Сделай Сам Свою Работу на 5

О том, что должно не блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором долу, душой же стремиться горе, ко Господу





Вопрос.Чем приводится в бездействие демон блуда?

Ответ.Не только воздержностью от снедей, но и воздержанием очей, еже не видети суеты (Пс.118:37). В оке, рассеянно обращен­ном, есть уже блуд, о котором засвидетельствовал Господь: Аз же гла­голю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф.5:28). Такое прелюбодеяние искореняет в себе (не тот), кто око обращает долу, а душу к Господу, но кто возобладал и над взором. Страшный у нас предатель – рассе­янное око.

На прочие страсти действует недавнее (бывшее) искусительное вос­пламенение; а брань, возбужденная взором, и в присутствии, и в от­сутствии видимого мучит душу, разжигая ум похотью. Представлю, возлюбленные, нечто в пример. Слышал кто-нибудь сладкогласие му­зыкальных орудий – и отошел прочь; потом слышит плачевный го­лос, и плач подавил в нем сладкогласие музыкальных орудий. Подоб­но сему, вкусил кто меда, а потом вкушает чего-нибудь самого горько­го, – и горечь подавит сладость меда в гортани. То же и в обонянии: обонял кто что-нибудь самое приятное, а потом обоняет зловоние, и зловоние угашает приятность обоняния. Еще коснулся кто холодной воды, а потом касается кипящей, – и жар горячей воды ослабляет холод. Но брань, возбужденная рассеянным оком, – и в присутствии, и в от­сутствии предмета разжигает ум похотью. Даже и во сне представляет предмет сердцу, потому что бесы живописуют искусительную вещь в мысли и занимают ум, начертывая образ искусительного предмета в очах человека. О сем-то молится пророк, говоря: отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс.118:37). Парение похоти пременяет ум незлобив (Прем.4:12). В покорении очей – бесовская засада, если не исткнет (не выколет) себе очей побежденный взором.



Итак, когда бес начнет начертывать в тебе искусительный пред­мет и напишет в уме твоем красоту женщины, когда-нибудь виденной тобой, или что-нибудь подобное тому, – введи внутрь себя страх Бо­жий и вспомни о спящих во гробах; помысли о дне исхода своего, ког­да душа твоя будет разлучаться с телом; представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат отнюдь не радевшие о прав­де и не соблюдшие заповедей Христовых: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41), во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф.25:30). Представь и червя неусыпающего, и муку нескончаемую. О том помышляй и при­поминай, и рассеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы не поспешат противостать страху Божию.



А кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуж­дать, тот, конечно, склонился уже умом перед страстями и, если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело. Вот почему, если не будет он трезвиться и постоянно иметь страх Божий перед очами своими, то не замедлит растлить и тело. Ибо за этим демоном, кото­рый учит глаза рассеянности, следует другой демон, который веще­ственно соделывает грех во плоти. Если второй увидит, что первый успел развлечь душу и сделать рассеянной, тотчас начинает совето­вать, чтобы совершен был и плотский грех. И побежденному оком сво­им начинает он внушать и говорить нечто подобное сему: «Вот, в на­мерении ты согрешил и прелюбодействовал сердцем, заповедь уже нарушил, и грех преступления заповеди вменен уже тебе. Поэтому удов­летвори теперь похоти. Ибо и сделать, и вожделевать – одно и тоже. Насладись, по крайней мере, своим вожделением».

Но ты не верь его вымыслам, по слову апостольскому: не не разу­меваем бо умышлений его (2Кор.2:11), – ибо хочет сам враг уловить душу твою. Выслушай же о том притчу. В некоторой стране жил один юноша. Он обручился с тремя девицами и отбыл в дальнюю сторону. Поелику же замедлил там, то одна девица вышла замуж, другая впала в блуд и очреватела, а третья сказала сама в себе: «Если бы не стыдно мне было людей, то и я вышла бы замуж». И начала девица предавать­ся подобным помыслам, но вспомнила потом об отлучившемся юно­ше, от которого вместе с другими девицами получила перстень, и, рас­каявшись, стала плакать, что вдруг взошло ей на сердце худое помышление. Итак, когда возвратился юноша, которая из трех девиц стала ему приятна? Не последняя ли, помыслившая и не сделавшая, но рас­каявшаяся в худом помышлении? Так и тому демону, который совету­ет совершить беззаконный грех, надобно сказать: «Хотя пал я оком, и прелюбодействовал сердцем, однако же прелюбодейное сердце это со­крушаю неизглаголанными воздыханиями, а падшее око омываю сле­зами. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19)». Богу слава во веки веков! Аминь.



