Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВЕТЫ НОВОНАЧАЛЬНОМУ МОНАХУ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ





(В 96-ти главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 26)

 

1. Похвалил я веру и прилежание твое, потому что пожелал ты от грешника услышать что-либо полезное для обета своего, и даже не раз, и не два утруждал (просил) об этом, что признак души доблестной. Но меня заставляет медлить безобразие дел моих, – смрад их нестерпим; однако ж и преклоняет меня к послушанию такое твое желание слы­шать слово о страхе Божием. Ибо только проходящие духовную жизнь услаждаются речами, предметом которых является добродетель. Склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о ду­ховном, но смеются над этим, и кто им говорит, гонят того от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и со­гласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию.

 

2. Но ты занимайся духовным, чтобы сохранялось в тебе памято­вание о Боге. Гнушайся речами бесполезными, потому что зловонию и благовонию быть в согласии – дело невозможное.

 

3. Будь справедлив в снисходительности: находишься ли в пути, или на корабле, или в келье; живешь ли вместе с юным или со старцем. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сде­ланного тобой.



 

4. Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум твой не огрубел в объедении, пьянстве и печалях житейских (Лк.21:34). Одержимые подобными страстями и блуд ставят не в блуд, и прелю­бодеяние не в прелюбодеяние – и не отрицаются от всего того, что делают язычники, не ведущие Бога. Напротив, все это совершают не­боязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на ра­зорение беззаконного греха. Опираясь на один образ благочестия, хва­лятся этим, потому что покоряемые владычеству ума по нерадению и небогобоязненности помрачаются, делая противное. Потому не будь пристрастен к мясу и винопитию, чтобы не сделать тебе ум свой не­способным к принятию духовных дарований.

 

5. Если беседуешь с братом о помыслах, и язык у тебя, рассужда­ющего здраво, поползнется (к искушению), потому что душа подда­лась сладострастным помыслам, то, смотри, желая прикрыть себя в самоосуждении и не подпасть обличению ближнего, не прибегай к ре­чам сумасбродным и шуточным. Брата этим не удостоверишь, а се­бя предашь злобному демону. Лучше прибегни к молитве и безмол­вию, и снова снидет на тебя благодать Святого Духа, и избежишь умо­помрачения.



 

6. Если вверен тебе новоначальный, то по сострадательности к нему не снисходи очень и даже сверх того, сколько требует Создатель. Если не радеет он о благом иге Господа, то смотри, чтобы и тебе не увлечься с ним. Когда погибла лодка, не должно оставлять уже в пренебреже­нии и корабль.

 

7. Ведением Господа руководись в поступках своих – и не запута­ешься в сетях диавольских. У диавола же в обычае посредством доб­рого делать злое.

 

8. Если просишь игумена о брате, который выгнан из обители, как развращавший братство, то не настоятельно проси об этом отца, но как бы напомни только, предоставляя дело Божией воле, чтобы вы­гнанный, если не пришел еще в сознание своего неразумия, поступле­нием своим в обитель не причинил вреда братству. И искра, упав на гумно, пожигает труд целого лета.

 

9. Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят, а он не разумеет того!

 

10. Живущий в пустыне избавлен от трех браней: от зрения, от слышания и от говорливости. Безмолвствующий в обществе также из­бавлен от трех браней: от купли, от продажи и от нашествия разбой­ников. Потому надобно уже охранять совесть свою.

 

11. Если разговариваешь с человеком возраста юного и цветуще­го красотой, то блюди око, чтобы не возмутило ума твоего вожделе­ние, ибо тогда начнешь длить речи, полные страстного движения. Ока­жется, что краями уст беседуешь о целомудрии, душой же предаешь­ся разврату и всецело тем занят. Напротив того, когда случится тебе иметь такую встречу, то, скорее прервав речь, берись за молчание. Писание говорит: прельсти его многою беседою (Притч.7:21), – а частные о таких предметах беседы причиняют немаловажный вред душе. Потому не углубляйся в такие предметы из опасения, чтобы грех, прельстив тебя многою беседою, не принудил делать что-либо недозволенное.



 

12. В какой мере отсекает и смиряет кто волю свою, в такой же мере идет он к преспеянию. А чем упорнее держится собственной сво­ей воли, тем более наносит себе укоризны и вреда. Поэтому не желай раболепствовать перед собственной своей волей, но лучше послушен будь воле Божией.

