Сделай Сам Свою Работу на 5

СЛОВО О СУДЕ И ОБ УМИЛЕНИИ





(По славянскому переводу, часть I. Слово 84)

 

Придите, все братья, выслушайте совет от меня, грешного и неуче­ного Ефрема. Ибо постиг уже нас, братья мои, тот страшный и гроз­ный день. А мы, возлюбленные, предаемся рассеянию, не желая вразу­миться в это краткое время и позаботиться о том, чтобы умилости­вить Бога. Вот дни, годы и месяцы проходят как сон и как вечерняя тень, и скоро настанет страшное и великое пришествие Христово. Ибо действительно страшен этот день для грешников, не хотевших испол­нять волю Божию и спастись.

Потому умоляю вас, искренние мои братья, свергнем с себя попе­чение о земном! Ибо все проходит, все исчезает, ничто не принесет нам пользы в час тот, кроме добрых дел, какие здесь имеем. Ибо каждый понесет свои дела и слова к Престолу правосудного Судии. Сердце при­дет в трепет, и внутренности изменятся, когда будет обнаружение дел, строгое исследование помыслов и речей. Великий страх, братья, вели­кий трепет, друзья! Кто не вострепещет, кто не будет плакать, кто не прольет слез, потому что обнаружится там все, что каждый из нас сде­лал в тайне и во мраке? Вразумитесь, братья мои, сказываю вам это.



В удостоверение любви вашей представлю в пример плодовитые деревья, которые во время свое изнутри себя вместе с листьями дают и плод. Не извне откуда-нибудь облекаются деревья своим благоле­пием, но изнутри себя; по повелению Божию каждое дает плод по ро­ду своему. Так и в оный страшный день все тела человеческие изве­дут из себя все, что сделано доброго и худого. И каждый к Престолу грозного Христа принесет дело как добрый и приятный плод, и слова как листья. Святые принесут плод прекрасный и доброцветный, муче­ники принесут похвалу терпения в мученьях и озлоблениях; подвиж­ники принесут подвиги, воздержание, бдение, молитвы. А люди греш­ные, нечестивые и оскверненные со стыдом, плачем и сетованием при­несут туда плод гнусный и гнилой – червя неусыпающего в огне неугасимом.

Страшно, братья, тамошнее судилище, потому что без свидетелей обнаруживается все, дела и слова, помышления и желания, между тем как предстоят еще тьмы тем и тысячи тысяч Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, праведных и святых, пророков и апостолов.



Итак, почему же не радеем, братья возлюбленные? Приблизилось время, настал день, когда страшный Судия во свете исследует все тай­ны наши. Если бы знали мы, братья, что нас ожидает, то непрестанно плакали бы день и ночь, умоляя Бога, чтобы избавил нас от этого сты­да и вечной тьмы. Ибо заграждаются уста грешника перед судилищем, трепещет вся тварь, трепещут и самые чины святых Ангелов от этой славы Его пришествия. Что скажем Ему в день Суда, если это время проводим в нерадении, братья? Ибо долготерпелив Он и всех нас вле­чет в Царство Свое. Но потребует у нас отчета за нерадение в это крат­кое время; Он скажет нам: «Для вас Я воплотился, для вас видимо хо­дил на земле, за вас был бит, за вас заушен, за вас распят, вознесенный на древе, за вас, земнородных, напоен оцтом, чтобы вас сделать свя­тыми, небесными. Царство Мое даровал Я вам, всех вас наименовал своими братьями, принес в дар Отцу, препослал вам Духа. Что мог бы Я сделать еще более всего этого и не сделал того, чтобы спасти вас? Не хочу только делать принуждения произволению, чтобы спасение не обратилось для вас в необходимость. Скажите, грешники и смерт­ные по естеству, что претерпели вы ради Меня Владыки, за нас пост­радавшего?» Итак, вот уготованы Царство и жизнь, упокоение и ра­дость, а также и вечное мучение во тьме кромешной. Пойдем, куда хочешь, на все дана свобода.

Придите вкупе, все поклонимся Ему и восплачем перед создавшим нас Господом, говоря: «Все это, Владыка, Ты претерпел за нас, а мы, грешные, беспамятные, забыли Твое великое милосердие. Что же род грешных воздаст Тебе, непостижимому, благому и милосердому Богу? Ты, всю вселенную просветивший благодатью, Ты, просветивший очи слепорожденного, – просвети и очи сердца нашего, чтобы возлюбить нам Тебя, Владыка, и с любовью исполнять всегда волю Твою!»



