Сделай Сам Свою Работу на 5

О ТОМ, КАК ПРИОБРЕТАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКОМ СМИРЕННОМУДРИЕ





(В ста главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 14)

Глава 1

Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покор­ность о Господе. Плод же послушания – долготерпение, а долготер­пение – плод любви, любовь – союз совершенства, совершенство – соблюдение заповедей Божиих, а заповедь Господня светла, просвеща­ющая очи (Пс.18;9), и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак, смиренномудрие да будет у тебя и основанием, и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна и приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал: Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48). Из чего видимо происходит высо­коумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непо­корно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие по­слушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым, и большим. Кто приобрел оное, о том уверен я, что с вечной жизнью получит он награду от Господа.

Глава 2

Если двое живете в одной келье, то будьте строго внимательны к себе, зная, что Господь посреди вас. Ибо Сам Он сказал: Идеже бо еста два, или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18:20). Хотя мы, недостойные, не видим Его, однако же Он как Бог знает и видит помышление и дело каждого. Ему слава во веки веков! Аминь.



Глава 3

Слышали мы, говорит премудрость: Человеку блудну всяк хлеб сла­док, не престанет, дондеже умрет. Человек преступаяй ложе свое, гла­голя в души своей: кто мя видит; кого убоюся? Тма окрест мене, и сте­ны закрывают мя, и никтоже мя видит. Грехов моих не воспомянет Вышний. И очи человечестии страх его. И неразуме, яко очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть. Презирающий вся пути человеческия, и разсмотрящии в тайных местех: прежде неже создана быша, вся уведена Ему, такожде и по скончании. Сей на путех града отмщен будет, и идеже не надеешеся, ят будет (Сир.23:23-30).

Глава 4

Если ты, возлюбленный брат, избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не вну­шил тебе чуждого помысла, а именно – тщеславия и гордыни, по при­чине которых не захочешь трудиться вместе с братией. Напротив того, работай, как и единомысленные с тобой братия, и охраняй свое благоговение. Ибо леность разрушает благоговение, а тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Потому сопрягай благоговение с при­лежанием и ведением (знанием), и будешь истинно благоговеен.



Глава 5

Если приобретешь ты себе, возлюбленный, смиренномудрие, то усиленно напрягай свое внимание, чтобы не подстерег тебя враг и не завел на чуждый путь, внушив тебе что-нибудь свое, как говорит пре­мудрость: Не рцы: яко от Господа скрыюся, еда свыше кто мя помянет? В людех множайших не воспомянен буду, что бо есть душа моя в безчисленней твари. Он же присовокупляет еще, говоря: Се небо небесе Божия, бездна и земля посещением Его подвигнутся: вкупе горы и осно­вания земли, егда воззрит на ня, трепетом трясутся (Сир.16:16-19). Потому веру должно сопрягать со смиренномудрием, и тогда проло­жишь прямые стези смиренномудрия.

Глава 6

Один брат вступил в общежитие, желая стать монахом, и принял намерение пребывать в келье с одним из старших братий; чрез несколь­ко же дней, боримый помыслами, сказал: «Не могу оставаться с этим братом». Поэтому другой брат стал уговаривать его, говоря: «А если бы попался ты к варварам и отдан был на руки какому-нибудь варва­ру, то ужели бы мог сказать: "Не хочу жить с ним"?» – Брат, выслу­шав это, приведенный таким словом в сокрушение, поклонился ему, говоря: «Прости меня».

Глава 7

Брат сказал еще: «Кто хочет стать монахом и не переносит оскорб­ления, уничижения и ущерба, тому монахом не бывать».