 

13. Если кто из монахов, вознерадев, уклонился от избранного им пути, то враг внушает ему бесстыдство, чтобы, оказавшись в другой раз злонравным, попечительные братья уже не так легко могли бы убе­дить его к уцеломудрению и исправлению себя.

 

14. Не свергай с себя подчинения о Христе, потому что плод его прочен и надежен.

 

15. Если кто из подвижников, искушенный ненавистником добра, доведен до падения, но не питает еще в себе ненависти или зависти к другим подвижникам, то Господь не оставит его в заблуждении, но прострет руку помощи к исправлению, ибо тот еще не отринул любви. А кто по видимости и твердо стоит, но начнет надмеваться гордостью и питать в себе ненависть, не безопасен будет, потому что омрачение ненависти ослепило очи его, и не видит он, куда идет.

 

16. Если стоишь в дому Господнем для духовного служения, то будь усерден к псалмопению. Если же ты будешь молчать, а также за­молчу и я, замолчит и ближний, то по необходимости прекратится псал­мопение. Но да не будет сего! Приветствующие князя или царя, когда стоят на зрелище и видят, что кто-нибудь стоит с ними же, но не вос­клицает громогласно вместе, признавая его как бы недостойным та­кого места, гонят от себя прочь. Потому и мы должны совершать мо­лебствия без лени и нерадения.

 

17. Горе несправедливому! Горе роскошному! Горе гордому! Ко­гда постигнут их теснота адская и удавление смерти, тогда опыт пока­жет им, что всего важнее страх Божий.

 

18. Люби доброе общество, от худого же сообщества удаляйся. И чародей, и разбойник, и разоритель гробов такими не родились, но научились от людей, которым сатана растлил ум, ибо Бог создал вся добра зело.

 

19. Не услаждайся банями, питиями и множеством мяс, чтобы не впасть тебе в неодолимые опасности, погрешив в чем-либо важном.

 

20. Приобрети добродетельное житие и правую веру, – и кто из людей не ублажит такого человека?

 

21. Выходя из кельи для служения или для беседы с кем-либо, ог­ради око; сердце же возбуждай благочестивым помыслом, говоря: «Ты – не живописец и не учиться вышел, как списывать изображения с людей». Будь внимателен к себе. Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге?

 

22. Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтобы естествен­ным образом не растлился от того благочестивый твой помысел.

 

23. Придерживайся молчания; оно избавит тебя от многих скверн. Памятуй непрестанно о тесноте грешников, страшась, чтобы и тебе в скором времени не быть причтенным к числу их.

 

24. Не входил ли ты иногда в дом плача и, увидев рыдание и сето­вание, не спешил ли выйти из дома? По временному должно гадать о вечном. Помни, что сказано: Даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч.9:9).

 

25. Если придет тебе помысел уйти с места, а из сошедшихся к тебе под видом сострадания кто-нибудь станет одобрять твое удаление, го­воря, что есть у тебя основательная причина к огорчению, то совета его не принимай безрассудно. А если кто начнет тебя обличать и уго­варивать, то лучше его послушаться, нежели первого, – ибо такие люди более заботятся о спасении братии.

 

26. О помыслах, рождающихся от упадка духа, особенно у безмолв­ствующих в уединении, думаю, многие не знают. Но хочу, чтобы ты был тверд в рассуждении (понимании) этого.

 

27. Когда душа страждет тем, что занята чувственным, тогда ум, отступив от прекрасного горнего созерцания, ожидания и помышле­ния о будущих благах, приковывается к чувственному, гонясь за чув­ственным наслаждением, раболепствуя зависти и пороку.

 

28. Увы, что делать мне, жалкому? Немощь моя велика, гнетут меня одиночество, бедность и оскудение сил. Работать не могу, просити сты­жуся (Лк.16:3). Устранил я себя от семейных дел своих. Мог бы бла­годенствовать, но впал в бедственные обстоятельства. Иные ублажа­ли меня, а теперь стал я предметом укоризны для них. Печаль гнетет сердце мое по причине постигшего меня несчастья. Нет помощника, нет состраждущего; великому подвергся я бесчестию. Такой-то возве­ден в иерея, а такой-то поставлен главой, я же не знатен, не славен, всеми брошен. Никто не позаботится о мне, впадшем в нищету и не­дуг. Один чрезмерно разбогател, другой ходит в сопровождении уче­ников, почему и проводят они время с людьми именитыми; а я живу в великом бесславии и нуждаюсь в дневном пропитании. Они для выхо­дов одеваются пышно, а у меня нет и необходимых покровов. Когда, окончив дни свои в довольстве, переходят они из этой жизни, тогда, удостоившись пышного погребения, с благовониями полагаются в убеленных гробницах, увековечив имя свое надгробной надписью. А я, скончавшись, едва ли удостоюсь и погребения; по недостатку посе­щающих меня, келья моя будет мне гробом. Болезнует сердце мое, и что мне делать? Утомились очи мои, смотря на дверь, – и никто не постучится. Подавлен я печалью, и никто не утешает. До крайности угнетен, и никто не состраждет. Увы мне, исчезли в болезни дни мои!