Вот Чаша страшной Твоей Крови, исполненная света и жизни! Да­руй нам разумение и просвещение, чтобы с любовью и святыней веры приступали мы к ней, и была она нам во оставление грехов, а не в осуж­дение. Ибо кто с недостойной душой приступает к Божественным Таи­нам, тот сам себя осуждает, не очистив себя к принятию Царя в брач­ный чертог свой. Душа наша – святая невеста бессмертного Жениха. Совершается же брак, когда Божественные Таины бывают вкушаемы и испиваемы святой душой. Потому будь внимателен к себе, чтобы брачный чертог соблюдать тебе неоскверненным, и возжелай принять Небесного Жениха, Христа Царя, чтобы в день пришествия Своего у тебя сотворил Он обитель с Отцом Своим; старайся заслужить себе похвалу перед святыми Архангелами и с великой славой и радостью войти в рай. Ибо от тебя, брат, чего требует Бог, кроме твоего спасе­ния? Если же не радеешь ты, не желая спастись, не ходишь прямыми путями Божиими и не хочешь исполнять заповедей Его, то сам себя убиваешь, сам себя извергаешь из Небесного чертога. Святой Бог, Еди­ный безгрешный, Единородного Своего не пощадил ради тебя, а ты, несчастный, не милуешь самого себя. Итак, отрезвись немного от сна твоего, ничтожный! Открой уста свои, призови Его. Молись часто, проливай слезы непрестанно, бегай расслабления, возлюби кротость, возжелай воздержания, упражняйся в безмолвии, поучайся в псалмо­пении. Возлюби Бога всей своей душой, как Он тебя возлюбил; соде­лайся храмом Божиим. И вселится в тебя Всевышний Бог, потому что душа, которая имеет в себе Бога, делается святым и чистым храмом Божиим. Ибо когда Господь вселится в душе, ликуют о ней Ангелы Небесные и стараются оказать ей предпочтение, потому что она дела­ется храмом своего Владыки.

Блажен тот человек, который возлюбил Тебя от всей души, а воз­ненавидел мир и все, что в нем, чтобы иметь Тебя одного, Всесвятого Владыку, прекрасную жемчужину, сокровище жизни. Если кто так иск­ренно любит Бога, то мысль его никогда не бывает на земле, но по­стоянно она горе (в выси), где то, что возлюбил он и чем жаждет обла­дать. Там ощущает он сладость, там просвещается, там насыщается всегда сладостью и любовью Божией. О сладости же любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ей, сам вопиет и говорит: ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни Начала, ниже силы... ни высота горе, ни глубина долу, ни ина тварь кая возможет разлучити от любве Божия душу, вку­сившую ее сладости (Рим.8:38-39). Любовь Божия есть бессмертный огонь, который подъемлется с земли и ненавидит земное. И святые му­ченики, вкусившие ее и насытившиеся ею, учат нас, что любовь Бо­жия – нежные узы, но что рассечь ее не может и меч обоюдоострый. Мучители рассекали члены у святых, но не могли рассечь любви их. О, какие нежные узы любви Божией! И меч не рассек, и огонь не угасил, и пучина, и другие узы, и казни не потопили ее. Кто же поэтому не уди­вится или кто не возжелает такой любви? Ибо сию любовь даровал Бог Церкви Своей, чтобы всегда украшалась той же любовью. Она делает­ся залогом Божиим в душе; она – столп и утверждение в святой душе. Та же любовь низвела к нам Единородного Сына. Той же любовью отверст рай; той же любовью связан крепкий, по той же любви душа стала невестой Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие. По этой любви пострадал бесстрастный и чи­стый Жених. А если душа вне любви, то не благоволит о ней Небесный Владыка. Принуждать же ее произволение никогда не хочет Бог, пото­му однажды и навсегда предоставил ей свободу вести ту жизнь, какую сама хочет. Потому кто будет в состоянии, у кого достанет сил про­славлять и песнословить Бога Спасителя за то дарование, какое при­няли все мы от благодати Его? Слава и поклонение Его благоволению!

Выслушайте, братья, прекрасный совет от моей низости. Поста­раемся всегда, пока есть у нас время, жить чисто и достойно Бога, что­бы в нас вселялся Дух Святой и умножалась в нас любовь Божия к всегдашнему исполнению воли Божией. Не будем, братья, иметь иной заботы, кроме одной, – как душе нашей обрестись во свете. Не будем связывать ее чем-либо из земных вещей и имуществ; украсим же ее по­стом, молитвами, бдениями и слезами, чтобы душа обрела несколько дерзновения перед Престолом страшного Судии, когда всякая душа предстанет со страхом, когда будет там отлучение избранных от греш­ных, когда овцы станут одесную, а козлища ошуюю.

