Сделай Сам Свою Работу на 5

К новоначальным подвижникам





 

Если, отрекшись от мира, придешь, возлюбленный, к братьям, оста­новишься в обители у братьев, захочешь вместе с ними жить и рабо­тать Господу нашему Иисусу Христу, но увидишь, что некоторые из братьев бесчинно ходят и говорят неугодное Богу, то не обращай вни­мания на них и на речи их, предоставив им говорить между собой. Кто говорит неугодное Богу, тот не боится Господа, живя сам в нераде­нии. Уста таковых во всякое время глаголют всегда тяжкое. Но ты имей всегда перед очами своими Бога, ибо написано в псалме: Пред­зрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). И да не научит тебя страшный змий говорить: «Если старцы поступают худо, что делать мне, еще юному?» Но слушай Господа, Ко­торый говорит: мнози бо суть званы, мало же избранных (Мф.20:16). Возлюби свое спасение, чтобы тебе быть в числе избранных. Дела­ющие лукавое, в обители или в ином каком месте, суть сыны лукавого, уподобившиеся плевелам среди пшеницы. Итак, будь пшеницей, ко­торую соберут в житницы Господни, а не плевелами, которые сожгут в огне неугасимом.

Не будем осуждать кого-либо, ибо не знаем, как он ведет себя в кельи своей или как трудится перед Богом; не будем осуждать, если увидим, что он смеется или разговаривает, ибо не знаем, каково рас­положение его в келье или как трудится он перед Богом. Каждому из нас надобно быть внимательным к себе, потому что каждый из нас за себя даст ответ Богу.



Всем сердцем своим внимай псалмопению и чтению Божествен­ных Писаний, и тук (пользу) их впивай душой своей, как младенец, питающийся сосцами. Из Писаний узнаешь награды за добродетели, и будут радость и веселье сердцу твоему.

Будь кроток, послушен и благоразумен. Кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело и молча возвратись в свою келью, замкнув уста, но молясь сердцем. Будь послушен, чтобы сохранить тебе о Господе чистоту тела своего, как драгоценную жем­чужину. Не щеголяй одеждами и не хвались богатыми родителями, ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Всяка плоть сено, и всяка слава человека яко цвет травный. Изсше трава, и цвет отпаде, глагол же Бога нашего пребывает во веки (Исх.40:6-8). Взор обращай долу, а душу горе. С юношей не доходи до вольного обращения, а с женщи­ной и говорить – лишнее дело. С отроком не дли беседы, не входи в сообщество с упившимися, или непокорными, или смехотворными; но весь день пребывай в страхе Божием, как говорит апостол: ходите в премудрости, искупующе время, яко дние лукавы суть. Сего ради не бы­вайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия. И не упивай­теся вином, в нем же есть блуд (Еф.5:15-18). И еще: да противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно (Тит.2:8).



Поучение 4

(По славянскому переводу, часть I. Слово 5)

 

Вот, вверяю тебе, возлюбленный, другой залог о Господе. Если сохранишь его, то впоследствии воздаст Он тебе весельем.

Если, отрекшись от суетной жизни, вступишь в обитель многочис­ленного братства, желая стать монахом, то да не обольстит тебя враг выйти из обители до принятия тобой святого монашеского одеяния, ина­че будешь сильно раскаиваться при конце, после того как положено то­бой доброе начало со всяким смиренномудрием.

Не бойся насылаемых на тебя врагом искушений, но терпи, чтобы достигнуть блаженства. Ибо написано: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог лю­бящым Его (Иак.1:12).

Хочешь ли, чтобы не преодолело тебя искушение? Отсеки всякую свою волю. Если дело кажется тебе и хорошим, но настоятель о Гос­поде не признает его хорошим, то покорись ему о Господе. Входить в споры, следовать собственному своему намерению есть уже признак совращения. Новоначальный, если он непокорен, сам на себя навле­кает укоризненное имя. Ибо в псалме говорится: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не ког­да прогневается Господь и погибните от пути праведнаго (Пс.2:11-12). Потому, кто любит правду, тот не погибнет, а кто ненавидит нака­зание, тот делает себе вред. Как в сосуде не могут смешаться вино и уксус, так добродетель монашеской жизни не может обитать вместе с ненаказанностью. В том да убедит тебя апостол, который говорит: Или кое общение свету ко тме; кое же согласие Христови с велиаром (2Кор.6:14-15)? Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы все­лился в тебя Дух Божий.



