Методические рекомендации для преподавателя
Повышение уровня профессиональной подготовки будущих логопедов обеспечивается изучением дисциплины «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями». Базовой теоретической и практической подготовкой к данному курсу является предварительное или параллельное изучение студентами таких учебных дисциплин как «Специальная педагогика», «Логопедия», «Специальная детская психология», «Логопсихология» и др.
Основная цель курса – познакомить студентов с коррекционно-педагогическими, научно-организационными и методологическими основами воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
Освоение данной дисциплины в педагогическом вузе предполагает профессиональную подготовку, реализуемую на занятиях посредством выполнения практических заданий.
Изучение материала дисциплины проводят в виде лекций, практических занятий и самостоятельной работы.
Лекция ведущий метод обучения и ведущая форма организации учебного процесса.
Программой курса предусмотрено проведение лекций по основным темам. Количество часов, отводимых на теоретический курс, отражено в рабочей учебной программе (РУП), и зависит от общего числа аудиторных часов и формы обучения (очная, заочная).
В процессе чтения лекционного курса рекомендуется проводить фронтальные опросы по содержанию предыдущих лекций. На лекционных и практических занятиях рекомендуется использовать наглядные средства (презентации стимульных материалов, конкретных диагностических методик, схем обследования и пр.).
Для того чтобы студенту легче было разобраться в сложном и обширном материале, методика преподавания построена так, что, наиболее трудные и важные темы рассматриваются на аудиторных занятиях – лекциях.
При чтении лекций рекомендуются использовать демонстрацию слайдов или компьютерные программы для проведения презентации по теме лекции.
Практические занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. На практических занятиях студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту. Следует иметь в виду, что подготовка к практическим занятиям зависит от формы и места их проведения, конкретных заданий.
На некоторых практических занятиях рекомендуется просмотр видеофильмов (видеосюжетов) с последующим обсуждением (методы работы: диалоговое педагогическое общение, коммуникативный, дискуссионные формы работы), а также анализ психолого-педагогических характеристик детей с нарушениями речи.
Цели практических занятий состоят в развитии у студентов:
- навыков самостоятельной работы с научной и учебно-методической литературой;
- умений осмыслить и проанализировать изученный материал;
- умений применять полученные знания в процессе решения практических задач (при прохождении педагогической практики).
Методические материалы для проведения практических занятий представлены в виде конкретных заданий и основных вопросов для обсуждения. Для формирования у студентов способности самостоятельно овладевать и закреплять знания по курсу рекомендуются задания, направленные на осуществление обора диагностических методов и средств, разработку протоколов обследования, составление психолого-педагогических характеристик.
Особое значение для успешного овладения знаниями по изучаемому курсу имеет организация самостоятельной работы студентов. Часть вопросов теоретического курса выносится на самостоятельное изучение. Самостоятельная проработка студентов должна обязательно заканчиваться проверкой знаний в виде устного или письменного опроса, контрольной работы, тестирования.
Самостоятельная работа предполагает изучение, конспектирование, анализ и систематизацию научно-педагогической и учебной литературы по проблеме курса. Выполнение ряда практических заданий и решение ситуационных задач (анализ видеофрагментов и психолого-педагогической документации) формирует умения правильно подбирать диагностические задания. На лабораторных занятиях студенты должны овладеть практическими навыками организации и проведения психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ.
При осуществлении текущего контроля оценивается участие студентов в процессе проведения лекционных и практических занятий в соответствии требованиями. Показатели данной оценки служат основанием для осуществления балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента.
Методические указания для студентов
Изучение курса предполагает проработку теоретических вопросов, освещенных в научной и учебно-методической литературе, выполнение практических заданий и самостоятельную работу студентов. Организация самостоятельной работы предусматривает конспектирование и реферирование научной и учебно-методической литературы, посвященной воспитанию и обучению детей с нарушениями речи.
Решение и составление практических задач, выполнение заданий позволяет закрепить знания об организации и содержании работы логопеда: студенты должны четко определять цель и задачи каждого этапа коррекционно-логопедической работы, моделировать схемы обследования и перспективные планы работы в соответствии с требованиями ФГОС направлениям работы.
Студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом, это позволит лучше сориентироваться в содержании вопроса, качественно и правильно сформулировать краткий план ответа. Для этого необходимо изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. По наиболее важным и сложным вопросам темы следует составлять развернутые конспекты ответов. Конспектирование дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, представленным в плане практического занятия.
Отвечать на вопрос следует полно и лаконично, при этом необходимо логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать специальными терминами. В качестве дополнительных материалов при ответе можно использовать средства наглядности (таблицы-схемы, опорные схемы, мультимедийные презентации).
Требования к выступлениям студентов: связь выступления с предшествующей темой или вопросом; раскрытие сущности проблемы; методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
При анализе выступления оценивается самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. Приводимые примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики: точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации проблемы, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Материал должен излагаться свободно, с опорой на самостоятельно подготовленный конспект.
Анализируется и оценивается не только содержание выступления, но и их форма – речь, дикция, поведение за кафедрой, характер общения с аудиторией.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|