Удостоверьтесь, братья, что близко пришествие Господа, чтобы воздать каждому по делам его, упокоить святых и избранных Его в вечном свете и наказать преогорчивших его грешников. Блажен чело­век, который обретет дерзновение в оный час и услышит глас: «При­дите благословенные Отца Моего, все избранные, наследуйте Царство Мое». Тогда каждый, увидев себя во свете, станет рассматривать себя и размышлять, говоря: «Ужели это я? И каким образом явился здесь я, недостойный?» Приступят Ангелы с великой радостью славить святых и поведают им их житие, подвиги, воздержание, бдения и молитвы, произвольную нищету, совершенную нестяжательность, терпение в жажде, твердость в алчбе (голоде), постоянное пребывание в молитвах, радость о наготе ради совершенной о Христе любви, – обо всем этом с великой радостью скажут праведникам. А праведники скажут им в ответ: «Ни в один день на земле вовсе не оказывалось у нас ни одного доброго дела». Но Ангелы снова напомнят им место и время и, дивясь сами в себе, прославят Бога, видя, что тела святых на небе сияют паче света, потому что терпели на земле произвольные скорби. Ибо нашли сокровище, сокрытое на селе, и, продав все, что было у них на земле, приобрели оное, и терпением укрыли (сохранили) у себя прекрасную жемчужину и нескверную одежду. Невелик труд подвига, братья, но велико отдохновение. Непродолжителен подвиг воздержания, но упо­коение за оный в раю сладости продолжится в век века.

Если кто сознает в себе, что согрешил он пред Богом, ослабев в своем преднамерении, и согрешил произвольно, то пока есть время пусть с усердием проливает слезы и непрестанно плачет, чтобы слеза­ми привлечь благодать в сердце свое. Пусть приобретет себе умиление и омоет тело свое слезами и воздыханиями. Велика сила слез, братья; много могут слезы, когда молящийся Богу, как в зеркале, отражает Его в сердце своем.

Хочу, возлюбленные, изобразить вам силу слез. Анна молитвой приобрела пророка Самуила, восторжение (умиление) и похваление в сердце своем. Жена грешная в дому Симона, плача и омывая слезами святые ноги Господа, получила от Него отпущение грехов. Умиление, братья, есть уврачевание души; оно приобретает нам отпущение гре­хов; умиление, братья, вселяет в нас Единородного Сына, когда вож­делеваем Его. Умиление, братья, привлекает на душу Духа Святого. Удостоверьтесь, братья, что на земле нет радости сладостнее той, ка­кая бывает от умиления. Изведали ли опытно вы, братья, силу слез? Озарился ли кто из вас этой радостью слез по Богу? Если кто из вас, испытав это и усладившись этим, во время усердной молитвы возно­сился над землей, то в этот час бывал он весь вне тела своего, вне цело­го этого века и уже не на земле. Таковой с Богом беседует, во Христе просвещается.

Великое чудо, братья: человек перстный с Богом беседует в мо­литве своей! Святые и чистые слезы по Богу всегда омывают душу от грехов, очищают ее от беззаконий. Слезы по Богу во всякое время дают дерзновение перед Богом. Нечистые помыслы никак не могут прибли­зиться к душе, которая имеет всегдашнее умиление по Богу. Поэтому что выше его сладости? Что равносильно сему блаженству, когда душа, молящаяся Богу, Его Самого отражает в себе, как в зеркале? Когда душа, братья, вожделевает Бога, тогда в молитве своей непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день. Умиление есть нерас­хищаемое сокровище; душа, имеющая умиление, продолжающееся не один день, но до конца жизни, ночь и день ликует неизглаголанной радостью. Умиление есть чистый источник, орошающий плодоносные насаждения души. Под плодоносными же насаждениями разумею доб­родетели и заслуги, орошаемые всегда слезами и молитвами. Непре­станно насаждай в душе своей эти плодоносные и цветущие растения и еще орошай их в молитве слезами. Насаждения, орошаемые слезами и молитвами, приносят доброцветный плод. Полезными для души и из­бранными будут прекрасные насаждения твои, брат. Кто молится со слезами, чтобы возрастало орошаемое ими, тот с каждым днем прино­сит новые плоды.

Не будь подражателем человеку расслабленному и грешному, ко­торый ежедневно говорит и никогда не делает, ленив в предначинани­ях, не имеет чистой молитвы и умиления, знает о себе, что всегда он грешен, и непрестанно боится наказания, не имеет вовсе никакого из­винения в грехах своего расслабления.