Но даже когда сподобишься одеяния монашеской жизни, и тогда не соглашайся на помыслы, если хотят они разлучить тебя с братством, чтобы тебе от юности своей не научиться скитанию и непостоянству. Смотри же, не утрать благоговения, какое имел при вступлении в оби­тель, но сохрани его до конца. А злословие и клятва да не именуются устами твоими, якоже подобает святым (Еф.5:3). Но имей смирение и во всяком ответе своем говори: «Прости меня», – чтобы истребить в себе бесполезные обычаи мира и, пожив благоугодно Господу, иметь похвалу от Него.

Поступив же в монашество, не ищи себе ни золота, ни серебра, ни одеяний, но, предпослав все на небо, по заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, приобрети себе следующее: веру, воздержание, терпе­ние, смиренномудрие и прочее, чем по благодати Своей снабдит тебя Бог. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 5

К новоначальным подвижникам

 

Если кто вступит в монашество из пользовавшихся великим ува­жением в мире, то да блюдет себя от беса высокоумия, чтобы не впасть ему в дух гордыни и неподчинения и не причинить себе вреда. Нет тебе стыда, возлюбленный, если пребываешь в подчинении о Господе и своими руками делаешь доброе. Небольшая печаль и скорбь, пре­терпеваемые тобой ради Господа, доставят тебе вечную жизнь. И что еще скажу? Представь, что кто-нибудь на драхму выменивает многие тысячи талантов золота; то же значит и всякая печаль монашеской жизни в сравнении с будущей скорбью, какая сретит делающих худое. Итак, уступаешь ты малое, а тебе дается великое. Потому трезвись, возлюбленный, как добрый воин. Не неради о своем даровании живу­щем в тебе (1Тим.4:14), чтобы не постигло тебя и то, и другое, а имен­но: чтобы тебе и людей не опечалить, то есть родителей по плоти, и не остаться не угодившим Богу. Но подвизайся, чтобы видящие тебя прославляли Бога за доброе твое житие. Ибо написано: Боящиися Тебе узрят Мя и возвеселятся (Пс.118:74). И еще: Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165). Остерегайся высокоумия и часть твоя будет с Господом! Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 6

 

Если положишь доброе начало, возлюбленный, то и старость свою проведешь также благоугодно, и будешь подобен светилу, озаряюще­му многих на пути Господнем. Потому положи крепкое основание, чтобы дело твое восходило в высоту. Паче всего бойся, брат, Бога и Его прославляй всем сердцем своим, чтобы и Он прославил тебя со святыми Своими. От юности своей возьмись за самую кроткую муд­рость и не оставляй ее до последнего дыхания. Она введет тебя на сте­зи правды, и от юности своей будешь сосудом избранным, и старость свою сделаешь почтенной, и примешь похвалы от Бога, и люди возве­личат о тебе Господа.

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: «Я – сын важных и знатных родителей, а он – сын незнатных и нищих или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю это». Не рассуждай так, возлюбленный, ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассужда­ет, тот не совлекся еще ветхаго человека тлеющаго в похотех прелест­ных (Еф.4:22).

А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство едино­душным с нами братьям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам сво­боды праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (2Кор.8:9). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей, потому что написано: Нечист пред Богом всяк высокосер­дый (Притч.16:5). Господу слава во веки веков! Аминь.

Поучение 7

(По славянскому переводу, часть I. Слово 6)

К новоначальным

Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысел внушает тебе, гово­ря так: «Не выучишься рукоделию, потому что ты худосилен и не вни­кателен, не в состоянии вынести до конца трудность этой работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения, потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель и иди, откуда пришел. И там, го­ворят, спасешься, если захочешь бояться Бога». Но ты, как верный, не ослабевай от таких посылов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое Царство и радость. Ибо Он сказал: аминь, аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсю­ду... и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам (Мф.17:20). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего наде­ющихся на Него, как написано: Надеющийся на Господа, яко гора Сион (Пс.124:1). И Дух Святой ублажает уповающих на Господа, говоря: Господи, Боже Сил, блажен человек уповаяй на Тя (Пс.83:13). Итак, терпи, возлюбленный Господом.

Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:2). И апостол заповедует, говоря: своима рукама делайте благое, чтобы не только самим вам питаться своей работой, но и имеющему нужду подавать от трудов своих (Еф.4:28). Потому да будет общим нашим старанием избавиться от грехов своих, ибо избавимся, если захотим, потому что Сам Господь сказал: просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф.7:7-8); и Сам даровал миру неоскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 8

(По славянскому переводу, часть I. Слово 8)

 

О бывающих же соблазнах знаем, Кто сказал: Не судите, да не су­дими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф.7:1-2), – и так далее. Но чтобы тебе было, чем пособить своему помыслу, рассуди, что праведный Лот жил среди со­домлян, но не увлекся их гордыней и непотребством, а потому и спасся, как написано: Видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Пет.2:8). Что же присово­купляет апостол? Весть Господь благочестивый от напасти избавляти, неправедники же на день Судный мучимы блюсти (2Пет.2:9) и так далее.

Потому не так будем вести себя, чтобы сегодня были у нас воздер­жание и кротость, а наутро невоздержание и гордость; сегодня – без­молвие, бдение, смирение, а наутро – развлечения, ненасытный сон, неподчинение и тому подобное; сегодня у нас отречение от мира, отречение от всего земного, отречение от отечества, друзей, плотских родителей по упованию на Господа, а наутро станем отыскивать стра­ну, отечество и наследство, чтобы погрузиться во множество зол. И жена Лотова, обратившись вспять, стала соляным столпом. Потому и Господь учит, говоря: никтоже возложь руку свою на рало, и обратившись вспять, управлен есть в Царстии Божии (Лк.9:62). Итак, имей всегда в уме тот день, в который, совлекшись всего, оставил ты мир для Господа, когда воспламенен ты был страхом Божиим, горел ду­хом к Господу. И этого намерения держись до конца, ибо претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22), держись, чтобы вместе с вечной жизнью получить тебе награду за свое делание, потому что приступил ты к истинному Богу и пренебрег всем, да приобрящешь Христа. Ему слава во веки! Аминь!

Поучение 9

(По славянскому переводу, часть I. Слово 9)

О послушании

 

С течением времени не предавайся нерадению, потому что враг в иных влагает похоть по прошествии долгого времени от принятия ими монашеского образа, чтобы брат, не устояв против приятности удо­вольствия, бежал со своего поприща. А ты, возлюбленный, как стара­ющийся угодить Богу, будь долготерпелив, ибо апостол говорит: аще и можеши свободен быти, больше поработи себе (1Кор.7:21). Посмот­ри на древние роды и увидишь, что все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуж­дать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное. Патри­арх Иаков не четырнадцать ли лет работал за Рахиль Лавану Сириани­ну в Месопотамии – и в зной дневной, и в ночной мраз? Подобно и возлюбленный Иосиф не многие ли годы был рабом в земле чужой? Ибо написано: Иосиф же бяше седминадесяти лет, пасый овцы отца своего со братнею своею (Быт.37:2). И еще говорится: Иосиф же бяше лет тридесяти, егда предста Фараону (Быт.41:46). Подобно и раб Гос­подень Моисей сорок лет жил в земле Мадиамской. И сыны Израиле­вы через сорок лет взошли в землю обетования. Подобно и доблест­ный муж Даниил с тремя отроками, которые верой и пламень пещный обратили в росу, терпел рабство, скорби и укоризны в земле чужой, но тем они и спаслись. А мы не терпим и малого злострадания; по неве­рию нашему удаляется от нас терпение. Так предался ты печали, как будто, утратив чужой залог, отводишься в плен. Придай себя ревности о Господе и мужайся, как верный, чтобы от великой печали не утра­тить тебе душевных сил и при конце не каяться.

