Практическое занятие № 12-14 (6 часов)
Тема: Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.
Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о специфике коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, а также организации деятельности учителя-логопеда в С(К)ОУ и системе здравоохранения.
Основные понятия: заикание, речевые судороги, логофобия, эмболофразия, релаксация, реабилитация, логоритмика, психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, логопункт, логопедический кабинет детской поликлинике.
Основные вопросы занятия:
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
2. Коррекционно-образовательные учреждения для детей с речевыми нарушениями школьного возраста.
3. Характеристика Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.
5. Организация работы логопеда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
6. Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида.
7. Организация логопедической помощи в системе здравоохранения.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.
Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.
Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение.
Литература для подготовки к занятию:
Основная литература:
1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.
2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.
Дополнительная литература:
1. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
3. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.
4. учреждении. – М., 2003.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Заполнить таблицу «Специфика логопедической работы в различных типах учреждений».
Учреждения
| Контингент
| Цель, задачи
| Режим работы
| ДОУ комбинированного/
компенсирующего вида (логогруппы)
|
|
|
| Логопункт в ДОУ
|
|
|
| Логопункт в СОШ
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения I-II
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения III-IV
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения V вида
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения VI вида
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения VII вида
|
|
|
| Специальные (коррекционные)
образовательные учреждения VIII вида
|
|
|
| Кабинет логопедической помощи
в системе здравоохранения
|
|
|
| 3. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
Практическое занятие № 15-16 (4 часа)
Тема: Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи
Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о принципах, целях и задач интегрированного и инклюзивного образования.
Основные понятия: интеграция, сегрегация, дифференциация, инклюзия.
Основные вопросы занятия:
1. Понятие «интеграция».
2. Виды и формы интеграции.
3. Принципы, цели и задачи интегрированного обучения детей.
4. Понятие инклюзии.
5. Содержание понятия «инклюзивное обучение».
6. Принципы инклюзивного образования.
7. Современное состояние инклюзивного образования в России.
8. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.
Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.
Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.
Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение.
Литература для подготовки к занятию:
Основная литература:
1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.
2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.
Дополнительная литература:
1. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.
2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
3. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
3. Заполнить таблицу-схему «Интеграция и инклюзия: сопоставительный анализ».
Критерии
сопоставления
| Интеграция
| Инклюзия
| Цель
|
|
| Задачи
|
|
| Принципы
|
|
| Формы (модели)
|
|
| Контингент детей
|
|
| Специалисты
|
|
| Учреждения
|
|
| Правовые основы
|
|
| 4. Составить картотеку «Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ». Представить краткую аннотацию каждого документа.
Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Содержание СРС
Таблица 4
План-график выполнения СРС по дисциплине
№
п/п
| Тема
| Количество
часов на СРС
| Сроки
проверки
результатов СРС
| 1.
| Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
|
| В течение
семестра
| 2.
| Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
|
| В течение
семестра
| 3.
| Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
|
| В течение
семестра
| 4.
| Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
|
| В течение
семестра
| 5.
| Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями.
|
| В течение
семестра
| 6.
| Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи.
|
| В течение
семестра
|
Таблица 5
Характеристика и описание заданий на СРС
Тема
| Содержание заданий, выносимых на СРС
| Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
| 1. Составить словарь основных понятий по изучаемой теме.
2. Составить таблицу-схему «Современная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи в России».
3. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
| Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
| 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
3. Составить конспект «Целевые ориентиры дошкольного образования».
| Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями.
| 1. Составить словарь основных понятий по теме занятия.
2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
3. Составить конспект статьи (из журналов «Логопед», «Логопед в детском саду» и др.), посвященной проблеме воспитания детей раннего возраста с нарушениями речи. Представить его к обсуждению.
| Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
| 4. Составить словарь основных понятий по теме занятия.
5. Проанализировать содержание программ воспитания и обучения детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), составить конспект.
6. Составить схему построения индивидуального и фронтального логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи (ОНР, ФФНР, заикание) в соответствии с современными требованиями.
7. Подготовить конспект статьи (из журналов «Логопед», «Логопед в детском саду» и др.), посвященной формированию нравственных и эстетических чувств детей с нарушениями речи. Представить его к обсуждению.
8. Составить рекомендации для педагогов и родителей на одну из предложенных тем: «Развитие умственных способностей детей с речевыми нарушениями», «Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи», «Формирование навыков владения речью как средством общения и культуры».
9. Разработать и оформить буклет на тему «Роль лечебной физкультуры и массажа в организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи».
10. Составить игротеку для детей дошкольного возраста с нарушениями речи по следующим раздел «Игры на автоматизацию звуков», «Игры на дифференциацию звуков», «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи», «Игры на развитие связной речи» (3 игры в каждом разделе). В аннотации указать авторов-составителей (разработчиков).
| Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями.
| 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
3. Заполнить таблицу «Специфика логопедической работы в различных типах учреждений».
| Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи.
| 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.
2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
3. Заполнить таблицу-схему «Интеграция и инклюзия: сопоставительный анализ».
4. Составить картотеку «Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ». Представить краткую аннотацию каждого документа.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|