Сделай Сам Свою Работу на 5

О тех, которые отпадают по собственному нерадению и какими-либо предлогами извиняют свои грехи





 

Возжелал ты, брат, уединенной жизни? К доброму стремишься делу, если сохранишь то до конца. Потому – трезвись и будь внима­телен к себе как мудрый, а не как немудрый, как монах, а не как не монах. Яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко вла­стем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф.6:12). Трезвись до конца, чтобы тебе по собственному нерадению и по невнимательности, потерпев поражение, не сказать в неразумии: «И в монахи пошел я, но и там не нашел пути спасения». Итак, что же, брат, если уничижим благодать Господню? Для чего порочишь мона­шескую жизнь, когда сам не восхотел воспользоваться ею и потрудить­ся о душе своей? Ты увлекался больше своими похотями и услаждени­ями помыслов и винишь еще монашескую жизнь? Если бы сохранил ты заповеди Господни, то не пал бы; если бы возлюбил ты страх Бо­жий, то соблюл бы душу свою. Во-первых, не сохранял ты правила монашеской жизни, не радел о Божией службе, любил ходить путями кривыми и возлюбил паче высокоумие; уничижал старших себя; не любил воздержания, возлюбил же паче многоядение; не любил бде­ния, возлюбил ненасытный сон; не любил чистоты, возлюбил же паче осквернение; не любил кротости и смиренномудрия, возлюбил же паче гордыню; не любил покорности, возлюбил же паче непокорность; не возненавидел раздражительности и гнева, возлюбил же паче козни и памятозлобие; не любил безмолвия и молитвы, возлюбил же паче воп­ли и клятву; не хранил степенности и благоговения, возлюбил же паче пустословие с смехотворами; не любил молчания и прямоты, возлю­бил же паче многословие и пересуды! Не любил с сокрушением стоять на молитве, возлюбил же паче парение ума; не любил нестяжательно­сти, возлюбил же паче сребролюбие; не любил подвижничества и тру­женичества, возлюбил же паче роскошь и забавы; не любил делать своими руками, возлюбил же паче скитание; не любил братолюбия, возлюбил же паче радоваться, совращая на худое; не любил состра­дательности к угнетенным, возлюбил же паче быть жестоким и несо­страдательным; не любил потерпеть ради Господа смерть и укоризну, возлюбил же паче первоседение (председательствование) и пустые по­хвалы; не сохранил страха Божия и любви Божией, возлюбил же паче небоязненность и братоненавистничество. И что еще сказать? Возненавидел небесное, возлюбил земное, а сам винишь монашескую жизнь? Не знаешь разве, что написано: Погубиши Господь вся глаголющия лжу (Пс.5:7). И еще: и не глаголите на Бога неправду ...Яко Бог судия есть (Пс.74:6,8). Видишь ли, брат, что вина в нас, а не в других?





Войди же в себя и обратись ко Господу всем сердцем: не хочет Он смерти грешника умирающаго... но еже обратиться ему... и жити души его (Иез.18:32). Господь всем хочет спастись, потому что Он благ. Уязвлен ты? – Но можешь исцелиться. Пал ты? – Но восстань толь­ко и не вдавайся в погибель до конца. Сам Спаситель наш сказал: не требуют здравии врача, но болящии. Не приидох призвати праведных, но грешныя (Лк.5:31-32). Потому потерпи, возлюбленный брат, и дам тебе совет. Живи в безмолвии и имей перед очами страх Божий; со­брав свои помыслы, разбери их как судья; вникай, как вел ты себя в прошедшее время, с тех пор, как вступил в монашескую жизнь, чтобы, узнав, что было в тебе причиной такого состояния, заменить тебе в сердце своем и вред, и причину вреда, и то, откуда возникла причина такого вреда. Если купец попадет в руки морским разбойникам, или потонет у него корабль, и потеряет весь груз, то не забудет того места, где потерян им груз. И если по прошествии долгого времени случится ему проходить тем же местом, проходит оное с большой подозритель­ностью. Будем же подражателями этих людей и даже еще более умны­ми. Они, потеряв тленное богатство, не забывают места утраты, а мы губим богатство нетленное. Итак, пребывай в безмолвии, как выше сказано, собери свои помыслы, день и ночь углубляйся в дух свой, что­бы узнать тебе причину такого ущерба и упадка: не снискал ли ты вна­чале вольности, и вольность эта не совратила ли твой скромный по­мысел, не растлила ли нравы, не сделала ли тебя наглым и бесстыд­ным; не от многоглаголания ли зачался вред, не чревоугодие ли было причиной; не от непокорности ли произошла порча; не от желания ли видеть различные места; не под предлогом ли оказать услугу или раз­влечься вольность твоя произвела самое величайшее зло? И, узнав это, с помощью благоговения пресеки вольность и наглость.