Представь себе, возлюбленный, тех, которые подвергаются истя­заниям в изгнании, в рудокопнях и в горьком рабстве, но подчинились настоятелю своему о Господе. Если даже и по-человечески судить о том рабстве, какое терпишь ради Господа, то подвергшийся бесче­стию за царя и самую обиду не вменяет ли тебе в похвалу?! Но, может быть, скажешь, что дело это трудно? Увы мне, грешному и непотреб­ному рабу! Если не соглашаешься терпеть труда ради Господа, то для чего же оставили мы мир? Кто, возлюбленный, столь достоин и бла­жен, чтобы пострадать за Пострадавшего ради него? Не многое даешь ты от себя, возлюбленный, но получишь многое. Терпения бо имати потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование Его (Евр.10:36), ибо претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф.10:22).

Поучение 10

(По славянскому переводу, часть I. Слово 10)

 

Не расслабевай, брат, от приходящих к тебе помыслов, ибо это – начало борения. Бери себе урок с дождевого водоема. Вскоре после дождя, когда благословение дождевное только что собрано в водоем, вода бывает сначала мутна, но чем более проходит времени, тем чище она делается. Впредь, возлюбленный, не расслабевай, ибо написано: потоцы беззакония смятоша мя (Пс.17:5). И в другом псалме говорит­ся: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (Пс.87:4). Почему и говорит еще: Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотво­рит мне человек (Пс.117:6). Итак, когда придет тебе на мысль лука­вый помысел, воззови к Господу со слезами, говоря: «Господи, будь милостив ко мне, грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукавого, Господи!» Бог – Сердцеведец и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, быва­ющие у нас по злобе бесов.

Но знай и то, в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будет очищаться и ум твой, и помышления твои. Ибо Господь наш Иисус Христос сказал: Всяку розгу о Мне не творящую плода, отсеку, да множайший плод принесет (Ин.15:2). Желай только спастись, ибо Господь любит усиленно желающих получить спасение и содействует им.

Но выслушай и притчу о скверных помыслах. Когда виноградные ягоды собраны с лоз, вложены в точило, выжаты, дали из себя вино, и оно влито в сосуды, тогда вино сначала кипит, как бы разгорячаемое самым сильным жаром, так что и отличные сосуды, не вынося стреми­тельности, разрываются от напряжения. Так бывает и с помышления­ми человеческими, когда от суетного века сего и от забот его перехо­дят к небесному. Бесы, не терпя ревности в человеке, разными спосо­бами смущают ум его с намерением примешать к нему развращение мутно (Авв.2:15). И если найдут сосуд не без недостатка, то есть душу неверную и сомневающуюся, то разрывают его, потому что бесы по­добны хищным волкам и ходят по кельям монахов, ища отворенную для них дверь, чтобы, ворвавшись внутрь, растлить покорную им душу. Если же найдут дверь запертой (а разумею под ней душу, утвержден­ную в вере), то уходят назад с поникшим лицом.

Итак, не приходи в робость и не бойся их злости, они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос. Ибо апостол го­ворит: Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия (2Тим.1:7). И еще Сам Господь сказал ученикам Своим: видех сатану яко молнию с небесе спадша. Се даю вам власть наступати на змию и на скорпшо, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:18-19). Потому, возлюбленный, мужайся и возмогай о Боге своем, потому что милость Его во век.

Если же враги приводят нам на память родителей по плоти, то скажем им: «С нами неразлучен Отец наш Бог». И если приводят на память земное богатство, то скажем, что писано: сокровиществует, и не весть, кому соберет я (Пс.38:7)! И еще: вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждым богатство свое (Пс.48:11), так что вина будет на мне, имение достанется другому, что непривлекательно для меня, это – великое лукавство. Потому не учились мы собирать со­кровища на земле, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапыва­ют и крадут... Идеже бо, сказано, есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:19,21). Но благословен Бог, давший нам крепость на невидимых врагов! Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 11

(По славянскому переводу, часть I. Слово 11)

 