Потому умоляю вас, преподобные братья мои, боящиеся Бога и делающие всегда угодное Ему, – ходатайствуйте перед Ним о мне, жалком, да снидет на меня благодать Его по молитвам вашим, да спа­сется душа моя в тот страшный и великий час, когда придет Христос воздать каждому по делам его.

Слава Единому, Бессмертному, Святому, Пречистому и страшно­му, благому и милосердному Богу, Который благодатью Своей под­виг язык наш к сладкопению словес о Суде, любви и умилении, к нази­данию души, к просвещению сердца и к пользе ума, чтобы всякая душа, повторяя это сладкопение и усладившись им, привлечена была к жиз­ни вечной! Аминь.

 

О ПРАВОЙ ЖИЗНИ

(В девяноста главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 27)

 

1. Желаешь ли правой жизни? Упражняйся в смиренномудрии, по­тому что без него правая жизнь невозможна.

 

2. Путешественник, вначале потеряв дорогу, блуждает по чужой стороне; так и уклонившийся с пути смиренных не поставит кущи сво­ей в селениях праведных.

 

3. Все дела свои делай в смиренномудрии, во имя Спасителя наше­го Иисуса Христа, и через это плод твой вознесен будет до неба. А гордыня подобна весьма высокому сгнившему дереву, у которого лом­ки все сучья, и если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты.

 

4. Начало отступления в человеке – удаление его от смирен­номудрия; оставленного же Богом, как Саула, давит лукавый дух (1Цар.16:14).

 

5. Тяжким давлением почитай греховные узы и невозвратное по­гружение в волнах греха до самой смерти.

 

6. Если рассмотришь внимательно, то найдешь, что сети у вра­га помазаны медом и сладостями, и желающий вкусить меда попа­дется в сеть.

 

7. Не вожделевай такого меда и не будешь уловлен сетью, сладость его любителей впоследствии наполняет желчью и горечью.

 

8. Возлюби смиренномудрие и никогда не впадешь в диавольскую сеть, потому что, воспаряя на быстрых крыльях, всегда будешь гораз­до выше вражьих сетей.

 

9. Если увидишь человека высокомерного привлекательной наруж­ности, в красивой одежде, окруженного толпой рабов, не завидуй и не смущайся, но воздержись мыслью и через несколько времени увидишь его угасшим, потому что процвели и просияли те одни, которые жили по Божией воле.

 

10. Сделавшиеся рачительными и благоугодными Господу не об­ращают внимания на привлекательное в жизни, хорошо зная, что все это, как цвет на траве, скоро увянет. А мы, нерадивые, как скоро уви­дим полноту в теле, румянец на лице, почитаем блаженным такого че­ловека, хотя живет он в крайнем нечестии. Вдаль от себя бросили мы труженическую жизнь, не зная, какое достоинство в жизни подвижни­ков, потому что целомудрие мы ненавидим и святыней гнушаемся.

 

11. Не будем, братья, обращать внимание на детские игрушки, но изберем навсегда совершенную жизнь, чтобы не лишиться нам радо­сти подвижников и чтобы не предали нас вечному мучению.

 

12. Блажен, утучненный благими надеждами и озаренный благи­ми помышлениями, слава его велика и нескончаема.

 

13. Будем стремиться к безмолвию, чтобы, видя свои прегреше­ния, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе подобного ядо­витым животным помысла самомнения или лукавства.

 

 

14. Возлюбим безмолвие, чтобы иметь чистое сердце и чтобы вве­ренный нам храм соблюлся неоскверненным от греховного растления.

 

15. Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем безмолвно. Вопиять во услышание – знак человеко­угодия, а кто молится с ведением и с верой, тот зрит перед собой Гос­пода, так как о Нем бо живем и движемся и есмы (Деян.17:28).

 

16. Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтобы ис­точил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностью сердца вопиют к небу.

 

17. Кто насмехается над тружениками, тот отдает себя в рабы зло­козненному, исполняя его гнусные хотения. Такой человек не найдет себе радости, уготованной рабам Господним. 18. А ты, подвижник, всегда исполняй дела свои с ведением, да не дадим вину ищущим вины (2Кор.11:12).

 

19. Горе немилостивому! Горе обманщику! Горе сластолюбцу! Их сретит горький ад. Из чревоугодия отдают себя они в рабы и, чтобы в этой суетной жизни получить начальство и чины, уничижают Бога. Но внезапно пришла смерть, иссушила гортань, которой часто при­нимали дорогие яства, отняла начальство, из-за которого уничижали они Создавшего их. И, наконец, тела несчастных, как нечистота, бро­шены на землю, души же их отводятся в место свое.