 

29. Скажи, человек, душе своей: Вскую прискорбна еси, душе моя; вскую смущавши мя; уповай на Бога (Пс.41:6), – и свергнешь с себя превратные помыслы. Ибо если бы не думал ты о земном, то не запу­тался бы в подобных сетях. Сверх того знай, что всякий человек, име­нит ли он, или унижен, – если будет жить по воле Божией, не должен быть презираем. А кто дивится временному и гоняется за временным наслаждением, тот лишает себя утешения праведных.

 

30. Итак, если стараешься достигнуть вечной радости, то не давай входа превратным помыслам, которые доводят до отступничества от Бога. Ибо не лжив Сказавший: Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10:39). Потому и апо­стол говорит: Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе (Кол.3:3-4).

 

31. Что же дивишься, ублажая временное и несущееся мимо тебя, подобно потоку? Пышное погребение, убеленный гроб и суетные по­хвалы – какую пользу принесут они человеку, жившему в нечестии, когда сам он не получит себе облегчения?

 

32. Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями? Или когда пожирается его тело, угрызаемое внутри змием? Что будет пользы разлучившейся душе от попечения многих о теле, если нет похвалы от Господа в Церк­ви великой? Потому не дивись тому, что временно и тает как воск. Скажешь: «Они живут вместе с богатыми». Но ты в молитве беседу­ешь с Всецарем Богом, вкушая Тело Единородного Сына Его и пия Кровь Его. Веселись же в радовании, что удостоился стать храмом Его!

 

33. Итак, не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни – в бес­славии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления. Тебя сокрушает мысль, чтобы не стала беспокоить тупость зрения. Рассуди же, что терпели то и праведники. Почему Иакову, когда принимал он благословение, сказал Исаак: приближися ко мне, и осяжу тя, ча­до, аще ты еси сын мой Исав (Быт.27:21)? Но уяснено было (просве­тилось) око ума их, очищенное от порока. И ты очисти себя от поро­ка, и не обращай внимания на телесный недуг, яко Той печется о вас (1Пет.5:7). Но у тебя нет, чем удовлетворить необходимые потребно­сти? Представь себе Ирода, изобилующего богатством и утехами, и Предтечу, связанного в темнице, подобно какому-нибудь злодею и ни­чтожному человеку. Не лжив Сказавший: В мире скорбни будете... а мир возрадуется: вы же печални будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:33,20).

 