Пока есть еще у тебя время, брат, подвизайся как добрый воин Христов, зная, что подвизаешься не о тленном венце, но об очищении грехов и о жизни вечной. Потому во всех делах своих приобрети себе смиренномудрие, которое есть матерь послушания. Сбрось с себя двое­душие и во всем облекись верой, чтобы Господь, видя ревность души твоей, укрепил тебя в деле. Питай в себе сильную ненависть к лености, к соперничеству, ко всякому злонравию и зависти, так как для Госпо­да оставил ты плотских родителей, друзей и имение. Ибо если вначале расслабят тебя помыслы, то потерпишь и утомление, и ущерб. Итак, если когда случится нам для Господа и изнемочь несколько или даже и сверх сил, не будем роптать. Ибо кто ропщет, то явно о себе дает знать, что трудится не по собственному изволению. Ты как мудрый не состя­зайся с нерадивейшими братьями и не ревнуй проводящим жизнь не богобоязненно, твердо зная, что падающий разбивается, а побежда­ющий венчается.

По крайней мере, не ссорься с братом своим, ибо не знаешь, что, может быть, тревожит его какая-нибудь неизвестная тебе страсть, и потому он немощен. О таком человеке надобно нам более сострадать и утешать его, а не оскорблять по своей несострадательности.

Ты же подвизайся подвигом добрым, зная, зачем пришел. Вот те­перь у тебя благоприятное время собирать неистощимое богатство слу­жением братии и плодоношением. Потому, возлюбленный, если на дво­ре не даешь накопляться нечистотам, то не давай и внутри себя усили­ваться плотским пожеланиям. Но когда выметаешь золу из поварни, с великим смиренномудрием делай это, помня, что говорит пророк: пе­пел яко хлеб ядях, и питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). Раз­мышляй, возлюбленный, о тленном огне, а вместе возводи ум к вечно­му пламени, который пожрет грешников, и плачь о своих грехах, а также о мне, грешном, чтобы отпущение грехов даровал нам Господь. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 12

(По славянскому переводу, часть I. Слово 12)

О некичливости

Если, отрекшись от суетной жизни, вступил ты, брат, в обитель великого числа братии и игуменом передан на руки другому монаху, который бы учил тебя добродетельным подвигам, то не думай гово­рить (что) или делать вопреки своему старшему, помышляя в себе что-нибудь неприличное и говоря: «Оставил я богатство, дома, поля, ра­бов и все вменил в тщету, чтобы обрести Христа (Флп.3:8), – а этот не имел у себя никакой собственности и, что всего вернее, пошел сюда от нужды; ужели же перед ним буду смиряться и дойду до такого уни­чижения? Разве от голода я здесь?» Не держи в себе таких мыслей, воз­любленный, слова эти исполнены гордыни. Напротив того, представ­ляй в уме, что общий наш Владыка Христос для нас смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:8). Разу­мей, яже глаголю: да даст убо тебе Господь разум о всем (2Тим.2:7). Два борца пришли вместе для борьбы, и один был одет в светлую одежду, а другой – в убогую. Светлую ли одежду употребит в дело борец во время подвига, или скорее противоборник в деле с противни­ком воспользуется пособием мужества и искусства, соединенного с силой? Или как осмелимся просить у Бога отпущения прежних своих грехопадений, не забыв еще прежнего образа жизни? Или как обле­чемся в новаго человека, созданного по Богу, не совлекшись ветхого че­ловека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:24,22)? Невозможно ветхого совокупить с новым, как сказал Спаситель наш: Никтоже бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: отторгнет бо приставление его от ризы, и горша дира будет (Мф.9:16); и еще: Ниже вливают вина нова в мехи ветхи... но вино ново должно влить в мехи новы, и обое соблюдется (Мф.9:17). Не умудряйся по ветхому челове­ку, ибо написано, кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да быва­ет, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть (1Кор.3:18-19). Итак, возьмись за смиренномудрие, потому что написано: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк.16:15), – чтобы, исправив все хорошо и искусно, иметь тебе по­хвалу у Бога и наследовать венец жизни, который обещал Он любя­щим Его. Ему слава во веки веков! Аминь.

