Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекционное занятие №12-14 (6 часов)





Воспитание и обучение детей

младшего школьного возраста с речевыми нарушениями

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Коррекционно-образовательные учреждения для детей с речевыми нарушениями школьного возраста. Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Организация работы логопеда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида. Характеристика программ для школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Организация логопедической помощи в системе здравоохранения.

Лекционное занятие №15-16 (4 часа)

Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи

Понятие «интеграция». Виды и формы интеграции. Принципы, цели и задачи интегрированного обучения детей. Этапы интеграции. Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями речи. Вариативные модели интегрированного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. Ранняя диагностика и коррекция нарушений речи как условие интегрированного подхода к обучению и воспитанию. Обеспечение адекватной коррекционной помощи ребенку с нарушением речи, находящемуся в условиях интегрированного обучения.



Понятие инклюзии. Содержание понятия «инклюзивное обучение». Принципы инклюзивного образования. Современное состояние инклюзивного образования в России.

Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.

Планы и содержание практических занятий

Практическое занятие № 1-2 (4 часа)

Тема: Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов об особенностях становления системы воспитания и обучения детей с нарушениями речи, обусловленных социально-экономическими и политическими условиями развития общества, а также закрепить знания студентов коррекционно-педагогических, научно-организационных и методологических основах воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Основные понятия: обучение, воспитание, образование, педагогическая система, специальное образование, система специального образования (ССО), специальные образовательные условия, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, государственный стандарт специального образования, логопедическое воздействие, принципы логопедического воздействия, методы логопедического воздействия, формы организации логопедического воздействия, интегрированное обучение и воспитание, дифференцированное обучение и воспитание.



Основные вопросы занятия:

1. Ребенок с нарушением речи как субъект и объект воспитания.

2. История становления системы логопедической помощи в России и за рубежом.

3. Современное состояние системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

4. Задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста.

5. Общие и специальные принципы воспитания.

6. Методы и приемы коррекционно-педагогической работы.

7. Средства формирования правильной речи у детей.

8. Роль логопеда и воспитателя в реализации индивидуальных коррекционных программ воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи.

9. Нормативно-правовые основы деятельности логопеда.

10. Оформление логопедического кабинета. Документация логопеда.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.



Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.

Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение, выполнение письменных работ.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.

3. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. − М.: Секачев В.Ю., НИИ Школьных технологий, 2008.

Дополнительная литература:

1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. − М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.

2. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.

3. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

4. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь основных понятий по изучаемой теме.

2. Составить таблицу-схему «Современная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи в России».

3. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.

 

Практическое занятие №3-4 (4 часа)

Тема: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о структуре и содержании ФГОС ДО.

Основные понятия: стандарт, ФГОС, образование, дошкольное образование.

Основные вопросы занятия:

1. Принципы, цели и задачи дошкольного образования.

2. Содержательная характеристика ФГОС ДО.

3. Требования к структуре Основной образовательной программы (Программы).

4. Требования к условиям реализации Программы.

5. Требования к результатам освоения Программы.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.

Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.

Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение, выполнение письменных работ.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.

Дополнительная литература:

1. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.

2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.

3. Составить конспект «Целевые ориентиры дошкольного образования».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.