34. Но скажешь: «В тесных обстоятельствах провел я жизнь. Не был ни знатен, ни славен, да и по смерти некому помянуть меня». Это – признак крайнего безумия и болезнь души славолюбивой! Сколько, думаешь, во время гонения было подвизавшихся за Спасителя нашего Бога? И они доселе остаются неизвестными миру. И из скончавшихся в горах, в вертепах и в пропастях земных, – ужели погибли (в очах Божиих) те, которых память не совершается людьми? Нимало. Все будут написаны в Книге Его. Потому горняя мудрствуйте, а не земная (Кол.3:2), ибо житие праведных на небесех есть (Флп.3:20). Не бе­гай трудов; мы, оставшиеся (еще живущие), ублажаем тех, которые о Господе оказались искусными в трудах, в теснотах и в нуждах. Пото­му, если хочешь быть наследником праведных, не презирай смирения, не бегай злострадания в трудах, но терпи, чтобы сподобиться нескон­чаемой жизни, радости и славы, как говорит апостол: недостойны стра­сти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Если хочешь, чтобы ни в чем не обманул тебя противник, то веруй, что все, сделаешь ли что, или помыслишь, не сокрыто от Бога. А если колеб­лется в чем помысел касательно ведения Божия, то возьми в пример пророка Елиссея. Когда была война у царя Израильского с Сирий­ским, совеща царь Сирийский со отроки своими, глаголя: на месте сем ополчуся. И посла Елиссей к царю Израилеву глаголя: блюдися не прейти на место сие, яко ту Сиряне залягоша. И посла царь на место, о немже рече ему Елиссей, и соблюдеся оттуду не единою, ниже дважды. И сму­тися душа царя Сирска о словеси сем: и призва отроки своя, и рече к ним: не возвестите ли мне, кто предает мя царю Израилеву? И рече един от отрок его: ни, господине мой царю: яко пророк Елиссей, иже во Израили, возвещает царю Израилеву вся словеса, яже аще глаголеши в сокровищи ложницы твоея (4Цар.6:8-12). И если от пророка делавшееся тайно не укрылось, то может ли что укрыться от Создателя всяческих? Ни­как. Потому-то велено нам молиться в клетях, как сказал Господь и Спаситель наш Иисус Христос: Ты же,егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя помолися Отцу твоему, Иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф.6:6). Отвергнем от себя всякий порочный помысел, чтобы не погибнуть нам. Наг ад пред Ним, и несть покрывала пагубе (Иов.26:6). Мы – пред очами Божиими, – хотим ли того, или не хотим. Итак, не падай духом и не сомневайся. Радуйся в скорбях, потому что венцы сплетаются из различных цветов, а праведники многими скорбями входят в радость Господа своего.

 

35. Не желай начальства над душами, чтобы, не придя еще в меру бесстрастия, не сделать вреда и себе, и последующим за тобой. А если невольно привлечен, то заботься исполнять не свою волю, но волю Вверившего Тебе попечение о словесных овцах. Ибо говорит Он чрез пророка Иезекииля: Оле пастыри Израилевы, еда пасут пастыри са­мих себе, не овец ли пасут пастыри; се млеко ядите, и волною одева­етеся, и тучное закалаете, и овец Моих не пасете. Изнемогшаго не подъя­сте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушенного не обязасте, и заблуж­дающаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом... И рассыпашася овцы Моя, понеже не имяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем сельным. И расточишася овцы Моя по всем горам, и по всем холмом высоким, и на лице всея земли рассыпашася овцы Моя, и не бе взыскающаго, ни обращающаго. Того ради, о пастырие, слышите слово Господне: Живу Аз, глаголет Адонаи Господь, понеже учинена суть стада Моя в расхищение, и овцы Моя быша в снедение всем зверем сельным, занеже несть пастырей, и не поискаша пастырие овец Моих, и пасоша пастыри самих себе, а овец Моих не пасоша. Сего ради, пастырие, слышите слово Господне: Сия глаголет... Господь: се Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их, и отставлю я от паствы овец Моих, и не будут пасти их пастыри: ниже самих себе имут пас­ти и отыму овцы Моя из уст их, и ктому не будут им на изъядение (Иез.34:3-10).

 

36. Таким образом надобно вполне уразуметь, насколько опасно небрежно и нерадиво смотреть за подчиненными. Игумену надлежит быть самым сведущим и бдительным в деле спасения подчиненных: у каждого наблюдать его походку, телодвижения и одежду; неприлич­ное обличать, руководить же к лучшему. Учители показывают учени­кам очертания не букв только, но и едва заметных знаков препинания, и каждому знаку назначают его место. Подобно и настоятель должен внушать братьям все, даже до малости относящееся ко спасению, и обязан указывать на ожидающие ленивых наказания, чтобы, встав сте­ной, отделяли они виновного от невинного. В таком случае волки, видя попечительность пастыря, побегут от стада словесных овец. 37. Ни что не приводит так душу ко спасению и не делает ее столь доброй к трудам, как если найдется учитель, который проповедует доб­родетель самым делом, по слову сказавшего: мене смотрите и також­де творите (Суд.7:17).

 

38. Нам, учащимся, надлежит не быть непослушными и прекосло­вящими, но показывать всякое смиренномудрие пред Богом и пред людьми. А если случится, что наставник, хотя проповедует доброде­тель словом, но не радеет о делах, то по такому поводу не дадим слу­чая противнику развращать душу нашу. Вспомним Сказавшего: на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисее. Вся убо, елика аще ре­кут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо, и не творят (Мф.23:2-3).