Поучение 13

(По славянскому переводу, часть I. Конец Слова 12)

О смиренномудрии

 

Тем, которые от бедственной и многотрудной жизни переходят к жизни монашеской, должно не высокомудрствовать, не превозносить­ся, но показывать в себе всякую кротость и смиренномудрие, памятуя и рассуждая вместе с братьями о благодеяниях Господних, – о том, из каких затруднений века сего извлек их Господь, а иначе, рассеявшись умом, как неблагодарные услышат от Благодетеля сказанное в псал­ме: И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13). Итак, возлюбленные, все дни жизни своей со многим смиренномудрием поработаем Господу, воздвигающему от земли нища и от гноища возвышающему убога (Пс.112:7), чтобы и по кончине сподобил Он нас славы с кроткими и смиренными. Ибо напи­сано: Господь, и воздает излише творящим гордыню (Пс.30:24). И еще: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак.4:6). Ему слава во веки! Аминь.

 

Поучение 14

(По славянскому переводу, часть I. Слово 13)

О настоятелях

Тебе, брат, вверена душа? Препоясуй чресла свои как муж, пото­му что немалый совершается подвиг: ты принял на себя дело душ со­вершенных (спасающихся)! Потому весьма трезвись, великого внима­ния требует дело, не пренебрегай им. Напротив того, взаимное ваше обращение да будет во всякой святости, чтобы по невнимательности нашей враг не посеял чего-либо своего, воспользовавшись послуша­нием подчиненного. Кто преступает пределы чистоты и целомудрия и требует послушания по прихоти, тот не остается без наказания: От ви­ноградов бо содомских виноград их, и розга их от Гоморры (Втор.32:32). И апостол говорит: отметаяй, не человека отметает, но Бога, давша­го Духа Своего Святаго в нас (1Фес.4:8).

Но и повинующийся в подобном деле не имеет похвалы от Бога, потому что подражает не Иосифу, и соревнует не блаженной Сусанне. Иосиф, в рабство проданный египтянке, не увлекся ее ласкательства­ми, и угрозы смерти не устрашили боголюбца. Обольщая юношу, обе­щала она сделать ему множество подарков; когда же не соглашался он, неоднократно грозила смертью и мучениями. Но он ничего не пред­почел целомудрию и, послушный во всем ином, отказывался испол­нить одно это, положив тем знамение нашего жития (став примером для нас). Подобно и блаженная Сусанна пожелала лучше умереть, нежели согрешить перед Богом.

Великое же наказание готовит себе тот, кто клевещет на правед­ного, потому и апостол говорит: со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп.2:12). Враг сильно противится преуспевающим в доб­родетелях, но верные попирают его.

А старшие должны быть для младших образцом всякой доброде­тели, чтобы отсечь своим примером вину хотящим вины (2Кор.11:12). Ибо если сами непокорны, то как младших научим послушанию? Если сами чревоугодники, или преданы пьянству, или сребролюбцы, то как младших себя научим воздержанию и терпению? Если сами не предусмотрительны, или многоречивы, или непостоянны, то как млад­ших себя научим степенности и постоянству? Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф.5:19). И еще говорит через апостола: образ буди верным (1Тим.4:12).

Скажешь ты мне: «Если не делаю (чего-либо в пример), то уже­ли мне и не говорить брату полезного?» Отвечу на это: что пользы, возлюбленный, если, увещевая других, сами делаем противное? Гос­подь говорит через пророка Иезекииля: комуждо по пути его сужду вам... глаголет Адонаи Господь (Иез.18:30).

Прежде не делали мы? – Так не поленимся теперь делать. Прежде были мы побеждены? – Так теперь не уступим над собой победы. Прежде мы не радели? – Теперь не будем нерадивыми, обратимся, наконец, к Господу. О том же, чтобы учить и увещевать одному друго­го, имеем заповедь Святого Духа, ибо сказано: обративши грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множест­во грехов (Иак.5:20).

Таким образом, возлюбленные, и нам не должно осуждать стар­ших себя, ибо написано: Не судите, да не судими будете (Мф.7:1). Имеете, братья, пример смиренномудрия в пророке Самуиле. Не воз­несся он сердцем перед священником Илием, хотя и слышал о нем от Бога. И апостол Петр заповедует, говоря: Раби, повинуйтеся... не ток­мо благим и кротким, но и строптивым. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды. Кая бо похвала, аще согрешающе мучими терпите; но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани быстре. Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем сто­пам Его: иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укаряем противу не укаряше, стражда не прещаше: предаяше же Судя­щему праведно (1Пет.2:18-23).

