Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





по организации самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, при этом носящая сугубо индивидуальный характер.

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Для организации СРС необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация получения знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материалов;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов.



Эта работа включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том специальной научной и учебно-методической литературы;

2) подготовку к практическим занятиям;

4) подготовку к текущему и рубежному контролю;

5) подготовку к промежуточному контролю.

В качестве методического обеспечения СРС выступают справочно-информационные издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.), научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, сборники научных трудов и т.д.); периодические издания (профессиональные газеты и журналы); электронные издания, Интернет-ресурсы, УМК (РПД) дисциплины, дидактические и методические материалы («Научно-методическая копилка»).

Таблица 6

Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной СРС

Вид самостоятельной работы Единица измерения Норма времени, час
Изучение первоисточников (составление конспекта) 1 п.л. 1,5-2,0
Написание реферата 1 реферат 15,0-20,0
Подготовка к практическим (лабораторным) занятиям 1 занятие 2,0-2,5
Подготовка к коллоквиуму 1 коллоквиум 5,0
Подготовка к контрольной работе 1 работа 2,0-3,0
Подготовка презентации 1 презентация 5,0-10,0
Составление логической блок-схемы (таблицы-схемы) 1 схема (табл.) 1,0
Составление тематического словаря 1 тема 2,0-3,0
Анализ психолого-педагогической документации на ребенка (характеристики, заключения), формулирование рекомендаций 1 пакет документов 3,0-5,0

Требования к представлению результатов СРС



Результаты СРС должны быть представлены не позднее сроков, указанных в таблице 8 «Содержание СРС» в печатном виде (на бумажном и электронном носителях).

Требования к оформлению результатов СРС

Конспектирование

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Для работы над конспектом следует:

- в ходе изучения оригинального текста определить структуру конспектируемого материала и составить план;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста – в форме цитат или в изложении;

- выполнить анализ составленного конспекта и дополнить их собственными замечаниями, выводами (на полях тетради или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.



При подготовке конспектов обязательно указываются выходные данные первоисточников.

Составление логических схем, таблиц-схем

Умение логически мыслить, правильно обобщить, структурировать информационные материалы – качество, без которого трудно достигнуть успеха, как в учебе, так и в карьерном росте. Составление логических схем позволяет тренировать логическое мышление, а также провести самооценку знаний по избранной теме.

Студенту предоставляется перечень основных понятий раздела (модуля) изучаемой дисциплины. Из данных элементов необходимо составить блок-схему, устанавливая логические связи между ними.

Подготовка презентации (слайд-шоу)

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической – яркость и насыщенность цвета.

Общие требования к оформлению:

- дизайн должен быть простым и лаконичным;

- каждый слайд должен иметь заголовок;

- на слайдах должны быть тезисы – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;

- использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы).

Правила выбора цветовой гаммы:

- цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

- существуют не сочетаемые комбинации цветов.

- черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

- белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции:

- на полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

- дизайн должен быть простым, а текст – коротким.

Правила оформления текстовой информации:

- размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

- цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

- тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

- курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Правила оформления графической информации:

- рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

- желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

- цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

- иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

- если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Правила стилевого оформления:

- стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

- не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

- оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

- все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

- информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

- желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

- ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

- логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

Общий порядок слайдов:

- титульный;

- план презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов – это максимум, к которому не следует стремиться);

- основная часть;

- заключение (выводы);

- спасибо за внимание (подпись).

Требования к оформлению заголовков:

- точку в конце не ставить (а между предложениями ставить);

- не использовать длинные заголовки;

- слайды не могут иметь одинаковые заголовки. если необходимо назвать одинаково следует писать в конце (1), (2), (3) или продолжение – продолжение 1, продолжение 2.

Требования к оформлению диаграмм:

- у диаграммы должно быть название (или названием может служить заголовок слайда);

- диаграмма должна занимать все место на слайде;

- линии и подписи должны быть хорошо видны.

Требования к оформлению таблиц:

- название для таблицы;

- читаемость при невчитываемости;

- отличие «шапки» от основных данных.

Анимация:

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

- необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

- если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается аудиторией.

Подготовка доклада

Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

Объем подготовленного доклада определяется глобальностью и содержательностью темы, может составлять 5-10 минут выступления и сопровождаться мультимедийной презентацией.

Подготовка реферата

Реферат – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.

В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.

Основное требование к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.

Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.

Критерии оценки реферата:

- актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

- информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

- простота и доходчивость изложения;

- структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

- убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность выводов.

Структура реферата

Введение

Введение – это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Оно должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) задачи, требующие решения.

Объем введения при объеме реферата 10-15 страниц – 1, 2 страницы.

Основная часть

В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.

В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.

Заключение

Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Список литературы

В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи. Интернет-ресурсы приводятся в конце списка также по алфавиту. Количество источников в пределах от 10 до 15.

Выполнение контрольной работы

Контрольная работа – одна из форм самостоятельной работы. Она представляет собой обзор основной литературы по отдельной научной проблеме или теории. При этом требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы раскрывается в каждой из работ.

Контрольная работа содействует основательному изучению предмета, прививает навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучает правильно излагать мысли при анализе сложных теоретических вопросов.

Контрольная работа может быть использована в качестве доклада, ее можно переработать в научную статью, а часть материала может быть применена при написании курсовой работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.