Не стыдись, когда нарушители заповедей Господних называют тебя лицемером. Ибо ясно видно, что упоминают они о лицемерии не для исправления брата, но чтобы он, устыдившись, стал наглым, бес-стыдным, чуждым правых мыслей. Ибо благоговейных называют ли­цемерами те, к которым говорит Владыка: лицемере, изми первее брев­но из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твое­го (Лк.6:42). Итак, не смущайся укоризной, возлюбленный брат, не привыкай к ненаказанности, ибо ненаказанных сретает смерть, – говорит Святое Писание (Притч.24:8). Как и в другом месте говорит: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу (1Ин.3:21). А затем: Аще укоряемы бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает ...Да не кто убо от вас постраж­дет яко убийца, или яко тать ...или яко чуждопосетитель. Аще ли же яко христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога о имени сем. И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится (1Пет.4:14,16,18).

Бегай вольности и смеха, ибо это неприлично душе твоей. Кая часть верну с неверным (2Кор.6:15)? Подобным образом чревоугодие обуздывай воздержанием, сребролюбие – подвигами и нестяжатель­ностью, многоглаголание – молчанием, нетерпение сидеть на месте – пребыванием в келье, леность – памятованием будущих благ, непо­корность – смиренномудрием. Если же и под видом ненависти к по­року враг устроит тебе зло, то впоследствии блюди себя чистым, не принимай участия в чужих грехах. А я по своему разумению рассуж­даю, что началом зол была вольность, и что она сделала тебя бесстыд­ным. Потому говорится: Блажен муж, иже боится всех за благогове­ние (Притч.28:14).

Что выгодного имеет мир? Или что доброго доставляет он любя­щим его? Поял (взял) ли кто жену? – начало печали. Родил сына? – другая забота. Родился еще сын? – новая печаль. Умер один сын? – оставил родителям по себе слезы. А если и жив, но стал злонравен, то больше о нем скорби, нежели об умершем. А когда мужу настанет час смерти его, то более, нежели о смерти, скорбит он о том, что остав­ляет жену свою вдовой и детей своих сиротами. От всего этого тебя, монах, освободило иго Христово; для чего же хочешь опять возвра­титься на прежнее?

Не отчаивайся в себе и не говори: «Не могу уже спастись». Напро­тив того, очень еще можешь спастись. Возлюби страх Божий всей душой своей, и он уврачует раны твои, и впредь сохранит тебя неуязв­ляемым. Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоте. Если же душа после этого, вознерадев (презрев сие), пренебрегая страхом Божиим, низринувшись с высоты, делается игралищем преисподних сил, то они, закрыв ей глаза, вторгают ее в страсти бесчестия, как вола впряга­ют ее в ярмо.

Посему, возлюбленный брат, позаботимся об истине, позаботим­ся о своем спасении, позаботимся о часе смертном. Возненавидим дела мирские, все это останется здесь и не избавит нас во время нужды, ког­да, и раскаиваясь, не получим мы оттого пользы, когда будем молить об отпущении грехов, а не будет Разрешающего. Увы, увы, как стра­шен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут со­путствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого, и что он сделал доброго или худого. Поэтому пошлем пред собой дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас во град святых.

Если хочешь преуспеть, то здесь еще снищи себе дружество само­го Царя. Какую, думаешь, обретешь там славу, возлюбленный брат, если здесь еще обретешь себе дружество Царя славы? В какой мере Его чувствуешь здесь, на такую степень Он и возведет тебя; сколько здесь служишь Ему, столько тебя почтит и Он там. Ибо написано: токмо прославляющие Мя прославлю, и уничижающии Мя безчестни будут (1Цар.2:30). Итак, чти Его всей своей душой, чтобы и тебя сподобил Он чести святых.