Глава 8

Если в монашескую жизнь вступит человек без дальнего рассуж­дения, то враг ухищряется вложить в него вольность и бесстыдство. А если идет кто в монахи из благоговения, то и ему внушает враг мысль свою, и будь он молод, то по благоговению его дает ему усердие к подвигу, которого не может тот совершить. Но кто поистине боится Господа, тот не увлекается ни первым, ни вторым помыслом. А если и будет уловлен бесовской прелестью, то боязнь Господа, Которого по истине возлюбил он, просветит сердце его для шествования прямым путем. Небогобоязненный же и бесстыдный не уверовал еще, что бу­дет Суд. Не уверовал в то также надменный и кичливый, не ради Бога благоговейный, потому что почитает он себя великим. Потому, если будет тревожить тебя страсть самомнения, то скажи борющему тебя: «Иди от меня прочь, лукавый помысел. Что я за человек? И в какой преуспел я добродетели, что он внушает мне подобные мысли? Свя­тые камением побиени быша, претрени быша, искушены быша, убийством меча умроша (Евр.11:37). И что говорить о подобострастных мне че­ловеках? Сам Владыка всяческих за нас претерпе Крест, о срамоте нерадив (Евр.12:2). А я, все время жизни своей проведя во грехах, ка­кой дам ответ в день Суда?» – И тем отгонишь от себя высокоумие. Если же и преуспел ты в чем-нибудь, то представь, что преуспел не собственной своей силой, по слову сказавшего: не аз же, но благодать Божия, ядже со мною (1Кор.15:10). А если будет смущать тебя бес­стыдство, то, взвесив дела свои, скажи: «В таком множестве худых дел участвовал я, как же осмелюсь отверзать уста свои, когда Господь сказал, что и за праздное слово дадут ответ человецы... в день судный (Мф.12: 36)?» Потому должно припасть ко Господу, по примеру сказавшего: Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль и Семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепо­тою их и связавый море словом повеления Твоего: заключивый бездну и запечатствовавый ю страшным и славным именем Твоим: Егоже вся боятся, и трепещут от лица силы Твоея: яко никтоже постоит пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев, еже на грешники, креще­ния Твоего. Безмерна же и неизследованна милость обещания Твоего: Ты бо еси Господь вышний, благоутробен, долготерпелив и многомило­стив и каяйся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству благо­сти Твоея... Ты убо Господи Боже сил, не положил еси покаяние правед­ным Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившым Тебе, но положил еси покаяние мне грешному: зане согреших паче числа песка морскаго: умножишася беззакония моя, Господи... и несмь достоин воззрети и ви­дети высоту небесную (2Пар.36, Молитва Манассии), – и так далее. И таким образом сам страх и молитва отгонят от тебя бесстыдство.



Глава 9

Один брат боролся с суетным помыслом, внушавшим ему, будто бы преуспел он уже несколько в добродетелях. Но, желая победить помысел высокоумия, клал он руку свою под разожженную сковороду и говорил сам себе: «Вот горишь, не высокоумствуй больше. Ибо ви­дим, что три отрока были среди горящего пламени и ни один из них не превознесся сердцем, но, с великим смиренномудрием воспевая среди печи, прославляли они Бога, говоря: душею сокрушенною, и духом сми­ренным, да прияты будем (Дан.3:39) пред Тобою. А ты, находясь в прохладе, высокоумствуешь». И тем побеждал он беса высокоумия.

Глава 10

Если найдется человек трудолюбивый и особенно подвизающий­ся в добродетелях, то никто не должен уничижать его, а, напротив того, таковых надобно принимать к себе, потому что и Богу они благоугод­ны, и обществу полезны. В этом пусть убедят нас два стана: стан ев­рейский и стан филистимлянский; Давид, единоборствовавший с Го­лиафом; также подвергшиеся кораблекрушению на море и спасшиеся ради обретавшегося с ними праведника, как написано: не бойся, Пав­ле, кесарю ти подобает предстати: и се, дарова тебе Бог вся плава­ющые с тобою (Деян.27:24).

Глава 11

Брат, по принятия им монашеского образа, боролся с мыслью вый­ти из общежития. И помыслы представляли ему такой пример: «По­смотри, – говорили они, – на эту зелень в саду; если ухаживающий за этими грядами не повыдергает растений и не пересадит на другое место, то не пойдут они в рост». На это брат отвечал помыслу так: «Ужели же садовник до конца повыдергает все посеянное на этих гря­дах? Не оставит ли на гряде, что может она пропитать? Притом вы­дернутое не так надежно, как оставшееся на месте. Потому и ты будь в числе невыдергиваемых». И тем, при содействии благодати, преодолел он помысел.

Глава 12

Если ты, возлюбленный, пожелал быть на безмолвии в общежи­тии, то смотри, чтобы помысел не стал внушать тебе обманчивой мыс­ли, которая огорчит тебя, когда раздумаешься и скажешь: «Живу я здесь за большую цену, а пища у меня ничего не стоящая». Поэтому не разо­ряй дела Божия ради снедей. Ибо если питаешь в себе подобные мыс­ли, то не по любви ходишь. Но послушаем лучше спасительного гла­са, который говорит: Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поста­вит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его. Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой прийти. И нач­нет бити клевреты своя, ясти же и пити с пияницами: приидет госпо­дин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть. И растешет его полма и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом (Мф.24:45-51). Итак, предоставим себя Господу и не будем судить подобного нам раба, которого общий наш Владыка поставил править домом. Ибо все мы Ему дадим отчет, и Он воздаст каж­дому по делам его.