 

39. Соблюдай себя во всякое время, чтобы не полагать преткнове­ния (не давать повода) или соблазна ближнему, страшась угрозы Ска­завшего через пророка: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). И еще: сия глаголет Господь Адонаи: се Аз рас­сужду между овцею и овцою, овном и козлом. Не довольно ли вам, яко на благой пажити пасостеся, и остаток пажити вашея ногами вашими попираете, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими воз­мущаете: и овцы Моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз рассужду между овчатем силным, и между овчатем немощным. Реб­рами и плещами вашими реясте, и рогами вашими бодосте, и всякое не­мощное пхасте, дондеже изгнасте я вон. И спасу овцы Моя, и ктому не будут на разграбление, и рассужду между... овном, и овном (Иез.34: 17-22). Итак, не будем самолюбивы, ибо от самолюбия, как ветви ка­кие, отраждаются (произрастают) пороки. Истребляется же самолю­бие любовью, которая всех влечет к единомыслию и связывает воеди­но. Любовь – великое и драгоценное приобретение, потому старайся не отпадать от любви. Итак, заботясь о своем спасении, пощадим соб­ственные свои члены, представляя в себе ближнему образец доброде­тели: в вере, в любви, в терпении, в чистоте, в подчинении, в смирен­номудрии, в страхе Божием, – худыми хотениями не увлекаясь, но подвизаясь в трудах духовных. Роскошь и покой противны совершен­ной жизни.

 

40. Пойдем путем узким и тесным, любя сокрушение сердца, что­бы пребывало в нас памятование смерти, и чтобы освободиться нам от осуждения. Ибо сказано: Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдае­те и восплачете (Лк.6:25). Блажени же плачущии ныне, яко тии уте­шатся (Мф.5:4). Заглянем в могилу и увидим тайны нашего есте­ства, – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнаженные от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим себя самих. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланиты? Размышляя так, от­кажемся от плотских вожделений и не будем постыженными в воскре­сение. Не не радея же о себе, воспомяни и мою немощь в молитвах своих, чтобы Господь Бог воспомянул и меня – червя и пепел, и из­бавил от мучений, уготованных грешникам, и удостоил веселья рай­ского. Ибо благость Его, и правда, и щедроты Его на всех делех Его (Пс.144:9). Аминь.

 

41. Один брат рассказывал о таком деле, слышанном им от друго­го брата. В некоем городе жил человек. И он имел при себе наемника, которому доверил всякое свое имение. Наемнику пришла мысль идти в монашество. Хозяин его, желая отклонить молодого человека от сего намерения, делал почти все, потому что тот был понятлив в делах его. Но не смог он удержать у себя юношу. Таким образом молодой чело­век, отрекшись от мира, вступил в братство. Но по прошествии не­многих лет начала одолевать его мысль возвратиться в мир. Оставив келью свою, возвратился он к хозяину под предлогом посещения. Хо­зяин раз и два принимал брата с удовольствием; в третий же раз брат, сбросив с себя личину лицемерия, открыл хозяину таившуюся в нем страсть, сказав: «Поскольку не могу более нести на себе ига монаше­ской жизни, то умоляю тебя, господин, возьми меня с собой и распола­гай мной по-прежнему. Надеюсь же, что теперь я стал еще понятливее в делах, нежели прежде. Слыхал я от тебя, что намеревался ты и дочь свою отдать мне в жены». Но тот отвечал ему: «Если и пред Богом не хранил ты совести, то сохранишь ли предо мной?» – И брат, пора­женный этим словом, как бичом, возвратился в келью свою. Итак, не будем ослабевать духом, перенося труды, ибо написано: Сеющий сле­зами, радостию пожнут (Пс.125:5).

 

42. Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отраже­ния козней противника – хитрость.

 

43. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтобы прекрасно покоил­ся (твой) внутренний человек.

 

44. Не будь хитр и тяжел для других своим произволением (не лу­кавь сознательно), чтобы не запнули тебя, когда думаешь стоять твердо.

 

45. Упражняйся в негневливости, чтобы не упиться тебе без вина, отягчив себя пороком и гневом.

 

46. Не будь властолюбивым и небрежным, да не похулится Гос­подь ради (из-за) тебя.

 

47. Не проводи времени с лицедеями (лицемерами), чтобы не рас­тлились мысли твои, ибо речи их весьма вредны. Стариков застав­ляют они поступать по-юношески; а молодых вовлекают в безза­конные дела.

 

48. Не слушай советов людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей.

