Сделай Сам Свою Работу на 5

О том, что читающий брат должен вникать в читаемое и читать со тщанием, как в Божием присутствии





 

Если тебе, возлюбленный, велено читать вслух братства, в точно­сти заметь, где кончил начавший, и, не прерывая порядка речи, начи­най чтение, чтобы чтение твое было подобно вязи, сотканной из золо­та. Ибо кто пренебрежет одним словом или пропустит стих, тот и сам не хочет учиться, как должно, и учить слушающих, – он добивается (ждет) только, где конец слов, и когда унесут у него книгу. Ты же, воз­любленный, будь трезвен, чтобы чтением доставить пользу и себе са­мому, и слушающим тебя. Если же внезапно велено тебе читать, то с левой стороны книги начинай чтение. А если слово вначале, скажи надписаиие, ибо таким образом сделается понятным читаемое. Если приобрел ты книгу, то храни ее в исправности, чтобы не встретилось в ней преткновения читающему или списывающему.

Поучение 35

(По славянскому переводу, часть I. Слово 37)

О девстве и целомудрии

 

Брату или сестре влагает лукавый мысль, говоря: «Вот, ежечасно тревожит тебя блудный помысл; долго ли будешь нести это беспокойство и терпеть?» – Брат отвечает: «Пока не призрит Господь на сми­рение мое и на труд мой, и не простит всех грехов моих». Лукавый продолжает: «Чтобы не быть тебе в борении, удовлетвори однажды похоть, а после покаешься, это – неважное дело». Брат говорит: «Нет мне нужды учиться у тебя покаянию, ибо знаю, что человеку даже до последнего его дыхания, по великому Божию человеколюбию, покая­ние возможно. А если говоришь, будто дело это неважно, то ежели пе­ред Богом моим и в малом сем деле окажусь неискусным, насколько же неискусен буду, когда придет на меня большее искушение?» – Лука­вый еще говорит: «Но и это неважно, потому что и опять должно толь­ко покаяться». Брат отвечает: «А кто мне скажет, что если растлю плоть свою, то найду время к покаянию и не буду повлечен вместе с дела­ющими беззаконие? Ибо сень бо есть наше житие на земли (Иов.8:9). Да и не то же ли это будет, как взять меч и самому себя убить?» – Лукавый продолжает: «Удовлетворение похоти ничего не значит, это – дело одного часа, которое тотчас и миновалось». Брат отвеча­ет: «Послушай, враг жизни и противник душ, какая честь даруется Богом тем, которые по благочестию препобедили то, как называешь ты маловажным, и какое наказание, какое бесчестие уготованы Богом для тех, которые побеждены сим маловажным? Как высок целомуд­ренный Иосиф! Победил он страсть эту, и не восхваляется ли из рода в род на небе и на земле? А позор египтянки всегда подвергается осмея­нию. Подобно и блаженная Сусанна, победившая похоть, из рода в род и до века прославляется, потому что не согласилась на собствен­ное свое падение и не изменила целомудрию, не убоявшись угрозы смерти. А старцы и судьи народные, которые по-видимому правили народом, будучи побеждены той страстью, побитые камнями, умерли и на все роды оставили по себе недоброе имя. Не знаешь разве, диа­вол, что зверь, если привык к плотоядству, чаще удовлетворяет ту страсть? А ты хочешь меня уверить, говоря: «Если однажды удовлет­воришь похоти, не будет она более тревожить». Господь Бог, давший человекам Духа Своего Святаго, запретит тебе, потому что строишь мне козни, намереваясь через грех, подобно льву, поглотить душу мою. Но Спаситель наш Христос не даст тебе к тому случая, потому что Он человеколюбив, силен и милостив». Лукавый продолжает внушать: «Вовсе ничего не значит дело это; о чем же скорбишь теперь?» – Брат говорит: «Скорблю о том, что обольщаешь людей, ибо сладкое твое – горько, учение твое – глубина зол, дары твои исполнены смерти и пагу­бы, потому что внушаешь мне уничижить благодать Господню и оскор­бить Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления (Еф.4:30). Ты говоришь мне: «Неважное это дело», – и подущаешь (подстрека­ешь), да уды Христовы, сотворю уды блудничи (1Кор.6:15), подущаешь, чтобы в одно мгновение утратил я бессмертное богатство, учишь меня уничижить освящение, без которого никто не узрит Господа. Все это ничего, по-твоему, не значит? Ты подущаешь меня прогневать Гос­пода, чтобы в оный страшный день, перед страшным Божиим Престо­лом услышать мне от праведного Судии: раб лукавый и больше сла­столюбивый, нежели боголюбивый, осквернил ты землю Мою своими нечистотами и своими грехами! И это, говоришь ты, неважное дело? Как написано: Бог и аггелов согрешивших не пощаде, но пленицами мра­ка связав предаде на суд великого дня мучимых блюсти: и перваго мира не пощаде, но осмаго Ноя правды проповедника сохрани, потоп миру не­чествовавших наведе: и грады содомския и гоморрския сжег, разорени­ем осуди, образ хотящым нечествовати положив (2Пет.2:4-6). И ты говоришь мне, что это – неважное дело? Но кто же, став послушен тебе и поработившись греху, благополучно провел дни свои, наследо­вав нескончаемое Царство? Идущий же путем Христовым всегда ра­дуется и веселится о Духе Святом, ожидая блаженного упования вели­кого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но знаю, что, если по­бедишь, не избегну печали; а ты пойдешь с вестью к отцу своему, сатане, радуясь моему падению, и я постыжден буду на небе, как скоро сде­лаю это. Итак, лучше для меня, чтобы ты не давал мне покоя, как пес, только бы тебе надо мною не смеяться таким смехом. Дивлюсь же тебе, диавол, что ухищряешься заставить людей малое наслаждение пред­почитать вечной жизни. Господь – наша Крепость и Помощник наш, Господь – Прибежище наше и Заступник, Господь – Защититель наш, и не убоимся тебя».







