Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекционное занятие №7-11 (10часов)





Воспитание и обучение детей

дошкольного возраста с нарушениями речи

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Коррекционно-образовательные учреждения для детей с речевыми нарушениями дошкольного возраста. Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими ФФНР, ОНР, заикание. Общая характеристика программ обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи (цели, задачи, содержание, сроки). Программы обучения и воспитания детей с ФФНР. Программы обучения и воспитания детей с ОНР. Программы обучения и воспитания детей с заиканием. Программы подготовки к школе детей с нарушением речи.

Задачи воспитателя и логопеда в организации речевого режима, условия их реализации. Взаимосвязь формирования речевой и других психических функций у детей, имеющих нарушения речи. Развитие речи и других высших психических функций на занятиях, в ходе режимных моментов (подготовка к занятиям, прогулка, прием пищи; дежурства в уголке природы; прогулки; игры вне занятий), в процессе самостоятельной деятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (моральные и нравственные ценности); развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Воспитание эмоций и чувств у детей с речевыми нарушениями. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи. Развитие эмоций в деятельности детей с нарушениями речи на занятиях и вне их. Задачи, формы и методы формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств детей. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии. Использование элементов психогимнастики для преодоления негативных состояний детей с нарушениями речи. Эмоционально-творческое развитие детей с нарушениями речи при интегративном взаимодействии музыки, изобразительного искусства и художественного слова.





Познавательное развитие. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Развитие умственных способностей детей с речевыми нарушениями. Общеобразовательные и коррекционные задачи умственного воспитания детей с нарушениями речи. Основное содержание и формы обучения (на занятиях и вне их) в различных возрастных группах. Особенности процесса овладения доступной по возрасту терминологией детьми с речевыми нарушениями. Направления, средства и методы развития речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи. Использование детьми с отклонениями в речевом развитии полученных знаний и умений для решения проблемно-игровых, практических и учебных задач. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи. Роль полноценной сенсорной базы для формирования правильной речи. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания детей с нарушениями речи. Использование изобразительной и конструктивной деятельности, дидактических игр и упражнений, наблюдений и труда в природе, самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи для решения задач сенсорного воспитания.



Речевое развитие. Формирование навыков владения речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Общие и коррекционные задачи музыкально-ритмического воспитания детей с нарушениями речи. Совместная работа музыкального руководителя, логопеда и воспитателя в реализации задач музыкально-ритмического воспитания. Основные виды детской музыкальной деятельности и формы ее организации в специальном дошкольном и школьном учреждениях. Специфика использования музыкально-ритмических упражнений и игр при воспитании детей с различными речевыми нарушениями в основных возрастных группах логопедического детского сада. Использование пластико-ритмической гимнастики, музыкотерапии в воспитании детей дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями.

Физическое развитие. Общие и коррекционные задачи физического воспитания. Средства физического воспитания. Формирование специфичных видов деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Роль лечебной физкультуры и массажа в организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Формирование и развитие игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями. Особенности развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Формирование игровых умений у дошкольников. Специфика руководства играми в разных возрастных группах детей с нарушениями речи. Использование игры (как основного вида деятельности детей дошкольного возраста) в логопедической работе с детьми, имеющими разные нарушения речи. Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии детей с нарушениями речи.

Трудовое воспитание. Использование продуктивной и трудовой деятельности в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Значение продуктивной деятельности для развития дошкольника. Знания, умения и навыки, необходимые ребенку для успешного осуществления продуктивной деятельности. Особенности продуктивной деятельности детей с нарушениями речи. Основные методы и приемы обучения изобразительной и конструктивной деятельности. Коррекционные возможности продуктивной и элементов трудовой деятельности. Приемы коррекционно-воспитательного воздействия на занятиях по развитию художественно-продуктивной деятельности.

Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Понятие «готовность к школьному обучению». Подготовка к обучению в школе детей с нарушениями речи. Физическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Социальная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. Развитие познавательной деятельности, произвольности поведения, волевых качеств детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.