 

49. Блудник не может любить гнушающегося страстью, и вор – удаляющегося от неправды; но подобному себе прилепится муж (Сир.13:20).

 

50. Да не кажется тебе сладким удовольствие, чтобы не сделалось для тебя горьким мучение его.

 

51. Каждый день ожидай исшествия своего и готовься к сему пути: в который час не ожидаешь, придет страшное повеление, – и горе неготовому! Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человече­ские души.

 

52. Когда кто плачет, тогда никак не согрешит; никто в сердеч­ном сокрушении не замышляет зла. При сердечном сокрушении при­ходят слезы, а за слезами следуют умаление зла, отвращение себя от худых дел.

 

53. Доискивайся, чем бы преодолеть сластолюбие; это предостав­ляется твоему деланию.

 

54. Убежищем от сластолюбия служит, во-первых, частая и трез­венная молитва, а потом – предоставь владычество уму и чистой мыс­ли, не произноси бесчинного слова, несообразного с приличной по­требностью, будучи уверен, что Господь есть непогрешимый Судия. Внимательность ума и ожидание Суда уничтожат внутреннее щекота­ние и иссушат усиливающуюся похоть. В таковой душе наступит ти­шина.

 

 

55. Держись того места, на котором живешь, сопротивляясь лено­сти. Ибо не переменой места и не расстоянием, но внимательностью ума можешь укротить страсти. Нам нужно терпение, чтобы волю Бо­жию сотворше, сподобиться обетований (Евр.10:36). Предающийся унынию далек от терпения, как больной – от здоровья. Добродетель познается не в унынии, но в терпении. Терпение же обновляется и ук­репляется, когда ум занят созерцанием и помышлением о том. Пита­емый таким образом ум приобретает силы, как тело от вкушения чув­ственных снедей. Если же ум не пожелает такой благодати и достоин­ства, то действительно сделается бедным и немощным. Поэтому, свергнув с себя пристрастие к вещественному, упражняй ум в Боже­ственном делании. И не будет потребности переносить тело с места на место и изнурять его странствованиями, без основательной при­чины и дозволения начальников. Ибо Царствие Небесное внутрь вас есть (Лк.17:21).

 

56. В каком месте ни живешь, старайся быть необременительным и безукоризненным, чтобы хорошо преуспевать тебе о Господе. Если же сделаешься презрителем, то смотри, чтобы на тебя, как на путеуказателя к негодным поступкам, не излилось уничижение от исправнейшего (доб­родетельного брата).

 

57. Радоваться и веселиться о преспеянии ближнего – это черта совершенства; признак же злонравия и лукавого расположения – скор­беть и быть недовольным, когда одобряют другого.

 

58. Почему неприятна тебе, человек, добрая слава о преуспева­ющем? Не спасешься ты тем, что тот или другой не получит спасения. Или будешь Ты царствовать потому только, что других изгонят из Цар­ствия Небесного? Не тебе одному найдется место в Царстве Небесном. Не тебе одному уготована райская радость. Почему же печалит тебя спасение многих? Итак, не позорь дел чистой любви, а дел законно­го жития не заменяй досадой и суровым злонравием. Никто да не обольщает тебя: ни человек, ни диавол, ни помысел, гнездящийся в сердце. Невозможное дело – довести до твердости добродетель, не растворив ее любовью. Ибо кто из вас будет иметь весь разум, и всю веру, что и горы может преставлять, по изречению апостола (1Кор.13:2), любви же не будет иметь, то никакой не получит пользы, но останется далеким от прямой стези, ведущей ко вратам небесным. Поэтому имеем мы нужду во многих слезах, чтобы освободиться нам от уз ненависти, зависти, гордыни и всякой диавольской скверны. Бесовское это расположение – оскорбляться доблестями преспева­ющих. В бесов внедрилась ненависть, им всего желательнее, чтобы все погибли совершенно. Святые же, подражая своему Владыке, жела­ют всем человеком... спастися, и в разум истины приити (1Тим.2:4), потому что, преисполнившись любви, возлюбили они ближнего, как самих себя.

 

59. Если ты целомудрен, не превозносись своим воздержанием, но в смиренномудрии моли Господа, чтобы до конца был твоим Храни­телем, ибо нередко (бывает, что) внезапное вторжение четвероногих в виноградник губило плоды по нерадению стража.

