе, так и в карьерном росте. Составление логических схем позволяет тренировать логическое мышление, а также провести самооценку знаний по избранной теме.
Студенту предоставляется перечень основных понятий раздела (модуля) изучаемой дисциплины. Из данных элементов необходимо составить блок-схему, устанавливая логические связи между ними.
Подготовка презентации (слайд-шоу)
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.
Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета.
Общие требования к оформлению:
- дизайн должен быть простым и лаконичным;
- каждый слайд должен иметь заголовок;
- на слайдах должны быть тезисы – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).
Правила выбора цветовой гаммы:
- цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
- существуют не сочетаемые комбинации цветов.
- черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
- белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).
Правила общей композиции:
- на полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
- дизайн должен быть простым, а текст – коротким.
Правила оформления текстовой информации:
- размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Правила оформления графической информации:
- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Правила стилевого оформления:
- стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
- не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
Содержание и расположение информационных блоков на слайде:
- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
- ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.
Общий порядок слайдов:
- титульный;
- план презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов – это максимум, к которому не следует стремиться);
- основная часть;
- заключение (выводы);
- спасибо за внимание (подпись).
Требования к оформлению заголовков:
- точку в конце не ставить (а между предложениями ставить);
- не использовать длинные заголовки;
- слайды не могут иметь одинаковые заголовки. если необходимо назвать одинаково следует писать в конце (1), (2), (3) или продолжение – продолжение 1, продолжение 2.
Требования к оформлению диаграмм:
- у диаграммы должно быть название (или названием может служить заголовок слайда);
- диаграмма должна занимать все место на слайде;
- линии и подписи должны быть хорошо видны.
Требования к оформлению таблиц:
- название для таблицы;
- читаемость при невчитываемости;
- отличие «шапки» от основных данных.
Анимация:
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук:
- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
- необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
- если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.
После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается аудиторией.
Подготовка доклада
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.
Объем подготовленного доклада определяется глобальностью и содержательностью темы, может составлять 5-10 минут выступления и сопровождаться мультимедийной презентацией.
Подготовка реферата
Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Основное требование к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Критерии оценки реферата:
- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;
- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;
- простота и доходчивость изложения;
- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;
- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность выводов.
Структура реферата
Введение
Введение – это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц – 1, 2 страницы.
Основная часть
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Список литературы
В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи. Интернет-ресурсы приводятся в конце списка также по алфавиту. Количество источников в пределах от 10 до 15.
Выполнение контрольной работы
Контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы. Она представляет собой обзор основной литературы по отдельной научной проблеме или теории. При этом требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы раскрывается в каждой из работ.
Контрольная работа содействует основательному изучению предмета, прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучает правильно излагать мысли при анализе сложных теоретических вопросов.
Контрольная работа может быть использована в качестве доклада, ее можно переработать в научную статью, а часть материала может быть применена при написании курсовой работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|