Итак, подвизайся, возлюбленный, и против вражеских внушений представляй себе страх геенны и лютость мучений, чтобы враг не обольстил тебя вселукавством своим.

Но, может быть, скажет иной: «Откуда узнать мне страх геен­ны?» – Скажу нечто человеческое. Не входил ли ты когда в баню, не видел ли там людей, изнемогших от жара, как они бросаются в воду? Но при том пламени, который некогда примет в себя грешников, нет водоема; там нет ни дверей, ни выхода, нет ни мерцания света, ни увлаживающего ветра. И если кто, горя во пламени, возопиет громким голосом, не будет ему помощника или утешителя, потому что он осуж­ден за собственные дела свои. Ибо написано: Суд бо без милости не сотворшему милости (Иак.2:13), несть радоватися нечестивым (Ис.48:22). Не видел ли ты печи, нагревающей баню? А в том огне вместо дров, листьев и соломы сжигаемы будут Божиим огнем нече­стивые и грешники; грехи их восстанут на них и произведут сильней­ший пламень. Ибо написано: ярость и гнев. Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина. Слава же и честь и мир всякому делающему благое, Иудееви же прежде и Еллину, Несть бо на лица зрения у Бога (Рим.2:8-11).

Потому, возлюбленные, будем трезвиться перед Господом в мо­литвах и милостынях, со всяким смиренномудрием, пока есть еще вре­мя избавиться нам от сказанных выше зол. Ибо Господь по великой благости Своей хочет, чтобы все спаслись. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 36

(По славянскому переводу, часть I. Слово 38)

О чистоте

 

Чистоту, возлюбленный брат, уподобь пальме. Ибо у пальмы серд­цевина бела, а наружность покрыта остнами (остьями), которые окру­жают собой белизну пальмы. Итак, надобно приобрести любовь от чистого сердца ко всем человекам, особенно же к своим по вере, а к противникам и к людям сластолюбивым – холодность, и при холод­ности этой иметь ведение, целомудрие и мир, потому что апостол го­ворит: Рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителну, незлобиву, с кротостию наказующу противные: еда како даст им Бог покаяние в разум истины: и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него, в свою его волю (2Тим.2:24-26). О, чистота, гнуша­ющаяся роскошью, негой, телесным изяществом, убранством одежд! О, чистота, ненавистница дорогих яств, бегающая пьянства! О, чистота, узда для очей, все тело из тьмы приводящая в свет! О, чистота, угнета­ющая и порабощающая плоть, и проникающая взором в небесное! О, чистота, родоначальница любви и житие Ангельское! О, чистота, у ко­торой сердце чисто, гортань сладостна и лицо светло! О, чистота, воз­высившая боголюбца в земле чужой, так как искупил он и купивших его! О, чистота, дар Божий, исполненный доброты, назидания и веде­ния! О, чистота, неволнуемая пристань, исполненная мира и устрой­ства! О, чистота, радующая сердце приобретшего ее и окрыляющая душу к небесному! О, чистота, пораждающая духовную радость и умерщвляющая печаль! О, чистота, отвращающая лукавства и прилеплен­ная к добру! О, чистота, умаляющая страсти и производящая бесстра­стие! О, чистота, просвещающая праведных, омрачающая диавола и быстро текущая к почести вышнего звания о Христе! О, чистота, отго­няющая уныние и внушающая терпение! О, чистота, легкое бремя, не тонущее на водах, и вечное богатство, сокрытое в душе христолюби­вого человека, которое владеющий им отыщет во время нужды! О, чистота, прекрасное имение, которого звери не опустошают и огонь не сжигает! О, чистота, у которой в руках непреложное богатство и которая гонит от себя нерадение! О, чистота, духовная колесница, ко­торая владеющего ей возводит в высоту! О, чистота, упокоевающаяся в душах кротких и смиренных и производящая Божиих человеков! О, чистота, расцветающая как роза среди души и тела и весь дом напол­няющая благоуханием! О, чистота, предшественница и сообитатель­ница Святого Духа! О, чистота, умилостивляющая Бога, достигающая Его обетовании и у всех людей обретающая себе благодать! Ее возлю­били святые. Ее возлюбил святой Иоанн евангелист и, возлюбив ее, удостоился возлежать на персях Господа славы. О, чистота, не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве приобретаешь ты почести. Ее возлюбим всем сердцем и мы, благословенные рабы Спасителя, чтобы возрадовать Духа Божия, живущего в нас. Ему слава во веки! Аминь.

Поучение 37

(По славянскому переводу, часть I. Слово 39)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.