 

60. Если имеешь у себя богатство, не думай о себе высоко, потому что не избавился ты еще от опасностей и злоумышлении, и наслажде­ние богатством непрочно, ибо весьма скоро и непредвиденно может произойти перемена по написанному: Видех рабов на конех, и князей идущих яко рабов на земли (Еккл.10:7).

 

61. Если у тебя хорошо сложены члены, то не надмевайся теле­сной крепостью, но рассуди, какими и сколькими опасностями окру­жено тело. Если видим людей, которые страждут неисцелимыми бо­лезнями и лишились членов, или одержимы нечистыми духами, – то не такими родились они из матернего чрева; большая же часть из них внезапно стали такими; возраст, бывший цветущим еще вчера, сего­дня увядает, обезображенный с трудом излечимыми болезнями. Поэтому оглянись и на себя, чтобы и тебе в скором времени не стать таким же, ибо и ты того же естества. Как скоро усмотрим что-нибудь скорб­ное в другом брате, будем в нем, как в зеркале, видеть и себя; пото­му что не знаем, что родит находяй день (Притч.27:1). Великой скор­би и болезней исполнено тело наше. Зная немощь естества своего, не будем гордыми и несострадательными, но взаимной сострадатель­ностью станет умилостивлять Создателя, Который может и сделать больным, а потом исцелить, низвести во ад, а затем и возвести из ада. Если недолго и попользуется здоровьем тело наше, то не знаем, что родит находяй день.

 

62. Не превозносись над согрешившим, не поощряй ко греху не согрешившего, – то и другое вредно и опасно. Если же хочешь сде­лать себя полезным, то тому и другому покажи в себе образец добрых дел, проливая пред Господом потоки слез, чтобы и падшего восставил Господь, и стоящий не был уловлен грехом. Ибо един есть Законопо­ложник и Судия, могий спасти и погубити (Иак.4:12).

 

63. Не возмущай собрания мужей-подвижников, поющих Гос­поду, увлекаясь высокомерными помыслами, чтобы не поразил тебя гнев Божий. Грешить против Бога тяжело и непростительно. Дуем про­рочестии пророком повинуются; несть бо нестроения Бог, но мира (1Кор.14:32-33).

 

64. Если ты молод, приучайся к молчанию и деятельности. Дея­тельность сделает тебя необременительным (для других), а молча­ние сохранит неугасимым душевный свет, не попуская, чтобы он за­тмился пороком.

 

65. Во всяком месте и во всяком деле, каким бы ты ни занимался, да будет с тобой смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одеж­де, – и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдаш­нюю нужду в облечении себя смиренномудрием. Прекрасное и пре­восходное приобретение – смиренномудрие, об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным от смиренномудрия, потому что любящих его покрывает Сам Господь.

 

66. Как невозможно пловцам навсегда остаться на корабле, а пут­нику, остановившемуся в гостинице, не выйти из нее, так и нам не­возможно вечно пребывать в жизни сей. Как называются они – пут­ником или пловцом, так и мы здесь – странники и пришельцы. Пото­му, взирая на все мысленным оком, будем готовиться к преставлению из нашей жизни.

 

67. Когда увидишь себя украшенным и превознесенным доброде­телями, тогда много нужно тебе смиренномудрия, чтобы при со­хранившихся в целости основаниях, все созданное на них оставалось незыблемым и неразрушимым. В таком только случае плод твой будет в полной безопасности.

 

68. Изрываяй яму искреннему, впадется в ню (Притч.26:27). И кто ставит сети своему учителю, тот нечестив и беззаконен, потому и осуж­ден будет вместе с тем, кто Благодетеля и Учителя своего предал в руки беззаконных.

 

69. Не волосы и не одежда делают человека мирским, а худой нрав и наклонность к мирским и нечистым пожеланиям: душа от них дела­ется мерзкой.

 

70. Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, ибо в этом обнаруживается совершен­ство жизни.

 

71. Не возвеличивай себя прежде искушения, потому что постиг­шее искушение нередко пристыживает по видимому стоявших твердо.

 

72. Думаю, что прежде искушения и не знаешь ты о себе, каковы твои силы, потому надобно приводить ум в безопасность от враже­ских нападений и бодрствовать.

 

73. Как огонь в плавильне испытывает золото и серебро, так в на­пастях изведываются души смертных, имеющих помощником Господа.

 

74. Не убоимся в искушениях, не смело простремся (устремился) к почести вышнего звания о Христе. Господь венчает всех любящих Его.