Глава 13

Один брат говорит: «Помолюсь я Богу, чтобы дал благодать ру­коделию моему, и чтобы от него питалось все общежитие или целый монастырь. Не будет ли мне оттого радости?»

Глава 14

Слышал ты, домоправитель, что говорит апостол: начальствуяй, со тщанием (Рим.12:8). Никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим.4:12). Итак, смотри, не пристрастно пользуйся заповедью, ибо в другом месте апостол говорит: Ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду: и явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец (1Пет.5:3-4). И еще говорит: Подражатели мне бывайте, яко­же и аз Христу (1Кор.11:1). Ибо гордыня чужда для верных, по сло­ву сказавшего: Господь гордым противится, смиренным же дает бла­годать (Иак.4:6).

 

Глава 15

Если дух уныния беспокоит тебя, возлюбленный, то не увлекайся помыслом уныния, но пребывай на том месте, на котором поставил тебя Бог, рассуждая в себе, какую любовь имел ты к Богу, когда вна­чале пришел к монастырским дверям. Ту же любовь будем иметь и до конца, чтобы на нас не исполнилось сказанное: И яде Иаков и насыти­ся, и отвержен возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор.32:15). Итак, потерпи пока Господа, как борец, который терпением побеждает наносящего ему удары. Ибо претерпевый же до конца, той спасен бу­дет (Мф.10:22).

Глава 16

Был один брат, вступивший под начало в общежитие. Он посто­янно молчал, сам себя лишая свободы говорить. Другие новоначаль­ные говорили о нем: «Не из благоговения молчит он, а потому что не умеет говорить». Другие же говорили: «Нет, не потому, ибо в нем бес». Брат, слыша сие, не отвечал им, но в сердце своем воздавал славу Господу.

Глава 17

Один брат сказал: «Просил я себе у Господа такой помысел сми­ренномудрия, чтобы, когда брат мой прикажет мне сделать что-ни­будь, говорил я помыслу: «Это господин твой, слушай его», – а если прикажет другой брат, опять говорил: «Это брат господина твоего». Если прикажет ребенок, и тогда говорил: «Слушай сына господина своего». И таким образом, противясь чуждым помыслам, при содей­ствии благодати безмятежно делал он дело свое.

Глава 18

Однажды, когда братья ночью занимались поделием, один из них, почувствовав лихорадочный озноб, возвратился в келью свою; дру­гой же брат стал роптать на него. Поэтому послали брата к нему по­звать его. Посланный брат пошел и находит, что тот сильно страж­дет, и говорит ему: «Братия спрашивают, здоров ли ты? О деле же своем не беспокойся, мы за тебя потрудимся». Тот отвечал: «Да воспомянет любовь ваша, что и мне хотелось потрудиться с вами, но препятствует немощь моя». И брат, воротившись к пославшим его, сказал им: «Сильно изнемогает брат, но сказал мне: "Хотелось и мне потрудиться с вами" ».

 

Глава 19

Один брат вступил под начало в общежитие, но по причине же трудности борим был помыслами. Он отвечал им, говоря: «Негодный брат, ты продан уже, и что еще можешь сделать?» – И Господь даро­вал ему утешение.

Глава 20

Однажды, когда братья вкушали пищу, некий монах встал, чтобы подать кубок. Один из старцев, приняв его, нашел, что растворенное вино очень горячо. Старец сказал: «Ты обжег меня, чадо». Потому брат, как скоро пришел к себе в келью, начал бить себя, говоря: «Если бы ты был рабом у человека жестокого и сделал это, не в то же ли бы время посыпались удары на плоть твою? Потому не будь нерадив о себе».

Глава 21

Блажен монах, который соблюдает заповеди Господни и имеет по­печение о трех вещах: об упражнении в молитве, о рукоделии и раз­мышлении. Ибо написано: Упразднится и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11). И еще: Нищь есмь аз, и в трудех от юности моея (Пс.87:16). И еще: и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:2).