Итак, позаботимся о своем спасении, возлюбленные, будучи го­товы к покаянию по всякому слову, какое услышим особливо от на­стоятеля своего о Господе. Ибо как вода угашает огонь, так чистое покаяние угашает ярость и отвращает гнев. Да убедит тебя в этом пять­десятник, который, смиренномудрием умилостивив пророка Илию, спасся от гнева.

Итак, возлюбленный, имей послушание во всем о Господе, чтобы Господь, видя негорделивость и смирение сердца твоего, возвысил тебя. Храни же слово Его, с нами да будет Сказавший: Идеже бо еста два, или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Ему сла­ва во веки! Аминь.

Поучение 15

(По славянскому переводу, часть I. Слово 14)

 

По частям созидается город, и со управлением бывает брань (Притч.24:6). Неопытный не может владеть луком, как опытный, и отроку невозможно бежать наравне с мужем. Если на отрока возло­жишь бремя не по силам его, то сделаешь ему вред; и если не будешь радеть об его учении, то ни к чему не будет он годен. Так и новона­чальным должно управлять с рассуждением, не налагать на него бре­мени по тщеславию и не пренебрегать (не подавлять) души его. Но как мудрый рассуди: каким образом сам ты подчинялся старшему себя? И таким же образом понемногу давай ему уроки подвижничества. Но не принуждай брата к делу по страсти сребролюбия, потому что Господь – Сердцеведец. Учи его подвигам добродетели и сте­пенному житию как уповающий получить воздаяние от Бога. Если по совершении бдения и обычного правила сам ты намерен бодрство­вать, а подчиненный хотел бы немного уснуть, дай ему отдых. Ибо, по сказанному выше, невозможно отроку бежать наравне с совершен­нолетним. Если немощен он телом, не отвергай его, но потрудись с ним, и будь к нему долготерпелив, как умный земледелец, поса­дивший доброе растение у себя на поле. Приложи же все старание, представите тело его жертву живу, благоугодну Богови (Рим.12:1), чтобы и нам не быть осужденными с теми, которых обвиняет апос­тол, говоря: Имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5).

Итак, учи подчиненного всякому доброму делу, потому что на­писано: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя буде­ши (Иер.15:19). Наставники века сего не отвергают юных душ за их упрямство, и не отказываются обращаться с детьми для награды че­ловеческой; насколько же нам, паче совершенным, надобно ради Гос­пода терпеть немощных, ибо написано: Сия глаголет Господь: бла­жен, иже имеет племя в Сионе, и южики (соплеменников) во Иеруса­лиме (Ис.31:9).

И сам ты, возлюбленный, не отказывайся принять увещевание от отца своего, родившего тебя о Господе, ибо апостол говорит: Пови­нуйтеся наставником вашым и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ва­ших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не возды­хающе: несть бо полезно вам сие (Евр.13:17). Потому и в псалме говорится: Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея (Пс.140:5). Ибо и больные телом делают насилие природе своей, выполняя все, что предписывают им врачи; не тем ли паче должны мы иметь послушание к тем, кому ввере­но врачевание душ наших?

Пожелаем же изучить и заповеди Святого Духа. Истолкователи несуществующей мудрости мира сего (премудрость бо мира сего буй­ство есть у Бога) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в Словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? И Дух Святой ублажает испытующих свидетельства Его, говоря: Бла­жени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его (Пс.118:2). И еще в другом псалме говорит: Блажени людие ведущии воскликнове­ние (Пс.88:16). Послушай и апостола, который говорит: Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: пос­леди же плод мирен наученым тем воздает правды (Евр.12:11). Госпо­ду слава во веки! Аминь.