 

20. Видя приятности жизни, остерегайся, чтобы не увлекли те­бя. Ибо в них сокрыта сеть смертная. Так и рыболов не пустую заки­дывает уду.

 

21. Враг, как приманку на уде, употребляет в дело пожелания, что­бы ему, нечистому, всякую душу привести в зависимость от себя.

 

22. Душа, которая прежде всех уловлена в волю врага, и для дру­гих душ делается сетью, услаждая еще не изведавших горечи змия. Так, пойманный рябчик делается приманкой для не попавших еще в тене­та. Ибо ловец, посадив его, им уловляет летающих на свободе.

 

23. Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов, потому что без трудов не познается добродетель.

 

24. Во время трудов возводи душевное око горе и, созерцая оную радость, не будешь отрекаться от трудов.

 

25. Неутомимо предавайся труду, чтобы избежать тебе утомитель­ности суетных трудов, потому что труды праведных произращают плод жизни, а труды грешников исполнены гибели.

 

26. Для Бога терпи скорби настоящей жизни; не напрасно будешь водиться (направляться) упованием святых, а иго врага приносит с со­бою печаль, от которой родится смерть.

 

27. Трудящиеся для суетной жизни стараются запнуть трудящихся с ведением, чтобы близ себя не иметь обличения. Но нападение их на подвижников благочестия показывает (выявляет среди подвижников) людей, достойных венца.

 

28. Упражняйся в смиренномудрии, чтобы не утратить плода доб­рых дел. А если отринешь его, то и сам будешь причтен к трудящим­ся всуе.

 

29. Хочешь ты стать руководителем души? Отовсюду приведи себя в безопасность как человек благоразумный, чтобы не погрязнуть тебе в сластолюбивых помыслах и не потерпеть крушения в пристани.

 

30. Если хочешь, чтобы пристань была безопасна, огради ее твер­дыми оплотами, которые бы не вдруг поколебались от бури страстей, иначе пристань обратится в место крушения.

 

31. Не навязывай якоря к якорю, пока остается в тебе что-либо легкое, чтобы не могли увлечь тебя страсти. Кто хочет вытащить упав­шего в яму, тот должен взяться за дело с мужественным духом, чтобы якорь, опущенный к падшему, и самого не увлек в ту же пропасть. Ибо слова страстные, как скоро найдут себе место, как крючьями влекут душу вниз.

 

32. Всегда избегай вредных сходбищ, и душа твоя будет наслаж­даться тишиной.

 

33. Посмешищем бывает тот монах, который не с духовным бла­горазумием исправляет все дела свои. Разум требует, чтобы все мы были чисты и мудры.

 

34. Если еще не сильно распален ты Духом Святым, то не желай выслушивать чужие помыслы, ибо найдешь в них двойную против се­бя брань. Во-первых, оттого, что душа развращается воспоминани­ем слышанного, а, во-вторых, оттого, что встретишь противление вверившегося, если мужественная душа не низложит страстей кресто­носной силой. Такой человек, когда по нерадению снова впадет в те же страсти, как на врага, смотрит на избранного им в наставники, а последний, если будет благоразумен, даст заметить вверившемуся, что все им забыто.

 

35. Если у кого в доме есть голубь, и он, найдя открытое окно, уле­тит из дома, то не палкой или камнем загоняет его назад, но насыпав семян; таким благоразумным средством хотят приманить его. Гораз­до более благоразумия и опытности нужно тому, кто вознамерился очи­стить скверну помыслов!

 

36. Если пользуешься чтением, то ищи не разительного только и витиеватого, и не на этом останавливай свое внимание, – иначе бес самоугодия поразит сердце твое. Но как мудрая пчела собирает с цве­тов мед, так и ты через чтение приобретай врачевства для души.

 

37. Как человек тщеславный, будучи скуден достоянием, если и примет на себя имя царя, не будет еще царем, так еще не подвижник монах, который тайно ест, а за братской трапезой лицемерно выдает себя постным и воздержанным. Он готовит паутинную ткань и идет не правым путем святых, но путем человекоугодников.

 

38. Если отрекся ты от мира, то позаботься о деле своем, чтобы добыть тебе искомую жемчужину. Ибо иные, отрекшись от мира, уда­лились от мирской жизни: одни оставили военную службу, другие ра­сточили свое богатство, но напоследок, водимые собственной волей, пали. Вот как бедственно управляться собственной волей, а не жить по изволению Божию. Они сделали вид, что главными вратами удаля­ются от всего житейского, но опять воротились к житейскому потаен­ной дверью.

