Методически рекомендации по изучению темы
По окончании практического занятия студенты должны овладеть знаниями о том, как строится психологическое консультирование, какие факторы влияют на это построение.
Студенты должны четко разграничить семейное консультирование и другие его формы, этому поможет выполнение самостоятельной работы под номером 4. Они должны знать, на каком основании организуются просветительские группы и группы поддержки, параллельные, развивающие и коммуникативные группы для детей, которые проходят параллельно с родителями, знать, в чем их сходства и отличия, при каких условиях применяется каждый их этих методов. В этом поможет разобраться задания для самостоятельной работы под номером 6.
Знать особенности построения психокоррекционной деятельности, в зависимости от количества участников групп (индивидуальное, групповое, и т.д.)
Студенты должны знать основные теоретические подходы к проблеме супружеской психотерапии в отечественной и зарубежной психологической литературе.
Уметь провести просветительские занятия для детей и родителей, с целью оптимизации детско-родительских отношений.
Примерные вопросы к экзамену
1. Сущность брака и семьи, жизненный цикл и возрастные кризисы развития семьи.
2. Исторические модели семьи, культура отношений в семье, психологический климат и механизмы гармоничного семейного воспитания.
3. Понятие о базовых функциях семьи - их общая характеристика.
4. Общие принципы преодоления нарушений базовых функций семьи.
5. Группа биологических функций семьи; репродуктивная (детородная) функция.
6. Группа психологических функций семьи; психотерапевтическая функция, сексуально-эротическая функция.
7. Группа микросоциальных функций семьи; коммуникативная функция, воспитательная функция и аномальные стили воспитания, первичный социальный контроль.
8. Группа макросоциальных функций семьи; образовательная и хозяйственно-экономическая функции.
9. Семейные подсистемы и роли, детско-родительские и детско-детские отношения.
10. Этапы и кризисы развития семьи до поступления ребенка в школу: характеристика и социально-педагогическая помощь.
11. Совместимость супругов и их готовность к родительской функции: характеристика и социально-педагогическая помощь.
12. Этапы и кризисы развития семьи с ребенком в младших классах школы: характеристика и социально-педагогическая помощь.
13. Этапы и кризисы развития семьи с ребенком в средних классах школы: характеристика и социально-педагогическая помощь.
14. Этапы и кризисы развития семьи с ребенком в старших классах школы: характеристика и социально-педагогическая помощь.
15. Этапы и кризисы развития семьи после отделения взрослого ребенка: характеристика и социально-педагогическая помощь.
16. Дисфункциональные семьи и их типология.
17. Семья с больным ребенком: типы, этапы и кризисы, оказание помощи.
18. Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца): типы, этапы и кризисы, оказание помощи.
19. Семья сневротическим расстройствами и психическим инфантилизмом ребенка: типы, этапы и кризисы, оказание помощи.
20. Семья с эмоциональным отвержением ребенка, внутрисемейным насилием и ранними формами девиантного поведения ребенка: типы, этапы и кризисы, оказание помощи.
21. Семья спедагогически запущенным ребенком: типы, этапы и кризисы, оказание помощи.
22. Методы исследования семьи и семейных отношений.
23. Правовое регулирование семейных отношений.
24. Развод и повторный брак - характеристика и методы оказания помощи.
25. Неполная семья: типы, этапы развития и кризисы, оказание помощи.
26. Подготовка молодёжи к семейной жизни.
27. Психологическое просвещение и тренинг родительской компетентности как базовые технологии работы с родителями.
28. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: классификация и характеристика основных направлений.
29. Этапы семейного консультирования; общий и частный алгоритмы консультирования.
30. Начальный этап семейного консультирования: принципы проведения и характеристика технологий.
31. Второй этап семейного консультирования: принципы проведения и характеристика технологий.
32. Третий этап семейного консультирования: принципы проведения и характеристика технологий.
33. Четвертый этап семейного консультирования: принципы проведения и характеристика технологий.
34. Пятый этап семейного консультирования: принципы проведения и характеристика технологий.
35. Этические принципы и психологические позиции семейного консультанта.
36. Психотерапевтическая (защитная) функция родителей и её совершенствование.
37. Роль семейного воспитания как ранней профилактики девиантного поведения и наркологических заболеваний у детей.
38. Техники психологического «присоединения» к семье.
39. Методы расспроса о семейной истории; типы вопросов.
40. Переформулирование (рефрейминг): характеристика метода.
41. Способы активизации когнитивной (исследовательской) активности семьи.
42. Исследование терапевтического запроса семьи и его развитие с помощью специальных вопросов и построения гипотез.
43. Варианты техники психотерапевтического «домашнего задания» семье.
44. Когнитивно-поведенческие техники изучения и совершенствования базовых функций семьи.
45. Специальные алгоритмы преодоления семейной тревоги.
46. Специальные алгоритмы преодоления у членов семьи взаимного отвержения в семье.
47. Алгоритмы формирования сплочения в семье и поддержания психологического комфорта.
48. Алгоритмы коррекции аномальных стилей воспитания.
49. Техники смены ролей и ролевого разыгрывания ситуаций в семейном консультировании.
50. Изучение архивов семьи и семейная генограмма.
51. Работа с иррациональными ожиданиями, установками и сценариями поведения в семье.
52. Семейная психодрама: краткая характеристика и использование в консультировании.
53. Структурные ходы в консультировании семьи.
54. Игровое метафорическое интервью, интервью с игрушками в семейном консультировании.
55. Не директивное и директивное семейное консультирование.
56. Особенности индивидуального и общего семейного консультирования.
57. Групповая супружеская и семейная психотерапия.
58. Параллельные коррекционные, развивающие и коммуникативные группы для детей в семейном консультировании.
59. Психологическая диагностика семьи: тесты PARI, АСВ, опросник Варга-Столина.
60. Психологическая диагностика семьи: тесты Рене Жиля, проективные рисунки семьи.
61. Проективная диагностика семьи: цветовой тест отношений, совместный тест Лири.
62. Использование результатов психодиагностики семьи в психологическом консультировании.
Учебное издание
НЕЛИДОВ АЛЕКСЕЙ ЛЬВОВИЧ
АВДОНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
КАЛИНИНА ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» для специальности 031000 - Педагогика и психология
В авторской редакции
Технический и художественный редактор С.П. Никонов
Компьютерная верстка М.Б. Колясникова
Лицензия ИД №04436 от 03.04.2001 Подписано в печать 13.09.07.
Формат 60х84/16. Усл. печ. листов 3,5 п.л. Тираж 170 экз. Заказ
Издатель:
Арзамасский государственный педагогический
институт им. А.П. Гайдара
607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К.Маркса, 36
Участок оперативной печати АГПИ
607220, г. Арзамас Нижегородской обл., ул. К. Маркса, 36
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|