Глава 22

Если увидишь брата, небрегущего о своем спасении, не соблаз­няйся нерадением брата и не подражай его лености, блюди же себя чистым. Если не будем друг друга тяготы носить (Гал.6:2), то как обретем благодать пред Господом? О том позаботимся, еже не полага­ти претыкания брату или соблазна (Рим.14:13). Кто ни в чем не со­блазнил брата, сей велий наречется в Царствии Небеснем (Мф.5:19).

Глава 23

В каком месте ни пребываешь, не будь нерадив о своем спасении, ибо в законе Моисеевом написано: Аще же продастся тебе брат твой Евреанин, или Евреаныня, да поработает тебе шесть лет, и в седмое да отпустиши его свободна от себе. ... Аще же речет к тебе: не отыду от тебе, яко возлюбих тя, и дом твой, яко добро ему есть у тебе: да возмеши шило, и провертиши ему ухо... и будет ти раб во веки: и рабе твоей сотво­риши такожде (Втор.15:12,16-17). Монах, отрекся ты от мира, отпу­щен на свободу, освободил тебя Христос, но после этого не люби раб­ства суетному миру, да не будут последняя... горша первых (Мф.12:45). Напротив того, поработаем освободившему нас Христу. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 24

Если пребываешь, возлюбленный, на месте именитом, то смотри, не будь побежден высокоумием, не уничижай в мысли (других) брать­ев, будто бы принадлежат они к жалкому обществу. Один Господь знает сокровенное сердца. Смотри, чтобы не оказалось, что превозносишь­ся ты листьями, тогда как у них есть и плоды. Но лучше, сколько можешь, столько смиряй себя, и обретешь благодать пред Господом: Яко велия сила Господня, и смиренными славится (Сир.3:20).

Глава 25

Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца ду­ховного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сде­лаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Потому надобно предоставить себя Божию управлению, ибо не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то воспроти­вимся приказанию игумена не с гневом, но просительно, умоляя жа­лобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим си­лам. До крове стаете, противу греха (Евр.12:4).

Глава 26

Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных, помня Господа, Который говорит: иже убо плод приносит, и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять (Мф.13:23), – чтобы каж­дый в своем чине благоугождал Господу.

Глава 27

Если ты, брат, выйдя из общежития, будешь жить наедине, а по прошествии довольного времени возвратишься туда, откуда вышел, то смири помысел, как бы теперь начав монашество, и будешь иметь покой. Не делай так, чтобы день хранить благоговение, а через день не иметь благоговения, но во всякое время да будет с тобой смирение и обретешь упокоение.

Глава 28

У братии бывает подчас нечто подобное этому. Если брат преус­певает в благоговении, то враг другого нерадивого брата вооружает смущать его и вместе делает, что и сам безмолвствующий отвечает тому брату на безумие его. При таком же порядке дел кто-нибудь другой возвысит голос и скажет: «Вот вам и благоговение!» – А когда прой­дет огорчение, сам благоговейный начнет уязвляться противными по­мыслами и говорить сам себе: «Погубил ты свое благоговение; вот как неприлично вел себя пред братией. И теперь что сделаешь после этого равнодушия?» – Смотри, чтобы не подавило оно тебя, как немощ­ного и униженного, ибо написано: и со строптивым развратишися (Пс.17:27). И еще: и не подстелися мужу бую (Сир.4:31), – чтобы не увлечься вместе с ним в беззаконие. Так не должно развращаться с строптивым и кидаться под ноги греху, ибо написано: аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Но велено также подставлять ланиту ударившему, потому и апостол заповедует, гово­ря: Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21). И Господь дал заповедь, сказав: аще тя кто ударит в десную твою лани­ту, обрати ему и другую (Мф.5:39). Если брат в этих помыслах не противостанет врагам, не оставят они его в добродетельной жизни, но вскоре сделают сварливым, драчливым, раздражительным и гневным, человеком грубого нрава, не только не назидающим себя, но и развра­щающим души других. А если, раскаявшись, снова примется за чест­ную жизнь, то будет умнее в борьбе – как изведавший вред на опыте.

Глава 29

Два брата во время бдения дергали нитки из лоскута холстины, и у одного нитка постоянно рвалась; другого дергающего начали сму­щать помыслы на брата его. Но он, желая победить в себе раздражи­тельность, чтобы не опечалить брата своего, когда рвался уток брата, и сам обрывал свою нить. И обоим нечего было взыскивать друг с друга, и тот брат не узнал, как поступал (искушался) другой брат.