 

39. Сыны Израилевы по исшествии из пещи железны (Втор.4:20), по переходе через Чермное море насладились великими дарами, но поскольку водились собственной своей волей, потерпели круше­ние на суше, и из великого множества перечисленных спаслись только двое, которые не преогорчили слова Господня и свято соблюли волю Всевышнего.

 

40. Отрекшиеся от мира не имеют ничего общего с миром. Они, если и во главе поставлены, не ведут себя как начальствующие, а если и низложены, не изменяются в мыслях. Отвлекаемые же от благоче­стивого помысла склонны к удовольствиям мира и подвизаются уже не ради добродетели, но, свергнув с себя иго ее, ревностно созидают, что прежде сами прекрасно разрушили. Так, самая честная дева, не выхо­дящая из терема, если растлит свои чувства, потеряв стыд, не краснея, пускается на дела непозволенные, ни Бога не боясь, ни людей не сра­мясь. Но не избегнет за это Божиих рук. Ибо когождо дело явлено бу­дет: день бо явит; зане огнем открывается (1Кор.3:13).

 

41. Блажен, кто делами проповедует добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то это не спасет. Равно не получит победной награды тот, кто, рассуждая о целомуд­рии, поступает дурно.

 

42. Не смущайся мыслью, когда видишь, что сластолюбцы небо­язненно выполняют угодное им. Цвет их исполнен зловонья, но цвет любителей добродетелей озарен светом и исполнен благовония. Пото­му держись добродетели, чтобы дивились тебе преданные изнеженным и распутным забавам. Ибо если (они) и не захотят сделать этого явно, то сами в себе ублажат подвижников добродетели.

 

43. Когда видишь людей, отличающихся рачительностью к нечи­стой любви, не дивись им, и да не обольщает тебя доброцветная кожа, которая вскоре превратится в прах, но, вздохнув в себе, воспой, говоря: Помяни, Господи, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не по­знает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его (Пс.102:14-17). И в таком случае, по благодати Божией, не будешь пленником лукавого.

 

44. Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенно­го целомудрия. Чтобы и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лу­кавого, как бежит иной, видя, что за ним гонится зверь, или как пре­следуемый человеком с горящим пламенником переходит из дома в дом, чтобы не опалил его огонь.

 

45. Как нельзя, не трудясь, купить себе за деньги грамотность или искусство, так невозможно сделаться монахом без рачительности и усердного терпения.

 

46. Голова предпочтительнее для тебя всех членов тела твоего. И если занесены на тебя камень, или палка, или меч, то подставляешь прочие члены тела, только бы отвести удар от головы, зная, что без головы невозможно и жить. Так пусть будет для тебя всего предпочти­тельнее вера в Святую и Единосущную Троицу, потому что без этой веры невозможно никому жить истинной жизнью.

 

47. Всем сердцем своим уповай на Господа и удобно избежишь злодейских козней. Господь не оставит без призрения работающих Ему.

 

48. Египтянка желала обольстить боголюбивого Иосифа и насиль­ственно влекла его к исполнению развратного намерения, но юный оросил душу свою памятованием о Вседержителе, чтобы не воспламе­нилась она беззаконным огнем, и оградил чувства, чтобы не дать ме­ста чуждым помыслам и не сделаться пленником бесстыдной женщи­ны, ибо всегда взирал на нее, как на сеть смертную. И, претерпев иску­шение, увенчался он, и стал царем Египта.

 

49. Беззаконники в Вавилоне думали восстать на праведную душу, чтобы гнусным образом очернить ее, но, имея помощником Всевыш­него Бога, она легко низложила их. Составив же совещание, как пола­гали, против блаженной, не знали сии суемудрые, что здесь сами услышат себе смертный приговор, потому что не даст Себя на поруга­ние неусыпное Око.

 

50. Пойдем, братья, путем тесным и скорбным, чтобы, сделавшись досточестными, иметь нам Хранителем своим Бога.

 

51. Жемчужины сберегаются всегда в самых внутренних сокровищ­ницах, а негодное выкидывается как гной даже на улицу.

 

52. Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобой худо, то вини больше себя, нежели другого. Ибо если тебе стыдно своих дел, так что не можешь от другого слышать и одного о них рассказа, то не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь, чтобы не делать худого. Ибо смрад дает о тебе разуметь, что сам ты злоумышляешь на душу свою.

 

53. Очисти себя покаянием от недозволенных дел, и не будет устра­шать тебя укоризна злоречивого.

 

54. Греху воспротивься, делатель жизни, и не бойся встретившего­ся искушения, потому что испытание не повредит мужественному под­вижнику.

