Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие № 12-14 (6 часов)





Тема: Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о специфике коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, а также организации деятельности учителя-логопеда в С(К)ОУ и системе здравоохранения.

Основные понятия: заикание, речевые судороги, логофобия, эмболофразия, релаксация, реабилитация, логоритмика, психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, логопункт, логопедический кабинет детской поликлинике.

Основные вопросы занятия:

1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

2. Коррекционно-образовательные учреждения для детей с речевыми нарушениями школьного возраста.

3. Характеристика Программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

5. Организация работы логопеда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

6. Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида.



7. Организация логопедической помощи в системе здравоохранения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.

Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.

Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.



3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.

Дополнительная литература:

1. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.

2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.

4. учреждении. – М., 2003.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Заполнить таблицу «Специфика логопедической работы в различных типах учреждений».

Учреждения Контингент Цель, задачи Режим работы
ДОУ комбинированного/ компенсирующего вида (логогруппы)      
Логопункт в ДОУ      
Логопункт в СОШ      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-II      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III-IV      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения V вида      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида      
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида      
Кабинет логопедической помощи в системе здравоохранения      

3. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.



 

Практическое занятие № 15-16 (4 часа)

Тема: Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи

Учебные цели и задачи: закрепить знания студентов о принципах, целях и задач интегрированного и инклюзивного образования.

Основные понятия: интеграция, сегрегация, дифференциация, инклюзия.

Основные вопросы занятия:

1. Понятие «интеграция».

2. Виды и формы интеграции.

3. Принципы, цели и задачи интегрированного обучения детей.

4. Понятие инклюзии.

5. Содержание понятия «инклюзивное обучение».

6. Принципы инклюзивного образования.

7. Современное состояние инклюзивного образования в России.

8. Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ.

Методические рекомендации для подготовки к занятию: студентам рекомендуется заранее ознакомиться с содержанием практического занятия, изучить рекомендуемую литературу, освоить основные понятия, выполнить задания для СРС в соответствии с требованиями, представленными в рабочей программе дисциплины.

Формы и методы проведения занятия: практическое занятие; воспроизводящая и систематизирующая беседы, дискуссия.

Виды учебной деятельности студентов: уточнение категорий и понятий по изучаемой теме, обсуждение основных вопросов, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение.

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

1. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., переаб. и доп. − Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2009.

2. Педагогические системы специального образования /Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 398 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155.

Дополнительная литература:

1. Настольная книга логопеда: справ.-метод.пособие /авт.сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. − М.: АСТ: Астрель, 2005.

2. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

3. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С.Шилова. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить словарь терминов по теме практического занятия.

2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.

3. Заполнить таблицу-схему «Интеграция и инклюзия: сопоставительный анализ».

Критерии сопоставления Интеграция Инклюзия
Цель    
Задачи    
Принципы    
Формы (модели)    
Контингент детей    
Специалисты    
Учреждения    
Правовые основы    

4. Составить картотеку «Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ». Представить краткую аннотацию каждого документа.


Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Содержание СРС

Таблица 4

План-график выполнения СРС по дисциплине

№ п/п Тема Количество часов на СРС Сроки проверки результатов СРС
1. Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. В течение семестра
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В течение семестра
3. Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями. В течение семестра
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В течение семестра
5. Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями. В течение семестра
6. Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи. В течение семестра

 

Таблица 5

Характеристика и описание заданий на СРС

Тема Содержание заданий, выносимых на СРС
Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. 1. Составить словарь основных понятий по изучаемой теме. 2. Составить таблицу-схему «Современная система специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи в России». 3. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия. 2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения. 3. Составить конспект «Целевые ориентиры дошкольного образования».
Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями. 1. Составить словарь основных понятий по теме занятия. 2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения. 3. Составить конспект статьи (из журналов «Логопед», «Логопед в детском саду» и др.), посвященной проблеме воспитания детей раннего возраста с нарушениями речи. Представить его к обсуждению.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 4. Составить словарь основных понятий по теме занятия. 5. Проанализировать содержание программ воспитания и обучения детей с нарушениями речи (ФФНР, ОНР, заикание), составить конспект. 6. Составить схему построения индивидуального и фронтального логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи (ОНР, ФФНР, заикание) в соответствии с современными требованиями. 7. Подготовить конспект статьи (из журналов «Логопед», «Логопед в детском саду» и др.), посвященной формированию нравственных и эстетических чувств детей с нарушениями речи. Представить его к обсуждению. 8. Составить рекомендации для педагогов и родителей на одну из предложенных тем: «Развитие умственных способностей детей с речевыми нарушениями», «Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи», «Формирование навыков владения речью как средством общения и культуры». 9. Разработать и оформить буклет на тему «Роль лечебной физкультуры и массажа в организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи». 10. Составить игротеку для детей дошкольного возраста с нарушениями речи по следующим раздел «Игры на автоматизацию звуков», «Игры на дифференциацию звуков», «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи», «Игры на развитие связной речи» (3 игры в каждом разделе). В аннотации указать авторов-составителей (разработчиков).
Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями. 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия. 2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения. 3. Заполнить таблицу «Специфика логопедической работы в различных типах учреждений».
Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи. 1. Составить словарь терминов по теме практического занятия. 2. Составить опорные схемы ответов на вопросы для обсуждения. 3. Заполнить таблицу-схему «Интеграция и инклюзия: сопоставительный анализ». 4. Составить картотеку «Документы, регулирующие инклюзивное образование на территории РФ». Представить краткую аннотацию каждого документа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.