Глава 30

Брат во время бдения читал и, желая кончить главу, замешкался несколько. Другой монах начал роптать на него, говоря: «Слышал, что сказано: вставай, – а не встает». Другой же брат сказал ему: «Если б у нас был ужин, и игумен предложил нам выпить лишнюю чашу, не стало ли бы это нам приятно?» – Брат, выслушав это, поклонился ему, говоря: «Прости меня».

Глава 31

Один брат говорил другому брату: «Почему так скоро берешь у нас блюдо и не даешь нам доесть?» – Брат отвечал ему: «Я слуга, и что мне приказывают старшие меня, то и делаю». Услышав это, брат сказал: «Прости меня».

Глава 32

Думаю, что полезно для братии, чтобы настоятель принял на себя заботы подчиненного, и сделал брата беспечальным и неразвлекаемым во всех отношениях, особливо же от приходящих мирян, чтобы помы­сел брата занят был одной молитвой, чтобы он как подстриженная пальма тщательно востекал на высоту добродетелей. Ибо тлят, гово­рит апостол, обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Велико крушение душ, где не имеют силы правила и распоряжения настоятеля.

Глава 33

Если к тебе, монах, придет другой монах или мирянин, то не ста­райся угощать его сверх сил своих, чтобы после удалении брата не жа­леть тебе своего добра, для него издержанного, но предложи ему, что Господь тебе пошлет. Лучше предложить зелия с любовью, нежели ты­сячи яств с сердечной тугой: доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.9:7). Говорю же это, брат, не с намерением пресечь у вас страннолюбие, но чтобы приношение ваше было благоприятно, по словам сказавшего: Страннолюбцы друг другу, без роптаний (1Пет.4:9). А о страннолю­бии нет нужды и писать вам, ибо знаете, что страннолюбие выше мно­гих добродетелей. По страннолюбию и патриарх Авраам угощал Ан­гелов; по страннолюбию и праведный Лот не погиб при истреблении Содома. Подобно и Раав, известная под именем блудницы, не погибла с неверующими, по страннолюбию приняв с миром соглядатаев (по­сланников). Спаситель говорит: странен бех, и введосте Мене (Мф.25: 35). Блажени милостивии: яко тии помилованы будут (Мф.5:7).

Глава 34

Если к тебе, возлюбленный, придет брат и станете вы оба вместе совершать обычное правило службы, и попросишь брата сказать не­что от сердца своего, а он откажется раз, два и даже три, то не принуж­дай его, ибо многие не умеют проповедовать добродетели словом, но проповедуют истину делом. И этим возвеселишь сердце брата; любо­прительность же (спорливость) не располагает к добродетели, а ско­рее доводит до раздражения.

Глава 35

Если посещаешь больного, то смотри, чтобы враг не внушал вам мысли заняться празднословием или пересудами, и тем не лишил тебя награды; ибо у диавола в обычае это: одному вредить слухом, друго­му – языком. Напротив того, надобно утешать болящего Божествен­ным Писанием и страданиями Спасителя. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 36

Если, возлюбленный, к брату твоему придет странник, то помоги брату по мере сил своих, чтобы и тебе стать соучастником в странно­любии; и Господь благоустроит пути твои.

Глава 37

Если вышел ты, возлюбленный, вместе с братьями твоими на по­делие, то по мере сил, дарованных тебе Господом, помогай более не­мощному, зная, что получишь от Господа награду за труд и за состра­дание. Если же ты худосилен и немощен, то не пускайся много гово­рить, приказывать и вольничать, но лучше молчи и безмолвствуй, и Господь, видя твое смирение, убедит сердца братии твоей не налагать на тебя бремени.

Глава 38

Безмолвствующие в единении называют блаженными пребыва­ющих в общежитии, потому что ведут жизнь неразвлеченную. А если нет любви у братии, то общежительные, особенно же живущие нера­диво и предающиеся унынию, называют блаженными отшельников. Но у кого рассудок совершенен, тот легко избегает сетей врага.

Глава 39

Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть корень бо всем злым (1Тим.6:10). Угодно ли знать, чем искореняется страсть сребролюбия? – Тем, чтобы всем сердцем и всей душой возыметь упо­вание на Бога.

Глава 40

Если ты, брат, проворен в рукоделии своем, так что бывает у тебя сработано много и что-нибудь важное и дорогое, то не превозносись этим и не унижай других братии, которые немощнее тебя, ибо ты не совершил еще этим своей добродетели. Лучше чти и бойся Господа, чтобы даровал тебе силу до конца, потому что суетны те, которые надеются на собственную свою силу: Хваляйся же, о Господе да хвалится (2Кор.10:17).