 

55. С помощью Божественного огня должны мы противиться огню. Кирпич, пока не обожжен, бывает нетверд и ломок, а когда побывает в огне и примет обжиг, делается преградой огню и воде. Как вода дер­жится в глиняном сосуде, так и печь удерживает в себе пышущий пла­мень; сама же печь делается из кирпича.

 

56. Будь и ты в искушениях и скорбях и противься распаляющему тебя сластолюбию, чтобы и тебя, как необожженный кирпич, не раз­мыли дождевые капли, чтобы не оказаться тебе не имеющим той твер­дости, какую думаешь иметь.

 

57. Признавай добрым не то, что по твоему мнению сделано хоро­шо, но что засвидетельствовано благочестивыми мужами.

 

58. Слушай Господня гласа, чтобы Господь помог тебе и наложил руки Свои на оскорбляющих тебя, смирил врагов твоих, и чтобы тебе не услышать: и отпустил я по начинанием сердец их, пойдут в начина­ниих своих (Пс.80:13).

 

59. Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа и по милости Божией сокрушишь главу змиеву. Но пока легко предаешься своей воле, до тех пор, знай это, далек ты от совершенства. А в какой мере отстоишь от совершен­ства, в такой же мере имеешь нужду во вразумлении и учении.

 

60. Терпи скорбь о Господе, чтобы объяла тебя радость. Перене­си труд, чтобы получить обильную награду. Каменосечец, обтесыва­ющий камни, и кузнец, выковывающий железо, получат за это на­граду.

 

61. Кто бежит с битвы, тот не завладеет военной добычей, а кто бегает вразумления, тот не разделит жребия с разумными.

 

62. Взойди на высоту и увидишь, что все земное низко и ничтожно, а если сойдешь с высоты, то надивишься и малому выбеленному дому.

 

63. Утвердись в ведении (познании добродетели), делатель благо­честия, и оно понесет тебя вместо колесницы и предохранит от многих преткновений, ибо не попустит любителю своему сказать или сделать что-нибудь ко вреду слушающих.

 

64. Благоухание ведения в человеке есть то, если во всяком случае винит он самого себя и, виня себя, не осуждает другого, впадшего в ту же погрешность.

 

65. Из двоих провинившихся рабов, которые заключены под стра­жей за одинаковый проступок, конечно, тот не сознателен, который укоряет своего товарища.

 

66. Не смейся и не осуждай впадшего в искушение, но чаще мо­лись, чтобы самому не впасть в искушение. Ибо у кого сердце омраче­но бурей помыслов и побеждено страстями, тот и человека не стыдит­ся, и Бога не боится. Если он властелин, то небоязненно делает зло. Если же немощен и беден, то, предавшись грубости своего нрава, без стыда также поступает дурно.

 

67. Не будь небрежным сластолюбцем, но слушай, о чем взыва­ет священный певец: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Бо­жия, а праведницы да возвеселятся (Пс.67:1-4).

 

68. Дана тебе келья, монах, – молись чаще со смиренным серд­цем, как три отрока в печи огненной, и не делай из себя вертепа раз­бойников, предаваясь делам недозволенным, чтобы не постыдиться в день Суда, когда откроются тайны человеческие.

 

69. Кто нерадив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных.

 

70. Наступает для нас время, братья, исполненное страха и трепе­та, в которое откроется, что сделано нами и втайне и во тьме. И горе душе, которая не имеет помощником Господа!

 

71. Примемся, братья христолюбивые, подумаем о кончине каж­дого из нас, как мы ведем себя в этой суетной жизни. Ибо суетен тот, кто проводит время с прожившими в суетах. Но блаженны те, кото­рые в этой жизни занимались доброй куплей.

 

72. Богатый человек, открывая плавание при благоприятном вет­ре, разлегшись на ковре, смотрит на всех свысока, ожидая наслажде­ний. Пред ним повара готовят снеди, за ним отряд воинов. Но нашла вдруг буря, взволновала море, сокрушила корабль, и он один выбро­шен волнами на необитаемые острова, наполненные дикими зверями; вопиет и жалуется, но никто его не слышит; бьет себя по лицу, мечется и каждый час ждет себе смерти. Этот недавний горделивец истаивает от голода и страха, томится жаждой, и нет утешающего. То же и с нами, нерадивыми, бывает на земле. Когда предаемся забавам в суетной жиз­ни, приходит внезапно смерть, похищает нерадивого и ввергает его в те страшные места, где будут мучиться все грешные, отвергавшие все­гда Владыку своего.

 

73. Пока мы в безопасности, подумаем, в каком будет страхе вы­брошенный волнами на необитаемую землю, не имея вовсе ни от кого утешения; рассудим также, в каком будет страхе грешник, ввергнутый в место мучения.