Поучение 16

(По славянскому переводу, часть I. Слово 15)

 

Сподобился ты, брат, святого монашеского одеяния? Не превоз­носись над ожидающими его в следующее лето, ибо добродетель не в том, что почитают кого-либо первым, а в том, чтобы претерпеть до конца. Приняв на себя монашеский образ, не подумай сказать сам в себе: «Теперь освободился я от труда». – Напротив того, тем паче трудись теперь в добродетелях, чтобы не причинить себе вреда. Ибо доселе нередко и по принуждению от старшего не был ты нерадив о своем спасении. До сих пор был ты еще во внешней храмине, а теперь вступил во внутреннюю храмину. Поэтому не будь теперь нерадив о себе, чтобы не погубить тебе трудов своих, но получить награду. С этого времени делаются видными и труд твой, и прилежание, и чисто­та, и безмолвие. С этого времени делается видным, какого вожделе­ешь пути: широкого ли и пространного, вводящего в пагубу, или узко­го и тесного, вводящего в жизнь вечную.

На широком пути бывает следующее: злоумие, развлечения, чре­воугодие, пьянство, расточительность, непотребство, раздор, раздра­жительность, надменность, непостоянство и тому подобное, а за ними следуют: неверие, неповиновение, непокорность; последнее же из всех зол – отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, гото­вя себе собственную свою погибель.

А на тесном и узком пути бывает следующее: безмолвие, воздер­жание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное; за ними же следует бессмертная жизнь.

Итак, познай, возлюбленный, что скрыто на пути широком и про­странном, и сойди с него, чтобы достигнуть вечной жизни. Ибо, если с юности станешь ходить стезей правды, исшествие твое (телесная смерть) будет в мире; если же отныне начнешь ходить широким путем, то напоследок приведется горько мучиться. Но если видишь, что живущие небогобоязненно тучны и здоровы телом, то не соревнуй делам небогобоязненности. Ибо что лучше? Рос­кошествовать ли несколько дней и выполнять похоти плоти, но ли­шиться жизни вечной? – или ненадолго потерпеть тесноту, но избежать вечного осуждения и скрежета зубов и достигнуть вечной жизни? Особенно соблюдай себя от вольности, чтобы тебе не поработиться многословию и бесстыдству, не сделаться радованием бесов и напо­следок не расстаться с братством. Не столько дикие ослы опустошают хлеб (зерновые поля), сколько вольность разоряет труды монахов.

Итак, в терпении истины препоясуйся благоговением, смиренно­мудрием и терпением. Увещавай и утешай сам себя, говоря: «Хотя я и принял на себя монашеский образ, но не научился еще монашеским нравам». На этом да созиждется твое смиренномудрие. Когда же си­дишь в безмолвии в келье, собери свои помышления и говори в сердце своем: «При Господнем содействии не оставил ли ты, человек, и мир, и родителей по плоти, и друзей, и город, и отечество, и богатство? Но если и сюда пришедши спастись, делаешь противное и грешишь перед Господом, то какая польза носить на себе одно пустое имя, за которое ублажают тебя знающие и говорят: блажен такой-то, потому что воз­ненавидел мир сей, и славу его, и прелесть его и не заботится ни о чем земном, потому пошел в отшельники и стал монахом. – А вот живешь ты здесь не по-монашески! Какой же стыд обымет нас, когда ублажа­ющие так ныне предварят нас в Царстве Небесном? Какой страх и тре­пет нападет на нас, как будем горько плакать, если те, которые убла­жают, и кланяются нам, и говорят: «Помолитесь за нас, грешных, рабы Христовы», – если эти самые обретутся в упокоении, а мы за прегре­шения свои будем в тесноте? Потому умоляю вас, возлюбленные, – будем трезвиться перед Господом, пока есть еще время, и не станем увлекаться прелестью века сего, ибо мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки (1Ин.2:17).

Итак, пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога, ибо за крепостью и красотой следуют старость и немощь; славу и богат­ство рассеивают смерть и тление, – а правда пребывает во век. Пото­му, возлюбленный, подвизайся доблестно, ибо вот, для всех открыто поприще, и Подвигоположник говорит через апостола: Тако тецыте, да постигните. Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится (1Кор.9: 24-25). И еще говорит: Никтоже воин бывая, обязуется куплями жи­тейскими, да воеводе угоден будет. Аще же и подвизается кто, не вен­чается, аще не законно будет подвизатися (2Тим.2:4-5).

Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа да подаст нам Духа силы, мудрости и терпения служить Ему все дни жизни нашей. Ему слава во веки! Аминь.

 

Поучение 17

(По славянскому переводу, часть I. Слово 16)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.