 

75. Если покрываешь члены свои для того, чтобы не увидел кто их обнаженными, то и сам берегись смотреть на наготу другого, кроме нужды и болезни, да не запечатлеются в уме твоем какие-либо непри­личные образы.

 

76. Если, исполняя домостроительство, помазываешь елеем боль­ного, то храни око, руки и язык, чтобы ни в чем не преступить преде­лов целомудрия, ибо это прилично (сообразно) благочестию.

 

77. С трепетом налагай руки на члены другого, как бы прикасаясь самой святыни. И действительно, храм Господень свят, дивен в прав­де, ибо сказано: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий жи­вет в вас. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы (1Кор.3:16-17). Итак, зная сие, всяцем хранением блюди твое сердце (Притч.4:23).

 

78. Берегись иметь худую привязанность к юноше, потому что мно­гие тем растлили себя, сделались мерзкими и до крайности осуетились.

 

79. Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребно­сти. Нега естественным образом может распалить тело и сильнее раз­жечь угль сластолюбия.

 

80. Кто спит в раззолоченных чертогах, на ложах слоновых и об­ложенных дорогими каменьями, тот ублажает (часто восхваляет) пре­провождающих жизнь в трудах, хотя сам и не решается подражать им. 81. Делай все так и так обо всем думай, чтобы угодить Богу. Если у тебя нет такой мысли, то всякое твое делание потеряет свою цену.

 

82. Люби труды в это краткое время (жизни), чтобы покоиться тебе целые веки. Сам ты пойдешь туда, а дело твое останется здесь, на земле.

 

83. Если был ты тружеником, то не скорби о приближении добро­го своего преселения: возвращающийся домой с богатством никогда не остается в печали.

 

84. Не искушай ближнего из сребролюбия, чтобы не принять тебе на себя греха за него, но размышляй о написанном: не бывайте мудри о себе (Рим.12:16); неправедницы Царствия Божия не наследят (1Кор.6:9).

 

85. Не буди рука твоя простерта на взятие (Сир.4:35), но да про­стирается лучше для подаяния.

 

86. Будь долготерпелив, чтобы стать сильным в благоразумии. Дол­готерпение – прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние.

 

87. Если служил ты в воинском чине, у которого слава временная, отпадающая как цвет на траве, и отрекся от той мечтательной славы, то люби труды до конца, чтобы не был за тебя хулим Бог, когда невер­ные скажут: «И Бог не спас его!» – Но, как сказал Господь: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16). Служащие в во­инстве земного царя, если не покажут опыта своей храбрости против врагов, не получают от царя отличнейших даров, а когда и все сдела­ют, не велики им оклады. Но что и говорить о них? – Это тщеславие и услаждение для чрева. Показавшие же доблесть свою против лукавых духов причисляются к Небесному Царству, их радости нет конца, по­тому что они будут как Ангелы на небесах.

 

88. Если пребываешь в общежитии или безмолвствуешь, уединясь от всех, то не оставляй в нерадении искомого тобой, то есть чистого сердца и сокрушенного духа. Кто приобрел это, тот не будет уничи­жен Богом; пренебрегать же этим – великая опасность.

 

89. Не хвались, величаясь краснословием, но возвещай лучше дей­ственное учение людей простых и некнижных, чтобы стать тебе учени­ком апостолов Господних. Хвалиться внешней мудростью запрещено, особливо христианам. Хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17).

 

90. Во одеянии риз не похвалися (Сир.11:4), помня милоть Илиину и вретище Исайино, как написано: иди, и сверзи вретнище с чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих (Ис.20:2). Не забывай и одеяние Кре­стителя. Не пышностью одежды обращай на себя взоры, но в добрых делах да просветится свет твой пред всеми, чтобы прославился Господь.

 

91. Рассуждая о вере, смотри, делаются ли тобой дела веры. А если любишь только говорить и слушать, то тебе будет сказано написанное: Хощеши ли разумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть (Иак. 2; 20). Ибо действительно мертвы все те, которые, по словам апо­стола, Бога исповедают ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви, и на всяко дело благое неискусны (Тит.1:16). Потому имей смиренный образ мыслей, чтобы, превознесшись в высоту, не разбиться тебе в страшном падении. Каждый день умоляй Бога, взывая к Нему: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих: не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гре­сех с человеки, делающими беззаконие (Пс.140:3-4). Ибо язык мал уд есть, и велми хвалится (Иак.3:5).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.