 

Глава 41

Не должно завидовать преспеянию брата, потому что (все) мы – члены тела Христова.

Глава 42

Если тебе, монах, игумен твой, или кто раздает вам работы, сдела­ет замечание касательно доброты сработанного, то без огорчения при­ми обличение. Но тем паче будем добротолюбивыми по доброй сове­сти, чтобы и продающий, и покупающий – оба возблагодарили Гос­пода. Скажем же и помыслу: «Ведь если пойдем покупать сосуд или одежду, то не заботимся ли о красоте покупки?» – Потому будем до­бротолюбивыми по совести.

Глава 43

А мы, возлюбленные, кому вверено домоправление, будем носить на себе немощи немощных. Ибо Спаситель сказал: не требуют здра­вии врача, но болящии (Мф.9:12).

Глава 44

Хотя бы настоятели наши к нам, возлюбленные, были и строптивы (чего да не будет!), однако же будем служить им по доброй совести, – как Господу, а не как человекам, зная, что от Бога получим награду.

Глава 45

Монаху должно быть благоразумным и чистым, чтобы распозна­вать замышленное против него противником; иное пропускать со сме­хом, иное же – со смирением, а иное низлагать хорошо приправлен­ным словом.

Глава 46

Если враг возбуждает брата злословить тебя, возлюбленный, и на­зывать злым или негоднейшим стариком, то великодушно перенеси оскорбление. А если ради мира укрепимся и помыслом, то наименова­ние «злого» будем принимать за наименование доброго, и наименова­ние «негоднейшего» – за именование прекрасным. Ибо рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем (2Тим.2:24).

Глава 47

Одному брату во время бдения помысел внушал такую мысль, го­воря: «Сегодня дай себе отдых и не вставай на бдение». Но он отвечал помыслу: «Рассуди, что завтра не встанешь, поэтому должен встать сегодня». И за работой также внушал ему помысел: «Дай себе отдых сегодня, а завтра работай». Он же опять отвечал: «Нет, сегодня рабо­тай, а о завтрашнем дне попечется Господь».

Глава 48

Если ты, возлюбленный, приобретешь чью дружбу и удостове­ришься, что этот человек истинно боится Господа, то, как говорит Господь: От плод их познаете их (Мф.7:16). Но и не подозревай его в чем-либо худом! Впрочем, хорошо быть трезвенным во всякое время. А если захочет кто иметь с тобой льстивую дружбу и вольность, неугодную Богу, то тщательно соблюдай себя от такого человека и во­все не дозволяй себе с ним вольности, неугодной Богу. Если же начнет обнаруживать тайную свою страсть в улыбке или в усмешке, показы­вая притворное свое послушание, и вознамерится ввести тебя в обман, то не давай помыслу дойти до неразумия, но взгляни на него строгим оком, чтобы узнал он положенное в тебе доброе основание, а затем или переменил лукавую мысль, или удалился от тебя.

Глава 49

Если ты, возлюбленный, мужественно подвизаешься против поку­шающихся похитить труды делания твоего, то смотри, чтобы кто, ухи­трившись, не подкрался снизу и не уронил тебя. Но приводи в порядок свой помысел и не просмотришь попутный тебе ветер, и снаряд будешь иметь в готовности, и спасешь корабль, введя в пристань жизни.

Глава 50

Кто, посадив у себя смоковное дерево, оставляет без присмотра плод его? Тем паче должно наблюдать за невинностью и целомудри­ем. Господь ненавидит общество людей сластолюбивых, потому и на­писано: Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Или кто, укушенный раз аспидом, не бережется того (раза), чтобы не приблизиться к норе его? Если же после угрызения вложит руку в нору его, и другой раз будет угрызен, – кто тогда виновен в смерти? Ядо­витое ли животное, или непоберегший себя человек? А ты выразумей сказанное.

Глава 51

Дух Святый открывает человеку, какой путь хорош, а какой нехо­рош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом, чтобы человек, зная воздаяние за то и за дру­гое, избежал вредного. А если, и узнав, не избежит, то какое оправда­ние будет иметь в день Суда? – Украшение одежд, блуждающее око, вытянутая шея, обнаженные плечи и ноги, от страстного движения от­крытые, – все это призывает смерть.