 

74. Воздыхает сердце мое, и глаза мои вожделевают слез, но грех мой содержит в плену мой ум, чтобы не пришел я в сокрушение и не стал с горькими слезами умолять Господа не ввергать меня во тьму кромешную.

 

75. Избавивший народ Свой из руки фараоновой и из пещи желез­ны (Втор.4:20) и Спасший его Чермным морем! Избавь и нас от безза­коний наших, чтобы обрести нам благодать пред Тобой, когда будешь судить живых и мертвых!

 

76. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим Помощником, избавляющим нас от великих бед.

 

77. Работающих Ему с чистым сердцем прославит Он несравнен­ной славой, потому что славе святых нет конца.

 

78. По Божию повелению кит поглотил пророка Иону, и как бы в некоей сокровищнице сохранялся пророк во чреве китовом. Бездна обы­де его последняя, понре глава его в разселины гор. Снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии. И там вопиял в молитве, говоря так: да взыдет из истления живот мой, к Тебе Господи Боже мой (Иона.2:6-7). Мо­литва сия проторгла (прошла сквозь) бездну, рассекла воздух, достиг­ла до неба и вошла в уши Господу. Лучше же сказать, Сам Господь, наполняющий вселенную, недалек был от искреннего Своего служителя.

 

79. Бог повелел киту, и изблевал он пророка. И, как бы сойдя с корабля, пошел пророк на проповедь.

 

80. Грешные скрежещут зубами на праведных. Преходят искуше­ния: преподобные увенчиваются, посрамляются же нечестивые, умыш­лявшие зло на святых Божиих.

 

81. Гоним был некогда Илия Фесвитянин лукавой женой. Но Гос­подь велел птице препитать пророка, а грешников постиг страш­ный голод.

 

82. На огненной колеснице восхищен пророк Илия, а беззаконная Иезавель, свергнутая на землю с высоты дома своего, пожрана на го­родских улицах.

 

83. Беззаконные, не терпя слышать слово богочестия, бросили про­рока Иеремию в ров тинный. Услышал же о дерзости их Авдемелех мурин (эфиоплянин), и поскольку был бел душою и сиял верой, то об­личил царя в беззаконии; получив позволение, извлек пророка и спо­добился благословения (Иер.38:28).

 

84. Восстали притеснители на тех, которые притесняли всегда про­роков Божиих, и народ еврейский предан в руки врагов. Но увидели враги пророка Божия и освободили его от оков, принеся ему дары, потому что усмотрели в нем великое благочестие. Как идущий со све­тильником светит тем, которые вместе с ним, так светит и доброде­тель, которая всегда носит с собой славу.

 

85. Нечестивые ввергли пророка Даниила за богочестие в ров ко львам, чтобы пожрали его. И не знали беззаконные, что делают это к собственному своему посрамлению. Но Господь, рукой Аввакума и через святого Ангела, послал обед верному служителю Своему. Дикие же звери, видя пророка посреди себя, с покорностью преклонились перед ним, потому что сила небесная заградила уста львов, и они не коснулись праведника.

 

86. Извлекли пророка из среды зверей, и обличилось отчасти нечестие их, когда увидели, что выходит он из рва, как жених из чер­тога, с сияющим лицом и озаряемый славой.

 

87. Не без причины вторично усомнились вавилоняне, что, может быть, больны стали дикие звери и потому не едят человеческого те­ла. Ибо шесть дней провел избранник Божий среди семи львов, и не оказалось на нем никакого повреждения. В седьмой же день при­шел царь оплакать праведника, но, наклонившись ко рву, видит, что сидит он среди львов, как пастырь среди своих овец. Потому не без причины усомнились неверные в спасении его. Но когда брошены были в львиный ров враги праведника, то неверные, увидев, что они разор­ваны на части и что кости их сокрушены, пришли, наконец, в крайнее удивление и громко воскликнули: велик еси, Господи, Боже Даниилов (Дан.14:41)!

 

88. Три отрока с Азарией, не поклонившиеся златому образу, креп­ко связанные, ввергнуты в разжженный пламень. Но огонь не смел опалить волос их, исходящий же из печи пламень пожег воспаливших оный.

 

89. Размышляя о том, искренние мои, да не окажемся не благоис­кусными во время искушений, потому что терпение в искушениях воз­величивает всегда боголюбцев.

 

90. Пока есть у нас силы, поработаем Господу со страхом, с пра­вым сердцем и с добрым произволением, чтобы во время искушения, оказав помощь нашей немощи и соделав нас венценосцами, ввел Он нас в Царство Свое. Аминь.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.