Чем же должно обретать благоволение Его? Принеси Ему золото и серебро; если видишь нагого, – одень. А ежели у тебя нет ничего такого, то принеси Ему иные дары, честнейшие золота и серебра, – веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие. Удерживайся от пересудов; блюди очи свои, чтобы не видеть суеты; руки свои, чтобы не делать неправды; ноги свои уклони с худого пути. Утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай чашу студеной воды жаждущему, дай уломок (кусок) хлеба алчущему. Что имеешь у себя, и чем Он наделил тебя, то и приноси Ему, ибо и двух лепт вдовьих не отверг Христос. Чего Илия просил у вдовицы? Не воды ли чуть в сосуде и не укрух (ломоть) ли хлеба? И воста Илия и иде в Сарепету Сидонскую, и прииде ко вратом града: и се тамо жена вдова собираше дрова, и возопи Илиа в след ея, и рече ей: принеси ныне ми мало воды в сосуде, и испию. И иде взяти, и возопи в след ея Илиа, и рече ей: приими убо мне и укрух хлеба в руце своей (3Цар.17:10-11).

Видишь, возлюбленный, что служило к пропитанию святым про­рокам? Воды мало и укрух хлеба, и то еще с нуждой, ибо все их попе­чение было о благах, уготованных им на небесах. И мы, возлюблен­ные братья, возлюбим путь святых. Пока есть еще у нас время, сотво­рим Ему прекрасные плоды покаяния. Не утратим времени, удобного к покаянию.

Не будем увлекаться мечтами мира сего, не станем входить в свя­зи с людьми, которые небогобоязненно делают дела свои, и не порев­нуем делам небрегущих о своем спасении. По изречению апостола, тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). И у другого говорится: Имися моего наказания, не остави, но сохрани е себе в жизнь твою. На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступных: на немже аще месте вся соберут., не иди тамо: уклонися же от них, и измени. Не уснут бо, аще зла не сотворят: отымется сон от них, и не спят, Тии бо питаются пищею нечестия: вином же законопреступным упиваются. Путие же праведных подобие свету светятся: предходят и просвещают, дондеже исправится день (Притч.4:13-18). И еще гово­рит: не бывай друг мужу гневливу, и со другом жестокосердным не со­водворяйся: да не когда научишися путем его, и приимеши тенета души твоей (Притч.22:24-25). Опять же: Сии суть источницы безводни, об­лацы и мглы от ветр преносими, имже мрак темный во веки блюдется. Прегордая бо суеты вещающе, прелщают в скверны плотския похоти, отбегающих... от словес правых и живущих во лсти. Свободу им обе­щавающе, сами раби суще тления: имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть. Аще бо отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых (2Пет.2:17-20). И еще говорится у другого: Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раз­доры кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Тако­вии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прелщают сердца незлобивых (Рим.16:17-18).

Итак, будем бегать пути широкого, уводящего в пагубу; изберем путь тесный, ведущий в вечное Царство. Потрудимся здесь добро­вольно, пока еще не принуждены трудиться невольно. Возненавидим страстный мир и страстную жизнь. Проложим себе прямые стези. Воз­любим прилежание, горя духом перед Господом. Здесь будем добровольно плакать, чтобы умилостивить нам Бога, и Он избавит нас от вечного огня и скрежета зубов. Возлюбим плач, потому что запове­дан он Христом, ибо Сам сказал: Блажени плачущии ныне: яко тии утешатся (Мф.5:4). Представим себе, возлюбленные братья, плава­ющих по морю: какие терпят они беды, борясь с морем, проходя об­ширные пучины вод? Когда же исполнится кому время окончания найма его, не помнит он бедствий, какие терпел, борясь с морем, ра­дуясь, что получил полную свою награду; лучше же сказать, – с охо­той пускается на новое мореплавание. Они едва только оканчивают, как вновь начинают. А нам, возлюбленные братья, если успеем хо­рошо совершить предлежащий нам подвиг, нет необходимости сно­ва начинать то же течение в путь, это и невозможно. Подвиг кра­ток, братья, а мздовоздаяние неизглаголанно. Приступим же к делу Господню, возлюбленные, от всего сердца и всеми силами, пока есть еще время. Как нераскаянна бо дарования и звание Божие и святых (Рим.11:29), так и противящимся от начала уготовано противное. Потому блажен муж, боящийся Господа, зане приимет от Господа славу во веки веков! Аминь.

 

Поучение 42

(По славянскому переводу, часть I. Слово 87)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.