Глава 52

Блажен, кто позаботился о назидании и спасении других. Того не отлучат от Небесного Царства (вместе) с делающими соблазн, – но жилище его будет (вместе) с благоугодившими Владыке Христу. Ему слава во веки! Аминь.

Глава 53

Объяви родителям по плоти, чтобы не приходили к тебе часто. Ибо, говоря при тебе о делах своих, расслабят они помысел твой, а вместе научат тебя и невоздержанию. Довольно посещать им тебя од­нажды или два раза в год. А если совершенно пресечешь бесполезные свидания, то сделаешь еще лучше.

Глава 54

Многоядение и многопитие в настоящем только имеют приятность, а на следующий день оставляют в помысле неприятность и расслабление.

Глава 55

Если случится тебе впасть в болезнь, то не пиши часто к родите­лям по плоти, – не прибегай к мертвой помощи и к человеческому покровительству. Но лучше будем иметь долготерпение, ожидая ми­лости от Бога, чтобы Он управил нас во всем, ибо бывает время, когда и плоть имеет нужду во вразумлении. Во всем же будем благоугож­дать Господу, яко Той печется о вас (1Пет.5:7).

Глава 56

Брат занемог однажды и, принуждая себя, работал; наедине же, в келье своей, умолял с плачем Господа даровать ему здравие. Потом опять говорил сам себе: «Горе мне, нерадивому! Душа моя ежечасно больна, и нет мне заботы о ней; а когда тело мое немного расстроено, со слезами прошу у Господа исцеления». И еще говорил: «Господи Иисусе Христе, исцели у меня душу и тело, чтобы не быть мне в тя­гость братии, потому что, Господи, не собственной своей силой питается человек. Если Ты, Владыка, не снабдишь нужным и достаточным, то человек – ничто. Впрочем, Владыка, и здравие даруй мне, непо­требному рабу Твоему, потому только, что Ты – Бог кающихся, и на мне покажешь величие Твое». И, не выпуская из рук работы, получил он исцеление и сказал словами апостола: «Егда немощствую, тогда силен семь (2Кор.12:10), ибо на мне исполнилось сие действительно». Когда человек болен, тогда и душа его паче меры начинает искать Господа. Вот почему вразумление хорошо, если только вразумляемый благодарит; таковой скажет: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим (Иов.2:10)? Буди имя Господне благословенно во веки (Иов.1:21)! Аминь.

Глава 57

Если, возлюбленный, живешь ты под правилом, то не поддавайся унынию и не проводи в праздности второй или третий день недели, иначе всю неделю будут беспокоить тебя помыслы, как и бывает с ины­ми в общежитиях. Ибо это дух уныния внушает монаху мысль – ни­чего не делать во второй и третий день недели, а потом, в прочие дни недели, оставляет его под гнетом помыслов, пока не наступит время сдавать с рук работу. Ты же, возлюбленный, трезвись во всем, чтобы противнику не в чем было уловить тебя. Поэтому старайся дневную работу оканчивать в назначенный день; а ум, не связанный заботой и печалью, будет иметь свободное время для молитвы.

Глава 58

Когда кто, отрекшись от мира, вступит в братство и еще только начнет проходить послушание, враг влагает в него желание прежде времени принять монашеский образ, чтобы брат, не вынеся чрезмер­ности желания, бежал с поприща. И если он вытерпит послушание до монашеского образа, враг побуждает его выйти из общежития и без­молвствовать в уединении, влагая ему в ум что-нибудь подобное сему: «Выйди отсюда, живи в уединении и трудись понемногу, потому что ты немощен, не можешь перенести трудности этого дела». И если брат выйдет и не будет мужественно нести трудов подвижничества, то при­дет еще в большее изнеможение; а если постигнет его болезнь, еще более станет раскаиваться, что оставил свое место.