Поучение 38

(По славянскому переводу, часть I, Слово 40)

О кротости

 

Такое обещание угождать Христу дал ты, монах, и не переносишь с мужеством искушений и скорбей, какие бывают тебе от противни­ков? Не принимаешь вразумлений и советов от настоятеля? Но апос­тол говорит: Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте (Евр.12:8). Уязвлен ты словом? Радуй­ся, что уязвлен, но и исправься в своем падении. Уязвлен ты напрасно? Тем большая тебе награда. И апостолы, возвестившие миру спасение, как злодеи биты были среди города и не гневались, не пришли в него­дование, но радовались, яко за имя Господа Иисуса сподобишася без­честие прияти (Деян.5:41). Радуйся и ты, что сподобился принять бесчестие за имя Его.

Но кто-нибудь из более нерадивых скажет, может быть: «Прискорб­но мне, что случилось так со мной после стольких трудов». Прискорб­но тебе, раб Господень? Из этого, по крайней мере, узнай сам себя: действительно ли, после стольких лет победил ты страсти? Радовался ли, когда постигало тебя бесчестие? И не возносился ли, когда бывал в славе? Аще бо кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом летит себе (Гал.6:3). Искусство кормчего обнаруживается во время бури. Кто хвалится и говорит: «Столько-то лет я в монашеской жизни», – а не показал на деле исполнения обета и не принял нравов строгой жизни, тот носит при себе орудия такого искусства, которому еще не научил­ся. Состарился ты в монашеском образе? Как опытный в этой жиз­ни будь образцом для юных и неопытных. А если ты новоначальный, подчинись старейшим. И воины земного царя подчиняются своим на­чальниками и вождям, не тем ли паче должны мы повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим.13:5)? Если они, воинствующие по плоти, оказывают всякое старание, чтобы услужить поставленным над ними, то как же ты, отрекшийся от самой жизни, даешь себя увлекать подобным страстям, пребывая необузданным, непокорным, не терпя­щим вразумления о Христе? Похвал и славы совершенных отшельни­ков требуем себе, а трудов, за которые и почесть, бегаем. Для чего позволять за один день и час гибнуть такому безмолвию и стольким трудам? Если сам себя убьешь, кто пожалеет тебя? Такова ли твоя по­хвала? Таково ли твое искусство? Прилучилась малая тебе скорбь, и ты отрекаешься от образа монашеского и от жизни монашеской? И собственной своей леностью вооружаешь на себя врага? Нет, брат, не обращай врагам хребта своего, но стой твердо, сражайся, и враги по­бегут от тебя. Ибо рассуждаю, что принявший над тобой начальство не радуется твоему стыду, как обязанный дать за тебя отчет Господу, но радость ему, если Господу представит тебя совершенным.

Итак, войди в себя, возлюбленный, и возвратись в покой твой. Об­лекись в броню веры, возложи на себя шлем спасения, восприми меч Духа Святого, иже есть глагол Божий (Еф.6:17). Будь для единодуш­ных братьев образцом кроткого нрава. И высшие да подивятся тер­пению твоему. Да возрадуется о доблести твоей и живущий в тебе Дух Святой.

Если же не переносишь малого искушения, то как перенесешь ве­ликое? Если не одолеваешь отрока, то как поборешь совершенно­го мужа? Если не переносишь слова, то как стерпишь удар? Если не терпишь заушения и удара, то как понесешь крест свой? Если кре­ста не несешь, то как наследуешь на небесах славу вместе с теми, кото­рые говорят: Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе (Пс.43:18); и еще: Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы зако­ления (Пс.43:23)?

Желал бы я молчать, возлюбленный, ради стыда лица своего, но скорбь сердца моего понуждает меня говорить. Да, возлюбленный брат, ужели мы забыли, что претерпел за нас общий наш Владыка? Он был поруган, уничижен. Ему говорили: беса имаши, – и Он не гневал­ся! Его называли льстецом, заушали, били, пригвоздили ко Кресту; Он вкушал оцет с желчью, пронзен был копием в ребра. Все это пре­терпел Он нашего ради спасения. Увы, увы мне, бедному! Увы окаян­ному и грешному! – Потому что я безответен. Что скажу или изреку перед Тобой, ведущим тайны сердца моего? Умилосердись, Боже, надо мной, недостойным, который никакого оскорбления и даже слова не хочет слышать ради Тебя, столько для нас претерпевшего. Кто не бу­дет плакать о мне, если и благоговение я обращаю в покров пороку? На словах я – монах, а делами прогневляю Господа. Подлинно, охла­дела любовь во многих душах.

Будем же трезвиться перед Господом, умоляю вас! Господь не от­вергает желающих спастись, но содействует им. Скажем и мы с проро- ком: Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от пополз­новения. Благоугожду пред Господем во стране живых (Пс.114:6-8), чтобы и нам сподобиться услышать сказанное: Яко сын Мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся (Лк.15:24). Богу нашему слава во веки! Аминь.

Поучение 39

(По славянскому переводу, часть I. Слово 41)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.