Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекционное занятие № 1-2 (4 часа)





Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Б.3 В.6»

«Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями»

Направление подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль подготовки

«Логопедия»

 

 

Составитель (и): Ястребова Л.А.

 

 

Армавир, 2014

Обоснование УМК

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профилю «Логопедия».

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии от «22» января 2014 г., протокол № 5.

 

Автор (составитель): Ястребова Л.А.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии «22» января 2014 г., протокол № 5.



 

Заведующий кафедрой ______________/ Дохоян А.М.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОГРАММНЫЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа курса «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» предназначена для студентов, обучающихся по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профилю «Логопедия».

При разработке данного учебно-методического комплекса автором-составителем были использованы материалы «Учебно-методического пособия для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – Логопедия» (под ред. Л.И.Беляковой, Г.В.Бабиной – М.: Прометей, 2004).

В процессе изложения материалов учебного курса особое внимание уделяется авторским программам коррекционного воспитания и обучения, а так же отдельным исследованиям, посвященным различным теоретическим и методологическим аспектам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.



Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель курса – познакомить студентов с коррекционно-педагогическими, научно-организационными и методологическими основами воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

Основные задачи курса:

– сформировать у студентов понимание целостности, комплексности и личностной ориентированности коррекционно-развивающего воспитания и обучение, его влияния на общее психическое и речевое развитие детей с нарушениями речи;

– закрепить навыки анализа речевой и неречевой деятельности детей с различными вариантами речевых нарушений;

– познакомить с методами и приемами педагогического воздействия на развитие детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционного воспитания и обучения;

– закрепить знания студентов о функциях логопедов, педагогов и психологов специальных образовательных учреждений;

– познакомить студентов с особенностями организации и содержанием коррекционно-педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях и логопедических группах, особенностями интегрированного обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями, воспитанием детей данной категории в семье.

Студенты должны знать:

– психолого-педагогические основы воспитания детей с речевыми нарушениями;

– особенности организации и проведения логопедического и педагогического обследования детей разного возраста с речевыми нарушениями;

– коррекционно-педагогические, научно-организационные и методологические основы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи.



Студенты должны уметь:

– осуществлять отбор содержания обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи;

– планировать коррекционно-педагогический процесс с учетом возраста и структуры речевого нарушения; адекватно осуществлять отбор и применять на практике методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия;

– составлять индивидуальные коррекционные программы для детей с нарушениями речи.

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» относится к базовой части профессионального цикла (Б.3 В.6).

Для освоения указанной дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Логопедия». Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Специальные методики преподавания детям с нарушениями речи», прохождения педагогической практики.

Дидактический минимум содержания дисциплины

Обучение, воспитание, образование, педагогическая система, специальное образование, система специального образования (ССО), специальные образовательные условия, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, государственный стандарт специального образования, логопедическое воздействие, принципы логопедического воздействия, методы логопедического воздействия, формы организации логопедического воздействия, интегрированное обучение и воспитание, дифференцированное обучение и воспитание, задержка речевого развития, вербальное и невербальное общение, речевой и наглядный дидактический материал.

На изучение курса учебным планом отводится 36 часов, из них 10 часов лекций, 8 часов практических занятий и 18 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины. Изучение курса заканчивается зачетом.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Социально-психологический факультет

Кафедра социальной, специальной педагогики и психологии

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине «Б.3 В.6»

«Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями»

Направление подготовки050700 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль подготовки

«Логопедия»

Квалификация (степень) выпускникабакалавр

Форма обученияочная

 

 

Армавир – 2014 г.

Лист согласования

 

Составитель (и): Ястребова Л.А.,

канд.пед.наук, доцент кафедры социальной,

специальной педагогики и психологии

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии «22» января 2014 г., протокол № 5.

 

Заведующий кафедрой ______________/ Дохоян А.М.

 

------------------------------------------------------------------------------------------

 

 


Место дисциплины в структуре рабочего учебного плана ООП

Таблица 1

Выписка из учебного плана

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Пр.зан., час. Лаб.зан., час. СРС, час Форма аттестации
зач.ед. час
  экзамен
в т.ч. в интерактивной форме          

Структура учебной дисциплины

Таблица 2

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела Форма рубежного контроля
1. Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями. Контрольная работа
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Контрольная работа
3. Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Контрольная работа
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Тестирование
5. Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями. Контрольная работа
6. Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи. Контрольная работа

 

Таблица 3

Тематический план по дисциплине

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лекц. практ лаб.
1. Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.  
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 4*  
3. Воспитание детей раннего возраста с речевыми нарушениями. 4*  
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 10*  
5. Воспитание и обучение детей школьного возраста с речевыми нарушениями.  
6. Интеграция и инклюзивное образование детей с нарушениями речи. 4*  
  Всего часов:  

* – занятие проводится в интерактивной форме.


Виды занятий и их содержание

Планы и содержание лекционных занятий

Лекционное занятие № 1-2 (4 часа)

Теоретические и научно-методические основы воспитания и обучения

детей с речевыми нарушениями

Ребенок с нарушением речи как субъект и объект воспитания.

Понятие о педагогических системах воспитания обучения и детей с нарушениями речи. Структура педагогических систем воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

История становления системы логопедической помощи в России и за рубежом. Современное состояние системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями речи.

Задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. Учет общих и коррекционных задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речи.

Общие и специальные принципы воспитания. Сущность и критерии индивидуального подхода к воспитанию детей, условия его успешного осуществления. Организация общения, ориентированного на индивидуальное своеобразие личности каждого ребенка с нарушением речи. Учет специфики речевого нарушения в процессе общения с ним.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы. Средства формирования правильной речи у детей.

Роль логопеда и воспитателя в реализации индивидуальных коррекционных программ воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи.

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи. Организация работы логопеда в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении, на логопедическом пункте при общеобразовательной школе. Организация работы логопеда в системе здравоохранения.

Нормативно-правовые основы деятельности логопеда. Профессионально значимые качества логопеда. Оформление логопедического кабинета. Документация логопеда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.