Глава 59

Иному брату искуситель придает готовность к подвижничеству, к принятию на себя строгого правила и к высокому житию. Через несколько же времени или через несколько лет искуситель начинает представлять ему продолжительность (подвига по) времени и говорит: «Трудно тебе пребывать до конца под сим строгим правилом, и тело твое может изнемочь совершенно». Но если душа брата жаждет спасе­ния, не вверит он себя обманчивым помыслам, послушается же настав­ления и совета мужей опытных и боящихся Господа или запретит в себе восстанию помыслов. А кто не так тверд в добродетели, тот скры­вает свою немощь и, вознамерившись только для единодушной братии проходить подвижничество, уходит с места, чтобы удовлетворять своему желанию, как ему угодно. Но таковые доводят себя до паде­ния, потому что из человекоугодия упражняются в добродетели. Ос­нование их положено не на камне, а на песке: как скоро пойдет дождь, потекут реки и подуют ветры, падают они от помыслов. Когда такие по видимости приобретают добродетель, то надмеваются великой гордостью; а когда падают, предаются бесполезному отчаянию, ибо написано: еда падаяй не востанет, глаголет Господь (Иер.8:4). И еще: не хощу смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему (Иез.33:11). А кто живет по Богу, тот, хотя бы преуспел в великой добродетели, не надмевается, не превозносится, помышляя о величии Господа и о том, как Он смирил Себя: послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:8). Даже от страха таковой презирает себя самого, подобно тому, который говорит: мню себе землю и пепел (Иов.42:6). Добродетель же подобна царской багрянице, – в нее нельзя воткать что-либо чуждое. Вот почему вознамерившийся жить по Богу не падает самым тяжким падением. Если как человек и поко­леблется, то Господь, зная непорочность сердца его, утвердит душу его вразумлением рабов Своих. А если кто вразумляемый противоречит, то подобен упрямому коню, который не боится узды, пока не сбросит с себя всадника. Ибо жестокосердый несчастно падает (Притч.28:14).

Глава 60

Кто не радеет о своем спасении и о делании в общежитии, тот бы­вает образцом лености для многих братий. А кто радеет о своем спасе­нии, тот сподобится великой славы на небесах, потому что был образ­цом добродетельной жизни и в нерадивых братиях возбуждал усердие к преспеянию в добродетелях. Как сражающийся впереди в военном строю имеет большую пред всеми честь, так и от Бога будет почтен всякий, кто трезвится в деле Господнем.

Глава 61

Когда грешишь ты, монах, и делаешь, что не должно, тогда да не обольщает тебя помысел хвалиться и говорить: «Сколько бы худого ни сделал монах, все лучше он человека мирского». Написано: Не хва­ляй бо себе сей искусен, но егоже Бог восхваляет (2Кор.10:18). А ты прежде испытай дела свои: действительно ли проводил жизнь в послушании, как возвышаешь себя, препобедил ли вожделение, возлюбил ли нищету, возненавидел ли пересуды, отложил ли любовь к тщесла­вию, возненавидел ли грех, возгнушался ли сластолюбием, точно ли никому не делал зла, одолел ли страсти, оскорбляемый ли не гневался и, слыша себе похвалы, не превозносился ли, возлюбил ли Господа всей силой и ближнего, как себя самого? Если же не соблюли мы сего, то для чего велеречим (тщеславимся) о себе? Об этом должно плакать пред благостью Его, чтобы исцелил нас от жестокосердия и соделал достойными проводить возвышенное житие.

Глава 62

Горе тому монаху, который, погубив благоговение, мужается в вине (Сир.31:29)! Если не будет он трезвиться, то при конце своем должен горько мучиться. А кто блюдет пути свои о Господе, тот на­следует вечную славу.

Глава 63

На новооглашенных не должно налагать (тяжкого) правила, чтобы они не переходили от одного старшего к другому, даже когда разлуче­ние их признается справедливым, – ибо много козней диавольских.

Глава 64

Детям не должно давать свободы вольно обходиться с братией, но лучше содержать их в безмолвии и подчинении о Господе.

Глава 65

Никто из высших да не соблазняет низших и да не служит для них примером худого обращения, потому что написано: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв.2:15). Но лучше да будут они образцами для верных.

Глава 66

Желающие спастись должны обращать внимание не на падение других, но на себя самих, ибо написано: Темже и тщимся, аще входя­ще, аще отходяще, благоугодни Ему быти. Всем бо явитися нам подоба­ет пред судилищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом соде­ла, или блага, или зла (2Кор.5:9-10).

 

Глава 67

Если не подчиняется кто старшему, как должно, то старший да понесет на себе немощь новоначального, чтобы чрез этот труд соблю­сти труды прошедшего времени, как говорит апостол: Должны есмы мы силнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим.15:1-2).

Глава 68

Монах не останется долго на одном месте и не найдет себе успокое­ния, если не возлюбит прежде молчания и воздержания. Ибо молча­ние учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает по­мысел неразвлекаемым. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние.

Глава 69

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.